Аннотация: О конкурсе конной фотографии ЭКВИФОТО-2013.
Благодаря оргкомитету осенней выставки Эквирос - 2013 и лично Екатерины Друзь состоялся Международный конкурс фотохудожников "ЭквиФото.
Этому конкурсу предшествовала большая подготовительная работа: известные фотографы Г. Буазель (Германия), Т. Флэк (Великобритания), Е. Друзь (Россия) проводили лекции и семинары по конной фотографии. Профессионалы и любители тоже готовились к этому конкурсу, поэтому мы смогли увидеть такое изобилие великолепных фотографий на сайте и на стендах выставки Эквирос. И это только малая часть присланных фоторабот. Все можно увидеть на сайте конкурса http://equifoto.ru/ .
Авторитетное жюри в составе
Екатерины Друзь (профессиональный конный фотограф, член Международной ассоциации конных фотографов, Российской ассоциации конных фотографов и художников).
Ирины Мироновой (коневладельца, директора моды издательского дома "Hearst Shkulev Media", стилиста журналов "Playboy", "Maxim")
Елены Ершовой (главного редактора журнала "Золотой Мустанг")
Надежды Мостяевой (художника-анималиста, члена союза художников России, члена международной федерации художников)
рассматривало конкурсные работы больше восьми часов. Надо отметить, что все фотографии выполнены на высоком профессиональном уровне и комиссии не пришлось обсуждать качество работ, речь шла об их художественной ценности.
После награждения победителей конкурса мне удалось побеседовать с Надеждой Мостяевой, известным художником-анималистом. Она рассказала о том, как трудно было выбирать победителей:
-У каждого члена жюри были списки с номерами и названиями работ, мы даже не догадывались, чьи это фотографии. На экране шли изображения под номерами, и мы отдельно друг от друга, каждый в своей таблице делали отметки. Потом отобранные фото демонстрировались ещё раз, и шло уже совместное обсуждение, потом... присуждение номинаций и распределение призовых мест.
Члены жюри подошли очень ответственно к своей работе, и объявление Анастасии Дубравы (Москва) лучшим фотографом Эквифото 2013 оказалось сюрпризом для всех.
Самое удивительное, что Анастасия не конный фотограф, то есть это не её профессия, она снимает очень многое, начиная от городских пейзажей до ню. Путешествуя по миру, Анастасия старается передать не только красоту экзотических пейзажей, но и чувства, которые она пробуждает. При этом фотоаппарат в её руках превращается инструмент художника, который находится в поисках средств выразительности, ведь по-настоящему хорошо получается только то, что тебе интересно.
Вот как она сама рассказывает о себе:
Фотографировать начала в 2008 году. Для того чтобы получить представление о технике, закончила Академию Фотографии и училась у нескольких замечательных фотографов. Это ведь только на первый взгляд кажется, что если купишь дорогой фотоаппарат и разные объективы, то снимки сами собой получатся прекрасными. Нажимать кнопочки, это ещё не всё.
Фотографирую я в разных жанрах - портреты, фотосессии, стрит-фотография. В последнее время пробую свои силы в фешн-съемках. В сентябре я запускаю свой сайт www.stasyadubrava.com.
Лошади - это, не считая фотографии, главная страсть моей жизни. Я занимаюсь верховой ездой с 2001 года. Раньше был конкур, даже участвовала 2 раза в соревнованиях, но в последнее время езжу верхом исключительно для удовольствия и для поддержания спортивной формы. Моим тренером был и остается Геннадий Шорин.
Сначала я делала гламурные открытки с лошадьми, как это и принято - с моделями, с пейзажами. Но в последнее время мне нравится снимать истории. Очень часто я беру с
собой на конюшню, где занимаюсь, камеру и снимаю то, что мне нравится, снимаю именно внутри, потому что в конюшне очень интересный свет, своя особенная жизнь, атмосфера.
Три фотографии, которые попали в финал конкурса "Эквифото" - часть этой истории, которую я еще продолжаю снимать. Я рада, что получилось передать эмоции в этих фотографиях.
Две из них "Разговор с собой" и "Солнце светит в левый глаз" сделаны на Планерной. Модели - троеборные кобылы Реставрация и Богема, хозяйка лошадей - юная и очень перспективная спортсменка Александра Горбачева. Александра и Реставрация стали в этом году победителями VI летней спартакиады учащихся в троеборье. Третья фотография сделана на одной небольшой конюшне в Тверской области.
Во время съёмок иногда бывают непредвиденные ситуации. Прошлым летом я задумала фотосессию: девушки верхом на лошади в реке. Было раннее туманное утро, нежные, пастельные тона, тишина... Но надо снимать быстро, потому что утро, оно такое... стремительно превращается в день с резкими тенями. И вдруг оказалось, что конь должен войти в воду впервые за 14 лет своей жизни! Вот в эту непонятную, блестящую субстанцию... Сначала мы вдвоем с уговорами, с морковками затаскивали его в озеро. Удалось затащить по колено, а дальше... ему понравилось! Он перестал обращать на нас внимание, стал прыжками носиться по воде, брызгаться, да ещё поплыл, позволив своей хозяйке устроиться на своей спине! Это была незабываемая фотосессия!
Я долго не решалась послать свои фотографии на конкурс "Эквифото-2013", среди участников было так много профессионалов! Решилась только в последние дни. Кстати,
12 сентября откроется выставка с моим участием в рамках конкурса "ВООМ! Новые имена на арт-сцене".
Лучшей фотографией Эквифото 2013 единодушно была признана тонкая по колориту, очень трогательная работа Светланы Петровой (Санкт-Петербург) "Последние лошади из Гаврилово-Посадского завода. Владимирские тяжеловозы".
Светлана Петрова известна в конном мире как выдающийся фотохудожник, недаром её фотографии заняли призовые места в нескольких номинациях Эквифото 2013. Псевдоним Лаэрта, которым подписывается Светлана, произошел от клички любимой лошади, которая научила её разговаривать с лошадьми, понимать их. Ведь без общения художника с моделью обычно получаются бездушные портреты. Они могут быть очень качественными, красивыми, но главного ??- чувства, у них не будет.
У Светланы Петровой все фотографии пронизаны теплотой и светом, она с удовольствием делится секретами мастерства. В августе она провела мастер-класс по съемке лошадей на фестивале Art-Camp. Причем теорию ей пришлось читать сразу после лекции Гунара Бинде, классика латвийской фотографии, тем не менее, из зала не ушёл ни один человек. А на утро, когда практика началась в 7 утра, пришло 150 фотографов.
"Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником."
Рэй Брэдбери
1. Лучший фотограф Эквифото 2013 - Анастасия Дубрава, Москва
2. Лучшая фотография Эквифото 2013 - Светлана Петрова, Санкт-Петербург. Последние лошади из Гаврилово-Посадского завода. Владимирские тяжеловозы.
3. Номинация Портрет, 1 место - Мария Кириллова, Парящий Дакар
Номинация Портрет, 2 место Светлана Петрова, Санкт-Петербург. Мистик. Конь, который любил фотографироваться.
Номинация Портрет, 3 место Тамара Диденко, USA , The Soul of the Horse
6. Номинация Лошадь в свободном движении, 1 место - Любовь Крылова, Между небом и землёй
Номинация Лошадь в свободном движении, 2 место - Анастасия Ветковская, Москва. Сarrera
Номинация Лошадь в свободном движении, 3 место - Тамара Диденко, USA. Обозревая степные просторы
9. Номинация Человек и лошадь, 1 место - Ольга Калиниченко, Цыганское утро
Номинация Человек и лошадь, 2 место - Светлана Петрова, Санкт-Петербург. Детство, проведенное в Камарге. Анна Винуэсса.
Номинация Человек и лошадь, 3 место - Виктория Федулова, Москва. Заклинатель лошадей.
12. Номинация Ипподром и спорт, 1 место - Любовь Крылова, Москва. Есть только миг
Номинация Ипподром и спорт, 2 место - Инна Кудашева, Три
Номинация Ипподром и спорт, 3 место - Михаил Кондрашов, ...Что такое, братцы, троебрье?
...Как-то я наткнулась в одном блоге на красивую фотографию лошадей в осенней траве и мне захотелось узнать кто автор. Я спросила владелицу блога. Девочка мне ответила: "Это же фотография!" Она имела в виду, что это не картина и можно вот так, безымянной фотографией распоряжаться по своему усмотрению. Жаль, что ещё очень многие считают, что фотография это простое занятие. Покупают себе фотоаппарат и конечно начинают со своего котика, потом девушек, жену, детишек. Мало кто задумывается об игре света и тени, о композиции, об оригинальном решении.
Екатерина Друзь, вдохновитель возрождения конкурса Эквифото 2013 окончила художественную школу, была своя лошадь, была дружба и понимание, была гармония... когда пришло время и коня не стало, осталась горькая пустота. Но Катя справилась, заполнила её чувством и красотой через фотографии. Когда смотришь на фото лошадей, снятых Екатериной, то видишь не просто качественные, профессиональные снимки, но любовь и нежность к этим божественным существам.
Во время выставки Екатерина Друзь провела замечательный мастер-класс. Многие из собравшихся на семинар были знакомы по поездкам на съемки в Карачаево-Черкессию, чувствовалась как сдружила фотографов эта поездка, как выросло их мастерство.
Екатерина рассказала о технической стороне фотосъемки, об организации и подготовке фотосъемки лошадей, о выгодных ракурсах, о типичных ошибках, об освещении, о вечерней и рассветной съемке, о жестком свете, о композиции, о колорите, о взаимоотношениях профессионала фотографа и заказчика.
Ведь как часто заказчик имеет в воображении смутный образ будущей фотографии, но не представляет способов осуществления этой идеи, лучше доверить руководство фотосессией профессионалу. А то выведут драгоценную лошадь, поставят у конюшни и просят сделать снимок, а фотографу и отойти даже некуда, не говоря о том, что фон для коня - обшарпанная стена или ржавые ворота.
К сожалению, погода не позволила слушателям семинара перейти к практическим занятиям.
Лучшей фотографией в номинации "Портрет" была признана фотография
Марии Кирилловой "Парящий Даккар".
Редко встретишь такую экспрессию в портрете!
Мария с раннего детства любила лошадей, а верховой ездой занимается с 11 лет. Фотографировать лошадей начала именно в спорте. Последние несколько лет является официальным фоторепортёром во всех крупных конноспортивных мероприятиях в Ярославле и Ярославской области
На "ЭквиФото" представлены четыре работы Марии Кирилловой. Фотографии с этапов кубка ФКСР по драйвингу в 2013 и 2012 годах, фотография "Второй в заезде" - с этапа чемпионата России русских троек 2013 г. в Ярославской области, и "Парящий Дакар". Дакар - американский рысак, пристяжной тройки Костромской ГЗК.
Съемка репортажа отличается от других видов фотографии непредсказуемостью условий, в которых приходится работать. Это касается и погоды, и времени года, поведения объектов съемки, и действий организаторов мероприятия.
Поэтому подготовка заключается в определении приемлемых точек съемки, изучения маршрутов и схем проведения соревнований, а в остальном фотографу приходится полагаться на скорость своей реакции и имеющийся опыт.
Поделился своим опытом и мастер репортажной съемки Михаил Кондрашов.
Любимое место для съемок у Михаила Кондрашова - Тамбовский ипподром имени С.М.Буденного. Именно там состоялась первая встреча Михаила с лошадью, потом были занятия выездкой, конкуром, первые тренировки по троеборью. Но спорт оказался для Михаила довольно травматичным занятием, поэтому осталась верховая езда для души и фотография, в которой он стремиться показать полёт, слияние коня и человека, в едином порыве летящих над препятствием...
Как получить хороший снимок? Это загадка для многих фотохудожников. Можно выстроить кадр, гонять лошадей, моделей, ассистентов и в результате получить прилизанный, гламурный но бездушный снимок. У Кондрашова, как у Дракона Шварца, "...настоящая война случается вдруг". Или настоящий кадр. Как у снайперов: один выстрел - одна цель. Не случайно "хороший кадр" и "хороший выстрел" на английском звучат одинаково "nice shot". Такой пленочный анахронизм.
Цифровая молодежь предпочитает "садить длинными очередями на автомате" - это не хорошо и не плохо, это по-другому.
- Соответственно с подготовкой места съемки. - продолжает рассказывать Михаил Кондрашов - Обязательно пройду, просмотрю все возможные траектории движения людей и всадников в кадре, прощупаю ногами, нет ли нор в земле, камней, корней деревьев, битого стекла и другого опасного мусора. Троеборье научило думать о безопасности всадника и лошади. И всё равно случайностей не избежать, надо быть готовым ко всему. Недавно во время съемок девушка упала с лошади на полевом галопе. Бог миловал нас, обошлось. Съемка длилась около 20 минут, но ей этого хватило, чтобы получить солнечный удар и потерять сознание..
А теперь несколько советов, которые дает Екатерина Друзь.
1. Прежде чем браться за фотографирование лошади необходимо изучить её анатомию и физиологию. Если вы захотите снять животное в прыжке, то должны представлять, как именно лошадь совершит его, иначе хорошего кадра не получится.
2. Фон. Когда вы собираетесь сфотографировать лошадь, подумайте, на каком фоне она будет находиться. Тёмная лошадь - на фоне светлой стены, светлая - на фоне тёмного проёма конюшни.
3. Не стойте слишком близко к модели, а то свойства оптики сделают лошадь "головастиком", линия горизонта должна быть на уровне лопатки.
3. Не забудьте договориться с конюхом или берейтором чтобы они подготовили лошадь, рассказать о плане съемки.
4. Будьте в хорошей физической форме, так как для хорошего снимка приходится иногда буквально бежать рядом с животным.
Кроме того, в работе с лошадьми крайне необходимы терпение, внимательность, расторопность и активность, а главное, любовь к животным.