Долевская Яна Васильевна : другие произведения.

Лесной роман. Мини-сериал. Серия 1. Дурные вести

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    1913 год. Уездный город Инск и его окрестности. Молодая помещица Жекки Аболешева узнает, что ее четвероногий приятель, волк по кличке Серый, и циничный делец, приехавший из Петербурга - две ипостаси одного и того же сверхъестественного существа - оборотня, будто бы издревле властвующего над всеми окрестными землями. Делец угрожает Жекки разорением, и она вынуждена вступить с ним в борьбу, одновременно пытаясь предотвратить нависшую над ним смертельную опасность.

  
  <
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ЛЕСНОЙ РОМАН
  (оригинальный сценарий)
  
  Серия 1 ДУРНЫЕ ВЕСТИ
  
  Автор: Яна Долевская
  Email: jana-dolevskaja@rambler.ru
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  НАТ. СЖАТЫЕ ПОЛЯ У ОПУШКИ ЛЕСА - ДЕНЬ
  
  ЖЕККИ, миловидная 23-летняя хозяйка небольшого имения, мчится верхом по жнивью в сторону леса. Комья сухой земли вылетают из-под копыт. За деревьями мелькает фигура волка.
  
  ЖЕККИ
  Э-эй, Серый! С-е-е-рый!
  
  Крик повторяется эхом.
  ЖЕККИ
  
  Кто быстрей до сосны?!
  
  Волк за деревьями ускоряет бег. Жекки подбадривает коня и сломя голову устремляется вдоль кромки леса к указанному ориентиру - высокой сосне, выделяющейся в ряду других деревьев. Какое-то время гонка проходит на равных. В итоге Серый намеренно сбавляет шаг и уступает всаднице.
  
  НАТ. ОПУШКА ЛЕСА - ДЕНЬ
  
  У сосны Жекки осаживает храпящего коня. Волк приближается к ней.
  
  ЖЕККИ
  (спрыгивая на землю)
  Я первая, я первая...
  
  Наспех привязывает коня.
  
  ЖЕККИ
  Алкид, ты прелесть.
  
  Целует коня в морду. Волк стоя наблюдает за ней.
  
  ЖЕККИ
  (волку)
  А ты, Серый, не завидуй.
  Ты тоже славный.
  
  Жекки обнимает волка за шею, гладит его по голове.
  
  ЖЕККИ
  Серенький... Хороший. Ну пойдем погуляем.
  
  НАТ. ЛЕСНАЯ ЧАЩА - ДЕНЬ
  
  Жекки не спеша идет по тропинке. Серый трусит рядом. dd>  
  
  
  ЖЕККИ
  (задумчиво)
  Однако сейчас мне почему-то кажется, что ты меня надул. Сознайся, Серый, ты смошенничал?
  
  Волк останавливается. Жекки встречается с ним взглядом.
  
  ЖЕККИ
  Решил доставить удовольствие бедной двуногой дурочке? Как мило.
  
  Волк продолжает пристально смотреть на нее.
  
  ЖЕККИ
  Нет? Хорошо. Ну, перестань, я не в обиде. Правда-правда. Только не смотри так, прошу тебя...
  
  НАТ. БЕРЕГ ЛЕСНОГО ОЗЕРА - ИЮЛЬ ТОГО ЖЕ ГОДА - ДЕНЬ ВОСПОМИНАНИЕ ЖЕККИ
  Жекки, выходя из воды, отжимает мокрые волосы. Видит волка, который сидит на берегу и пристально наблюдает за ней.
  
  ЖЕККИ
  Серый? Что ты? Не смотри на меня!
  
  Волк обводит ее глазами с головы до пят.
  
  ЖЕККИ
  Ступай прочь!
  
  Жекки лихорадочно засовывает еще не обсохшие руки в рукава блузки, подбирает юбку и, спотыкаясь о выброшенную на берег корягу, прячется за кустами. Видит, как волк, помедлив, уходит в чащу леса. Слышит биение своего сердца.
  
  КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ ЖЕККИ
  
  НАТ. УЛИЦА УЕЗДНОГО ГОРОДА ИНСКА - ДЕНЬ
  
  Вдоль мостовой по тротуару идут прохожие: хорошо одетый мужчина в пенсне, молодой мастеровой-столяр с ящиком для инструментов, дама, ведущая за руку маленькую девочку.
  Им навстречу - распаренная мещанка с узелком, два чиновника почтового ведомства, горничная с красивой шляпной коробкой. Тут же поблизости прохаживается городовой. Увидев проезжающую пролетку, в которой сидит полицмейстер, городовой отдает ему честь. Следом за пролеткой проезжает крестьянская телега, нагруженная мешками.
  Нат. Улица перед фасадом мужской гимназии - день
  
  Из дверей гимназии вываливает толпа гимназистов младших классов. Скатившись с лестницы, бойкий 11-летний гимназист ЮРА отбегает за крыльцо. Он в шинели нараспашку, фуражка сбита на затылок, ранец болтается на одном ремне. Переминается с ноги на ногу, замечает упитанного ГИМНАЗИСТА, который вразвалку спускается по ступенькам и что-то жует на ходу. Когда гимназист заворачивает за крыльцо, Юра хватает его за руку.
  
  ЮРА
  Пухлый!
  
  ГИМНАЗИСТ
  Фу ты. Бронников... Чего тебе?
  
  ЮРА
  Сливу хочешь?
  
  ГИМНАЗИСТ
  Да знаю я, знаю. Щипать будешь. Глупо.
  
  ЮРА
  А ты точно запомнил?
  
  ГИМНАЗИСТ
  Что?
  
  ЮРА
  Начало в половине десятого?
  
  ГИМНАЗИСТ
  Да точно, точно. Мошкин на перемене хвастался.
  
  ЮРА
  Много он понимает, твой Мошкин.
  
  ГИМНАЗИСТ
  Он говорил, что и гонки показывали. Целых пять минут, не меньше.
  
  ЮРА
  Ну ладно. Была не была.
  
  ГИМНАЗИСТ
  Неужели пойдешь?
  
  ЮРА
  Пойду.
  
  
  ГИМНАЗИСТ
  Врешь, побоишься. На поздние сеансы Ингуров всегда свою белобрысую воблу таскает. А инспектор? Как пить дать, вляпаешься.
  
  ЮРА
  Сказал пойду, значит пойду.
  
  НАТ. УЛИЦА ИНСКА - ДЕНЬ
  
  По тротуару проходит толстая дама с корзиной, пожилой господин, за ним медленно плетется Юра. Его ранец по-прежнему болтается на одной лямке. Юру обгоняет чиновник. Из дверей ближайшей лавки выходит, позевывая, приказчик. Городовой стоит у фонарного столба, заложив руки за спину. По мостовой медленно проползает крестьянская телега.
  
  Раздается отдаленный рев автомобильного мотора.
  Юра замирает на месте.
  Приказчик с любопытством вглядывается в дальний конец улицы. Городовой выбегает на мостовую, но тут же отскакивает на край тротуара.
  Крестьянин, хозяин телеги, крестится.
  
  На мостовую влетает автомобиль. Авто проносится по улице с истошным ревом. Оцепенев от восторга, Юра провожает его немигающим взглядом.
  
  НАТ. ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА - ДЕНЬ
  
  Жекки подбрасывает охапку красно-желтых листьев, наблюдая за тем, как они медленно разлетаются, оседая на землю. Серый следит за ней.
  
  ЖЕККИ
  День сегодня удивительный. Светлый, будто и не осень.
  
  Раскинув руки, ложится на землю, усыпанную разноцветными листьями.
  
  ЖЕККИ
  Как будто во всем мире больше никого нет. Только ты и я. Правда, Серый?
  
  Волк подходит, садится рядом.
  
  ЖЕККИ
  (поглаживая его)
  Ты для меня все равно что самый лучший из людей. Знаешь о ком я?
  Волк с напряжением вглядывается в ее лицо.
  
  ЖЕККИ
  Поэтому я не выношу, когда ты смотришь такими же глазами.Не надо. Пожалуйста, голубчик, Серенький, никогда больше так не делай. Я и без того знаю, какой ты. Я поняла это сразу, как только тебя увидела. Помнишь, тогда, давно...
  
  НАТ. ЛЕСНАЯ ЧАЩА - ДЕНЬ - 11 ЛЕТ НАЗАД - ВОСПОМИНАНИЕ ЖЕККИ
  
  Жекки (девочка 11 лет с косичкой в летнем платье с корзинкой в руке), идет между деревьями, высокий папоротник скрывает ее почти с головой, кругом ни души, ни звука.
  
  ЖЕККИ
  (кричит)
  Ау, Сенька, Митрошка! Аууу!
  
  Лес нависает со всех сторон, точно стена, закрывая дневной свет. Сделав еще несколько шагов, Жекки отбрасывает корзинку, падает ничком и отчаянно плачет. Всхлипывая, поднимается, пробует идти дальше.
  
  ЖЕККИ
  Где вы? Ауу!
  
  Опускается на мох, плачет. Умолкает, продолжая лежать ничком. Раздается легкий шорох, невнятное движение. Жекки поднимает глаза, видит склонившуюся над ней звериную морду. Жекки испуганно смотрит на нее, понимая, что перед ней волк. Зверь неподвижно стоит до тех пор, пока Жекки не поднимается на ноги. Жекки пробует отойти в сторону, но волк преграждает ей дорогу. Они молча смотрят друг на друга. Жекки слышит в себе его мысли.
  
  ЖЕККИ
  Ты хочешь помочь? Идти за тобой?
  
  Волк решительно направляется в просвет между ближайшими елями, Жекки не раздумывая, следует за ним.
  Мелькают деревья, между ними - светлая фигура волка. Жекки бежит, задыхаясь. Появляется большой просвет, проселочная дорога, за изгибом которой на косогоре поднимается церковь.
  
  НАТ.ОКРЕСТНОСТИ УСАДЬБЫ НИКОЛЬСКОЕ - ДЕНЬ - 11 ЛЕТ НАЗАД - ВОСПОМИНАНИЕ ЖЕККИ
  
  Жекки видит на веранде господского дома отца, мать, старшую сестру. Бежит к ним, сломя голову.
  
  ЖЕККИ
  Мама!
  
  Мать Жекки, статная молодая женщина, выбегая навстречу, обнимает девочку. Слышаться всхлипы, радостные причитанья, пыхтенье закипевшего самовара.
  КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ ЖЕККИ
  НАТ. ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА - ДЕНЬ
  
  Лежа на ворохе листьев, Жекки задумчиво перебирает их.
  
  ЖЕККИ
  А знаешь, Серенький, ведь счастливее чем сейчас, я уже никогда не буду.
  
  Волк встает на четыре лапы, подходит к ней.
  
  ЖЕККИ
  Сама не знаю, что говорю.
  
  Поднимается, отряхивает платье.
  
  ЖЕККИ
  Так, пустое. И вообще... Пойдем-ка лучше к Матвеичую Он, должно быть, уже заждался. Я обещала непременно быть у него сегодня.
  
  Волк остается неподвижен.
  
  ЖЕККИ
  Полно, Серый, пойдем. Право же, дольше я никак не могу с тобой остаться. Погуляем как-нибудь в другой раз.
  
  Жекки идет через поляну, Серый, помедлив, нагоняет ее.
  
  НАТ. УЛИЦА В ИНСКЕ ПЕРЕД ФАСАДОМ ГОСТИНИЦЫ - ДЕНЬ
  
  На крыльце гостиницы стоит швейцар с пышными бакенбардами в ливрее.
  
  Рядом с крыльцом у тротуара виден припаркованный автомобиль.
  По тротуару проходит солидный господин, следом за ним шествуют две дамы с раскрытыми белыми зонтиками.
  
  Из двери гостиницы выходит ГРЕГ - непринужденно-элегантный брюнет с усиками, на вид лет 35-37. За ним - пританцовывая, его поверенный и компаньон ШПРИХ - шустрый маленький человек с обезьяньими ужимками неопределенного возраста.
  
  При виде Грега швейцар почтительно кланяется.
  Грег медленно спускается по ступенькам.
  
  ГРЕГ
  (Шприху)
  И сделай одолжение, передай Беркутову, что он не барышня. Я не намерен потакать его смешным капризам. А ежели ему почему-нибудь не угодно принять наши условия, то пускай застрелится.
  
  ШПРИХ
  Помилуй, Грег, да он обидится или и вправду того...
  
  Шприх наставляет к виску указательный палец.
  
  ГРЕГ
  Да и черт бы с ним. Мне дала жалко.
  
  Дамы с зонтиками оказываются напротив крыльца, бросают на Грега кокетливые взгляды. Грег отвечает им благосклонной улыбкой.
  
  ГРЕГ
  (вслед удаляющимся дамам)
  О, Инск, мой маленький Париж!
  (Шприху)
  Да, завтра я поеду в уезд по нашему делу. Так ты, Соломоша, распорядись на счет бензина. Пусть доставят сегодня к вечеру.
  
  ШПРИХ
  Сделаем в лучшем виде.
  
  Грег подходит к машине, садиться за руль и уезжает. Лицо Шприха искажает злобная гримаса.
  
  НАТ. ДВОР ЛЕСНОГО ОСОБНЯКА ПОЛИКАРПА МАТВЕИЧА - ДЕНЬ
  
  Жекки верхом въезжает во двор. Серый остается за воротами. Уездный лесничий МАТВЕИЧ - коренастый, крепкий седобородый человек лет 65, отвлекаясь от укладки дров в поленницу, оглядывается на Жекки.
  
  МАТВЕИЧ
  А вот и Евгения Пална пожаловали.
  
  ЖЕККИ
  (передавая повод Матвеичу)
  Извини, Матвеич, раньше никак не могла.
  
  МАТВЕИЧ
  А зверя своего зачем привела?
  
  ЖЕККИ
  Все-то вы замечаете, точно дозорный. Серый просто проводил меня.
  
  Матвеич
  Дозорный? Эка. Ну проходи в дом.
  
  ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ МАТВЕИЧА - ДЕНЬ
  
  Матвеич и Жекки сидят за накрытым столом друг напротив друга. На столе пыхтит самовар, стоит посуда с закуской, графин с крепкой ягодной настойкой.
  
  ЖЕККИ
  Что же вы не заехали к нам на прошлой неделе, Поликарп Матвеич? Я ждала вас, думала, уж не случилось ли чего. Хотела даже Федыкина прислать, разведать, все ли у вас благополучно. Да вспомнила, что сама обещала явиться.
  
  МАТВЕИЧ
  Вот и ладно, давно бы так. С тобой-то. Сударушка, я всегда рад лишним словом перемолвиться. А Федыкин твой, прости господи, на что мне? И впредь прошу, приезжай непременно сама, а никаких твоих посыльных мне не надобно.
  
  ЖЕККИ
  Да, Матвеич, с посыльными нынче час от часу хуже. Представь,я еще только с половиной мужиков расчиталась, а хлеб уже весь продала. А коли не заплачу всем сполна, то где будущей весной найду работников? Кто захочет наниматься к обманщице. И главное, стыдно, стыдно, Матвеич, а сделать ничего не могу.
  
  МАТВЕИЧ
  Нда, засуха - стихия серьезная. Не припомню, чтобы два года к ряду яровые выгорали на корню.
  
  НАТ. ЛЕСНАЯ ЧАЩА НЕДАЛЕКО ОТ ДОМА МАТВЕИЧА - ДЕНЬ
  
  Серый медленно идет между деревьями, останавливается в просвете на возвышении, глядя на выступающий сквозь заросли бревенчатый сруб под тесовой крышей - дом лесника. Садится, продолжая пристально смотреть на дом.
  
  ИНТ. НОМЕР ШПРИХА В ГОСТИНИЦЕ - ДЕНЬ
  
  Сидя за столом, Шприх напряженно пялиться в стену. Перед ним лежит полуисписанный лист бумаги. Подумав, он обмакивает перо в чернильницу и быстро пишет. Запечатывает готовое письмо в конверт. Подходит к входной двери, выглядывает в коридор.
  
  ШПРИХ
  Эй, Прошка или как там тебя...
  
  К Шприху подбегает ПОСЫЛЬНЫЙ, подросток лет 14.
  
  ПОСЫЛЬНЫЙ
  Чего изволите?
  
  ШПРИХ
  (передавая посыльному конверт)
  Отнеси это в управление второй части. Скажи лично в руки пристава Егора Савельича. А если не застанешь его, то отдай дежурному. Запомнил?
  
  ПОСЫЛЬНЫЙ
  Точно так, не сумлевайтесь. Доставим аккуратно.
  
  Шприх кладет в руку посыльного гривенник.
  
  ШПРИХ
  На вот тебе за старание. Да, если там спросят кто передал, то скажешь...
  
  Шприх шепчет на ухо посыльному.
  
  ШПРИХ
  Запомнил?
  
  ПОСЫЛЬНЫЙ
  Запомнил.
  
  ШПРИХ
  Поспеши, братец.
  
  Посыльный убегает по коридору.
  
  ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ МАТВЕИЧА - ДЕНЬ
  
  Матвеич ставит на стол блюдце с колотым сахаром, варенье. Жекки разливает чай.
  
  Матвеич
  Да, крепко тебя прихватило, Евгения Павловна. Помню ты говорила,одних непогашенных векселей тыщ на пять осталось?
  
  Жекки
  На четыре с половиной. И еще три нужно внести в банк за проценты.
  
  Матвеич
  Фью-юю. По нынешним временам деньжищи несметные.
  
  Жекки
  Ну как тут быть, Поликарп Матвеич. Я, кажется, на долги не напрашивалась. Что могла, отдавал сразу, и все равно ничего не выходит... Вырученное за хлеб уже почти все разошлось. Что получу за лен, уйдет в счет аванса Ханыкову. В общем, нет у меня денег, Матвеич. Кончились, и что делать не знаю.
  
  Матвеич
  Беда, сударушка ты моя, беда. А Пал-то Всеволодыч твой, как погляжу и в ус не дует. То в разъездах, то на фортепьянах бренчит.
  
  Жекки
  Пожалуйста, Матвеич, не начинай. Павел Всеволодович тут совершенно не при чем.
  
  Матвеич
  Как знаешь, как знаешь. В таких делах я тебе не советчик.
  
  
  НАТ. ЛЕСНАЯ ЧАЩА НЕДАЛЕКО ОТ ДОМА МАТВЕИЧА - ДЕНЬ
  
  Серый вскакивает на четыре лапы, стоит, замерев. Его взгляд, проходя между стволами деревьев, упирается в окна бревенчатого дома, в котором Жекки разговаривает с Матвеичем.
  
  ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ В ПОЛИЦЕЙСКОМ УПРАВЛЕНИИ - ДЕНЬ
  
  За перегородкой недалеко от входа сидит ДЕЖУРНЫЙ унтер-офицер. Мимо него проходит околоточный надзиратель. Дежурный вскакивает, отдавая честь. С улицы в помещение заходит подросток-посыльный.
  
  Посыльный
  Письмо для Егора Савельича, велено передать лично в руки.
  
  Дежурный
  Ишь ты, лично в руки. Так тебя Егор Савельич и дожидается. А от кого письмо, говоришь?
  
  Посыльный склоняется к столу дежурного, говорит шепотом.
  
  Дежурный
  А ну, давай сюда. Коли велено, так я сам вручу кому полагается.
  
  Посыльный отдает письмо дежурному.
  
  Посыльный
  Глядите, дяденька, не обманите.
  
  Дежурный
  (передразнивая)
  Не обманите... Дуй-ка ты отсюда, пока я те уши не обрвал. Ну...
  
  Посыльный выбегает из участка.
  
  ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ МАТВЕИЧА - ДЕНЬ
  
  Матвеич сидит на лавке, глядя в окно. Жекки, прислонившись спиной к печке, смотрит на Матвеича.
  
  Жекки
  Вы сегодня что-то неспокойны, Поликарп Матвеич. Может, случилось что?
  
  Матвеич
  Откуда ему быть, покою. Сама говоришь, ни урожая, ни денег.
  
  Жекки подходит к столу и опять усаживается напротив Матвеича.
  
  Матвеич
  А у меня еще лес, казенное имущество, прошу заметить, того и гляди заполыхает. В Мшинском-то уезде, вон сказывают, уже вовсю горит. Стало быть, и до нас скоро доберется.
  
  Пауза. Слышно ходики за стеной.
  
  Матвеич
  Да тут еще угораздил меня черт съездить третьего дня на ярмарку. Хотел, видишь ли, прицениться, прикупить кое-что для хозяйства.
  
  Жекки
  Ну и что же? Я бы тоже съездила, да без денег скучно.
  
  Матвеич
  Увидел я там кое-кого, вот что. И все точно опять всплыло перед глазами. Как будто вчера было.
  
  Жекки
  Кого же ты увидел, Матвеич?
  
  Матвеич
  Кого? Не говорил я тебе прежде. Не знаешь ты. Никому не говорил. Забывать уже стал, столько лет прошло. А тут показалось - свиделись. И точно не было этих тринадцати лет. Точно от сна какого очнулся...
  
  НАТ. ОКРЕСТНОСТИ УСАДЬБЫ И ПАРК В УСАДЬБЕ РАТМИРОВЫХ - ДЕНЬ - 28 ЛЕТ НАЗАД
  
  Летний сельский пейзаж: берег реки, поля, аллея, идущая через парк, в ее дальнем конце виден фасад господского дома.
  
  Матвеич
  (за кадром)
  Он был... Был, ну вроде как ты мне теперь. Ближе и быть не может. За сына его считал.
  
  По аллее бежит мальчик лет 8-9, темноволосый, одетый в короткие штаны и белую рубашку с отложным воротником.
  
  С боковой дорожки в аллею выходит молодая дама. Мальчик бросается к ней, она, наклоняясь, прижимает его к себе, целует в макушку. Берет за руку и ведет по аллее.
  
  Матвеич
  (за кадром)
  Нет, ты не подумай. У меня родных деток Бог прибрал еще когда я с твоим папашей хивинского хана железными матюгами окучивал...
  
  НАТ. ДВОР В УСАДЬБЕ КНЯЗЕЙ РАТМИРОВЫХ - 28 ЛЕТ НАЗАД - ДЕНЬ
  
  Матвеич (в возрасте примерно 35 лет), разговаривает с кучером, который выпрягает из повозки лошадь. Мимо идет баба с бельевой корзиной. Ей навстречу - почти бегом ГОРНИЧНАЯ с платьем барыни на вытянутых руках. Большая свинья и поросята бродят поблизости.
  
  Матвеич
  (за кадром)
  Мальчонка этот был сыном князя Ратмирова и гувернантки его старшего сынишки мисс Грег. И презанятный, скажу тебе, был этот сорванец. Неугомонный на всякие выдумки и проказы.
  
  На заднее крыльцо господского дома выходит женщина в чепце и переднике - ЭКОНОМКА. Заметив горничную с платьем, быстрым шагом переходящую через двор, кричит ей что есть мочи.
  
  Экономка
  Живей, Пронька! Их сиятельство требуют платье сию же минуту!
  
  Горничная
  (на бегу)
  Сичас, сичас.
  
  Поговорив, Матвеич отходит от кучера и идет мимо служебного флигеля. Раздается оглушительный хлопок. Матвеич вздрагивает от неожиданности.
  
  Баба, вскрикнув, роняет корзину, о которую тут же спотыкается горничная. Обе падают друг на друга. Платье барыни оказывается на земле,по нему тут же проходит слегка ошалевшая свинья.
  
  Экономка
  Батюшки светы, да что же это...
  
  Горничная
  А-а-а...
  
  Слышится звонкий смех. Матвеич задирает голову. Видит Грега (мальчик 8-9 лет), сидящего на крыше сарая с хлопушкой в руках.
  
  НАТ. ОКРЕСТНОСТИ УСАДЬБЫ РАТМИРОВЫХ - 28 ЛЕТ НАЗАД - ДЕНЬ
  
  Матвеич едет на дрожках вдоль поля, на котором крестьяне косят траву. Останавливает дрожки, идет в поле, к нему подходит, кланяясь, один из мужиков. Они разговаривают.
  
  Матвеич
  (за кадром)
  Сам я тогда только что вышел в отставку и нанялся управляющим к князю. Мечтал еще в ту пору своим домом обзавестись, накопить деньжат на княжеской службе. Ничего, конечно, из мечтаний тех не исполнилось. Все только дым и воздыхание.
  
  НАТ. ЗАДНИЙ ДВОР В УСАДЬБЕ РАТМИРОВЫХ - 28 ЛЕТ НАЗАД - ДЕНЬ
  
  Мальчики (один - Грег, другой - старший сын князя Ратмирова ( в дальнейшем - КАРАГОРОВ) лет 10-11, худощавый, русый, сцепившись друг с другом, катаются по земле.
  Их лица искажены от злобы. Каждый старается придавить другого к земле. Рубашки на обоих порваны, у Грега по лицу стекает кровь.
  
  Матвеич подбегает к ним, пробует их разнять. Оба драчуна вырываются, отбрыкиваясь, снова накидываются друг на друга.
  
  Со второй попытки Матвеич оттаскивает Грега. Тот подбирает с земли камень и, обернувшись на ходу, запускает им в спину убегающего мальчика постарше.
  
  Матвеич
  (за кадром)
  А мальчонка этот... Да уж и натерпелся я с ним. Помню, один как-то раз подрался он с братцем своим единокровным, то бишь, старшим из них, княжат Ратмировых. Да так что, веришь ли, сударушка, у меня аж внутри все захолонуло, от горечи, что этакая свирепость сидит в малых дитятках. И то признать, не было промеж них никогда никакой приязни. Старший-то меньшого за родню вовсе не признавал. Изводил всячески, но а мой Голубок уже тогда прослыл за твердый орешек. Не поддавался ему ни в какую.
  
  НАТ ОКРЕСТНОСТИ УСАДЬБЫ РАТМИРОВЫХ - 28 ЛЕТ НАЗАД - ДЕНЬ
  
  Летний сельский пейзаж. Пологий берег реки, за которым поднимается лес. Матвеич идет по тропе вдоль берега, впереди бежит, изредка останавливаясь, Грег (мальчик 8-9 лет). Матвеич, нагнав его, показывает рукой на ствол ближнего дерева, потом указывает на солнце (объясняет, как определить стороны света). Грег внимательно слушает.
  
  Матвеич
  (за кадром)
  И хоть уже тогда проглядывало в нем недоброе, и прямо сказать - дурное, я все ж таки привязался к нему и частенько брал с собой на прогулки и в лес, и в поле. А места там, смею уверить, какие мало еще где сыскать можно по красоте.
  
  НАТ. БЕРЕГ ЛЕСНОГО ОЗЕРА - 22 ГОДА НАЗАД - ДЕНЬ
  
  Матвеич прячется в зарослях камыша, придерживая ружье, всматривается сквозь заросли. Грег (15 лет) с ружьем поднимается из камышей, прицеливается и стреляет. Убитая утка падает в воду.
  
  Грег свистом подзывает собаку, которая плывет за уткой и приносит ее Грегу. Довольный Матвеич подходит к Грегу, хлопает его по плечу.
  
  Забрав трофей, оба идут по мелководью, выходят на тропу и углубляются в лес.
  
  Матвеич
  (за кадром)
  Ну а потом, когда я перевелся в казенное лесничество, а Голубок уже учился в Петербурге, стал он приезжать ко мне на каникулы. И тут уж мы с ним набродились вволю, исходили все наши губернские дебри вдоль и поперек. Вот тогда я и научил его всему, что сам знал, что умел: на зверя ходить, следы примечать, шорохи да голоса в лесу
  слышать. И что уж скрывать, отменный егерь из него получился.
  
  ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ МАТВЕИЧА - ДЕНЬ
  
  Достав из кармана кисет, Матвеич набивает коротенькую походную трубочку табаком. Обходит стол, ковыляя на больных ногах. Вытянув из-за печной заслонки тлеющий прутик, прикуривает от него. Комната наполняется дымом.
  Жекки сидит за столом, с волнением и настороженностью следя за Матвеичем.
  
  Жекки
  И что же этот замечательный ученик
  оказался достойным своего учителя?
  
  Матвеич
  (раскуривая трубку)
  Это как посмотреть. Ну да не в том дело... Вскоре посыпались на их княжеское племя несчастья одно за другим, и начало им положил, знамо дело, он - Голубок.
  
  жекки
  Как же это случилось?
  
  ИНТ. КОРИДОР ПАЖЕСКОГО КОРПУСА В ПЕТЕРБУРГЕ - ВЕЧЕР
  
  Невысокий худощавый молодой человек (прим. 18 лет)в пажеском мундире - КАРАГОРОВ толкает в грудь Грега (15 лет), также одетого в форму пажа. Грег с ожесточением набрасывается на Карагорова, сбивая его с ног.
  Сцепившись, они катаются по полу. Их окружает несколько пажей - молодые люди 15-18 лет.
  Карагоров первым поднимается на ноги. Грег за ним. Оба встают в позицию для бокса.
  Карагоров наносит Грегу один за другим два удара в челюсть. Грег отступает, встряхивается и бьет Карагорова в висок. Карагоров падает навзничь. Пажи окружают упавшего. Один подходит к Грегу, пытается ему что-то сказать.
  Грег, ничего не говоря, не оглядываясь, уходит.
  
  МАТВЕИЧ
  (за кадром)
  Осенью, по возвращении в корпус, побился он смертным боем все с тем же заклятым своим противником - старшим братцем. Из-за чего они там схватились, толком никто не дознавался. Корпусное начальство хотело как можно скорее замять эту историю. Да и было из-за чего. Голубок-то, даром что был моложе, так изувечил братцу лицо, что тот разом ослеп. Голубка чуть было не упекли в тюрьму для малолетних, да папенька и папенькины друзья в Петербурге за него заступились. Но из корпуса, конечно, отчислили с волчьим билетом. Про Конную гвардию, золотые погоны, и прочие красивые мечтания пришлось забыть.
  
  ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ МАТВЕИЧА - ДЕНЬ
  
  Жекки
  И он вернулся к отцу?
  
  Матвеич
  И что ты. Папенька-князь не мог ему этакое самовольство простить. Мало что покалечил брата, так еще осрамил известную фамилию на весь свет. Не мог он этого простить и отказал им с мисс Грег во всяком содержании.
  
  ИНТ. УСАДЬБА РАТМИРОВЫХ - 20 НАЗАД - ВЕЧЕР
  
  В роскошно обставленной гостиной за столом сидит князь Ратмиров - сухой, седовласый человек лет 50 с хмурым лицом. Перед ним, возбужденно жестикулирует полная дама в чепце - княгиня. За ней, стоит, опираясь на столешницу, Карагоров (20 лет) в цивильном костюме с черной повязкой на глазах. Князь поднимается, ходит по комнате. Княгиня, утирает слезы и, взяв под руку Карагорова, выходит из комнаты. Князь наливает себе рюмку водки, выпивает. Сидит, отрешенно глядя на огонь в камине.
  
  Матвеич
  (за кадром)
  Княгиня и покалеченный князек объявили тогда их сиятельству, что он кругом виноват, породил изверга, да еще и признал его своим наследником. Князь ничем не возражал и отменять прежнее решение на счет прав Голубка наотрез отказался. Княгиня в ответ, недолго думая, объявила, что больше знать его не желает. Князек, и того пуще, сказал, что отныне у него нет отца, и что он больше не намерен носить фамилию князя. С тем оба и укатили за границу. Княгиня-то акурат тогда получила огромное наследство от родственника по первому мужу - Карагорова, и все надеялась, что иностранные доктора-чудодеи вернут зрение ее сыночку.
  
  НАТ. УЛИЦА ЮЖНОЕВРОПЕЙСКОГО ГОРОДА - 20 ЛЕТ НАЗАД - ДЕНЬ
  
  По тротуару идут прохожие: две хорошо одетые дамы, господин в широкополой шляпе, католический монах, его обгоняет мальчишка-оборванец. По мостовой громыхает карета. Она останавливается у подъезда отеля. Лакей помогает из нее выйти Карагорову - молодому человеку в черной повязке на глазах.
  
  Выбрасывая впереди трость, Карагоров сначала идет к отелю, резко разворачивается почти у самого подъезда и сходит с тротуара на мостовую. Сначала идет медленно, на ощупь. Потом в отчаянье отбрасывает трость, бежит, падает ничком посреди мостовой, раскинув руки, не обращая внимания на крики людей за спиной, грохот летящего прямо на него экипажа, шум приближающейся сзади грузовой повозки. Видно, как вздрагивают его плечи, сотрясаясь в бессильном рыдании.
  
  МАТВЕИЧ
  (за кадром)
  Ну а когда надежды эти улетучились, княгиня слегла, да так и отдала богу душу, горемычная. Что сталось после того с ослепшим расстриженным князьком, не знаю, не ведаю. Сказывают, помыкался по заграничным лечебницам, да и сгинул. Так-то она, судьба-судьбинушка, сирота-чужбинушка.
  
  ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ МАТВЕИЧА - ДЕНЬ
  
  Жекки прижимается к Матвеичу. Он ласково гладит ее по волосам.
  
  Жекки
  Как это ужасно, Поликарп Матвеич. Что за история.
  
  Матвеич
  Ничего не поделаешь, сударушка. Всякая жизнь - это тебе не фунт изюму.
  
  ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ ДОКТОРА БРОННИКОВА - ДЕНЬ
  
  ЕЛЕНА ПАВЛОВНА, изящно одетая дама лет 30, разучивает вальс Шопена на фортепьяно. Юра на цыпочках входит в комнату, стараясь не скрипнуть дверью. Но у Елены Павловны отменный слух. Прервав игру, она оборачивается.
  
  ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
  А, это ты. Вас отпустили пораньше?
  
  Юра
  У Македонского инфлюэнция и...
  
  ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
  Какого Македонского?
  
  ЮРА
  Зябликова, Александра Филиппыча.
  
  ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
  Аа, и что же?
  
  ЮРА
  И Лев Андреич позволил нам готовиться к завтрашнему диктанту дома.
  
  ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
  Прекрасно. Надеюсь, ты понимаешь, это не означает, что можно лишний час болтаться по улице?
  
  ЮРА
  Понимаю.
  
  ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
  Смотри же, и помни про свое давешнее обещание.
  
  Разворачивается лицом к фортепьяно.
  
  ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
  Через полчаса будем обедать.
  
  Играет вальс Шопена.
  
  Усевшись на диван, Юра делает вид, что слушает музыку. При этом сначала прощупывает рукой один угол дивана, прикрытый подушкой, затем постепенно смещается в другой, и там также шарит руками под подушкой.
  
  Елена Павловна прерывает игру. Юра замирает.
  
  ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
  (пристально глядя на Юру)
  Ты не заболел, душечка?
  
  ЮРА
  Нет, мама, я здоров.
  
  Елена Павловна поворачивается лицом к фортепьяно.
  
  ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
  Обед будет через полчаса. Я, кажется, говорила.
  
  Елена Павловна играет вальс Шопена.
  
  ЮРА
  (лихорадочно шаря под диванной подушкой)
  Да помню я.
  
  Наконец Юра с облегчением засовывает в карман смятый бумажный рубль, сползает с дивана и пятится к двери.
  
  НАТ. ЛЕСНАЯ ЧАЩА - ДЕНЬ
  
  Серый смотрит сквозь листву на дом лесничего, отворачивается. Настороженно прислушивается. Вдали за лесом раздается неясный гул. Волк идет вглубь чащи. Ускоряет бег. Мимо мелькают деревья, кусты, пожухлая трава.
  
  ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ МАТВЕИЧА - ДЕНЬ
  
  Жекки собирает на столе посуду. Матвеич, сидя у окна, выбивает трубку.
  ЖЕККИ
  А что же старый князь?
  
  МАТВЕИЧ
  Князь стал спиваться помаленьку, разорился вконец, и вскорости тоже помер.
  ЖЕККИ
  Выходит, твой Голубок так и не простился с отцом?
  
  МАТВЕИЧ
  И не простился, и не простил.
  
  ЖЕККИ
  Чем же они жили с матерью?
  
  МАТВЕИЧ
  А перебивались, чем Бог пошлет.
  
  НАТ. УЛИЦА ГУБЕРНСКОГО ГОРОДА - 20 ЛЕТ НАЗАД - ДЕНЬ
  
  Грег (молодой человек 17 лет) идет быстрым шагом по тротуару, сворачивает за угол, входит в калитку, за которой темнеет мрачный деревянный дом. Стучит в дверь условным стуком - два коротких удара, пауза и еще два удара.
  
  Дверь приоткрывается. Оглянувшись по сторонам, Грег заходит внутрь.
  
  МАТВЕИЧ
  (за кадром)
  Мисс Грег давала уроки в городе. Голубок тоже сначала пробовал в том же духе, но скоро бросил. Не в его это характере терпеть, да примиряться. Он хотел всего и сразу. Оттого и связался с первыми попавшимися негодяями...
  
  ИНТ. КОМНАТА В ПРИТОНЕ - 20 ЛЕТ НАЗАД - НОЧЬ
  
  За карточным столом сидят шесть человек, разных по возрасту, сомнительной наружности. На столе - канделябр с зажженными свечами, отыгранные карты. Играют в банк. Грег внимательно следит за руками банкомета, который раскладывает карты направо и налево. Слева от него выпадает десятка пик. Грег с облегчением открывает свою десятку. Ему через стол передают денежные купюры.
  
  МАТВЕИЧ
  (за кадром)
  ...с аферистами и карточными игроками самой скверной выделки. Чуть не с уголовными. И стал зарабатывать игрой. Мисс Грег тоже, кажется, знала об этом, пыталась отвратить его от них, но ничего нельзя было поделать. Легкие деньги соблазнительны, а он был малый бедовый, не из пугливых.
  
  ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ МАТВЕИЧА - ДЕНЬ
  
  Жекки стоит, прижавшись спиной к печке. Матвеич по-прежнему сидит у окна.
  
  Жекки
  Неужели он угодил в тюрьму?
  
  Матвеич
  Угодил, как же без этого. Уж коли ступил на скользкую дорожку. Но его скоро выпустили. Улик, видишь ли, не нашли. А как вышел оттуда, то и пропал безвестно. Точно в воду канул.
  
  ИНТ. ПОДЪЕЗД В ДОХОДНОМ ДОМЕ - 20 ЛЕТ НАЗАД - ДЕНЬ
  
  Матвеич (45 лет) медленно поднимается по лестнице, подходит к двери одной из квартир, стучит.
  
  Дверь открывает толстая женщина в переднике. Матвеич ее спрашивает о чем-то, та отрицательно кивает головой. Дверь захлопывается. Матвеич с удрученным видом стоит на площадке, потом тяжело спускается по лестнице.
  
  МАТВЕИЧ
  (за кадром)
  Я, помню, все ждал, что он хоть письмишко какое мне пришлет, хоть записку. Но ни словечка так и не дождался. А сердце все о нем изболелось. Думал, мать его
  что-нибудь знает. Поехал к ней на квартиру. Открыла мне баба-прислуга, и сказала удивленно так, что госпожа Грег, де, померла два месяца как, а квартира теперь сдана новым жильцам. Я чуть не расплакался, будто малое дитя. Понял, что последняя ниточка, связавшая нас, оборвалась...
  
  ИНТ КОМНАТА В ДОМЕ МАТВЕИЧА - ДЕНЬ
  
  Жекки садиться рядом с Матвеичем, обнимает его за плечи.
  
  Жекки
  И ты с тех пор больше его не видел?
  
  Матвеич ласково высвобождается из ее объятий. Снова, кряхтя, подходит к печной заслонке, берет полено и расталкивает им тлеющие угли.
  
  Матвеич
  Как не видеть. Свиделись. Примерно спустя четыре года. Только, право слово, лучше было бы нам не встречаться.
  
  НАТ. ВЕРХНЯЯ ПАЛУБА РЕЧНОГО ПАРОХОДА - 13 ЛЕТ НАЗАД - ВЕЧЕР
  
  Широкая речная гладь. Волны, расходящиеся за кормой парохода. Несколько хорошо одетых пассажиров прохаживаются по палубе. Среди них Матвеич.
  
  Матвеич
  (за кадром)
  Раз как-то осенью пришлось мне отдать последний долг старому товарищу по службе в Туркестане.
  
  Матвеич останавливается у борта. Смотрит на воду.
  
  Матвеич
  (за кадром)
  Ездил я на его похороны в Саратовскую губернию, в тамошний маленький городишко, а обратно домой поплыл из Саратова пароходом
  по Волге.
  
  На палубу поднимается разновозрастная мужская компания из пяти человек. Все приличного вида, но сильно навеселе. Среди них молодой человек с тонкими усиками в дорогом пальто - Грег (25 лет) и Шприх. Громко смеясь и разговаривая, они подходят к борту. Шприх выбрасывает в воду пустую бутылку.
  
  Другие пассажиры, недовольно посматривая на них, уходят с палубы один за другим. Матвеич, как ни в чем не бывало, стоит у борта.
  
  Матвеич
  (за кадром)
  В тот вечер я проделывал свой обычный моцион на палубе, как на нее поднялось несколько господ приличного вида. Они как-то сгрудились, перемешались, стали о чем-то громко говорить и смеяться.
  
  Четверо из подвыпившей компании спускаются в люк, который ведет в каюты. Грег остается стоять у борта.
  
  Шприх
  Грег. Вы с нами?
  
  Грег
  Я догоню.
  
  Матвеич
  (за кадром)
  От этого возгласа у меня, веришь ли, сударушка, ноги так сами собой и подкосились. Ведь он назвал имя моего Голубка.
  
  Серая водная гладь, за бортом парохода медленно удаляющийся берег с крестьянскими избами и белой церковью на возвышенности.
  Матвеич и Грег стоят на палубе, глядя друг на друга.
  
  Матвеич
  (за кадром)
  Я смотрел и не верил своим глазам. Передо мною был мой Голубок, но каким же он стал... Господи, Боже мой, каким он стал... Это был молодой князь Ратмиров, а вовсе не беглый каторжник, каким я ожидал его встретить.
  
  Матвеич бросается навстречу Грегу, обнимает его. Тот уклоняется от объятий, но держится с подчеркнутой почтительностью.
  Грег с видимым принуждением стоит у борта, курит дорогую тонкую сигару, сбрасывая пепел в забортную воду.
  
  Матвеич
  Где же вы пропадали столько времени?
  
  Грег
  Был в Америке, в Европе, в разных местах.
  
  Матвеич
  Чем же вы нынче занимаетесь?
  
  Грег
  Прожигаю жизнь, Поликарп Матвеич. Вам лучше не знать этого.
  
  матвеич
  Где же вы живете постоянно, ведь у вашего отца остался дом? Имение еще, кажется, не распродано.
  
  Грег
  Меня это не интересует.
  
  Матвеич
  Может, спустимся в ресторан, разопьем бутылочку. Здесь очень приличная есть мадера.
  
  Грег
  Как хотите.
  
  ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ МАТВЕИЧА - ДЕНЬ
  
  Матвеич то и дело отворачивается к окну, чтобы Жекки не видела слез в его глазах. Жекки держит Матвеича за руку.
  
  Матвеич
  Было ясно, что ему не хочется продолжать разговор, но я ничего не мог с собою поделать и увязался за ним.
  
  ИНТ. САЛОН-РЕСТОРАН ПАССАЖИРСКОГО ПАРОХОДА - 13 ЛЕТ НАЗАД - ВЕЧЕР
  
  За столом сидят Грег, Матвеич, Шприх и еще три приятеля Грега - хорошо одетые господа, двое молодых и один пожилой с седой бородкой. Они играют в карты. Кроме того, в ресторане заняты еще три столика: за первым - пожилой господин с дамой, за вторым - две дамы и молодой человек, за третьим - господин средних лет с газетой.
  
  Матвеич
  (за кадром)
  В ресторане мы много пили. Я быстро хмелел, нервы разыгрались. И тут уж не помню как, появились карты, составилась партия. Даже и захмелев, я скоро понял, с
  кем привел меня Бог связаться, да было поздно. Это была целая шайка карточных мошенников, что-то вроде шулерской артели. Я это понял потому, что мне приходилось же
  играть в карты, но никогда не приходилось иметь дело с игрою, в которой все нечисто, и один мошенник покрывает другого.
  
  Грег сдает карты, игроки, оценивая свои шансы, делают ставки. Матвеич, в сильном подпитии, вытряхивает на стол из кошелька всю наличность. Грег смотрит на него с усмешкой. ПРИЯТЕЛЬ Грега, молодой человек лет 25, едва заметным движением вытаскивает из рукава карту и присоединяет ее к своей сдаче.
  
  Матвеич
  Как это так, позвольте... червовая дама уже вышла,откуда она взялась?
  
  Приятель грега
  Вы, верно, запамятовали.
  
  Шприх
  (подмигнув Грегу)
  С пиковой перепутали-с.
  
  К столу подходит лакей с бокалами вина на подносе.
  
  Шприх
  (Матвеичу)
  Не угодно ли еще бокальчик?
  
  Матвеич
  Нет, не угодно.
  
  Шприх берет с подноса бокал. Лакей отходит в сторону.
  
  Матвеич
  (Молодому приятелю Грега)
  А червовую даму вы подменили.
  
  Приятель
  Вам привиделось!
  
  Грег
  Поликарп Матвеич, ваш ход.
  
  Матвеич
  (Молодому приятелю Грега)
  Вы передернули, сударь.
  
  Приятель
  За кого вы меня принимаете?
  
  Матвеич
  (Грегу)
  А вы, как вижу, готовы покрывать этих ваших... друзей-приятелей?
  
  Грег
  Не понимаю, что вы имеете в виду.
  
  Матвеич встает из-за стола, слегка пошатываясь.
  
  Матвеич
  А я вот что тебе скажу... Вам, милостивый государь. Когда-то вы были всего лишь драчливым мальчишкой, а нынче доросли до отъявленного мерзавца.
  
  В зале воцаряется напряженная тишина.
  Грег медленно огибает стол, подходит к Матвеичу. Они смотрят в глаза друг другу.
  
  Грег
  Не надобно ли вам денег, Поликарп Матвеич? Я готов одолжить.
  
  Собравшиеся за карточным столом дружно смеются.
  Матвеич, пошатываясь, делает шаг, цепляет, неловко взмахнув рукой, бутылку и бокал на соседнем столе, которые со звоном падают на пол. Идет к выходу, не оглядываясь.
  
  Грег садиться на свое место и снова сдает карты.
  
  ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ МАТВЕИЧА - ДЕНЬ
  Жекки сжимает руку Матвеича, тот смотрит не на Жекки, а в окно.
  
  Матвеич
  Вот так я и расстался со своим Голубком, Грегом, как все его называли...
  
  Жекки
  Ну зачем вы себя терзаете, Поликарп Матвеич, голубчик?
  
  Матвеич
  Понес же черт меня на эту ярмарку.
  
  Жекки
  Почему вы думаете, что это был Грег? Ведь глядя издалека, можно легко ошибиться.
  
  Матвеич
  Узнал я его, тут и гадать нечего. Может, в родные края его потянуло, может, дела какие по отцовскому имению, что ушло по залогу, а может, и еще что. Мало ли.
  
  Жекки
  Ну и будет о нем. Нужно живее забыть и оставить все это. Слышите, Поликарп Матвеич?
  
  Матвеич
  Стар я стал, не воздержан. И ты извини, сударушка, что тебя обеспокоил. Не должен был я ничего этого говорить. Так оно само собой вышло.
  
  Жекки
  Полно, не к чему вам оправдываться. Я между прочим за нашей милой болтовней чуть не позабыла самого главного.
  
  Жекки идет к входной двери, достает из своей дорожной сумки, оставшейся висеть на крючке, баночку с мазью.
  
  Жекки
  Ведь я, Матвеич, вам гостинец привезла от доктора Бронникова. Он и Елена велели вам кланяться.
  
   Подходит к Матвеичу, протягивает ему баночку.
  
  Жекки
  Очень хорошая мазь от ревматизма.
  
  Матвеич берет баночку, рассматривает ее.
  
  Матвеич
  Благодарствую. Передавай мой поклон и Николай Степанычу, и всему его семейству.
  
  Жекки
  Передам непременно.
  
  Матвеич
  Все ли у них ладно? Племяннички-то твои, чай, озоруют?
  
  Жекки
  Что ты, Матвеич,они очень спокойные ребята.
  
  ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ ДОКТОРА БРОННИКОВА - ДЕНЬ
  
  Диванная подушка сбивает со стола вазу с яблоками. Ваза падает и разбивается, яблоки раскатываются по полу. Одно из них подхватывает Юра и бросает в укрывшегося за спинкой дивана восьмилетнего брата СТЕПУ.
  
  Юра
   (подражая индейцам)
  Улю-лю-лю-ю-ю.
  
  Степа бросает в ответ вторую диванную подушку, которая проносится рядом с Юрой и задевает картину на стене за спиной у Юры.
  
  Младший из братьев, ПАВЛУША, толстый мальчик 6 лет, лежа на полу, тащит Юру за ногу. Юра безуспешно пытается от него освободиться и одновременно, дотянувшись до подушки, заслоняется ей от брошенного Степой яблока.
  
  Павлуша
  А-а-а, Степка!
  
  Степа
  Держи его, Клоп.
  
  Юра
  (Степе)
  Сдавайся, бледнолицый шакал,и Верный Клык пощадит тебя!
  
  Бросает яблоко, которое попадает в спинку дивана. Степа подбирает его, откусывает и запускает обратно в Юру. Юра уворачивается.
  
  Павлуша повисает на нем, цепляясь за руки. В результате, очередной бросок Юры срывается. Запущенная им подушка летит не в Степу, а в открывшуюся дверь комнаты, куда заходит Елена Павловна.
  
  Она машинально ловит подушку, оглядывает комнату. Застигнутые врасплох Юра, Степа и Павлуша прерывают побоище.
  
  Елена павловна
  Что здесь такое?
  
  Юра
  Мы... видишь ли, мама. Мы играли.
  
  Степа
  (поднимая разбитую вазу)
  Она сама разбилась.
  
  Павлуша
  Юрка первый начал.
  
  Елена Павловна прикладывает вздрагивающие пальцы к виску.
  
  Елена Павловна
  Так...
  (делает глубокий вдох)
  Раз, два, три, четыре, пять...
  Всем мыть руки и обедать.
  
  НАТ. ЛЕСНАЯ ЧАЩА ВБЛИЗИ УРОЧИЩА - ВЕЧЕР
  
  Серый бежит через лес. Деревья расступаются. Он оказывается на поляне, с трех сторон окруженной елями.
  С четвертой, поляна выходит на край глубокого оврага. Волк останавливается, слышится его частое дыханье. На поляне просматриваются заросшие мхом остатки некой постройки, возможно - фундамента старого дома. Виден огромный базальтовый валун, поднимающийся из земли и снизу тоже заросший мхом. Этот камень с глубокими впадинами вместо глаз, похож на языческого идола. Серый подходит к нему, устремляя взгляд на его черные глазницы.
  
  НАТ. УЛИЦА ИНСКА ПЕРЕД СИНЕМА-ТЕАТРОМ - ВЕЧЕР
  По мостовой проезжает пустая пролетка. Навстречу едет экипаж, в котором сидят дама и господин. Экипаж останавливается у подъезда синема, пассажиры выходят. Господин расплачивается с извозчиком, подхватывает даму под руку и заводит ее внутрь здания.
  
  По обоим тротуарам идут прохожие. Среди них Юра. Он подходит к афишной тумбе, установленной неподалеку от входа в синема.
  Читает афишу:
  
  Только два сеанса.
  Несравненная Жаннета Тимм
  в потрясающей фильме из
  двух частей
  "Горящие цветы"
  
  Чуть отступает с недовольным видом, принимается ходить вокруг тумбы, то и дело бросая взгляды на подъезд синема-театра.
  
  Туда входит пожилой господин, две взрослые барышни в сопровождении молодого человека. Наконец, Юра видит, как ГИМНАЗИЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ - сутулый человек в черной шинели с блеклой дамой под руку тоже заходит в подъезд. Поколебавшись, Юра подходит к зданию театра и быстро скрывается за его дверью.
  
  ИНТ. ЗАТЕМНЕННЫЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ СИНЕМА-ТЕАТРА - ВЕЧЕР
  
  От кинопроектора к экрану тянется бледно светящийся луч. Среди зрителей на заднем ряду выделяется лицо Юры. Он завороженно смотрит на экран. По выхваченному из тьмы белому полотну мчатся наперегонки автомобили. Победитель заезда в шлеме и крагах позирует, за его спиной чернеет открытый кузов машины. Затем на экране появляются аэропланы. Они то взмывают под облака, то опускаются, барражируя на спаренных крыльях.
  
  Показ сопровождается игрой тапера на стареньком пианино. Когда в зале загорается свет, Юра идет к выходу, полностью погрузившись в свои впечатления. Он больше не обращает внимания на окружающих, случайно задевает рукавом блеклую даму, которую ведет под руку гимназический учитель - сутулый господин в черной шинели.
  Юра
  (машинально)
  Excusez-moi, monsieur.
  
  Гимназический учитель оглядывает его.
  
  Гимназический учитеь
  Бронников? Отлично-с. Соблаговолите найти меня завтра после уроков.
  
  Юра
  (глядя в упор на учителя и не видя его)
  ...это был только первый заезд, а Руссо-Балты могли участвовать во втором.
  
  Гимназический учитель переглядывается с блеклой дамой и в замешательстве уходит.
  
  НАТ. УРОЧИЩЕ В ЧАЩЕ У ВОЛЧЬЕГО ЛОГА - НОЧЬ
  Ночной лес озаряется внезапной световой вспышкой, подобной молнии. Вспышка длится не больше секунды. Затем воцаряется темнота. Луна, показавшись из-за облаков, высвечивает макушки огромных сосен, сомкнутые в плотные ряды ели, за которыми ясно проступает свободное от деревьев пространство - поляна с заросшими остатками старого дома и огромным базальтовым валуном.
  Тусклый лунный свет выхватывает то глубокие впадины глазниц на камне, то грубую неровность покрытых мхом развалин.
  
  Из темноты у подножья валуна поднимается человеческая фигура в широком плаще. Она двигается к обрыву, который обозначает границу урочища. Человек в плаще стоит на краю обрыва, глядя в растилающуюся под ним ночную бездну. Ветер исподволь колеблет полы его плаща. Человек виден то со спины, то сбоку, но его лицо все время скрывается в темноте.
  
  Вскоре сзади к нему подходит еще один человек в похожем плаще и встает у него за спиной, словно прикрывая от непрошенных глаз, пронизывающего ветра, колючих отблесков звезд, рассеянных в небе.
  
  НАТ. БЛИЗ ВОЛЧЬЕГО ЛОГА - ДЕНЬ
  
  По проселочной дороге, петляющей между пустыми полями и кромкой смешанного леса, Жекки вместе со своим компаньоном ФЕДЫКИНЫМ - пожилым рыжеватым господином с хитрым прищуром - едут на дрожках. Жекки правит, Федыкин сидит, развалившись.
  
  Федыкин
  ...итак губа не дура. Он вам и копейку с пуда не убавит, коли вы не станете торговаться.
  
  Жекки
  Да поймите же, Андрей Петрович, мне деньги прямо сейчас нужны, а если я упрусь, Егоров вообще не станет со мной разговаривать.
  
  Федыкин
  Нечего баловать ихнего брата. Кто он, в самом деле, такой, чтобы вы ему уступали. Так мельничишко затрапезный. С вас же и кормится.
  
  Жекки
  Да коли он знает, что я почти весь хлеб продала, то к чему
  церемониться?
  
  Федыкин
  Вы уж, Евгения Павловна, предоставьте мне с ним разговаривать. Сами-то вы по горячности этак, пожалуй, последних
  своих выгод лишитесь.
  
  С ответвления проселка, уходящего далеко в поля, на главную дорогу выходят двое нищих в лохмотьях - слепой старик ЛУКА и его поводырь - худенький босоногий МАЛЬЧИК в залатанном армяке. Жекки, заметив их, чуть придерживает лошадь.
  
  Жекки
  Посмотрите-ка, Андрей Петрович.
  
  Федыкин
  Эка невидаль. Побирушки деревенские.
  
  Жекки
  Разве вы не видите, ведь это тот самый Лука, про которого сейчас все говорят.
  
  Федыкин
  И то верно. Он. Юрод бесноватый.
  
  Жекки
  Тшш.. он вас услышит.
  
  Федыкин
  Невелика важность.
  
  Нагнав нищих, Жекки останавливает лошадь. Мальчик-поводырь тоже останавливается, стягивает с головы картуз и кланяется. Слепой стоит, откинув назад дрожащую взлахмаченную голову.
  
  Жекки
  (мальчику)
  Подойди сюда, не бойся.
  
  Мальчик подходит, сжимая в одной руке картуз, а другую протягивая для милостыни. Жекки пошарив в кармане, ссыпает в его ладонь несколько медных монет. Федыкин ухмыляясь, смотрит в сторону.
  
  Мальчик
  Спаси Господи вас, добрая барыня.
  
  Возвращается к слепому. Тот подпрыгивает на месте, указывая пальцем на дрожки.
  
  Лука
  Из скверны дары нечестивых. Изыдите! В гиене огненной сгорите, исчадья сатанинские.
  
  Бьет мальчика по рукам.
  
  Лука
  Брось, брось, брось!
  
  Мальчик рассыпает деньги.
  
  Лука
  (подпрыгивая и показывая пальцем на дрожки)
  Сгоришь в гиене огненной, сгоришь бесовская нечестивка!
  (смеется)
  А-ха-ха...
  
  Заливается срывающимся смехом.
  
  Жекки с ужасом смотрит на него, затем, опомнившись, прищелкнув вожжами, трогает с места.
  
  Жекки
  Но, пошел.
  
  Смех Луки доносится вслед за дрожками.
  
  Жекки
  Не понимаю, что я ему сделала. За что он накинулся на меня?
  
  Федыкин
  Обыкновенное невежество-с.
  
  Жекки
  Даже не по себе стало.
  
  Федыкин
  Известное дело. Вот он, юрод и каркает, а мужички, точно вороны, сидят, да слушают. Да кумекают. Про князя-то-оборотня, Хозяина здешнего, небось, слыхали?
  
  Жекки
  У нас в Никольском только и разговоров, правда, пока больше шепотом. Да еще про этого самого Луку. Вот, дескать, божий человек всю правду ведает. Знает, почему второй год подряд с мая по октябрь ни капли дождичка.
  
  Федыкин
  Засуха, неурожай, голод - все от того, что спокон веку Князю лесному поклонялись, верили в него, да почитай, и славили больше, чем самого Господа.
  (крестится)
  А теперь видите ли, уразумели, что Хозяин им не заступник, а злодей-погубитель.
  
  Жекки
  Да, слепца в поводыри записали, а Лесного Князя теперь, говорят, и вовсе не было никогда.
  
  Федыкин
  А вы, Евгения Пална, смею спросить, сами в него, Лесного,то есть, Князя, конечно, не верите?
  
  Жекки
  Конечно нет. Что за вопрос.
  
  Федыкин
  Да так, ничего-с, праздное любопытство.
  
  НАТ. БЛИЗ ВОЛЧЬЕГО ЛОГА - ДЕНЬ
  
  По дороге, идущей через поля, мчится, оставляя за собой клубы пыли, открытый автомобиль. За рулем сидит Грег. Он хмур и сосредоточен. Машина выворачивает из полей к лесу, едет вдоль опушки.
  
  ИНТ. КАБИНЕТ В ПОЛИЦЕЙСКОМ УПРАВЛЕНИИ - ДЕНЬ
  
  На небольшом диване, высоко запрокинув голову, лежит начальник губернского Охранного отделения жандармский подполковник Карагоров - сухощавый лысеющий человек среднего роста, 40 лет. Он слеп на один глаз, который как бы полуприкрыт веком. Над Карагоровым склонился, считая пульс, доктор БРОННИКОВ - небрежно одетый господин среднего роста, с усами и небольшой бородкой (30 с небольшим лет). Чуть поодаль стоит жандармский поручик ВАСЮХИН - плотный, краснолицый, с короткими усами.
  
  Бронников
  (щелкая крышкой карманных часов)
  Что ж, сердце очень слабое. Вам нужен продолжительный отдых.
  
  Карагоров
  Сердце - это вздор. Что вы, доктор, скажете по поводу легких?
  
  Бронников
  Ничего нового. Повторный приступ и обильное кровотечения говорят сами за себя. Не бережетесь.
  
  КАРАГОРОВ
  (приподнимаясь)
  Что делать, у меня много работы. Вот и Васюхин не даст соврать.
  
  ВАСЮХИН
  Так точно. С утра до ночи все время на ногах.
  
  БРОННИКОВ
  Это никуда не годится. Дела нужно отставить и срочно ехать лечиться в Крым, а еще лучше в Европу, куда-нибудь на юг Франции. Иначе...
  
  КАРАГОРОВ
  Да-да, у меня мало времени.
  
  БРРОННИКОВ
  В вашем положении вы крайне уязвимы.
  
  КАРАГОРОВ
  Хм, интересно как это у вас, Николай Степанович, с вашими убеждениями хватает духа давать столь откровенные рекомендации жандарму, царскому опричнику. За репутацию свою не боитесь?
  
  БРОНННИКОВ
  Как врач я обязан лечить всех людей, не зависимо от личных симпатий. Так что никакой угрозы для своей репутации с этой стороны я не вижу.
  
  КАРАГОРОВ
  А брошюрки-то эсеровские, что вам передавал ваш столичный знакомый через того студентишку-недоучку... Как бишь его?..
  
  Бросает вопрошающий взгляд на Васюхина.
  
  ВАСЮХИН
  Докулевского.
  
  КАРАГОРОВ
  Вот, Докулевского. Они верно, дома у вас? Прятать не пробовали?
  
  БРОННИКОВ
  Нет.
  
  КАРАГОРОВ
  В таком случае, я на вашем месте, любезный доктор, прежде озаботился бы своей собственной уязвимостью.
  
  БРОННИКОВ
  Это предупреждение?
  
  КАРАГОРОВ
  Совет доброхота.
  
  Бронников
  Я могу быть свободным?
  
  КАРАГОРОВ
  (покашливая)
  Разумеется, Николай Степаныч. Примите мои извинения за беспокойство и благодарность.
  
  Бронников берет саквояж, котелок и идет к входной двери.
  
  БРОННИКОВ
  До свидания.
  Уходит.
  
  НАТ. БЛИЗ ВОЛЧЬЕГО ЛОГА - ДЕНЬ
  
  Жекки и Федыкин едут в дрожках по проселочной дороге, вдали за поворотом поднимается здание ветряной мельницы.
  
  Федыкин
  Тут, по правде сказать, Евгения Павловна, дела-то не нашим чета. Сотни тыщ на кону. Супротив такого капитала не попрешь.
  
  Жекки
  Почему же вы раньше молчали?
  
  Федыкин
  Так сам только третьего дня узнал, на ярмарке.
  
  Жекки
  Далась вам всем эта ярмарка.
  
  Федыкин
  Что-с? Да нет, я говорю, приятель мой Ишатников, у него бакалейная торговля в Инске.
  
  Жекки причмокивает, подгоняя лошадь.
  
  федыкин
  От верных людей слышал. Скупают, говорит, нашу землицу почти задарма, а то и отнимают без всякого стеснения какие-то столичные молодчики со связями и деньгами. Чтобы через время все казне перепродать и, уж как водится, втридорога. Потому как казна имеет твердое намерение проложить через здешний лес железную дорогу.
  
  Жекки
  Такие вещи не решаются с бухты-барахты, Андрей Петрович.
  Об этом в газетах бы писали.
  
  Федыкин
  Напишут, как же. Да у них целый сговор, поймите. Тыщи, а не то миллионы на кону.
  
  Жекки
  Да это же против всяких правил!
  
  Федыкин
  А это уж как вам будет угодно думать, только Каюшинскому
  лесу все едино скоро конец. Оставят нам одни пеньки, да камыши на болоте.
  
  Жекки
  Этого не может быть.
  
  НАТ. УЛИЦА ИНСКА - ДЕНЬ
  
  По тротуарам в обоих направлениях идут прохожие. По мостовой проезжает пролетка с пассажиром. Доктор Бронников, торопясь, обгоняет господина в цилиндре, затем - дородную мещанку с корзиной. Затем сворачивает с тротуара в переулок и заходит в лавку под вывеской 'Цветы'.
  
  ИНТ. КАБИНЕТ В ПОЛИЦЕЙСКОМ УПРАВЛЕНИИ - ДЕНЬ
  
  Карагоров в жандармском мундире, покашливая, подходит к столу, тяжело оседает в кресле. Васюхин стоит, соблюдая дистанцию, в шаге от стола.
  
  Васюхин
  Донесение передал дежурный сегодня около часа по полудни.
  
  КАРАГОРОВ
  А от кого, позвольте узнать, он его получил?
  
  Васюхин
  Говорит, доставил мальчишка-посыльный.
  
  Карагоров
  Нда.. похоже наш секретный агент окончательно выжил из ума.
  
  Васюхин
  Не могу судить, а только все обошлось. Конверт доставлен нераспечатанным.
  
  Карагоров
  Спасибо, вы можете идти.
  
  Васюхин по-военному поворачивается на месте кругом и выходит из кабинета. Карагоров берет со стола конверт.
  
  ИНТ. ПЕРЕДНЯЯ В ДОМЕ ДОКТОРА БРОННИКОВА - ДЕНЬ
  
  Раздается звонок в дверь. К двери никто не подходит. Из внутренних комнат слышатся звуки шопеновского вальса. Раздается повторный звонок. Музыка обрывается.
  
  Елена Павловна
  (из дальней комнаты)
  Алевтина, Катя, кто-нибудь...
  Откройте же, наконец.
  
  Снова звучит вальс Шопена, но обрывается на полуфразе. Раздается очередной продолжительный звонок в дверь. Елена Павловна выходит в переднюю, открывает дверь. В дом заходит доктор Бронников с букетом.
  
  Бронников
  Леночка, ну что же это такое? Я опять не могу попасть в собственный дом. Меня всякий раз не пускают. Это несносно. Где Катя?
  
  Елена Павловна
  Я ее, кажется, куда-то отпустила... Ах, Боже мой, какой чудесный букет. Спасибо, Коленька, я тебя так...
  
  Целует Бронникова.
  
  Бронников
  После, Леночка, после. Я прямо от больного. Куда все-таки все подевались? Что мальчики?
  
  Елена Павловна
  Младшие ушли гулять, а... Да, вспомнила, они же ушли вместе с Алевтиной, поэтому я до нее не могла докричаться. А Юра наказан.
  
  Елена Павловна из переденей идет на кухню, Бронников следует за ней.
  
  ИНТ. КУХНЯ В ДОМЕ БРОННИКОВЫХ - ДЕНЬ
  
  Елена Павловна открывает и закрывает дверцы навесных шкафов, тумбочек. Бронников моет руки над раковиной.
  
  Елена Павловна
  Не понимаю. Куда могла деться моя китайская ваза.
  
  Бронников
  Леночка, а ты не слишком строга с ним?
  
  Елена Павловна
  А ты хочешь чтоб он в следующий раз сбежал не в синема, а допустим...
  
  Бронников
  Куда же?
  
  Елена Павловна
  Ну, я не знаю, куда все бегут в наше время? В Америку.
  
  Бронников
  (обнимая Елену Павловну)
  Что за вздор. В наше время невозможно сбежать даже в сибирскую тайгу. Тебя всюду найдут.
  
  НАТ. БЛИЗ ВОЛЧЬЕГО ЛОГА - ДЕНЬ
  
  Жекки останавливает дрожки, торопливо отыскивает в углу сиденья баклажку с водой, пьет с жадностью. Слегка смачивает руку и проводит ей по лицу. Федыкин прохаживается перед двуколкой, разминая ноги.
  
  Федыкин
  Говорю вам, сведения вернейшие. Ваш кусок Волчьего Лога, к примеру, у них как кость поперек горла.
  Непременно потребуют к выкупу.
  
  Жекки
  Если это правда, то что же мне делать?
  
  Федыкин
  Как что? Продавайте.
  
  Жекки
  Что вы такое говорите, Андрей Петрович! Это же моя земля. Я не собираюсь ее никому уступать. Моя, понимаете. И лес тоже мой. Это моя собственность, мой дом, моя жизнь, наконец.
  
  Федыкин
  Это уж как вам будет угодно, а только мой совет - тот же.
  Вспомните про свои непогашенные долги. Это для них крючок, за который вас можно легко подцепить.
  
  Федыкин снова садиться в дрожки.
  
  Федыкин
  И если предложат, повторю еще раз - продавайте. Останетесь, по крайней мере, с усадьбой. Лес-то они у вас все равно отберут, так уж лучше продайте.
  
  Жекки
  Этого не может быть...
  
  ИНТ. КУХНЯ В ДОМЕ БРОННИКОВЫХ - ДЕНЬ
  
  Елена Павловна заглядывает в посудный шкаф, подходит к плите, заглядывает под крышку кастрюли. Бронников наливает воду в большую стеклянную банку.
  
  ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
  Не понимаю, я же совсем недавно ставила в нее букет, ну тот, помнишь, из чудеснейших хризантем, что мне преподнесли на вечере попечительных обществ.
  
  БРОННИКОВ
  Что? Нет. Уволь. У меня плохая память на букеты твоих поклонников.
  
  ЕЛЕНА Павловна
  Очень смешно.
  
  Бронников
  (ставит цветы в банку)
  Поверь, здесь им будет ничуть не хуже, чем в твоей вазе с этими самыми...
  
  ЕЛЕНА Павловна
  Чжу-цяо, Красными птицами, символами тепла и света, между прочим. И вазу эту, к твоему сведению, моя мама подарила нам на свадьбу. Ну вот куда она могла запропаститься?
  
  БРОННИКОВ
  Надо поискать в комнатах.
  
  ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
  Нет, это несносно. В нашем доме никогда ничего не найдешь.
  
  БРОННИКОВ
  При случае сообщи об этом жандармам, когда к нам придут с обыском.
  
  Бронников подходит к Елене Павловне и целует ее.
  
  НАТ. БЛИЗ ВОЛЧЬЕГО ЛОГА - ДЕНЬ
  
  Грег на максимальной скорости едет на автомобиле по проселочной дороге. Двое прохожих-крестьян при виде приближающейся машины отбегают за обочину, прячутся в придорожных кустах. Выглядывая оттуда, провожают авто, троекратно осеняют себя крестным знаменьем, пока силуэт машины не растворяется в облаках пыли.
  
  НАТ. ДВОР МЕЛЬНИЦЫ ЕГОРОВА - ДЕНЬ
  
  Двуколка с Жекки и Федыкиным въезжает в ворота, за которыми открывается двор, службы и главное здание мельницы. Во дворе стоит несколько подвод, нагруженных мешками. Работники Егорова и приезжие крестьяне разгружают телеги, перетаскивая мешки с подвод внутрь мельницы. Им навстречу выходят другие, без мешков, отряхиваясь от мучной пыли. Отдельно стоит группа возчиков-крестьян из трех человек, которые о чем-то переговариваются.
  
  Справа от входа в мельницу - крыльцо двухэтажной конторы. ЕГОРОВ, плотный, чернобородый мужик в синей поддевке, стоит на верхней ступеньке крыльца, следит за разгрузкой. Видит, как вихрастый ПАРЕНЬ выходит из-за угла конторы.
  
  Егоров
  Митрошка, ирод патлатый, тебя только за смертью посылать! Почто пегую под навес не отвел?
  
  Парень
  Ничто, Никодим Кузьмич, я сичас, мигом.
  
  Парень подходит к одной из повозок и начинает распрягать лошадь. Егоров замечает въехавшую во двор двуколку. Степенно спускается с крыльца.
  Федыкин спрыгивает на землю, Жекки остается в двуколке.
  
  Жекки
  (Федыкину)
  Вы уж Андрей Петрович, сами тут разберитесь. А я... я поеду домой. Павел Всеволодыч приезжает трехчасовым поездом, так я, знаете ли, хочу успеть вернуться к его приезду.
  
  Федыкин
  Как же-с, это мы понимаем-с. Только вот...
  
  Жекки
  Не могу я сейчас ни с кем разговаривать.
  
  Федыкин
  Воля ваша. Так, стало быть, здесь ваших двадцать восемь
  пудов будет, если в точности?
  
  Жекки
  Да. Вы если что справляейтесь у нашего старосты, Филофея. Вон он у сарая с возчиками разговаривает.
  
  Федыкин
  Не извольте беспокоиться, справлюсь.
  
  Жекки
  Очень меня обяжете.
  
  
  ИНТ. КАБИНЕТ В ПОЛИЦЕЙСКОМ УПРВЛЕНИИ - ДЕНЬ
  
  Карагоров вставляет монокль в свой единственный видящий глаз, разрезает ножом конверт, разворачивает его и внимательно читает.
  
  ШПРИХ
  (за кадром)
  По приезде в Инск господин Грег поселился в гостинице Херувимова, что в Волчьей слободке, в девятом нумере. За три дня пребывания в городе имел неоднократные встречи с здешними промышленниками и купцами Восьмибратовым, Беркутовым, Бочкаревым, а также городским головой Ветровым, гласными городской думы и председателем земского уездного правления. Все означенные встречи имели своей целью вовлечение указанных лиц в затеянное господином Грегом мошенничество, суть коего заключает в себе грандиозную биржевую спекуляцию, а отнюдь не выгоду от перепродажи земельных участков, как думают доверчивые простофили из местных...
  
  КАРАГОРОВ
  Похоже, господин Грег, делает все от него зависящее, дабы попасть на каторгу. Что ж, не будем ему мешать.
  
  
  НАТ. ДВОР МЕЛЬНИЦЫ ЕГОРОВА - ДЕНЬ
  
  Егоров подходит к двуколке. Федыкин прохаживается перед экипажем. Жекки сидит, придерживая вожжи.
  
  Егоров
  (приближаясь)
  Евгенья Пална, добренького здоровьица. Андрей Петрович,
  мое почтение.
  
  Жекки
  Здравствуйте, Никодим Кузьмич.
  
  Федыкин
  Ну здравствуй, Разгуляй. Что-то нынче у тебя людно?
  
  Егоров
  Да нешто это люди? Так одно беспокойство. В лучшую-то пору бывало до сорока подвод принимал, а сегодня, сами знаете,хлебушка у мужиков нету, да и мы, почитай, в убытках.
  
  Федыкин
  Так уж и в убытках?
  
  Еегоров
  Да вот вам истинный крест, Андрей Петрович, бедствуем.Незнамо как зиму переживать станем.
  
  Федыкин
  Так ведь вся губерния бедствует.
  
  Егоров
  Истинно так. И мы заедино со всеми. Ну, а вы, Евгения Пална, что ж, может изволите в мой скромный апартамент пожаловать? С дороги то, чай, притомились?
  
  Жекки
  Спасибо, Никодим Кузьмич. Сегодня не досуг. Вы вот с Андреем Петровичем потолкуйте. А мне пора.
  
  Егоров
  Да, как же... Мне бы надо с вами обмолвиться парой словечек на счет давешнего нашего уговора .
  
  Жекки
  Не могу, Никодим Кузьмич, ехать нужно. С Андреем Петровичем говорите. Сегодня он мое доверенное лицо. Но-о.
  
  Лошадь трогает с места.
  
  Жекки
  До свидания.
  
  Егоров
  До свидания, Евгения Павловна.
  
  Федыкин молча прикладывает руку к фуражке. Жекки выезжает со двора. Федыкин и Егоров, постояв, идут в контору.
  
  
  НАТ. БЛИЗ ВОЛЧЬЕГО ЛОГА - ВЕЧЕР
  
  Автомобиль Грега въезжает на лесную просеку, мчится на большой скорости. Ровный рев мотора прерывается хлопками и треском. Грег вынужденно останавливает автомобиль. Выходит из машины, огибает капот, над которым поднимается легкая струйка дыма.
  
  Жекки едет на двуколке по дороге, проложенной между кромкой леса и большим сжатым полем. Смотрит невидящими глазами, всхлипывает. Достает платок, утирает глаза, продолжает плакать.
  
  Жекки
  Что же мне теперь делать? Что я могу? Лес вырубят, зверь вымрет, птица разлетится. А что тогда прикажете делать Поликарпу Матвеичу. А Серый?
  
  Плачет.
  Жекки
  (подавив всхлип)
  А ни одной сажени они от меня не получат, ни единого вершка. Сказал же он, что моя земля лежит поперек их стройки, как кость в горле. Вот пускай и подавятся.
  
  Всхлипнув, обмакивает глаза краешком платка, немного успокаивается. Лошадь бредет неспешным шагом.
  Дрожки сворачивают с проселка в лес и въезжают в чащу.
  
  Жекки едет по просеке, замечает остановившийся автомобиль, возле которого видит склоненную над капотом фигуру мужчины без пиджака в рубашке с закатанными по локоть рукавами. Это Грег, который пытается исправить неполадку в моторе.
  
  От крайнего изумления Жекки останавливается совсем недалеко от машины, но Грег замечает ее не сразу. Через какое-то время, подняв голову, он видит хорошенькую молодую даму в двуколке. Видит застывшие на ее лице удивление, восторг и растерянность. Окатывает отнюдь не джентльменским, нагловато-насмешливым взглядом.
  
  ГРЕГ
  Добрый вечер, сударыня, вы интересуетесь техническими новинками?
  
  Жекки не находится с ответом. Вызывающий тон незнакомца сбивает ее с толку.
   Конец
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"