Раскрытие темы конкурса "Умалчивать - наука королей"
"Главное - в работе должны присутствовать тайна, секрет, интрига, скрытая борьба, за которыми было бы интересно следить читателю" - выписка из Правил конкурса "Триммера-2011".
Все вышеперечисленное в романе имеет место быть. "Королями" выступают, как люди, так и боги, а умалчивание просто необходимо в определенных ситуациях.
Бабушка-шаманка умалчивает о предназначении возлюбленной внука, рассказав об этом только спустя годы.
Воинственная женщина, вождь одного из тюркских племен, скрывает от мужа страсть к сражениям и разбою, и это приводит ее к краю пропасти.
Шаманы молчат о своих откровениях, наблюдая и ведя тех, чьи судьбы влияют на равновесие сил в мире.
Боги и демоны играют людскими жизнями, верша только им понятные дела и, конечно же, никому не рассказывают об этом.
Но в итоге все тайны раскрываются, а в борьбе добра и зла побеждает жизнь.
Сима (Симона), ее сокурсник Александр, казах Арман
Кочевье, начало первого тысячелетия до н.э.:
Тансылу - дочь вождя племени, ее друг Аязгул, дочь Бахтигуль (Чию-Шаго)
Река размывает древний курган в степи. Амулет воина, спящего в том кургане, проходит долгий путь к людям.
Девочка Сима в четыре года попадает в подвал старого дома. Ее вызволяет мать, но с тех пор в их квартире появляется необычное белое облако - "подвальный призрак".
Взрослея, Сима видит сны, в которых на красивом черногривом коне скачет девочка. Ту девочку зовут Тансылу и она дочь вождя одного из древних кочевых племен тюрков, населяющих степи выше правого берега Жемчужной реки (Йенчуогуз), в наше время называемой Сыр-дарья.
Став студенткой истфака университета Ташкента, Сима интересуется историей тюркского кочевья. Она сравнивает обычаи и религиозные верования кочевников Средней Азии и Тибета. Случайно Сима попадает на летнюю практику в казахскую археологическую экспедицию. Там знакомится с молодым казахом Арманом, который принадлежит к древнему шаманскому роду.
Сима и Арман полюбили друг друга, но на их отношения оказывает влияние древний ритуал, проведенный бабушкой Армана и еще несколькими шаманами у священного места - Батыр-камня, у которого в древние времена совершали жертвоприношения. Археологи изучают символы, начертанные на камне, а Сима во время ритуала, находясь под воздействием священного напитка шаманов, произносит заклинание, освобождающее дух Великого Воина Тенгри.
На следующий день после ритуала Сима сбегает домой, уверенная в том, что Арман предал ее, использовал для вовлечения в ритуал.
В кочевье тоже происходят значительные события. Тансылу отдают замуж за сына вождя другого племени. В первую ночь муж унижает Тансылу, с чем она, будучи воинственной и свободолюбивой, не может смириться. Тансылу убивает мужа и сбегает на своем любимом коне.
Два племени становятся врагами. Отец Тансылу погибает у Батыр-Камня. Мать уходит с отцом, взяв грех своей дочери на себя. Друг Тансылу Аязгул находит девушку у пещеры, известной только им двоим. Аязгул отдает Тансылу бусы ее матери, которая была родом из Тибета, а так же передает ее последнюю волю - они должны стать мужем и женой и возглавить племя. Тансылу соглашается при одном условии. Аязгул дает клятву.
Тансылу с Аязгулом выигрывают сражение за власть и уже как вожди уводят свое племя в долину Черных гор на зимовье. Там Тансылу понимает, что беременна, и хочет любым способом избавиться от ненавистного ребенка. Муж и жена отдаляются друг от друга. Соплеменники считают, что душой Тансылу овладели демоны.
В наше время Сима переживает о своей первой любви и предательстве. Ее отвлекают подруга Марина и друг Саша, который влюблен в Симу, но остается лишь наблюдателем в ее жизни. Саша помогает Симе разгадать тайну символов, начертанных на Батыр-камне. Сима приглядывается к Саше, но внезапное понимание того, что она беременна, меняет все планы. Сима бросает учебу, но Саша всегда с ней рядом. Он убеждает ее в том, что он ей друг и ничего больше.
У Симы рождается сын Алеша, он очень похож на Армана. Сима души не чает в своем ребенке.
У Тансылу рождается девочка. Тансылу ненавидит ребенка и требует, чтобы Аязгул убил его. Но девочка умирает сразу после рождения. Потрясенный происходящим, Аязгул увозит ребенка в горы. Ночью, когда он слез с коня, намереваясь похоронить ребенка, на него нападают волки. Аязгул теряет ребенка, спасаясь от волков.
Ребенка, укутанного в мех, забирает волчица. Она приносит его в свою нору, где ее ждут несколько волчат. Ребенок оживает, и волчица выкармливает его.
Аязгул рвет отношения с Тансылу и, продолжая заботиться о ней и о племени, находит в горах отшельников - мужа и жену, у которых красавица дочь - Айгуль. Аязгул полюбил Айгуль и проводит с ней время, но взять ее в жены не может - опасается мщения Тансылу. Айгуль погибает, упав со скалы.
Спустя некоторое время ее родители находят девочку, выкормленную волчицей. Ей уже два месяца. Старики забирают ребенка, но волчица преследует их.
Сима растит сына одна. Саша часто навещает ее, уговаривает вернуться в университет. Сима восстанавливается, но ей нелегко совмещать учебу и воспитание ребенка. Подруга Марина выходит замуж. Сима узнает, что Саша ухаживает за какой-то девушкой. В ней просыпается ревность. На свадьбе у Марины Сима много выпивает, и Саша везет ее домой. Через два дня он приходит навестить ее и признается в любви. Сима и Саша женятся.
Алешка находит в шифоньере среди вещей завернутый в старый носовой платок камень - древнюю бусину "дзи", которые в Тибете считаются оберегами и очень ценятся. Мать Симы рассказывает, как она к ним попала, и Саша с Симой пытаются разгадать тайну этой бусины. Алеша называет и бусину, и маму "симава". Саша пытается перевести эти звуки с тибетского.
Дочка Тансылу растет в семье отшельников. В одну из суровых зим умирает ее отец, и Бахтигуль - так назвали девочку, с матерью уходят, чтобы не умереть с голоду, к людям, туда, где проходит караванный путь. При переправе через горную реку приемная мать Бахтигуль погибает. Девочка одна выходит на дорогу. Ей пять лет, она немая, но очень улыбчивая и добрая. Ее жалеет и берет с собой один из караванщиков.
Бахтигуль попадает в место, куда сходятся многие дороги - одно из селений по пути в Китай и Тибет. Караван уходит дальше без нее, а Бахтигуль остается ждать караванщика в одной из семей, где она работает по дому. Бахтигуль снятся кошмары - войны, смерть, страдания людей и воинственная женщина.
Проходит два года, от каравана нет никаких известий и Бахтигуль, влекомая неведомой силой, уходит в Тибет. Там ее принимает одна молодая семья. Ей дают новое имя - Чию-Шаго. Чию-Шаго находит чудесный камень желаний - Чинтомани, но не знает, что загадать и хранит камень. Жрец - служитель религиозного культа Бон, совершая ритуал по защите кочевников от демонов, замечает девочку и, видя в ней некий Великий дух, уводит в храм, который одиноко стоит на острове в озере. Чию-Шаго проводит там несколько лет. Она видит страшные сны, в которых гибнут люди, много крови и слез.
Настоящая мать Чию-Шаго - Тансылу, тем временем совершенно одержима демонами. Она втайне от мужа грабит караваны, убивает людей. Когда Аязгул понимает это, он вызывает ее на разговор. Любовь Аязгула творит чудеса - сердце Тансылу откликается и они дарят себя друг другу. Но зло не оставляет Тансылу и она, желая уколоть мужа, вспоминает, как убила его возлюбленную Айгуль. Аязгул едва не задушил Тансылу. Ее спасает верный конь - Черногривый.
Тансыу скачет в степь. Непогода. Загнанный конь умирает. Аязгул находит жену рядом с ним. Тансылу заболела и в последнюю ночь она делится с Аязгулом своими страхами и видениями. Всю жизнь ее мучает смерть дочери.
Чию-Шаго пятнадцать лет, она понимает, что пришел момент истины, что должно свершиться то, для чего она рождена на земле. Она загадывает желание и выбрасывает Чинторани, и приносит себя в жертву за все грехи матери, уходя в озеро. Но богиня Лучистая Луна, которая в трудную минуту приходила к Бахтигуль, спасает ее, и, отдав демонам свою силу взамен души девочки, уносит ее в царство Всеблагого.
Тансылу умирает, Аязгул хоронит ее в кургане на берегу Жемчужной реки. С ней один из амулетов, который ей когда-то передала мать, уходя в небытие вслед за мужем - агатовая бусина с замысловатыми рисунками.
Сима встречается с Арманом на ипподроме в Ташкенте. Алешке уже шесть лет, Арман узнает в сыне Симы себя. Встретившись вечером, Сима и Арман делятся своими переживаниями, но остаются каждый в своей семье. Арман страдает от безысходности, Сима любит мужа и вместе с ним продолжает размышлять о знаках и необычных ситуациях в своей жизни.
Арман узнает от бабушки-шаманки о роли его сына в борьбе за гармонию мира. Сима узнает от Армана о своем предназначении. Когда Алеше исполнилось пятнадцать лет, Сима, Саша и Алеша едут в Тибет. Арман и бабушка-шаманка предвидят новый виток сражений добра и зла и совершают ритуал жертвоприношения Тенгри.
В Тибете Сима узнает, кто она по духу и снова проходит испытания, после которых она рассказывает сыну, кто его отец.
Арман, Сима, Алеша и Саша вместе в долине гор Каратау. Алеша попадает в пещеру, где когда-то жила Бахтигуль. Он вспоминает далекое прошлое.
Степь продолжает жить своей жизнью, как и много веков тому назад.