Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Маятник столетий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Маятник столетий Как сердце бьется в сердце у меня. Чужие жизни и чужие смерти Живут в чужих словах чужого дня". Лев Гумилев


Маятник столетий

  
  Всадник, городище Халчаян, Узбекистан  [Долгая Г.]
  
   В чужих словах скрывается пространство:
Чужих грехов и подвигов чреда,
Измены и глухое постоянство
Упрямых предков, нами никогда
Невиданное. Маятник столетий
Как сердце бьется в сердце у меня.
Чужие жизни и чужие смерти
Живут в чужих словах чужого дня.
Они живут, не возвратясь обратно
Туда, где смерть нашла их и взяла,
Хоть в книгах полустерты и невнятны
Их гневные, их страшные дела.
Они живут, туманя древней кровью
Пролитой и истлевшею давно
Доверчивых потомков изголовья.
Но всех прядет судьбы веретено
В один узор; и разговор столетий
Звучит как сердце, в сердце у меня.
Так я двусердый, я не встречу смерти
,
Живя в чужих словах чужого дня.
   Лев Гумилев
  
   История древнего мира, как таинство, как волшебный миф, волнует современного человека. Словами Льва Гумилева: "Маятник столетий как сердце бьется в сердце у меня". Лики древних богов и царей глядят на нас со стен полуразрушенных дворцов и храмов, пронзительностью взгляда или, напротив, полной отрешенностью от мирского, вызывая душевный трепет. Медная монета, заглаженная сотнями пальцев так, что изображение царя размылось, а его имя и не прочитать, пробуждает жажду познания того мира, в котором ее обронили.
   Человечеству свойственно искать загадки и разгадывать их. Часть их хранится в прошлом, казалось бы, покрытом забвением, но голоса былых времен оживают, когда тот покров приоткрывается.
   История Средней Азии таится за глиняными стенами древних городищ, разбросанных по землям современных государств: Узбекистану, Таджикистану, Кыргызстану, Туркменистану, Казахстану, Афганистану. Тысячелетия назад эти же земли были разделены совсем другими границами. Бактрия, Маргиана, Гиркания, Кангюй, Давань, Парфия, Кушанское царство - все эти и другие государства прошли свой путь, какие-то сменяя друг друга, какие-то соседствуя.
   Благодаря археологам копилка знаний человечества пополняется новыми открытиями и находками.
   Так, о Кушанском царстве еще несколько десятилетий назад было больше предположений, чем фактов. Ученые спорили о датах жизни кушанских царей, о самих их именах, пытаясь сопоставить информацию, считанную с монет, найденных в том или другом месте, с упоминаниями в хрониках древних греков, индусов и китайцев, с известными науке фактами истории.
   С открытием в 1993 году в поселке Рабатак (Афганистан) надписи, выбитой на камне в династийном храме кушанских царей, один из важных вопросов о генеалогии царского рода кушан от Куджулы Кадфиза до его правнука Канишки получил ответ от самого Канишки, приказавшего высечь в камне свою родословную:
  
   ... Великий спаситель, Канишка Кушан, Праведный, Справедливый, Автократор, Бог,
   достойный поклонения, получивший царство от Наны и всех богов
   ...
   он приказал сделать (изображения) этих царей: царя Куджулы Кадфиза, (его)
   прадеда; и царя Вимы Такту, (его) деда; и царя Вимы Кадфиза,
   (его) отца; и также себя самого, царя Канишки...
  
   До Рабатакской надписи само существование личности царя Вимы Такто оставалось под сомнением. Его отождествляли с отцом - Куджулой Кадфизом. Недоразумение в историю рода кушан внесли монеты с надписью "Сотера Мегаса" - Царь Царей, но без имени царя. Такие монеты были распространены в основном на территории современного Афганистана. Тогда это было царство Гаофу, завоеванное кушанами при правлении Куджулы Кадфиза. Но также были найдены монеты с такой же надписью - "Сотера Мегаса" и именем Вима Такто.
   Теперь, спустя двадцать веков со времени жизни Куджулы Кадфиза и его сына Вимы Такто, мы знаем, что они были. Информация, собранная учеными по крупицам, дает возможность выстроить путь их жизни, начиная от объединения кочевых племен и до создания крепкого царства.
   Кушаны - это кочевники, называемые юэчжами. Их родиной можно считать излучину реки Хуанхе, восточную часть так называемого Ганьсуйского коридора (территория современного Китая). Во втором веке до нашей эры, пройдя территории государств Давань, Кангюй, они пришли в Дася - Северную Бактрию. Покинуть родные места им пришлось из-за других кочевников - сюннов, которые захватили их земли и вынудили искать для себя новые места. Согласно записи в древне-китайском источнике Хоу-Хань-Шу правитель Дася Евкратид "выделил в своем царстве владения пяти подвластным сихуо: Сюми, Шуанми, Гуйшуан, Сидунь и Думи". Не каждое государство согласилось бы оставить на своей территории кочующие племена, численностью более пятисот тысяч человек. Давань (Фергана) с боем прогнали незваных гостей. Кангюй (часть современного Узбекистана, Казахстан) они прошли мирно, но не остались там. Трудно сказать определенно точно, почему Евкратид приютил юэчжей. Возможно, он испугался воинственных кочевников и таким образом хотел избежать опустошения своих территорий. Возможно и наоборот: юэчжи были обессилены сражениями с сюннами и сами согласились встать под защиту царя Евкратида. Но, спустя чуть больше полтора столетия, юэчжи под предводительством Гуйшуан-сихоу Куджулы Кадфиза заняли все земли Дася и приступили к созданию Кушанского царства.
   Кушанским оно названо по названию родного племени Куджулы Кадфиза - Гуйшуан, которое созвучно слову "Кушан". Сын вольных ветров, молодой князь владения Гуйшуан, называемый в юности Киоцзюкю, а став царем, Куджулой Кадфизом, за шестьдесят лет своего царствования не только завоевал земли к северу и югу от Окса (Амударьи), но и переориентировал кочевой народ к оседлой жизни. Юэчжи слились с народами покоренных стран. По сути, Куджула Кадфиз создал новый этнос как форму коллективного бытия, "включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями".
  
  Монета Куджулы Кадфиза [из интернета]
  
   Куджула Кадфиз стал предводителем пяти владений юэчжей в молодом возрасте - лет в двадцать пять. Из истории Парфии известно, что в 47 году он сражался с парфянами, отстаивая западные границы своего царства и уже кидая взгляды на Гандхару - область древней Индии, откуда через Среднюю Азию в Европу шел Великий торговый путь. Одной из его веток со временем стал Великий шелковый путь, идущий из Китая.
   Куджула Кадфиз был родом из племени асиев. Приблизительной датой рождения будущего царя Кушанского царства считают 2 год до н.э. - 2 год н. э. Владения Гуйшуан-сихоу были не самые большие и влиятельные. На период взросления Киоцзюкю предводителем юэчжей был князь из многочисленного племени тохар. Он принадлежал к другому владению юэчжей. В будущем, когда кушанское царство прекратило свое существование, Бактрия стала называться Тохаристаном. А до того князю малочисленного племени асиев удалось взять под свою власть все владения юэчжей, подчинить Дася, отодвинуть от своих границ князей Парфии, установить контроль почти на всем азиатском участке Великого торгового пути, выйти к Аравийскому морю, завоевать огромные территории по обе стороны горной системы Гиндукуш, включая Гандхару и часть Северо-западной Индии.
  
  Карта Кушанского царства, 1-2 вв. [из интернета]
  
   Древняя история в основном хранит даты смерти царей, о времени их рождения можно догадываться и строить логические цепочки по датам восхождения на трон их последователей. А это случалось чаще со смертью предыдущего царя. Куджула Кадфиз умер в 80 году. Его трон перешел к сыну, известному в истории как Вима Такто. Следующим царем, согласно Рабатакской надписи, стал его сын Вима Кадфиз. Это случилось приблизительно в 105 году. Вима Такто правил Кушанским царством двадцать пять лет. Нетрудно подсчитать, что к власти он пришел в зрелом возрасте. В трудах историков встречаются имена сыновей Куджулы Кадфиза - Саданкаш и Саданкау. Один из них, возможно, и стал царем Вимой Такто. Его первое имя, упоминаемое в китайских хрониках, - Яньгаочжень.
   Завоевание царства Гаофу, которым на период правления Кушанским царством Куджулой Кадфизом владел царь Гермей, прошло в основном мирным путем. В истории древнего мира не упоминается о каких-либо значительных сражениях Гермея и Куджулы Кадфиза.
   "Кадфиз I, по-видимому, действовал то военными, то мирными средствами, выдвигая своей политической программой защиту народов от внешних вторжений и гарантируя мирную жизнь, развитие городов, поддержание ирригации и сельского хозяйства", - предполагает Г.А.Пугаченкова - историк, археолог, искусствовед, посвятившая свою жизнь и деятельность изучению древнего мира Средней Азии.
   Царь Гермей умер в 58 году. Еще при его жизни были выпущены монеты, в легенде которых наряду с именем "Царя Гермея, освободителя" - упоминается имя Куджулы Кадфиза, но не как царя, а как князя: "Куджулы Кадфиза, ябгу Кушан, стойкого в вере". После смерти Гермея Куджула Кадфиз выпустил монеты со своим именем. "Количество известных медных монет, надписи на которых отразили новую титулатуру Кадфиза I весьма невелико. Однако известен обширный чекан некоего правителя, который, к досаде нумизматов, проставил в легендах монет только пышный титул, но не свое имя. Есть основания считать, что этот безымянный царь был не кто иной, как сам Кадфиз I". Но после открытия Рабатакской надписи в 1993 году тем безымянным царем можно считать и сына Куджулы Кадфиза - Виму Такто. Время вносит коррективы в исследования ученых, а жизнь и взаимоотношения членов царской семьи остаются тайной!
   Можно предположить, что между двумя царями - Гермеем и Куджулой Кадфизом - был посредник, и им мог быть сын Куджулы Кадфиза - Вима Такто. Также есть предположение, что двух царей связывали родственные узы. Обе династии - Кадфиза и Гондофара (к которой относился царь Гермей) - имели в своей родословной тохарские ветви. Куджула Кадфиз мог взять в жены дочь князя племени тохар, тогда и передача власти от тохар к асиям могла пройти с меньшей кровью, как и мирное завоевание царства Гермея.
  
   Но всех прядет судьбы веретено
В один узор.
   (Лев Гумилев)
  
   То, что происходило века назад, сегодня видится совсем в другом свете - только вехи истории, только поворотные исторические события, в результате которых сменялись эпохи, исчезали одни государства, а на их обломках появлялись новые. Ветер времени развеивает шелуху сопутствующих событий, обнажая первопричину изменений в истории народов.
   История кочевников юэчжей удивляет многими деяниями их предводителей. Кушаны в некотором смысле опровергают мнение о жестокости кочевников. Напротив, под властью Куджулы Кадфиза народы завоеванных стран могли чувствовать себя в безопасности, как и торговые караваны, по пути следования которых между Западом и Востоком происходил не только торговый, но и культурный обмен, о чем свидетельствуют археологические находки: ювелирные украшения, терракотовые фигурки, монеты и др..
   Мудрости кушанских царей хватило на то, чтобы не препятствовать распространению разных религий на территории Кушанского царства.
   В первые века главенствующей религией в странах Средней Азии был зороастризм. Об этом свидетельствуют храмы, найденные археологами при раскопках древних городищ: Дальверзин-тепа, Халчаян, Кампыр-тепа в Узбекистане.
   Верования кочевников в божества стихий - огня, ветра, воды, земли - обрели новое звучание в сплетении с богами поклонников огня, как называют зороастрийцев. На монетах кушанских царей встречаются изображения, имеющие отношение к зороастризму - священный алтарь с огнем, факел с огнем в руках царя; фигурки богов: Ордохшо и Наны - богинь плодородия, равных зороастрийской богине Ардви Суре Анахите, с их символами: плодами, цветами, животными; бог ветра Оадо (Вадо) держит в руках ветра, которые символически изображены в виде пучка извилистых линий; бог огня Фарро с лепестками огня на раскрытой ладони. Верили кушаны в бога Михро (Митра у зороастрийцев) - бога восходящего солнца или зари, предваряющей появление солнца на небе. Зарю отождествляли с плащом Михро. Поклонялись и богу луны - Мао (или Мах у зороастрийцев).
  
  Фрагмент статуи Будды, городище Дальверзин-тепа, Узбекистан [Долгая Г.]
  
   Из Гандхары в Среднюю Азию пришел буддизм. В городах кушан и рядом с ними строили буддийские ступы, монастыри, остовы которых сохранились до сих пор в Сурхандарьинской области Узбекистана. Это ступа Зурмала, монастырь Белой Лошади (городище Фаяз-тепа), пещерный монастырь Кара-тепа, храмы в Дальверзин-тепа, Халчаяне. В долине реки Кафирниган в Таджикистане еще видны разрушенные стены городища Калаи-Кафирниган или Токкуз-тепе, где также был буддийский храм. В Афганистане были найдены храмы времен Кушанского царства в Рабатаке, Сурх-Котале, в Кабуле, Бамиане. На севере Пакистана (в бывшей Гандхаре), возвышаясь на долиной реки Сват, стоит буддийский монастырь кушанского времени Тахти-Бахи (Трон Сотворения). Царь Канишка известен как покровитель буддизма, при котором в Кашмире состоялся большой буддийский собор, где было принято течение северного буддизма -- махаяна. На монетах кушанских царей появляются изображения Будды, буддийский символ триратна - три драгоценности, коими являются Будда (учитель), Дхарма (закон) и Сангха (сообщество).
   Наряду с изображениями зороастрийских божеств или будд и бодхисатв последователей учения Будды Шакьямуни кушаны ставили во многих храмах статуи своих царей, расписывали стены сценами битв и царских приемов. Такие храмы историки называют династийными. Рабатакская надпись обнаружена в подобном храме, посвященном богине Нане. В индийской Матхуре, где по преданию родился бог Шива, один из храмов был посвящен Виме Такто. В храмах городищ на территории Узбекистана найдено множество скульптур, часть которых относят к изображениям царей кушан. По фрагментам скульптур и росписей стен таких храмов, по изображениям на монетах восстановлен облик некоторых царей кушан - Герая (первого правителя юэчжей, факт правления которого зафиксирован монетой с его изображением и титулом; правил в первом веке до н.э.), Куджулы Кадфиза, Вимы Кадфиза, Канишки, Васудевы.
   Приверженность царей кушан богам индусского пантеона тоже отражена на монетах. Трезубец Шивы изображен на монете Вимы Такто. Одно из имен Шивы - Махишвара, выгравировано на монете Вимы Кадфиза: "Царь царей, повелитель мира, Махишвара, спаситель". Символ священно животного индусов - бык Зебу (или Нанду) - изображен на монетах Куджулы Кадфиза.
   Не забывали кушаны и богов древних греков, наследие которых долго кочевало по землям Средней Азии, завоеванным Александром Македонским в четвертом веке до н.э.. Ника, Геракл изображались на монетах кушан. Даже облик царя на первых монетах Куджулы Кадфиза и Вимы Такто представлен в венке и в тоге, как на монетах греков.
   Вместе с тем, на всех монетах кушанских царей сохраняются символы кочевья: три пары рогов козла, соединенные в одной точке, как символ силы и защиты на монете Куджулы Кадфиза; четырехзубец с кружком, треугольником, перекладиной или рогами под ним на стержне, как символ единения четырех стихий на монетах Куджулы Кадфиза, Вимы Кадфиза, Канишки и последующих царей кушан. Только на монете Сотера Мегаса (возможно, Вимы Такто) изображен трезубец, который интерпретируют с трезубцем Шивы, но он же и символ трех миров кочевья - божественного (верхнего), срединного (мира людей) и демонического (подземного мира).
   Столица Кушанского царства кочевала вместе с его царями в зависимости от границ царства. Резиденцией Куджулы Кадфиза считают Сурх-Котал в долине реки Кундуз-дарья (Афганистан). Династийный храм кушан в Рабатаке находится в сорока километрах от этого места. В Каписе (современный Беграм) был прекрасный дворец кушанского времени, описанный В.М.Массоном в книге "История Афганистана". Известно, что Канишка, правнук Куджулы Кадфиза, перенес столицу царства в Пурушапуру - город в Гандхаре, ныне Пенджаб на территории Пакистана. Дальверзин-тепе, Тармита (Термез) в Сурхандарьинской области Узбекистана также были значимыми городами в северной части Кушанского царства. Возможно, какой-то из этих городов был столицей Кушанского царства в ранние его годы и позже сохранял свое значение при наместнике кушанского царя в этом регионе.
   Наследниками кушан ныне могут считать себя разные народы, живущие на обширном евразийском континенте. История кушан стала частью истории таких стран как Китай, Афганистан, Индия, Пакистан, Узбекистан, Таджикистан. Отголоски истории Кушанского царства слышны в Италии, Туркменистане, Иране. Ученые многих стран изучали и изучают эпоху кушан, не без оснований, наряду с Парфией, империей Хань и Древним Римом включив Кушанское царство в имперский период древней истории.
   История хранит немало имен людей, вершивших ее. Каждый, кто прикасается к ней, листая страницы древних рукописей или поднимая на свет божий монету, возраст которой исчисляется веками, впускает в свое сердце туманный образ предков. Путь, пройденный человечеством - это фундамент, на котором строится современное общество. Как бы мы не стремились создать что-то новое, чаще оно лишь вуаль, прикрывающая то, что было. Жизнь человека за тысячелетия его истории по сути мало изменилась: мы так же воюем за ресурсы, плетем интриги, строим и разрушаем. Двойственная природа человека все так же вмещает в себя и пороки, и добродетели. Тени прошлого сопровождают современного человека на его жизненном пути. И так бесконечно, пока человек живет на земле и творит следующий этап истории человечества.
  
   ...Разговор столетий
   Звучит как сердце в сердце у меня.
   Так я двусердный, я не встречу смерти,
   Живя в чужих словах чужого дня.
   (Лев Гумилев)
  
  Прорисовка скульптурного изображения с царями кушан, городище Халчаян [из интернета]
  
   Ташкент, октябрь, 2022 г.
  
  Сноски:
   Текст надписи в переводе Николаса Симс-Вильямса.
   Сихоу - князь с китайского. Другое название, которое встречается на монетах - ябгу.
   По Боровковой Л.А. "Кушанское царство", стр.199.
   Л.Н. Гумилев, "Этногенез и биосфера Земли", часть 2, глава 7.
   Кадфизом I называют Куджулу Кадфиза, а его внука Виму Кадфиза - Кадфизом II.
   Г.А.Пугаченкова "Халчаян", издательство "Фан", Ташкент, 1966 г., стр.248
   По "История Афганистана" В.М.Массона и В.А.Ромодина.
   В.М.Массон и В.А.Ромодин, "История Афганистана", издательство "Наука", Москва, 1964 г., стр.159.
   В.М.Массон и В.А.Ромодин, "История Афганистана", издательство "Наука", Москва, 1964 г., стр. 173-175.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"