Первоклашкам задали сочинение на свободную тему. Петя решил написать о своем дяде, герое космоса. Мальчик даже перед учительницей похвастался, а она сказала, что раз у него такой замечательный дядя, хорошо бы пригласить его в школу на слёт юных астронавтов. Петя, конечно же, согласно кивнул.
Дядя как раз гостил у них перед полётом на Венеру. Мальчик подошёл к нему с электронным блокнотом.
- Про меня - не надо, - сразу отрезал дядя, - отключи блокнот.
- А про что же мне писать? - растерялся Петя.
- Про что угодно, - он повернулся к племяннику, посмотрел внимательно и еще раз повторил уже мягче:
- Про меня не надо. Напиши, например, про телевизор, - и он рукой показал на висящий на стене голографический аппарат.
Петя посмотрел на узкую полоску телевизора, замаскированную под обои, и грустно спросил:
- А что про него можно написать?
Дядя воскликнул:
- Как что? Да это - чудо-изобретение 20 века! Оно перевернуло жизнь многих поколений! В твоем возрасте я заворожено наблюдал, как астронавты прокладывают пути через марсианские дюны и венерианские вулканы. Или какую невероятную согласованность проявляют молекулы при химических реакциях, словно ими командует опытный генерал!
Мальчик опустил голову. Ему стало стыдно, что он редко включает телевизор и ни за кем не наблюдает. Дядя заметил его смущение.
--
Понимаешь, раньше, когда я был маленьким, если кто-то увидит или услышит что-то новое, то рассказывал про это остальным с помощью радио, телевидения или интернета. А сейчас, конечно, роль телевизора не такая большая. В любую точку Земли можно добраться за несколько минут. И посмотреть самому всё, что захочешь. Слышал о телепортации?
Петя успел кивнуть.
--
Станешь постарше, будешь путешествовать и по планетам Солнечной системы. С развитием мгновенных транспортных средств, не нужно никакого телевизионного клуба путешественников. Предположим, захочет ваш 1А класс посетить саванну. Пожалуйста, 2 минуты и все вы уже в центре Африки с опытным проводником. Можете в живую увидеть льва или жирафа. Побегать по выжженной солнцем траве.
Тут мальчик вспомнил, что в прошлую четверть мама не отпустила его в индийские джунгли. Он хотел сказать об этом дяде, но перебивать его не решился.
- Бытует мнение, что телевизор стал зомби-ящиком. Но причем тут аппарат, который является высочайшим достижением науки и продолжает ей честно служить? Нельзя обвинять телевизор в том, что его смотрят одурманенные сериалами и телешоу люди. Вместо того, чтобы выйти из дома, на природу, пообщаться с другими людьми и узнать, что в жизни на самом деле происходит, они целыми днями сидят у телевизора, жуют чипсы...
Здесь дядя сделал паузу, и Петр успел спросить, что такое чипсы?
- Это отрава для желудка. Но об этом лучше не пиши.
Он увлечённо продолжал:
- Зомби поклоняются телевизору как своему богу. Это рабы, забывшие, как пахнет свобода! Дорогой мой! Запомни: если ты не дышишь воздухом свободы - значит, ты не живешь!
Петя долго слушал дядю, а потом пошел писать сочинение. Вот что у него получилось.
"Телевизор.
Когда придумали телевизор, жизнь у людей перевернулась. Сначала он приносил только пользу. Потом появились зомби и сделали телевизор своим богом. Но он не виноват. Виноваты зомби. Они сидят в мягких креслах и не хотят телепортироваться. А чипсы вообще ядовиты. Но об этом лучше не знать.
Сейчас можно и без телевизора побегать по саванне. Я не хочу быть рабом и мечтаю попасть в джунгли или на Северный полюс, чтобы подышать воздухом свободы".
Учительница поставила за сочинение двойку. А дядя, увидев племянника расстроенным, обещал после полета на Венеру обязательно зайти в школу и рассказать юным астронавтам о космических путешествиях.