Аннотация: Бухара!Семь пиров-хранителей Священного города.
Бухара. Портал в запредельное
Тишина. Бухара поражает особой тишиной и покоем. Нет, жизнь там идет также активно, как в других городах Узбекистана - строятся новые дома, прокладываются дороги, в кафе и чайхонах готовится еда, дети бегут в школу, люди спешат на работу, туристы заполняют улочки старого города... но все же, повсюду ощущается тишина - особое состояние воздуха, самого духа города, граничащего с пустыней и всю свою многовековую жизнь борющегося с песками. Да, именно такая тишина присуща природе в пустыне, когда только ветер рискует двигаться в палящем зное, а все живое прячется под толщей песка.
Древний город встречает и провожает гостей с величием мудреца, живущего скромно, как и положено познавшему суть бытия, но обретшему славу как кладезь знаний и чего-то запредельного, к чему можно приблизиться, только посвятив жизнь его поиску.
Бухара живет уже почти три тысячелетия. В древнем названии города "Бугоро" отражена любовь к ней всех поколений жителей, родившихся здесь или когда-то пришедших к ее стенам и оставшихся за ними на века. Украшенная богами! Поистине так! Оазис в пустыне! Глоток воды уставшему в поисках истины! Отдохновение для души ищущим счастья!
Бухару хранят святые пиры, выросшие на ее хлебах и познавшие мудрость в ее обителях. Семь Учителей, семь суфиев ордена Нахшбанди, оставивших потомкам знания, зерна которых дали богатые всходы в умах, а сам дух великих мудрецов века витает над Бухарой, одаривая благодатью те сердца, которые открываются им.
Руми, известный поэт-суфий, живший в тринадцатом веке, сказал: "Не ищите после смерти могилу нашу в земле -- ищите ее в сердцах просвещенных людей". Просвещение открывает дорогу к истине, познать которую сполна невозможно, но сам путь - тарикат - приближает ищущего к Богу, и к познанию непознанного, которое доступно только светлой душе.
И все же, люди идут к могилам святых. Аура, окружающая их, обволакивает благодатью, хоть на время оттесняя думы о насущном и давая душе возможность подняться над суетой.
"Суфизм- это путь к Истине, единственное средство передвижения на котором - Любовь",- писал современный суфий, шейх Джавад Нурбахш.
Учителя-суфии называли свое учение "чистой сущностью всех религий". "Суфий - это тот, кто влюблен в Истину и движется к Совершенству".
Пиры ордена Нахшбанди жили и делились своими знаниями с простыми людьми в кишлаках в окрестностях Бухары, которые существуют и поныне.Одно то, что такие люди ходили по тем же дорогам, дышали тем же воздухом, видели те же просторы вокруг, приводит в трепет. Неважно, к какой религии привержен человек, пришедший к святому месту, важно, что в его душе живет любовь!
Суфии не отрывались от повседневной жизни. Каждый из них владел ремеслом, а то и несколькими, они работали, как все люди, не уходя в отшельничество, не отказываясь от общения, но ведя праведную жизнь, и учась ежедневно у своих учителей и наблюдая за жизнью, которая сама есть учитель, надо только уметь видеть в ее проявлениях уроки.
Семь Хранителей святости Бухары от учителя к ученику:
Абдухалик Гиждувани (1103 - 1199 гг.), родом из кишлака Гиждуван." Его учителем был сам посланник Бога - Хазрат Хизр. Его могила открыта простору, ее не закрывают ни стены, ни купол мавзолея, как и завещал сам Учитель. И потомки хранят его завет, как и дошедшую до нас мудрость святого. Вокруг его погребения благоухают розы, а напротив стоит великолепное медресе XV века, построенное по приказу самого просвещенного правителя Мавераннахра, в чьи владения в те времена входила и Бухара - Улугбека.
Ариф Ар-Рефгарий (1165 - 1262 гг.), родом из кишлака Рефгар, был садовником. Его усыпальница тоже открыта небесам, но окружена стеной с суфами и навесами, чтобы молящимся было уютно даже в самое жаркое время. Усыпальницу окружает фруктовый сад и прекрасные розы.
Махмуд Анжир Фагнавий, (умер в 1317 г.), из кишлака Фагни.
Он владел мастерством плотника и садовника. Его усыпальница находится в мавзолее и окружена прекрасным фруктовым садом, по которому гуляют павлины. Над входом в мавзолей видна старая резная дверь, возможно, она напоминает паломникам о роде деятельности святого.
Ходжа Азизон (Али Ромитани) (умер в 1321 г.), из кишлака Ромитан, старое городище которого расположено как раз напротив усыпальницы.
Он был ткачом. Его считали исполнителем желаний. К его усыпальнице ведет крутая лестница, на которой посетителей встречают павлины.
Бобо Самаси (умер в 1354 г.), родился в кишлаке Самас.
Он был садовником, предсказал появление на свет Бахоруддина Нахшаба. Усыпальницу Учителя окружает сад, а за ним расположено кладбище, как у многих захоронений святых. Вечером, на закате за стенами усыпальницы открывается красивая картина простора, как гимн жизни, хоть и уходящей вместе с солнцем, но продолжающейся от поколения к поколению.
Ходжа Амир Аль-Кулол (умер в 1372 г.), родом из кишлака Сухор. В юности он увлекался борьбой кураш. И был замечен Учителем Бобо Самаси во время борьбы.
Несмотря на то, что Амир Кулол происходил из рода шейхов, он стал гончаром. Возможно, об этом напоминает уникальный купол над его мавзолеем, выполненный в традиционном бухарском стиле. От купола, как иглы от спинки ежа, во все стороны торчат отдельные кирпичи. Такой купол, как и еж в зороастризме (религии, которая была распространена в Бухаре до ислама), отождествляет солнце. А рядом возведен еще один купол, он напоминает об усыпальнице тимуридов Гур-Эмир. Также поблескивают бирюзой его крутые бока, а вверх, к небесам, устремлены сферы, нанизанные на пику. Амир Кулол был духовным наставником Амира Темура.
Бахауддин Нахшбанди, (1318 - 1389 гг.)в., родился в кишлаке Каср Хиндуван.
Учитель владел несколькими ремеслами, он был ткачем, гончаром, резчиком по металлу.
Его принципами были: духовная чистота, отказ от роскоши и стяжательства, непритязательность, отказ от контактов с властями, затворничество в обители и узком кругу
Вокруг усыпальницы Бахауддина Нахшбанди возведен целый комплекс сооружений, каждое из которых покоится среди садов и цветников.
Особо украшен мавзолей матери Бахауддина - Биби Арифа. Замысловатые узоры росписей, деревянных конструкций воспевают красоту женщины, высокий полет ее души, познавшей любовь Бога, который подарил ей сына, прославившего свой род и свою землю. Сам Бахауддин Нахшбанди напутствовал будущих паломников, говоря, что, прежде чем идти к его могиле, они должны поклониться праху его матери.
Усыпальница святого тоже открыта небесам, но скрыта от взоров посетителей. Над ней возвышается шест, который венчает стилизованный плод граната - символа плодородия.
Такие шесты есть над всеми могилами пиров. Но не у всех присутствует символ граната. Над усыпальницей Ходжи Амира Кулала изображена раскрытая ладонь, как символ честности и открытости.
Чтоб эти пальцы людям помогли,
Чтоб люди, глядя, пользу извлекли,
Чтоб поняли, что шах семи держав
В познаньи сфер семижды величав,
Уходит в область, где желаний нет,
И у него крупицы в длани нет...
Навои "Стена Искандера"
Мавзолеи, медресе, мечети Бухары украшены удивительными орнаментами, сочетающими в себе изображения цветов и геометрические фигуры, прочерченные линиями так, что они создают иллюзорность пространства, собирают сакральные символы в знаки, создают стилизацию арабских письмен.
Росписи стен, колонн храмов, как и резные двери и сталактитовые украшения стен и потолков мечети Боло-хауз создают удивительную гармонию пространства вокруг здания, будто парящего в воздухе и едва касающегося земли стройными колоннами.
Глаз не оторвать от майолики мечети Улугбека и Абдулазизхоны! Да и от простых кирпичей, выложенных так, что создается особый выпуклый рисунок стен, куполов, оконных проемов.
Наиболее интересен в этом отношении Мавзолей Саманидов. Поистине кружево в камне!
Купола Старого города сами по себе создают уникальный архитектурный образ, пробуждающий фантазию посетителей. В конструкции купола можно увидеть нераскрывшийся тюльпан или бутон розы, спинку ежа, песчаные барханы, меняющие свою форму от купола к куполу.
Многие конструкции сводов внутри сооружений создают некое ощущение запредельности пространства. Такова мечеть Калян! Стоит только ступить за ее ворота, как попадешь в портал, откуда некая неведомая сила переправит тебя в прошлое... или в будущее?..
Бухара - город водоемов. В центре древнего города Ляби-хауз уже многие века дарит прохладу в жаркие дни. У каждой усыпальницы пиров есть шестиугольный бассейн. Относясь к воде как к бесценному сокровищу, жители города разбивают цветники и сады в углублениях, подобных бассейнам. В них меньше испарения с поверхности почвы, больше влаги растениям.
Бухара удивительна! Она неизменна! В ней воздух напоен безвременьем. И только люди приходят и уходят, оставляя о себе, кто легенды, кто медресе, кто дерево или розовый куст. Все во имя любви к людям и природе! Все во славу Создателя! Будь благословенна, Святая Бухара! Живи и радуй людей еще многие тысячелетия!