ДОЖДЬ В АПРЕЛЕ
1. АЛГОР
Nike для игры и нужд насущных.
Порвав со смыслом, наугад
провел на клавишах послушных
авторизации обряд.
И заплутался в паутине -
(жизнь отпустила беглеца),
и ожил, хоть не жил доныне,
нелепый облик без лица.
Хотя зачем в кругах рунета,
где виртуальны плоть и кровь,
ему лицо, душа? Он где-то
исчез и появился вновь,
возник как будто, будто дышит,
вот говорит какой-то вздор,
авось, ТАМ кто-нибудь услышит,
и отстучит: "Привет, Алгор.
Ну, как дела, как поживаешь?"
Благословен свободный чат.
Там все и обо всем узнаешь,
там, не стесняясь, говорят:
секс, псевдовыборы, цунами,
кэш, котировки, нефть и газ,
"России не везет с царями",
" У них есть Gunvor, а у нас?",
"Мой новый зая просто чудо,
встречаемся по четвергам",
"Давно пора валить отсюда",
"Пожалуйста, ко всем чертям".
И он блуждал голодным волком
от блога к блогу в море фраз,
не находя, не зная толком,
чего он ищет. Но в тот раз...
В тот раз, отчаявшись, забрался
на черный сайт самоубийц,
остановился и остался,
один из множества без лиц.
Читал и чувствовал, как споро
боль, разорвавшая ту ночь,
чернея в рамке монитора,
звала уйти куда-то прочь
из тишины, за темь, навеки,
одолевая свой обман,
куда текли немые реки,
где млел бездонный океан.
Перешагнуть, и в бездну влиться,
познав всю прелесть темноты.
Читал, не мог остановиться,
и спрашивал себя: "А ты?
Вбирая бесконечность неба
так много долгих лет подряд,
непроизвольно и нелепо
зачем-то отводил свой взгляд
от явного - они сомкнутся
миров начала и концы,
и реки вспять не повернутся,
и смерть... мы все ее ловцы".
2. ФОРУМ
- Покуривать травку опасно.
Зато помогает забыть
легко этот хаос напрасный,
в котором приходится жить.
- По-моему, травка - не крайность,
но водка надежней всего.
Ее и глушат для того,
чтоб сделать пьяницей реальность.
- А я считаю, что отмазка
от жизни тем и хороша,
что приближает неспеша
ее к естественной развязке.
- Допустим, хочешь склеить ласты,
к чему тянуть кота за хвост?
Раз выход есть, то выход прост -
махнуть с высотки вниз, и баста.
- Нет, не по мне чего-то ждать,
бежать от явного ответа,
и прятаться то в том, то в этом.
На хаос надо наплевать.
- Есть некие простые вещи,
хоть их нельзя определить,
но тот же хаос, зов зловещий,
вполне вмещает слово "быть".
3. ДОЖДЬ
Да, так. Все просто во вселенной.
Открыл окно, нагнулся вниз.
Там пахло сыростью весенней,
и дождик капал на карниз.
Стекал по стеклам, падал мимо,
по листьям медленно шурша.
Быть может, что невозвратимо,
за эту ночь поймет душа.
А нет, для бренной оболочки
ее потерь немного в том.
И он почти расставил точки.
Еще раз посмотрел кругом,
закрыл глаза, и влажно зелень
запахла в черное окно,
и, тихо проходя сквозь темень,
он вспомнил, как давным-давно...
4. СЕЧА
Не склонится
над застывшею ратью стяг.
Не померкнет
темно-алая червлень щитов.
И не дрогнут
под бронею сердца бойцов,
когда вихрем взмоют,
обгоняя самую смерть,
затмевая солнце,
тучи остро-каленых стрел,
когда берег тихий,
златохолмый берег Днепра
захлестнут потоки
не бурлящей вешней воды,
но сойдутся в сече
за Чернигов, за стольный град,
двое кровных братьев,
двое славных в делах князей.
И воспрянут рати,
за Мстислава подняв мечи,
и ответит боем
им с дружинами Ярослав.
И метнутся в выси,
в общем крике двух страшных сил,
тяжкий лязг железа,
конский топот, людская брань.
Будут биться вечер,
долгий вечер в багровой тьме,
за кровавым солнцем
провожая вслед неживых,
и еще о многих,
для кого неизбежна ночь,
разрывая брони,
запоют, сверкая, клинки.
И когда повиснет
над землею сплошная мгла,
грозный зов Перуна
с почерневших сойдет небес,
их слепая ярость
так когтями пронзит сердца,
что во тьме, под ливнем,
будут биться, не видя лиц,
и от вспышек молний
только ярче зажжется сталь
их мечей разящих,
их промокших насквозь кольчуг.
5. ВАРЯГ
Над полем, где в бурю рубились они,
угрюмо заря занималась.
Все павшие вместе - чужие, свои -
одной тишиной обвенчались.
Их общего сна не встревожил рассвет -
они ушли в свете закатном, -
лишь черные птицы кричали им вслед
о чем-то уже безвозвратном.
И он лежал на черном поле,
не чувствовал, не сознавал
ни обреченности, ни боли,
ни времени, и умирал.
Он видел даль, лазурь без края,
две бездны - неба и воды.
Там волны, мерно набегая,
смывали с берега следы.
Да, их следы, его и Виты -
веселой дочки рыбака.
В песке продавлены, и смыты,
а вот остались навека.
Она смеялась, убегала.
Он радостно спешил за ней,
как будто что-то увлекало
всей прелести ее сильней.
Сильней всего! Великий Один,
его гнала сама судьба,
и он бежал, он был свободен,
а даль блаженно голуба.
А очи Виты зеленели,
по морю плыли облака,
и брызги радужно звенели,
и сыпались, как жемчуга
над ним, над ней... И догоняя
ее, он нежно замирал.
Сердца сжимались, их сближая,
шумело море возле скал.
"Она моя до капли крови,
душа моя, второе я,
что только есть во мне живое".
"Послушай, Вита, у меня
есть только ты". Она молчала,
упрямо прятала глаза.
И с ней согласно отвечала
ему морская бирюза.
"Мы будем вместе. Грозный Один
тому свидетель. Верь же мне.
Тебя люблю, но я ... воин,
и мое место на войне,
где мои братья, князь". Несмело
она сказала только: "Да".
И как-то сразу потемнела,
плеснув, соленая вода.
И взгляды встретились невольно.
Два изумруда, полных слез,
они манили, будто волны,
умчаться в край незримых роз,
где воздух счастья тихо тает.
где Вита - жизнь его - и он...
6. АДА
Алгор очнулся. Так бывает,
когда прервется сладкий сон.
Ее глаза, блаженство взгляда...
Не зря тот сайт его позвал.
Там фото девушки, nike Ада.
Он сразу же ее узнал.
И снова в черном мониторе
повисла тема "суицид".
Читалась смерть во встречном взоре
иль обреченность смерти - СПИД.
Читал вприпрыжку, торопливо,
боялся страшно не успеть.
а сам твердил речитативом:
"Она не может умереть;
когда теперь спустя столетья,
я наконец ее нашел,
для нас не будет больше смерти".
На сайте он тогда прочел:
7. ИСПОВЕДЬ
Что я хочу сказать Тебе,
о чем спешу, но не умею,
в какой немыслимой мольбе
еще просить Тебя я смею?
Ты видишь все, Ты знаешь сам,
как я слаба перед Тобою.
Печать наложена к устам,
но что молчанием я скрою,
что в сказанном не утаю?
В чем неразведанном сознаться?
Что стоя бездны на краю,
невыносимо улыбаться,
что пусто в сердце и окрест,
что темнотою дух мой связан.
Куда ни кинь, на ост и вест,
на юг и север, путь заказан.
Что за окном то дождь, то снег,
и хочется сказать кому-то,
что скоро я уйду навек,
а заглянула на минуту.
Что давит собственная ночь,
и свету тяжко голубому,
и я как в омуте, точь в точь,
и невозможно по-другому.
А впрочем, все не то, не так,
и для Тебя давно не ново.
Но, заглянув уже во мрак,
позволь сказать еще хоть слово,
то самое, что, не любя,
не отдают в бессмертье души.
Мою любовь возьми в себя,
моя любовь жива. Послушай,
послушай: мед ее и яд,
отчаянье, надрыв, смятенье
со мною вместе не сгорят,
над ней не властвует забвенье.
Хоть тот, которому она
и на краю не даст забыться,
ее убил, любовь вольна
сквозь свою гибель проявиться.
Запомни же ее такой,
меня... мы в чем-то с ней похожи.
И ТАМ, где встречусь я с Тобой
или не встречусь? нет? но, может...
И даже, если не снести
мне с миром вечную разлуку,
я ТАМ скажу Тебе: "Прости",
и протяну навстречу руку.
P.S. На самом деле всем пока.
А вот еще из дневника:
8. ПАРК
От чувств щемящего дождя,
от сырости земной апреля
через аллеи уходя
по парку дремлющему, рея,
всей невесомостью я здесь,
от мокрого плаща и кожи,
до сущности немой, я тоже
собой наполнил мир весь.
И синий вечер не пройдет
с водой чернеющих обочин.
Предначертания не в счет,
пока я верю им не очень.
Здесь пахнет первой синевой,
землей безвременно отталой
и для меня лишь запоздалой,
той самой ранней и живой
весенней далью оправданья
страдания и угасанья...
Пора домой.
9. НЕ ЗНАЮ
Да, этот дождь опять
слушаю и понимаю,
что не могу понять
или принять - не знаю.
Слушаю шелест лип,
вздох одичалых кленов,
вижу земли изгиб -
мокрую поросль склона.
Капли воды текут
с листьев, и исчезая,
падают там и тут.
В шуме их различаю
"нет", почему-то "нет".
Разве и дождь в ответе
за обманувший свет,
даль и мечты о лете?
Он пропадает, ждет,
ищет впотьмах дорогу.
Вслушиваюсь - идет
медленно, понемногу.
И вместе с ним мое
тоже проходит что-то,
с прошлым сверяя все,
или сводя с ним счеты.
Памяти боль и злость
больше не различая,
слушаю только дождь.
Что со мной? - Я не знаю.
10. НЕТ
Он говорил ДА,
с радостью ждал рассвет,
и вот ушел туда,
где ничего нет.
Только во мне живой,
только во мне и длится
с весточкой голубой
с неба, и снится, снится.
Только... но я, увы,
слишком сама, другая.
Пряной земли, травы,
воздух весны глотая,
вот уже сколько лет
далям, дождям, дорогам,
страхам, через запрет,
времени, черту с богом,
втайне, внутри, во вне,
прямо, неосторожно,
путаясь на земле
в хлябях и бездорожье,
звезды благодаря
за безутешный свет,
тлея или горя,
я говорю: НЕТ.
11. ДЖОЙ
Исчезла радость - умер Джой,
и я раздумала бояться.
Жизнь происходит не со мной,
мне надоело притворяться.
Меня не стало вместе с ним.
Зачем дышу, не понимаю.
Зачем деревья пахнут маем,
а воздух дня неуловим?
Вот солнце в лужах. Тротуар
истоптан больно каблуками,
поток людей, машин, угар,
и я хочу остаться с вами,
хочу сойтись, срастись хочу,
лишь за свою меня признайте,
но нет. Я призрак, я лечу,
а оживаю здесь, на сайте.
Здесь будто на свои места
вернулись вещи, будто снова
я прежняя, живая, та.
И кажется, совсем немного
секунд, мгновение, и вот,
сольются в целое осколки,
и Джой вернется, и вернет
мне жизнь сполна по электронке.
Я простучу ему: "Привет",
и в смайлик для прикола кликну,
и ярко вспыхнет прежний свет,
и он меня опять окликнет,
без лишних споров позовет:
"Пойдем сегодня погуляем",
а я с заминкой; "Дождь идет",
а он: "Боишься, что растаем?
Не бойся. Слушай, это я,
не дождь стучал тебе по стеклам,
и ты... ты слушала меня
в своем затерянном и блеклом
померкшем мире. Я кричал,
я пел тебе, я ждал ответа ,
и наконец, дождь перестал,
мы снова встретились. Но где ты?"
Нет, я не видела его, а он - меня,
лишь дождик капал,
как будто спрашивал, летя:
"Ты меня слышишь?" Или плакал.
12. ПЕСНЯ
Потом мне виделось: стою
над синим морем, над обрывом
и тоже плачу и пою,
пою и плачу: "Молчаливо
зачем ты, море, для чего
не говоришь со мною, море?
Ты уносило вдаль его,
в страну чужую, мне на горе,
одну оставив на земле
с солеными от слез глазами.
А он ушел на корабле
по борту с красными щитами,
неудержимый и чужой,
на службу к русскому владыке,
и жадный заглушал прибой
его слова в прощальном крике.
Ты уносило его прочь,
вздымаясь мутными волнами,
а для меня настала ночь,
и солнца нет за облаками.
Я его Вита, жизнь его,
верни же мне его обратно,
иль дай забвенья своего
безропотно и безвозвратно".
13. КОЛЕЧКО
Я приносила жертвы к алтарю -
разрыв-траву и горечь медуницы.
Бог их отверг, и я теперь смотрю
в его пустые мертвые глазницы.
Он каменный, в мох вросший истукан,
но через камень проступает сила,
как будто кровь из незаживших ран
в груди того, о ком его молила.
Я зажигала вместе три огня -
моей беды, моей любви, надежды,
но бог дары не принял от меня,
не приоткрыл опущенные вежды.
Тем пламенем его не обожгло,
он, как и был, стоял неумолимо,
лишь слабый ветер застилал его
безмолвие голубоватым дымом.
Я подносила к камню острый нож,
склонясь над ним, я надрезала руки,
чтоб кровь живая, проходя сквозь дрожь
моей любви, моей бесцельной муки,
его прожгла неотвратимо вновь -
змеи-беды больнее кто ужалит? -
Но как вода стекала эта кровь.
"Бог твоей лучшей жертвы ожидает".
Я поняла, и отдала тогда
последнее, что у меня осталось -
кольцо-колечко. С ним я никогда
и ни за что бы прежде не рассталась.
Его подарок, самый дорогой,
мой талисман, что как заклятье лечит.
"Пока кольцо на пальце, он со мной,
и значит, жив, и значит, будет встреча".
И отдала. И тотчас обожгло
меня палящим пламенем зарницы.
и прояснилось мертвое чело,
и жадным блеском вспыхнули глазницы.
И вот стою, как будто еще жду,
что бог падет пред малым человечком.
Свою любовь, надежду и беду
я отдала навеки с тем колечком.
14. РАЗРЫВ
Алгор читал, узнавая в обломках
ее жизни, а может быть, сна
лишь себя, лишь свое, и настолько
были связаны он и она
в нечто общее, цельное где-то
в глубине первозданной миров,
неделимой для мрака и света,
не имевшей еще берегов,
что разлука опять повториться,
как казалось, уже не могла.
Он так думал. Но слепо граница.
раз упав, между ними прошла,
разрывая и боль, и отраду.
Проклиная, прощая, любя,
он писал на e-mail ее: "Ада,
я узнал тебя, ты - это я".
А в ответ пустота, не молчанье,
впрочем, тоже весомый ответ,
пока некто не вывел признанье:
"Поздно, парень, ее больше нет".
15. ДОЖДЬ
Нет ни были, ни боли, ни света,
только дождь в сонных листьях шуршит,
только с запахом прошлого лета
запах тлена весеннего слит.
Дождь по листьям шумит, не проходит,
безначльно с каких еще пор.
Так друг друга во тьме не находят,
так теряют невстреченный взор,
не увидев, опять расстаются.
Будто влагу вбирает земля
их надежду когда-то вернуться,
где-нибудь обозначив себя
через тени и все повторенья
переменчивой странной игры.
Раз расставшись всего на мгновенье,
обреченные гаснут миры,
и проходят, как дождь между веток
облаченных во мглу тополей.
Что чем эти "когда-то" и "где-то"
для потухшего сердца больней?
И когда оправдания мало,
как не быть этим маленьким снам.
Только вспыхнут, и вот уж не стало.
Но без них, что останется нам?
Только листьев пахучая свежесть,
только мокрый асфальт под дождем,
проходящие вера и нежность,
тишины нарастающий ком?
Только капель, текущих по стеклам,
с этой тишью ночной разговор
о похожем, прощальном и мокром,
как всегда с незапамятных пор.
И потом ни тепла, ни отрады,
ни скрещения дальних путей,
ни приятия встречного взгляда,
ни забвения пасмурных дней,
ничего, что встревожит дыханье
мимолетной надеждой "а вдруг?"
и случайно свихнет мирозданье
в неуклонном пожатии рук,
ничего, ничего - ни мгновенья
в бесконечности им не дано -
только сумерки дали весенней,
дождь в апреле и в небо окно.