Аннотация: Чор-Чинор. Из четырех чинар, посаженных в 800-х годах выросла роща из девяносто одной чинары!
Святые места... Что делает их святыми? Деяния человека или смерть старца, посвятившего жизнь богу? В Узбекистане немало святых мест. Почти все они отмечены старыми деревьями, которые или росли во время жизни святого человека, или были посажены им. К деревьям в нашем крае всегда особое почтительное отношение. Ведь они испокон веков считались символам мирозданья, отражали собой связь земли, неба и человека. А в Средней Азии дерево подчас было и кровом, и защитой от жаркого солнца, и источником пищи. Не удивительно, что люди выбирали тенистые места под кронами чинар, шелковиц, орешин для уединения и молитв.
Об одном таком месте я хочу рассказать. Называется оно Чор-Чинор, что переводится как "Четыре чинары". Находится это святое место за кишлаком Ургут в пятидесяти километрах от славного города Самарканда, в предгорьях Зерафшанского хребта.
Давным-давно, в начале девятого столетия пришел в кишлак Ургут шейх Ходжа Абу Талиб и принес людям учение об Аллахе. Он посадил у источника четыре чинары и начал там проповедовать учение Пророка Мухаммеда. Прошли века, те чинары дали начало целой роще! Сегодня в Чор-Чинор растет девяносто одна чинара. Большинству из них до тысячелетия осталась пара веков. Но и молодые деревца, так же как и в те далекие времена выросшие из корней старых деревьев, тянут ввысь свои гибкие ветви.
В наши дни Чор-Чинор оправдывает свое название хотя бы четырьмя молодыми деревцами. Стоят они бок о бок, как стражи святости и символы незыблемости древних традиций, а вокруг шелестят листвой их старшие братья.
В чинаровой роще особая атмосфера уединенности и одухотворенности. Даже человек, еще не обретший веру в бога, здесь проникается чувством сопричастности к чему-то великому, волнующему, дарующему радость. Достаточно прикоснуться ладонями к стволу дерева, закрыть глаза, и целительные соки земли потекут к сердцу. Музыка, сотканная из шелеста листьев, журчания воды в ручье, вытекающем из источника, звучит как молитва, и невольно с губ слетают слова благодарности природе, богу, матушке Земле за ее щедрость.
В дальнем углу рощи находится небольшой пруд, наполняемый водой из подземного источника. Идут года, приходят и уходят люди, а воды Земли не истощаются, и дарят страждущим здоровье, силу, легкость, как и десятки веков тому назад.
И все же святость этому чистому месту придают старые могилы. Здесь покоится прах шейха Ходжа Абу Талиба. Здесь погребен Мухиддин-хан, по-велению которого в 1914-1915 годах жителями кишлака было построено медресе. Люди рассказывают, что ко времени революции, когда религию назвали опиумом для народа, медресе еще не было достроено. Работы прекратились, Мухиддин-хан ушел в горы со своим отрядом. Люди растерялись, не зная, продолжать начатое дело или оставить. Но все же, несмотря на трудное время, здание было достроено, и сейчас в нем молятся верующие со всей округи.
А в глубине рощи стоит открытая беседка-мавзолей, где покоится прах шейхов, в свое время проповедовавших в Чор-Чинор.
Интересно, что до того, как было построено медресе, школой служила одна из старых чинар. В ее огромном дупле могли разместиться восемь-десять учеников. Сегодня эта школа - памятное место. Каждый посетитель может войти в дупло, присесть на скамейку, представив себе воочию, как проходили занятия. Внутри чинары, как это ни удивительно! есть молодые веточки с листьями. Они тянуться к свету и со временем выберутся наружу, став гарантом того, что тысячелетнее дерево не умрет, а продолжит свою жизнь в них - в новых побегах. Конечно, если люди будут и впредь беречь каждое дерево и хранить память о предках, создавших этот райский уголок на нашей благословенной земле!