Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

В исканьях вечных

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Узбекский поэт Мукими родился и умер в Коканде - городе, расположенном в Ферганской долине.


В исканьях вечных

  
  Портрет Мукими [Долгая Г.]
  
   В небольших старинных медресе в наше время стоит тишина, нарушаемая только пением птиц, жужжанием пчел над цветами и шелестом листьев на ухоженных деревьях в саду. Возможно, так же тихо бывало в уютных двориках и в те времена, когда в худжрах жили студенты. Учеба в медресе - это прежде всего изучение священных книг, а познание истин не терпит суеты и шума. Но все же кто-то отрывался от чтения и выходил во двор: пройти в дарсхану, чтобы послушать учителя, набрать воды в кувшин, или просто полюбоваться на цветущую яблоню. Тени былого словно бродят по дорожкам, стоит только прислушаться к тишине и не мешать времени приоткрыть завесу памяти.
   В древних городах Узбекистана сохранилось немало медресе. Это и величественные сооружения, построенные султанами, и небольшие, но оставшиеся в истории как места, связанные с личностью известного человека, жившего там.
  
  Медресе Сохибзода Хазрат [Долгая Г.]
  
   Медресе Сохибзода Хазрат в Коканде построено в 1869 году духовным учителем Кокандских ханов, великим ученым и государственным деятелем Сохибзода Хазратом из Пешавара. Но более это медресе связано с именем поэта, сатирика, одного из основоположников узбекского реализма - Мукими.
   Его настоящее имя - Мухаммад Амин-ходжа. Мукими - это псевдоним (тахаллус), означающий "постоянный". Поэт взял такой тахаллус, будучи привязанным душой к родному Коканду - городу, в котором он родился и умер и куда неизменно возвращался из всех путешествий.
   Мухаммад Амин-ходжа родился в 1850 году, почти за двадцать лет до строительства медресе Сохибзода Хазрат, в котором в 1903 году он окончит свои дни. Отец Мукими - Мирза-ходжа был пекарем. Мать - Айша-биби была образованной женщиной. Она привила сыну любовь к поэзии и жажду знаний. Мукими учился в Коканде в медресе Хоким-ойим, затем в Бухаре в известном медресе Мири-араб. Там он в совершенстве овладел персидским языком, расширил свои познания в различных науках, познал глубины стихосложения. Вернувшись в Коканд и не получив признания местной аристократии, вместе с Фуркатом и другими прогрессивными поэтами он создает кружок молодых поэтов. Мукими проявляет себя как мастер лирических произведений, как сатирик, смело отражающий реалии своего времени, как автор путевых заметок, написанных в стихах.
  
   Кудаш оставлен мною был,
Я уезжал угрюм, уныл,
Я, как Меджнун, с ума сходил,-
Как мне легко дышалось там!

В Яйпане воздух неплохой,
Но жители там - боже мой,
Бранятся, спорят. День-деньской
В Яйпане крик стоит и гам.

(Отрывок из стихотворения "От Коканда до Ферганы", перевод Н.Ушакова)
  
   За все время творчества им создано более ста лирических стихотворений в различных жанрах восточной поэзии: газели, мурабба, мухаммасы; несколько десятков сатирических произведений, путевых заметок.
   Личную жизнь поэта нельзя назвать счастливой. В отличие от отца, который зарабатывал столько, что мог оплачивать обучение сына в престижных учебных заведениях того времени, Мукими не имел постоянного заработка. Его творчество не приносил никакого дохода. Когда умер отец, кроме жены и сына Мухаммад Амин-ходжа был вынужден содержать четырех сестер. Известно, что одна из них была замужем, но муж развелся с ней и выгнал из дома, о судьбе других можно только догадываться. Мукими работал, где мог: и писарем в конторе, и билетером у переправы через Сырдарью, но все же этого не хватало на жизнь и он продал отцовский дом, а вырученные деньги отдал сестрам. Оставшись без средств к существованию и, можно предположить, отчаявшись, Мукими поселился в одной из худжр медресе Сохибзода Хазрат, которое стало его прибежищем на все оставшиеся годы. Он жил в медресе вместе с сыном Акбар-ходжой. Видимо, из-за нехватки средств он не мог устроить его жизнь: отправить на учебу в Бухару или Ташкент, как сделал его отец, и, возможно, даже женить. Судьба сына Акбар-ходжи тоже белое пятно в истории жизни Мукими.
  
  Внутренний дворик медресе Сохибзода Хазрат [Долгая Г.]
  
  Вход в худжру Мукими [Долгая Г.]
  
   В медресе Мукими занимался каллиграфией, перепиской книг. Там он создал свои лучшие произведения. С грустью он пишет о себе в стихотворении "Моя судьба":
  
   Мне удачи, к сожаленью, не дала судьба.
Мне одни лишь огорченья принесла моя судьба.

Все застала пыль печали. Зеркало души моей
Словно пыльной пеленою облекла моя судьба.

Колесо свое вращая только в сторону одну,
Все моленья отвергая, злой была моя судьба!

Жизнь моя чернее ночи, счастья не было и нет.
И судьбу я умоляю: будь светла моя судьба!

Я приветствую знакомца, - он не слышит Мукими,
Словно глух на оба уха. Тяжела моя судьба!
  
   (Перевод Н.Ушакова)
  
  
  Худжра Мукими [Долгая Г.]
  
   В медресе Сохибзода Хазрат, в худжре, где жил Мукими, в наши дни создан музей поэта. Убранство кельи более чем скромное: на стене в нише - книги, рядом на гвозде висит халат и чалма, в одном углу - кувшин с водой, в другом - сундук с вещами и одеялами, на полу - курпача и низенький столик. Здесь же очаг в нише у самого пола. Он служил и печкой, и местом для приготовления еды.
  
  Мукими с сыном в худжре медресе [Долгая Г.]
  
   На одной из картин, посвященных Мукими и украшающих стены музея, художник изобразил поэта с сыном в келье медресе в момент творчества. Судя по выражению лица Мукими, он сочинил что-то вдохновенное - о любви и счастье:
  
   Лелея в сердце милый образ твой,
Всегда к тебе я улетал мечтой!
Увидя в зеркале твой лик худой,
Терзания души своей я вспомнил.

Весна пришла, убрав цветами сад,
В зелёном бархате холмы стоят.
Вдыхая гиацинта аромат,
Индийский нард кудрей твоих я вспомнил.
  
   (Отрывок из стихотворения "Я вспомнил", перевод Н.Ушакова)
  
   В сатирических стихах Мукими открыто высмеивал разного рода "начальников" - от хакимов до клерков. Смело и актуально не только для конца девятнадцатого века!
  
   Ты, мингбаши мой, "правильно" живешь --
Без взятки пальцем не пошевельнешь,

Ты ласков с тем, кто хорошо одет,
Строг с оборванцем -- что с него возьмешь!

Ты только управитель волостной,
Что ж не по чину золото гребешь?

Хан Худояр не так спесив, как ты,
Ты проклят всем народом за грабеж.

Надулся, смотришь -- сколько могут дать.
Гияс -- твой писарь -- на тебя похож.

Ждет не дождется, стонет Мукими:
"Скажи, когда ж ты, мингбаши, помрешь?!"
  
   ("Мингбаши", перевод Н.Ушакова)
  
   Мы знаем Мукими как поэта, выступавшего против насилия и произвола чиновников, как одного из основоположников узбекского реализма, отражающего в своих произведениях жизнь в ее повседневном проявлении. О нем также пишут как о поэте, воспевающем любовь и красоту. Его стихи до сих пор звучат в песнях, любимых народом. Но, побывав в медресе, где прошли последние годы его жизни, задумываешься не о любви и патриотизме, а о смысле жизни, о судьбе, о таланте, как божьем даре или испытании. Сожалел ли сам поэт о чем-то? Какие мысли занимали его в последние дни жизни? С каким багажом он пришел к Создателю?
  
   Я тот, кто в пламени любви давно сгорел дотла,
я прах, который со двора не вымела метла.
Я только слава давних дел, затмившая дела,
не конь, а ветер от коня, студящий удила,
не ветер -- воля, что себя стреножить не дала...

Увы, украли мой покой несчетные враги,
в душе сожженной и нагой дотлели угольки,
тебе же весь разор такой и видеть не с руки,
а голос нем перед тобой и муки, и тоски,
я слаб, к чему тебе, Благой, такие простаки?..

В исканьях вечных жизнь прошла -- то правды, то любви,
но от судьбы я не ушел, безжалостной с людьми.
Ни крова нет, ни мира нет, ни хлеба нет, пойми,
и вот стоит, склонив главу, усталый Мукими --
твой раб стоит, твой сын стоит, прими его, прими...
   (Перевод на русский Александра Наумова)
  
   В этом стихотворении - сильном и звучном! - слышится голос поэта: не сломленного, но уставшего, не обиженного Богом, но не признанного современниками.
   Великое видится издалека! Спустя почти сто двадцать лет со дня смерти поэта народ Узбекистана помнит и чтит его память. Его творчество прошло испытание временем. Те, кто хулил его, канули в неизвестность, не оставив о себе даже имени, а Мукими живет в своих стихах, в каждой строчке которых порыв его души, смятение его чувств, его острый ум и гордость.
  
  
  Памятник Мукими в Саду поэтов в Ташкенте [Долгая Г.]
  
   Ташкент, 10 апреля 2021 г.
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"