Додзин Валерий : другие произведения.

Инженерная проза

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Давно ощущаю необходимость печатным словом восхититься техникой, что для меня - вид искусства и отдать должное ее создателям. Надеяться, что читатель поддержит такую инициативу не смею, но и молчать о своем к этому отношению тоже не могу, коли зудит сознание важность темы. Хочется склонить других, если не к принятию, то, хотя бы, к поверхностному обсуждению такого начинания.
  Очевидно, что в течение всей истории наиболее существенные изменения в мире связаны с бурным внедрением технических новшеств. Прогресс в технике всегда влиял на взаимоотношения между людьми, группами людей и государствами. Сейчас такое влияние наиболее заметно, поскольку интернет дает возможность любому иметь доступ к общемировой информации и своим участием оказывать влияние на события в мире. Однако, мы настолько привыкли к высоким темпам развития техники и стали реагировать на прогресс тем, что перестали удивляться, а результаты этого процесса воспринимаем как само собой разумеющееся. Даже лежащее в кармане устройство связи через океаны, доступное большинству по цене, способное дать практически любую информацию и получить ответ на любой вопрос, которое можно использовать как книгу, читать, перелистывая страницы и знать, что в этой крохотной коробочке лежит еще целая библиотека! И ни одного возвышенного слова о потрясающем создании инженерной мысли!
  
  Было время, когда люди умели восхищаться. Вот как восторженно в начале 20 века о 'чуде' электрического освещения писала Зинаида Гиппиус, поэт-лирик, поэт-гражданин, а также множества другого радетель, ценитель и знаток. В изумительной поэтической форме изложена техническая суть процесса:
  
  Две нити вместе свиты,
  Концы обнажены.
  То "да" и "нет" не слиты,
  Не слиты - сплетены.
  Их темное сплетенье
  И тесно, и мертво,
  Но ждет их воскресенье,
  И ждут они его.
  Концов концы коснутся -
  Другие "да" и "нет"
  И "да" и "нет" проснутся,
  Сплетенные сольются,
  И смерть их будет - Свет.
  
  Ни убавить ни прибавить! Так интуитивно все понять и восхититься рукотворному чуду!
  А вот из воспоминаний далекого детства:
  
  Ты лети, лети, моя машина.
  Ой, как много движется колес!
  Ой, какая дивная картина,
  Когда по рельсам мчится паровоз.
  Эти простые строчки отзывались в наших душах, когда наблюдали мчащийся по рельсам одинокий паровоз, напоминающий сказочное существо. Картина незабываемая до сих пор.
  
  Автомобили 10х - 30х годов вызывают восторг у многих. Не мог оторваться от 'Руссо-Балт', что выставлен в политехническом музее Москвы. Ощущение абсолютного совмещения технического и прекрасного! 'Испано Сюиза' и такой шедевр, как 'Роллс Ройс', считаются до сих пор совершенством техники. Загадочно и романтично звучит у А. Вертинского:
  
  Ах, сегодня весна Ботичелли.
  Вы во власти весеннего бриза.
  Вас баюкает в мягкой качели
  Голубая 'Испано Сюиза'.
  
  У В. Маяковского - резко и образно:
  
  Товарищи, вы видели 'Ройса'?
  'Ройса', который с ветром сросся?
  А когда стоит - кит.
  
  Были люди, которые умели не просто восхищаться созданным человеческими руками, но возбуждать интерес к этому у населения. Разработчик, любитель и знаток автомобилей Юрий Долматовский писал не просто книги об истории автомобиля, а, скорее, поэмы в прозе. В ненавязчивой, доступной форме, увлеченный техникой человек, умел описать явления, на которые обычные люди не обращают внимание. Очень интересны его суждения о переменчивости взглядов на красоту: '...у красоты свои законы. Наступает момент, когда люди начинают считать простоту и строгость - бедностью, убогостью, требуют украшений. С другой стороны, то, что казалось простым, начинает казаться недостаточно строгим: то слишком ступенчатым, то криволинейным, то угловатым'. Еще его интересное наблюдение: '...в 60 годах на одной из технических выставок ... рядом с новейшим автомобилем поставили 'Форд-Т' (1908 г.), чтобы подчеркнуть прогресс техники. Но достигался и другой результат: было видно, что 'Форд-Т' стар, но все еще красив (к тому же прост, легок, поворотлив, занимает мало места на дороге), а его потомок полон сил, но неоправданно длинный и очень сложный. Кроме того, он в десять раз дороже своего предка. Прошел год или два, и изгибы его линий перестали быть модными, уступили место другим'.
  
  'Человеческое существо - это самодвижущийся автомат, находящийся полностью под влиянием внешних воздействий. Хотя и кажущиеся преднамеренными и предопределенными, его действия управляются не изнутри, а извне. Он как плот, брошенный в волны спокойного моря'. Одной такой фразой великий технарь Никола Тесла задал нам загадку, которую вряд ли можно решить в ближайшие десятилетия. Совершенно особенная личность - инженер, ученый, бизнесмен, мыслитель, философ, писатель, мистификатор. Он так много знал, умел, делал, мог произвести такое впечатление на современников и энтузиастов будущего, что до сих пор не стихает интерес к его техническим идеям. Страстное желание разгадать его незавершенные, но таинственные начинания будоражит сознание очень многих даже в наше время. Правда, чаще всего, это люди, не имеющие систематического образования в области физики. Но, каков Тесла! Сумел влиять на мышление впечатлительных людей даже спустя целое столетие! Чего стоит такое утверждение: 'Вопреки самой важной доктрине картезианской философии о том, что ощущения ума иллюзорны, глаз передает ему истинное и точное изображение внешних вещей. Это так, потому что свет распространяется по прямым линиям и изображение, отбрасываемое на сетчатку, в точности воспроизводит внешние формы и благодаря механизму оптического нерва не искажается при передаче в мозг. И более того, этот процесс обратим, то есть, форма, вызванная сознательно, может с помощью обратного действия воспроизвести первоначальное изображение на сетчатке, так же как эхо может воспроизводить исходный звук. Если эту точку зрения доказать экспериментом, последует величайшая революция во всех человеческих взаимоотношениях и областях деятельности'. Для одних, такое суждение возбуждает воображение, а для других - не более, чем упрощенное восприятие действительности.
  
  Существовал творец авиационных идей, реализация которых до сих пор еще не завершена - мало кому известный, абсолютный технический гений Роберт Бартини, взгляды которого о вселенной и роли человека в ней схожи с взглядами Никола Тесла. Судьба дала мне возможность беседовать с человеком, знавшим его. Когда-то, после освобождения Р. Бартини из лагеря, очень уважающий его талант Н. Камов дал ему приют в своем КБ, где и трудился мой собеседник. Камов разрешил Бартини ходить по отделам и подбирать себе сотрудников, конечно, кто соглашался, в том числе, мой собеседник, кому удалось поработать какое-то время с одним из самых загадочных инженеров-конструкторов авиации. Можно ли себе представить, что еще в начале 50-х годов, Бартини разработал схему сверхзвукового бомбардировщика, на основе которой были спустя много лет созданы Ту-144 и англофранцузский 'Конкорд'. Мой собеседник долго и увлеченно рассказывал мне об этом необычном человеке. Фактически, Бартини никогда не имел своего КБ. Руководители страны и известные авиаконструкторы не любили его по понятным причинам - отличался независимым характером и намного превосходил всех своим интеллектом и способностью легко решать самые трудные технические задачи авиации тех лет.
  
  В молодости я находился под влиянием идей Ле Корбюзье с его принципом 'функциональность - есть красота', предполагающим утверждение, что функционально завершенное устройство - всегда красивое, а сама техника несет в себе элементы эстетики. Жизнь этот принцип подтвердила и тому множество примеров. Архитектура, авиация, мореплавание, автомобили, оружие. К сожалению, обратный принцип - 'красивое - функциональное' далеко не всегда справедлив и часто, красиво оформленное техническое устройство по своему функциональному назначению не соответствует нашим ожиданиям. Самолеты и ракеты, в силу требований аэродинамики практически всегда достигали совершенства форм. В молодости я был ремонтником радиооборудования самолетов и не переставал поражаться изяществу реактивного истребителя МиГ-15 и неброской красоте бомбардировщика Ил-28. Современные самолеты не вызывают у меня восторга, наверное потому, что я с годами очерствел, потерял возможность оценки 'изображения внешних вещей', или действительно, нет изящества в формах из-за обилия функциональных задач, возложенных на современную боевую авиацию, что вполне может не сочетаться с нашими представлениями о красоте.
  
  Оружие - особый разговор. Кем-то сказано: 'Хищные вещи веков. Сколько человеческого труда и гения они поглотили безвозвратно. Их предназначение - убийство. Но обладают эти порождения необыкновенной притягательностью, художественной выразительностью и силой. В них нет излишеств, это не творения абстракционистов, не изыски эстетов. От древнего меча до современного авианосца - всё заточено под конкретную цель, и эта направленность и придаёт оружию художественную ценность'. Исключением может быть старинная аркебуза, пожалуй, более напоминающее украшение, конструкция которой навеяно царившей в те времена культурой художественного ренессанса.
  Пристрастие к оружию у меня еще с раннего детства. Мой отец был специалистом по авиационному вооружению и хорошо знал любое огнестрельное оружие. В доме было много книг, в том числе, технических, но одна запомнилась мне особенно - 'Эволюция стрелкового оружия' издания 30-х годов известнейшего разработчика оружия В. Г. Федорова. Разглядывая рисунки и чертежи, мечтал стать оружейником. Впоследствии я увлекся радио, но первое свое увлечение не забыл до сих пор. Устройство кремниевого оружейного замка кажется мне практически совершенным. Со стороны механики - никаких нареканий. Энергия взведенного курка, после ее высвобождения, расходуется на выработку искры трением кремня об огниво, а остаток энергии запасается в пружине, удерживающей огниво в открытом состоянии, что позволяет без затруднений засыпать порцию пороха, необходимого для поджига следующего порохового заряда в стволе, а затем, надежно закрыть огнивом полку с порохом для защиты от ветра. Основная суть в том, что удается избежать жестких столкновений деталей замка, способных разрушить со временем всю систему. Оружие с таким замком, не только полностью функционально для своего времени, но и очень красиво. Некоторые 'технические' подробности по этому поводу встречаем у А. Пушкина в описании сцены дуэли Онегина и Ленского:
  
  Вот пистолеты уж блеснули,
  Гремит о шомпол молоток.
  В граненый ствол уходят пули,
  И щелкнул в первый раз курок.
  Вот порох струйкой сероватой
  На полок сыплется. Зубчатый,
  Надежно ввинченный кремень
  Взведен уже. За ближний пень
  Становится Гильо смущенный.
  Плащи бросают два врага.
  Зарецкий тридцать два шага
  Отмерил с точностью отменной,
  Друзей развел по крайний след,
  И каждый взял свой пистолет.
  
  Холодное оружие - это отдельная песня, воплощение изящества и, к сожалению, также как и огнестрельное, жестокости. В молодости я упрекал себя, почему мне нравиться оружие, а другие к нему равнодушны и беспокоился о своей 'извращенности'. Но разве возможна полная гармония добра и красоты, зла и уродства? Понял это позже и сейчас пытаюсь коллекционировать оружие. Другие мужчины поймут меня, ну не кухонную же утварь коллекционировать! Хотя, если вдуматься, то и здесь для технаря очень много интересного.
  
  Судостроение - менее всего известное мне направление техники, поскольку человек я сухопутный, редко плавал пассажиром, да и то, только на речных судах. В моем воображении, парусный фрегат 18 века был эталоном красоты и всегда мечтал увидеть такое совершенное сооружение своими глазами. Соответствие принципу Корбюзье - идеальное. Мой брат имеет к настоящему судостроению такое же отношение, как и я, но он посвятил более 10 лет своей жизни постройке моделей парусных судов различных типов и разных эпох. Каждое из 50 построенных им моделей аккуратно отделано с величайшей точностью в соответствии с теми чертежами, что удалось добыть в доступной литературе и интернете. Музей прекрасного!
  
  Различная техника имеет для меня свои характерные запахи: радиоаппаратура, самолеты, автомобили, оружие. Особенно в молодости, запахи технических устройств были частью ореола чего-то возвышенно необычного, к чему я трепетно относился. Любая брошенная техника вызывала у меня сожаление. Сейчас стал привыкать, что на улице валяется много пришедшей в негодность бытовой аппаратуры, раньше же, не мог внутренне смириться, когда ломают технику. А какая тоска возникала у меня, когда наблюдал за процессом изрезывания автогеном самолетов на металлолом! Когда-то, работая на заводе, я негодовал, что идет на слом работоспособная радиоизмерительная аппаратура. Ее приказывали разбирать на детали, поскольку должна поступить новая, более современная. В знак протеста, наиболее удобную старую аппаратуру не ломал, а наоборот, ремонтировал и использовал, что вызывало у других озабоченность о моем душевном здоровье.
  
  Так, кто же они, сегодняшние создатели техники, признанные обществом люди или безвестные трудяги? Хотелось бы обратить внимание на одно рассуждение:
  'Население знает, кто изобрел радио, самолет, паровой двигатель, пароход - все то, что состоялось на заре технического прогресса, а далее, для широкой публики - провал в памяти, привыкли к потоку новшеств и очерствели'. Не открытие, что техника определяла и определяет уровень нашей жизни во многих отношениях, но вызывает озабоченность не только отсутствие оценки общества этих достижений, но и, как следствие такого равнодушия, безразличие к людям, создающим то, что изменяет характер нашего существования. Кто-то эти новшества создает, но кто, конкретно, эти люди, что мы о них знаем? В широкой печати, на телевидении практически нет места для людей, определяющих суть современной жизни. Это не изгои, но их, как бы, нет. Артисты кино и театра, эстрадные певцы, танцоры, шутники, полицейские, следователи, бандиты - убийцы, террористы - в избытке! Инженеры, врачи, учителя - они вообще-то есть, но их нет. Многолетние наблюдения за тем, что происходит на экранах телевизоров, основного источника информации для населения в наше время, изумляешься практически отсутствием познавательных и изобилием развлекательных программ, а также расследования множества преступлений почти на всех телеканалах проявляет устойчивое нежелание общества знать более, чем то, что смешно, завлекательно, что не выходит за пределы быта и упрощенного понимания мира. Твердо укрепляется в сознании телезрителей, что жизнь - это торговля, неважно чем, нефтью, оружием или предметами быта, безудержное стремление к потребительству и развлечениям. Успех измеряется количеством денег, роскоши. А о чем мечтать и на что ориентироваться подросткам, молодежи? Профессия инженер окончательно перестала быть привлекательной. Униженное значение инженера-новатора свидетельствует о низкой общей культуре общества, которое не осознает, что нет перспектив без инженерной мысли и без внимательного отношения к ее носителям.
  
  Поддерживают творчество послушных власти актеров, эстрадных певцов, музыкантов, художников, писателей, режиссеров, но нет системы поощрения технического творчества и защиты прав собственности на результаты инженерного труда. Вот почему, из всех представителей творческой интеллигенции, инженеры оказались самыми незащищенными, а их деятельность - неоцененной. Общество как бы говорит: 'Мы вам платим заработную плату, чего вам еще нужно? Известности? Славы? А что вы сделали, чтобы оказаться на страницах газет и журналов, на экранах телевизоров? Известные люди, наши 'звезды' идут на все, чтобы понравиться нам и прорваться на видное место. А вы чем интересны читателям и зрителям? Ваши схемы, конструкции и программы могут быть интересны только узкому кругу профессионалов'. И общество право. Вроде бы. А как быть с понятием ТВОРЧЕСТВО. Писатель, поэт - творчество. Актер, эстрадный певец и музыкант - творчество. Художник, скульптор - творчество. И архитектор - творчество. А труд инженера-новатора? Только ремесло? Нам ответят: 'Конечно, тоже творчество, кто возражает! У вас свои правила: получайте патенты, пишите статьи в спец. журналы, радуйтесь этому и стригите купоны. Вы что, славы захотели!'.
  
  А вы-то, господа, почему так охочи до известности и славы? Обоснованно ли убедили зрителя, что заслуживаете этого более других. Убедили нас скорбеть о судьбах забытых актеров, и объяснение этому простое: творческие люди, ранимые и беззащитные. Я не против доброй памяти о творческих людях искусства, но знаете ли вы, скольких творцов: инженеров, врачей и учителей, морально изувечила система без тени сочувствия со стороны общества? Телевизионщики, добравшись до видеокамер и микрофонов, созданных руками пытливых людей, обалдев от возможностей современной техники, превратили население в толпу зрителей, безответственных за свою жизнь и за жизнь своей страны. Очень точно сказал об этой породе 'специалистов' редкого таланта, трудолюбия и гражданской смелости режиссер Олег Дорман: 'Люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет. Кто-то сеет и печет для нас хлеб, кто-то проводит жизнь в шахте, в море, на военной службе, или в торговом ларьке. На людях образованных, думающих, лежит ответственность перед теми, кто не столь образован и не посвятил себя духовной деятельности. Получив в руки величайшую власть, какой, увы, обладает у нас телевидение, его руководители, редакторы, продюсеры, журналисты не смеют делать зрителей хуже. Они не имеют права развращать, превращать нас в сброд, в злую, алчную, пошлую толпу'.
  
  Даже праздник 'День Радио' отняли у специалистов известным в истории методом 'замещения'. День торжества реализации Великой технической идеи, определившей на века развитие радиоэлектроники - катализатора всех современных и будущих новаций в нашей жизни, прочно привязали к себе 'творческие работники' радиовещания и телевидения. Они и здесь 'стянули одеяло' на себя. И лихо кривляются на экране в День Радио какие-то люди, не имеющие отношения ни к радиотехнике, ни к технике, вообще. Спецы-радисты же, поздравят друг друга по телефону или через интернет, если вспомнят перед Днем Победы, тихо выпьют и даже не понимают, что их уже давно морально обокрали и надежно к этой мысли приучили.
  
  Возвращаясь к прозе инженерной жизни, стоит напомнить, что статья в спец. журнале, конечно путь к известности, но кто ее будет читать? В лучшем случае, ее бегло просматривают специалисты, да и то, за ее прочтение в интернете нужно платить деньги, например, журналы 'IEEE' и другие. И еще пора знать всем, что, в действительности, патент - иллюзия для инженера-новатора. Практически, он не сможет стать его владельцем. Стоимость патентования в технологически развитых странах запредельно высокая и реально новатор может быть только автором, а чаще, соавтором своего новшества. Владелец же патента - хозяин фирмы, тот, кто платит деньги за патентование твоей идеи и, в дальнейшем, использует ее в своих интересах. На возражения автора владелец патента заявляет, что он обеспечивает его работой и платит за эту работу деньги. Это даже трудно назвать несправедливостью, это узаконенный на мировом уровне беспредел!
  
  Чванливость по отношению к инженерам в научном мире затмевает здравый смысл. Особое место, своя тусовка, где нет места оценки роли инженера-новатора. 'А кто он? Не доктор, не профессор, значить, никто, его роль ничтожна в исследованиях'. Такое мнение особенно характерно для 'опереточных ученых', сознание которых не выходит за пределы сознания своего собственного 'величия', скрывающего невежество в шаге от своей специализации. Есть такие, не знаю, много ли, но знаю точно, есть. В действительности же, без решающей роли склонного к творчеству инженера не может обойтись ни одно стоящее исследование. Научный уровень определяется далеко не только самими идеями, а скорее, состоянием их инженерного обеспечения. Кроме того, существуют исследовательско - технологические фирмы, паразитирующие на некомпетентности некоторых инвестиционных компаний, в том числе, государственных. Руководители таких фирм не отягощены опытом разработки оборудования, но обладают способностью заключать выгодные договоры. Несколько лет кормятся очень большими заработными платами из средств инвесторов, а по окончании срока договорных работ, не добившись обещанного результата, фирму ликвидируют, работников увольняют. Через некоторое время руководители фирм-паразитов вновь начинают поиск недостаточно компетентных инвесторов, находят, завлекают 'блестящими перспективами' от внедрения новейших технологий и '...старое начинается сызнова".
  
  Жаль, что у меня так грустно получилось. Несмотря на множество недостатков и, даже, нелепиц, техника развивается с небывалой скоростью, но делают это увлеченные люди и я очень хочу, и надеюсь, что справедливость, в конце концов, станет нормой и общество найдет способы достойной оценки забытых всеми творцов.
   Июнь 2012г
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"