Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Рустам Сулейманов "Тайны забытой цивилизации"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    С согласия автора о пропаганде знаний об истории Средней Азии привожу скан брошюры научно-популярного содержания о древнем Нахшабе - регионе Южного Согда, который ныне является Каршинским оазисом Узбекистана.


  
   []
  
   []
  
   Отрывки из брошюры Р.Х.Сулейманова "Нахшаб - тайны забытой цивилизации". (Ташкент, "Маънавият", 2004г.)
  
  
   О том, были ли города в Каршинском оазисе до VI -VII веков, известные науке письменные источники молчат.
  
   Однако путешественники, любители старины и исследователи с конца XIX в. обратили внимание на грандиозные руины большого древнего города, находящиеся в 5 км севернее Насафа (Насаф - столичный центр оазиса в VII-VIII вв. Прим. Г.Д.), в начале пути, ведущего из Карши в Бухару. История его до недавнего времени не была известна.
  
   Руины этого древнего города, не уступающего по своим масштабам Балху в древней Бактрии и Сузам в Месопотамии, предварительно были изучены археологами А.И.Терепожкиным, С.К.Кабановым и М.Е.Массоном... Было очевидно, что эти руины представляют собой остатки первой, самой ранней столицы Каршинского оазиса.
  
   С середины 70-х годов специальная экспедиция Института археологии АН Узбекистана начинает целенаправленные раскопки этого древнего города. Особая ценность Еркургана для науки состояла в том, что город, будучи заброшен в VI в., сохранился как археологический заповедник, и руины его почти не были разрушены до XXв.
  
   Еркурган был столичным городом всей южной Согдианы.
  
   Согдиана, Согд - древняя страна, расположенная между Бактрией на юге и скифами на севере, - считалась сердцем Центральной Азии. Коренные земли Согдианы составляли долины рек Зарафшана и Кашкадарьи.
  
   Первые упоминания о Согде и согдийцах встречаются в священной книге зороастрийцев Авесте. Упоминают о Согде и надписи Дария - царя царей древнейшей в истории империи.
  
   Наиболее обширные сведения о Согдиане дают историки похода Александра Македонского, описывающие перипетии его кампании, которая проводилась тогда от Оксуса - Амударьи до Танаиса - Сырдарьи.
  
   В первой половине - середине I тысячелетия н.э. согдийцы - знаменитые купцы. Они держат в своих руках трансконтинентальную торговлю шелком. Их торговые фактории простираются от Кореи до Константинополя.
  
   ... почти до до середины XX века ни индивидуального облика искусства, ни особенностей материальной и духовной культуры населения Согда наука не знала. Особую роль в забвении культуры Согда сыграли арабское нашествие и исламизация страны, когда под натиском новой религии произошло переименование страны в Мавераннахр и согдийский язык с VIII -IX вв. сменили фарси и тюрки.
  
   Археологические памятники древней согдийской культуры долго оставались почти не изученными. Дело в том, что такие основные культурные центры согдийцев, как Самарканд и Бухара, обживались в течение тысячелетий, не меняя своего местонахождения. При интенсивном градостроительстве в эпоху средневековья это привело к уничтожению античных архитектурных сооружений и культурных слоев, залегавших внизу.
  
   Лишь в отдельных периферийных городах Согдианы, таких, как Пенджикент и Варахша, были найдены образцы уникального монументального искусства согдийцев, которые по своей культурной значимости не уступали живописи Помпеи Геркуланума в Италии... И лишь в последние годы в отдельных крупных центрах Древнего Согда удалось приоткрыть завесу неизвестности над культурой таинственной Согдианы. Одной из подобных удач была находка образцов живописи во дворце правителя Самарканда Вархумана, относящемся к VII-VIIIвв. Но впервые в науке более или менее всесторонние представления об особенностях культуры античной Согдианы были получены при изучении Еркургана.
  
   Историки Александра Македонского сообщают о двух областях в долине Кашкадарьи - Наутаке и Ксениппе. Один из них соотвествует Кешу, второй - Нахшабу.
  
   Самой первой столицей Нахшаба, или Каршинского оазиса, был древний город, расположенный на месте руин городища Еркурган. Его окружали два ряда неприступных стен. В процессе раскопок было установлено, что самые ранние кладки внутренней стены города относятся к VIв до н.э., т.е. этому городу не меньше двух с половиной тысяч лет. В эпоху после похода Александра Македонского город был обнесен второй внешней стеной.
  
   В процессе многолетних раскопок были открыты остатки дворца правителя города и всего оазиса, городской храм, дахма, мавзолей, жилища кварталов керамистов, металлистов и др.
  
   Особо показательны культурные связи жителей древнего города. Памятники его архитектуры и искусства составляют параллели с широким кругом древних культур, начиная от этруссков и греков на Западе и кончая Индией и Сибирью на Востоке. Широкие торговые и дипломатические связи согдийцев, известные по письменным источникам, получают свое подтверждение в археологических находках на Еркургане. Одно из наиболее ранних сохранившихся архитектурных сооружений города - дахма,служившая для погребальных церемоний зороастрийцев, ... была выстроена в традициях древневосточного зодчества. Городской храм Еркургана... имеет планировку, восходящую к греческим сооружениям типа мегарон.
  
   Мавзолей правителей Еркургана III в. Н.э., возведенный на десятиметровой ступенчатой пирамиде, по плану повторяет знаменитый кушанский храм Сурх Котала в Афганистане.
  
   На широкие культурные связи жителей Нахшаба указывают и предметы прикладного искусства, в частности, сюжеты на древних печатях-геммах. Одна из них этрусской работы V века до н.э., на ней изображена стоящая фигура Зевса с орлом. Вторая изображает кушанского правителя, восседающего на слоне.
  
   ...Ранняя история Карши уходит в глубь веков. Еркурган, Насаф, Карши расположены рядом, топографически взаимосвязаны, но самое главное - они последовательно расположены во времени, т.е. представляют собой разные стадии развития столичного города оазиса Нахшаба, даже если они и назывались в разные эпохи по-разному.
  
   На раскопках городища Еркурган были также произведены раскопки высокого холма, который оказался руинами самой древней в мире дахмы зороастрийцев. Она была построена примерно во II в. до н.э. и вскоре после непродолжительного использования замурована. Самые древние дахмы, известные науке, относились ко времени не ранее V-VI вв.
  
   Дахма Еркургана свидетельствует о том, что жители Нахшаба II в. до н.э. следовали учению Заратуштры. Это сооружение Еркургана относится ко времени господства в Согдиане сакских правителей, которые отняли страну у базилевсов Греко-Бактрийского царства - наследников Александра Македонского.
  
   Археологам, исследующим историю по скудным и обрывочным остаткам материальной культуры древних людей, для реконструкции общей картины культурного развития древних обществ часто приходится пускаться в увлекательные интеллектуальные путешествия и авантюры во времени и пространстве, сидя в кабинете за книгами. Без подобных теоретических поисков, когда, сравнивая материалы разных эпох и регионов, удается реконструировать недостающие звенья и детали общей картины или по найденной конкретной находке восстановить часть картины культуры, невозможно воссоздание общего процесса исторического и культурного развития исследуемой эпохи.
  
   Одно из подобных путешествий в мир духовных представлений древности было связано с раскопками городского храма Еркургана - столичного города древнего Каршинского оазиса.
  
   Источники, написанные арабскими географами и историками, сообщают о храмах идолов и храмах огня в городах и селениях Согдианы, где жители проводили свои религиозные церемонии и поклонялись богам. Но что это были за божества и каковы были их имена, источники не сообщают.
  
   О божествах доисламской Средней Азии современной науке известно немного.... Имеется информация на монетах кушан. Монеты Согдианы эпохи древности не дают таких сведений.
  
   Самое важное здесь, что изображения главных почитавшихся зороастрийцами Ирана богов Ахурамазды и Ардисуры Анахиты изредка присутствуют на самых поздних монетах кушан.
  
   При раскопках на городище Еркурган одним из главных объектов работ был городской храм Еркургана III-IV вв., где были найдены обломки глиняной скульптуры женского божества. ... Таким образом, храм был посвящен женскому божеству. В III-IV вв. она считалась покровительницей города и всего Каршинского оазиса.
  
   Согласно греко-римской и арабской историческим традициям, до ислама Средняя Азия вместе с Ираном была районом распространения зороастризма. Древние соседи Ирана и Турана называли их огнепоклонниками.
  
  
   Полный текст брошюры представлен в виде фото страниц:
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"