Кучинский Дмитрий: другие произведения.

Словарь гд (Игрового Дизайнера)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 5.45*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это - черновой набросок словаря, прототип. Одному человеку создать словарь сложно, поэтому лучше двигаться постепенным наращиванием и корректировкой, циклами, итерациями. Это первая такая итерация, возможно кто-то сделает другие циклы, наращивая и корректируя данный набросок. Там есть дополнительные разделы, пока я не нашел общего словаря по игровой индустрии пусть полежат здесь.

  Предметная область словаря ГД:
  ------------------------------------------------------------------------
  Предметная область этого словаря - СОЗДАНИЕ геймплея.
  То есть геймплей это как бы некая коробка с детским конструктором. И к ней
  относятся - документы - инструкции как собирать конструктор(концепт-документ,
  дизайн-документ, описания...), механизмы этого конструктора(механика, баланс,
  ролевая система...), составные детали(сеттинг, сюжет, юниты...) и конечно типы
  того, что может получиться - типы геймплея(жанры, одиночный или мульти, дезматч...)
  ------------------------------------------------------------------------
  
  Формат словаря:
  ------------------------------------------------------------------------
  Термин (Поясняющее слово) - 1) Правило(толкование) 1
   2) Правило 2
   ...
  [примеры Термин:]
  Термин примера 1 (Поясняющее слово) - 1) Описание 1
   2) Описание 2
  Термин примера 2 (Поясняющее слово) - 1) Описание 1
   2) Описание 2
  ------------------------------------------------------------------------
  
  Основные термины:
  -----------------
  Игра (game, гейм) - 1) это участие в игровом процессе
  Геймплей (gameplay, игровой процесс) - 1) процесс получения
  удовольствия(Fun, развлечения) от преодоления игровых препятствий
  Геймдизайн (gamedesign) - 1) создание игрового процесса
  Геймдизайнер - 1) игровой дизайнер, создатель геймплея. Разбирает
  геймплей на составные части, вплоть до абстрактных (типа 'вместо орков и
  гоблинов - белые кубики, шарики под номерами 1,2,3 и буквами A,B,C'). И
  собирает из составных частей геймплея целое. Цель работы - чтобы от этого
  целого геймплея игрок на самом деле получил удовольствие-фан (игрок здесь это некий
  собирательный образ, осредненные вкусы многих игроков из целевой
  аудитории)
   слушать Winamp'ом (c) Ножнин Д, 1С
  основные ошибки начинающего геймдизайнера (с) Вознюк М, "МиСТ Ленд - ЮГ"
  Ошибки геймдизайнера: Горячая десятка (с) Ножнин Д, 1С
  
  Концепт-документ - 1) краткая концепция, замысел игры, объемом в
  несколько страниц (1-3). Существует как в отдельном документе, так и в
  составе дизайн-документа.
  2) стратегически важная информация об игре. Возможно после прочтения этого
  документа читатель решит обратить внимание на дизайн-документ. Кроме того,
  не зависимо от желания, концепт-документ может быть единственным,
  ознакомиться с которым у читателя есть возможность . Объемом не больше
  нескольких страниц (обычно 2-3) (с) издатель '1С'
  [примеры концепт-документа:]
  Пример от 'Буки' - 1) обычно состоит из разделов: общая идея игры,
  сюжет игры, игровой процесс, игрок, враги, игровой мир, ссылки
  от Буки
  Пример от '1С' - 1) обычно состоит из разделов: введение, жанр и
  аудитория, основные особенности игры, описание игры, предпосылки создания,
  платформа, контакты(когда это отдельный от диз-дока документ)
  от 1С
  Примерчик от меня - 1)
  здесь
  
  Вижен (vision) - 1) литературно расширенный концепт-документ, для
  внутреннего пользования, преследует цель вдохновить команду.
  слушать Winamp'ом
  
  USP (unique selling points) - 1) Ключевые особенности, отличающие
  игру от других игр в этом жанре и ориентированных на ту же целевую группу.
  Упоминаются в шаблоне концепт-документа, раздел 'Основные особенности игры'.
  здесь
  2) Уникальные продающие свойства. Образно это вкусности, изюминки.
  
  Дизайн-документ - 1) это развернутое руководство по созданию игры,
  основными частями которого являются "Функциональная спецификация"(что делать)
  и "Техническая спецификация"(как делать). Они могут состоять из разделов:
  Принципы игры, Интерфейс пользователя, Графика и видео, Звуки и музыка,
  Сюжет (если требуется), Описание уровней. Это из статьи 'Анатомия дизайн
  документа' Тима Райана
  Текст статьи 1
  Текст статьи 2
  Там же сказано, что дизайн-документы(диз-доки) можно изменять в процессе
  работы. Вероятно путем наращивания и корректировки.
  2) дизайн-документ это организованная совокупность таких документов:
  - "Концепция" (концепт-документ) - создается коллективом
  - "Функциональное описание" - создается главным геймдизайнером
  - "Техническая спецификация" (основа) - создается главным программистом,
  главным художником, звуковиком и тп
  - "План игры" - создается менеджером проекта
  Текст статьи
  (c) фирма 1С, Андрей Грищенко, Дмитрий Ножнин, Сергей Герасев, Юрий
  Мирошников (идея это создать)
  [примеры дизайн-документа:]
  Пример от '1С' - 1)
  здесь
  
  Баланс - 1) это состояние игры, когда возможности игровых юнитов одного
  игрока практически не превышают возможности другого. И победа достигается за
  счет мастерства(знаний и умений) в самой игре. При этом в процессе игры
  возникают колебания игрового перевеса (продолжительные, но не слишком
  долгие), которые заканчиваются победой(максимальным колебанием
  выходяходящим за границы, определяющие победу, и происходящим из-за
  положительной обратной связи).(колебания и положительные обратные связи взяты мной
  из статьи Эрнеста Адамса)
  
  Балансовые таблицы - 1) вероятно имеются ввиду таблицы отражающие игровую
  механику.
  
  Сеттинг (setting) - 1) декорации игрового мира
  [примеры сеттинга:]
  киберпанк (cyberpunk) - 1) нанотехнологии, имплантанты
  фэнтэзи (fantasy) - 1) магические артефакты
  научная фантастика (sci-fi) -
  ...
  
  Игровая механика - 1) набор формул, которые численно и логически описывают
  взаимодействие всех элементов игрового процесса. Примерами таких формул
  являются формулы развития персонажа в RPG, вычисления вероятности
  попадания юнитов друг по другу в стратегиях, соотношения параметров орудий
  в шутерах (c)Илья Стремовский, Nival Interactive
  [примеры игровой механики:]
  КР2 - Космические рейнджеры 2 - 1)
  Об игре - Кр2 - Игровая механика
  
  Ролевая система - 1) это игровая механика для RPG игр. Она включает в себя
  правила генерации персонажа, развития персонажа(развитие умений (skill) и тп),
  правила воздействия случайных чисел, правила боевой системы(оружие и
  сражения), правила других систем (магии и т.п.) Понятие ролевая система пришло
  из настольных ролевых игр, основанных на бросании кубиков,
  игральных костей.
  Ролевая система Skill-based - 1) система начисления опыта(экспы) в
  соответствии с использованием умения. Использовал это умение, улучшилось владение
  именно этим умением. Вероятно это подходит для жанров типа 'action-rpg'.
  Ролевая система Level-based - 1) уровневая система начисления опыта(экспы) в
  соответствии с "классом" персонажа. Примерно так: участвовал в бою, получил очки
  опыта или нашел клад, но взял его не деньгами, а опытом. И если опыт достиг
  определенного уровня, то развивается одно из твоих базовых умений,
  определяемых "классом". А также предлагается развить одно из побочных умений или
  разучить новое умение, как в ролевой TBS 'Heroes Of M&M' (а если не достиг уровня,
  то ничего не развивается и не предлагается).
  [примеры ролевых систем:]
  DnD, D&D, AD&D - (Dungeon-And-Dragons, Подземелья и Драконы) -
   1) "классовая" система, где умения персонажа в большой степени определяются
  избранной им профессией. D&D подобные системы хороши для "героических"
  миров, вроде фэнтези-вселенных или "Звездных войн".
  Один из примеров это игра Neverwinter Nights.
  Gurps (Generic Universal RolePlaying System) -
   1) универсальная ролевая система, автор Steve Jackson. Она основана на
  обсчете бросков 3х кубиков с шестью гранями (3d6). Универсальность обозначает не
  привязанность к определенному сеттингу, то есть способность конвертироваться под
  любую игровую вселенную и набор правил. Это достоинство является одновременно и
  недостатком т.к. сильно повышает сложность системы - получается огромный набор
  сложнейших правил и модификаторов. Еще одной особенностью GURPS является то, что
  эта система безклассовая, построена на системе умений skills (они подбираются
  персонажу поштучно), достоинств и недостатков (advantages, disadvantages). Gurps
  хотели реализовать в игре Fallout, но потом сделали другую систему. Gurps
  кратко описана здесь
  раньше было тут
  Основной книгой по Gurps является 'Basic Set', ее перевод есть
  здесь файл
  Fudge -
  Fuzion -
  S.P.E.C.I.A.L - 1) Ролевая система игры Fallout, основана на d100
  ...
  
  Жанр - 1) общие черты геймплея, свойственные обширной группе игр.
  [примеры жанров:]
  Аркада (arcade) - 1) игра с такими свойствами:
  - простые правила на быстроту и точность, со строгим соблюдением этих правил.
  - относительно короткие и однообразные уровни, которые можно пройти в любом
  порядке.
  - отсутствие или сильная ограниченность сейвов. При том, что они
  вообще мало необходимы.
  - респавн(оживание ликвидированных) противников или их точных аналогов.
  Боардгейм (boardgame) - 1) игра на доске, типа шахмат, обычно походовая
  Экшен (action) - действие
  Шутер (shooter) - 1) экшен со стрельбой
  FPS - 1) шутер от 1го лица, вгляд из глаз персонажа
  TPS - 1) шутер от 3го лица, вгляд со спины персонажа
  Паззл (puzzle) - головоломка
  Стратегия (strategy) - 1) расширенное управление ресурсами, обычно
  конфликтуя за них с противником
  TBS (Turn Based Strategy) - 1) походовая стратегия (сделал ход, пауза,
  сделал другой ход)
  RTS (Real Time Strategy) - 1) стратегия в реальном времени (без разбивки на
  ходы)
  RPS (Role Playing Strategy) - 1) стратегия с элементами RPG, как Warcraft 3
  Варгейм (Wargame) - 1) военная стратегия т.е. стратегия без
  экономической, а возможно и политико-дипломатической частей, т.е. с
  упором на сражения, на военные ресурсы
  Квест (Quest) - 1) поиск, бродилка, обычно с головоломками
  RPG (Role Playing Game) - 1) игра по отыгрыванию 'роли', обычно с развитием
  (прокачкой) персонажа
  MMORPG (Massively Multiplayer Online RPG) - 1) Массовые(например 500 и
  больше игроков) Мультиплеерные Онлайн RPG
  CRPG (Computer RPG) - 1) игра RPG на компьютере, а не настольное бросание
  кубиков
  Симулятор - 1) подражание. В отличии от аркад в симуляторах очередь
  циклически выполняемых действий длиннее и вариантов цепочек больше.
  ...
  
  AI (Artifical Intelligence) - Эй-Ай - ИИ, Искусственный Интелект
  Повер ап (power up) - 1) усилитель к-то свойства игрока
  Скил (skill) - умение
  Перки (perk, perqussion - льгота), Фиты (feats) - дополнительные
  спецнавыки, спецумения. Дают дополнительные возможности, например, произносить
  заклинания, не раскрывая рта, драться вслепую и тп
  Мод - 1) модификация всей игры, изменение всего игрового процесса
  Мутатор - 1) мини-изменение, мини-мод, мутация (чаще всего) одного
  параметра, режима игры; например, отключение всех аптечек на уровне,
  игра только одним видом оружия, бесконечные патроны, низкая гравитация
  на одной карте и тп. Мутаторы можно смешивать, чтобы действовали одновременно.
  (c) Goblin
  Перс, чар (person, character) - персонаж
  Протогонист, альтерэго (alter ego) - персонаж, за которого играет игрок
  Юнит - 1) это "актеры" игры, контролируемые игроком или искусственным
  интеллектом, сайт
  2) единица, целое, элемент. Например, пехотинец из отряда пехотинцев.
  NPC (non player character) - 1) персонаж который управляется компьютером, а
  не игроком
  Бот - 1) персонаж типа управляемого робота
  Сингл (single) - одиночное прохождеие игры
  Мультиплеер - одновременная игра многих игроков между собой
  [Режимы мультиплеера:]
  Дэсматч (дэзматч, дэфматч, deathmatch) - все против всех
  Кооператив - совместное прохождение одиночной игры
  Team Deathmatch - команда против команды
  CTF (Capture The Flag) - захват флага, две команды, две базы, два флага.
  Domination - захват и удержание нескольких точек на уровне
  Assault - штурм базы
  ...
  
  Сюжет (story line, сюжетная линия) - 1) - последовательность событий
   - скорость, динамика, ход событий
   - мотивировка событий
  Сценарий - 1) ядро сюжета(его сердце, без костей и остального тела),
  выраженное в форме диалогов (остальное тело выражается другими выразительными
  средствами игры)
  Игровой интерфейс - 1) кнопки, окошки с информацией итп
  Скрипт (script) -
  Левел (level) - уровень
  Мап (map) - карта местности
  Миссия -
  
  ====================================================================================
  Дополнительные термины:
  -----------------------
  Артефакт - 1) предмет искусственного происхождения
  Гаджет - спецприспособление, например, прикрепляемая в любом месте
  видеокамера
  Девайс (device) - устройство, приспособление
  Кемпер (camper?) - 1) любитель прятаться, сидеть в засаде
  Айтем (item) - 1) отдельный предмет в списке
  Бонус (bonus) - премия, поощрение
  Стелс (stealth) - тайком, скрытно
  
  Демо - демонстрационная, урезанная версия игры
  Аддон (add on) - 1) дополнительная игра, в том же общем стиле, что и основная
  Изометрия -
  Assets - 1) все содержание игры (библиотеки текстур, модели, анимация,
  звуки...), "активы" игры.
  Пенальти (penalty) - 1) наказание
  Хедшот (head shot) - выстрел в голову
  Респавн, респаун - возрождение после смерти
  
  (из MMORPG "Сфера")
  Моб - монстр
  Данж (dungeon) - подземелье
  Лут (loot) - добыча, награбленное (содержимое мешочков, выпадающих из убитых
  мобов)
  Дамаг (damage) - урон, повреждения
  Экспа (experience) - опыт
  Порошки - расходующийся вид магии, продается в магазинах;
  Мантры - бесконечная магия с ограничением по частоте использования и
   вероятностью записи в книгу, в магазинах не продается;
  Клан - организованное сообщество чаров, связанных схожим отношением к
   способам достижения цели.
  ПК, плеер-килл (player kill) - убийство игрока другим игроком;
  Нуб (newbee) - новичкок, неофит
  Элайнмент (alignment) - профиль роли. В D&D alignment образуется двумя
  независимыми осями "lawful - neutral - chaotic" и "good - neutral - evil". При
  генерации персонажа игрок выбирает себе любую комбинацию. И такой
  alignment является как бы заявкой на дальнейшую игру (я обязуюсь пройти игру
  с таким-то моральным обликом). Пример - взяв себе
  alignment "примерный пионер - Lawful Good" (LG), явно не стоит стрелять по
  старушкам, это явный выход из образа. А вот при любом E, напротив, это надо
  делать как можно чаще и любой ценой.
  
  Манчкинизм - 1) стиль геймплея, при котором игрок, считает самым главным
  раскачку персонажа, т.е. крутость магии, качеств, уровней, процентных навыков, и
  вообще. Это самоцель, крутость важна безотносительно к тому можно ли ее применить.
  Кил эм ол (kill them all) - убей их всех - стиль геймплея
  Казуал (casual) - случайный игрок, новичок
  Хардкорный (hard core - основной, тяжелое ядро) - сильно продвинутый
  Контроллер - 1) Это клавиатура, мышь геймпад и тп, то есть
  устройства ввода информмации (однако непонятно, входят
  ли сюда и устройства вывода т.е. монитор, колонки...)
  (с) Дмитрий Девишев, ник Zarus!, Nival
   2) Это интерфейс (например между чипом логики и памятью),
   и в его обязанности входит генерация запросов, управление
   потоком данных.
   сайт
  
  ====================================================================================
  Термины из смежных областей:
  -----------------------------
  Из управления, продюсирования:
  -----------------------------
  Препродакшен (preproduction) - 1) действия ДО основного производства
  игры
  Продакшн, До и После
  (с) Андрей Грищенко, 1С
  Продакшен (production) - 1) основное производство игры
  Продакшн, До и После
  Постпродакшен (postproduction) - 1) действия ПОСЛЕ основного
  производства игры
  Продакшн, До и После
  Кранч (crunch) - 1) перегрузка, сверхурочная работа, аврал, трясучка-стресс
  Кранч-тайм 1
  Кранч-тайм 2
  (вообще-то та статья называется 'Игры как это делается', но она имхо о том как не
  надо делать, этот текст похоже как раз и писал человек измученный нарзаном :), э-э
  с последствиями кранч-стресса(и еще такая шутка - вот откуда берется панк и порно-
  хэнтай :)))
  Условия работы в EA, от анонима
  
  Другие Термины:
  -----------------------------
  Движок (engine) - 1) программное ядро, механизм, мотор игры
  3D - трехмерная графика
  Fps (frame per second) - число кадров в секунду
  Geo-Mod - разрушаемая конфигурация уровня (стен)
  Вэйпонт (waypoint) - точки на карте(устанавливаемые в редакторах),
   по которым ориентирутся боты
  Рэгдолл (rag doll) физика - физика тряпичной куклы
  Фичи (features) - особенности, характерные черты
  Баги (bugs, жучки) - ошибки
  Апгрэйд (upgrade) - модернизвация, нарашивание возможностей
  Патч (patch) - заплатка, вставка в программу с целью исправления ошибок
  Читы (cheat, мошенничество, обман) - спец-коды, позволяющие
   легче пройти игру(включить режим бога и тп)
  Анимация -
  Текстура -
  Модель -
  Рендеринг - изображение, рисование на экране
  BSP - 1) метод отбрасывания ненужной геометрии
  LOD (level of details) - уровень детализации
  
  Онлайн (on line) - посредством чего-то; например, связь через интернет,
  телефон и т.п.
  Оффлайн (off line) - без ничего, непосредственно; например, связь лицом к
  лицу
  Комьюнити (community) - сообщество, группа лиц
  Кастомер (customer) - покупатель, клиент
  
  ====================================================================================
  Ссылки:
  -------
   Обсуждения Cловаря ГД на
   форуме DTF
   Словарь с
   английского сайта
Оценка: 5.45*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Каменский "Воин: Тени прошлого"(Боевик) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Боевое фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) С.Нарватова "Последние выборы сенатора"(Научная фантастика) А.Кутищев "Мультикласс "Слияние""(ЛитРПГ) М.Боталова "Темный отбор. Невеста демона"(Любовное фэнтези) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум. Угроза А-класса"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"