Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Ода глине

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глина в Средней Азии используется семь тысяч лет! Из глины строят дома, создают произведения искусства. Из глины боги сделали человека... Опубликовано в "Леди" 22.08.19


Ода глине

  
  Узбекистан, Джампык-кала, 4в.до н.э. 9 в. [Долгая Г.]
  

  Лазурь да глина, глина да лазурь.
  Чего ж тебе еще? Скорей глаза сощурь,
  Как близорукий шах над перстнем бирюзовым,
  Над книгой звонких глин, над книжною землей,
  Над гнойной книгою, над глиной дорогой,
  Которой мучимся, как музыкой и словом.
   О.Мандельштам
  
   На бескрайних просторах Средней Азии ныне не найти более тихого и спокойного места, чем былые города с тысячелетней историей. Некогда в них кипела жизнь, как детали огромной мозаики, разбросанная по разным домам, дворцам и храмам, но вместе составляющая единую картину бытия. Каждый город жил в свою эпоху, как и человек, только гораздо дольше, и, как и для человека, пришло время, или так сложилась судьба, что жизнь замерла, покинула старые стены, утекла вместе с водой, прервалась по злой воле захватчиков или в результате буйства грозных сил природы. Гонур-депе, Еркурган, Пенджикент, Кампыр-тепа, Аяз-тепа, Сараз, Дальверзин-тепа...безлюдные городища, спящие долгим и беспробудным сном, они молчат и до поры до времени хранят тайны человечества, спрятанные под вековыми слоями песка или глины.
   Песок сыплется сквозь пальцы, убегает, как время. Упала песчинка - прошла вечность или всего лишь миг; не узнать, не понять течение времени в его движении. Глина же, будучи такой же сыпучей в сухом виде, останавливает время, консервирует его мгновения, едва впитав воду и став мягкой и пластичной. Высыхая, она отвердевает, смешанная с соломой и сформованная рабочим, принимает жесткую форму, называемую саманом или сырцовым кирпичом. Из глины построены дома и дворцы в древних азиатских городах. Из глины созданы удивительные сооружения, которые дают основание считать людей, живших века и тысячелетия тому назад, не менее талантливыми и умелыми, чем современные ученые и инженеры.
   Кто научил человека работать с глиной? Как пришло ему в голову строить из нее дома? Кто надразумил человека слепить из глины сосуд и обжечь его в печи, чтобы сохранить крепость основы на долгие, долгие годы?
   О, да! Человек любознателен в своем познании мира, он учится всему сам, осваивая его богатства на своем опыте! Прожив тысячелетия в каменных пещерах, человек все же осмелился и вышел на простор, оградив его для своей безопасности глиняными стенами. Когда это произошло? Вряд ли кто-то знает точный ответ, но, если судить по древним городам, разбросанным по всей Средней Азии, можно сказать, что "глиняная цивилизация человека" случилась здесь не менее пяти тысяч лет тому назад. То время историки называют эпохой ранней бронзы, когда человек уже познал секрет металла, но, несмотря на новые открытия, не расстался с глиной, продолжая строить из нее дома, очаги, лепить посуду, создавать произведения искусства и даже "листы" для письма - таблички, благодаря которым сегодня мы узнаем о жизни и быте своих далеких предков.
   Глиняные таблички, найденные в Ниневии, столице Ассирии, в библиотеке царя Ашшурбанипала, который правил в седьмом веке до нашей эры, подарили человечеству знания о жизни и деятельности людей предшествующих эпох. Двадцать пять тысяч документов, написанных на глине клинописью, содержали сведения об управлении государством, о богах и людях, о медицине и магии, об астрономии и астрологии. Глина сохранила для нас мысли людей тех времен, их настроение! Острой палочкой писец прошлого оставлял на сырой глине угловатые знаки, названные учеными клинописью. История клинописных текстов уходит в прошлое гораздо дальше седьмого века. Шумерские тексты - сведения об одной из первых цивилизаций древнего мира, дошедшие до нас в куда меньшем количестве - датированы IV-III тысячелетиями до нашей эры. Из них мы узнаем о богах и создании человека... из глины.
   Бог Энки, владетель подземных пресных вод и мирового океана, и богиня Нинмах, "Госпожа величайшее божество", слепили человека - помощника богам, уставшим от рутинных дел.
   В Вавилонском гимне "Энума Элиш" ("Когда наверху", поэма о сотворении мира), повторяющем в письменном виде одну из шумерских легенд, рассказывается, как Мардук - сын Энки и Домкины, - победивший Тиамат, воплощавшей в своем образе мировой хаос, обращается к Энки с идеей создания человека:
  
   Свяжу я кровью остов из глины,
Слеплю существо, назову Человеком.
Создам существо - Человек ему имя.
Пусть богам он служит...
  
   Кровью, давшей жизнь "остову из глины" стала кровь бога Кингу, который сражался на стороне Тиамат. Кингу - бог так называемого первого, изначального поколения шумерских богов - дал жизнь всему человечеству. А строительным материалом остова стала глина из сердца мирового океана Абзу. Первый человек получил имя Адапа и видом он был подобен богам!
   Вавилонской истории около трех тысяч лет, а шумерской, ставшей его основой - семь тысяч. Семь тысяч лет глина известна как строительный материал для создания удивительных творений богов, и в подражании им - творений рук человека.
   Глины бывают разные по составу, что обуславливает и разные области их применения. Как и тысячелетия тому назад, глину до сих пор используют в строительстве, продолжая лепить из нее не только прочные обожженные кирпичи для возведения современных домов, но все также делая и сырцовые, которые широко используются для строительства домов и дувалов в кишлаках. Из глины делают очаги и тандыры, в которых пекут лепешки, самсу.
   Но цивилизация неумолимо отдаляет человека от глиняных построек. В городах Средней Азии разве что на частном подворье еще можно встретить подсобные помещения, сооруженные из сырцового кирпича. А вот в высокогорных кишлаках такие дома остаются приоритетными для жителей. Глиняные стены хорошая защита и от жары, и от холода. В домах из глины свежо, тепло и уютно. И как нарядно выглядят они весной, когда плоские глиняные крыши расцветают полями маков! Уходящая в прошлое красота...
   Только представить себе, что житель Маргуша, Согда или Бактрии, встав ранним утром, как и наш современник, выходил из похожего глиняного дома, потягивался, осматривая окрестности, встречал солнце, разве что поклоняясь ему, как божеству, а не радуясь, как просто дневному светилу, и трепет охватывает сердце!
   Дома, раскопанные археологами на древних городищах, вновь смотрят в небо глиняными стенами. Сохранившиеся через века, но потерявшие крыши, они еще укроют в своей тени от палящего солнца. Горячий ветер крутит пыльные воронки внутри бывших комнат. Ниши алтарей зияют пустотой. А когда-то люди украшали глиняные жилища и дворцы настенными росписями, в нишах размещали глиняную посуду, одежду, шкатулки с драгоценностями. В храмах ставили терракотовые статуи богов и богинь, к ногам которых складывали подношения страждущих благосклонности высших существ. Среди даров - глиняные фигурки людей и животных, а также богов, по образу и подобию которых первые боги слепили из глины первого человека.
   Все возвращается на круги свои!
   Обрастая достижениями современной цивилизации, человек по своей сути остается поклонником глины. Даже в бетонных стенах многоэтажек или новомодных зданий галерей и музеев есть место для глиняной посуды и произведений искусства. Мастера Узбекистана сохранили традиции предков, и, как и в давние времена, создают из глины шедевры: ляганы, кувшины, чайники, фигурки мифических существ и домашних животных, игрушки для детей.
   Как тянется ребенок к грязной луже, с каким удовольствием, если вдруг взрослые вовремя не увидели, он мнет глину, погружая в ее мягкую субстанцию крохотные пальчики! Почему ребенку нравится глина? Не потому ли, что его душа, еще не огражденная от истинного мира условностями общества, знает о божественном происхождении тела? Подобное тянется к подобному... Да и взрослый, хоть раз в своей жизни севший за гончарный круг, никогда не забудет неповторимое ощущение контакта с глиной, когда она, послушная движениям его рук, превращается из бесформенного комка в нечто, способное удивить... и не только тем предметным, что получается на глазах, но и тем невидимым, но осязаемым, дарующим энергию земли, волнующим древнейшими тайнами мирозданья.
   Глина к глине, дух к духу!
   Археологи, работающие в Средней Азии, чувствуют глину как никто другой. Именно они первыми познают то самое загадочное "Ме" шумер, которое трактуется как сила, энергия, которое окружает любое строение, любое живое существо, любое явление. Ме сохраняется в глине. Но не в той сыпучей, хоть и твердой в своей сухости, покрывающей плотную, обработанную руками человека, из которой он построил свой дом. Ме живет в самих стенах.
   Глина к глине...
   Кирпичи самана, скрепленные между собой глиняным раствором, оплывшие за века и составляющие едва ли не единую поверхность, хранят память о строителе. Его давно нет, но есть дело его рук - гектары глиняных построек на безмолвных городищах. Дух времени вместе с ветром витает меж старых стен, навевая думы о вечном и божественном, о щедром даре природы, о первых богах, создающих саму жизнь и похожих на человека, тоже их создания.
  
   К забору прислонился карагач.
   Саман гордится золотой соломой.
   А ветер на ладонях носит плач,
   Почти не здешний, но такой знакомый.
  
  
   Ташкент, 7 августа 2019 г.
  
  Таджикистан, высокогорный кишлак [Долгая Г.]
  
  
   Пояснения:
   Строки из поэмы "Энума Элиш", Таблица VI
   Дувал - глиняный забор, кишлак - поселок
   Строки из Библии. Екклесиаст 3:20
   Строки из стихотворения ташкентского поэта Михаила Гара
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"