Аннотация: Обзор финала конкурса памяти сэра гоблина Фингуса на тему "Что - там?" 2018 г.
Там чудеса, там... и что же там?
Обзор финала конкурса памяти сэра гоблина Фингуса на тему "Что - там?"
1. Кутман Е. "О ноябре, вечности и дурных привычках"
Фантастика
Тонко построен сюжет. Динамика повествования создается отрывочными фразами, передающими нервные, резкие действия. Держит до конца. Переход от героини к герою шокирует, удивляет даже до злости, и каково откровение в последней фразе, которая все ставит на свои места! "...Два ярких пятна, две фигурки, уходящие по аллее - рыжеволосая девушка и высокий парень в невозможно оранжевых кроссовках".
Заметила, что в тексте нет местоимения "я", тогда как повествование идет от первого лица. Наверное, для этого рассказа - это хорошее решение, позволяет создать ту самую динамику, тот самый ритм, который определяет тональность всего повествования. Переход к рассказу от третьего лица меняет не только ритм, но и саму реальность. Браво!
Фраза, которая запомнилась: "Просто дом старый, иногда вредничает" - образно!
Образны и три холста, и чашка кофе, и лифт. Детали имеют значение, когда они к месту. Повторение их в данном случае нагнетает атмосферу до взрыва. Но самое главное, что все заканчивается минорно. Можно выдохнуть и больше не беспокоиться о героях.
А название я бы дала другое!
2. Юрина Т.В. "Рождество в Шамотном переулке"
Мистика
Идея рассказа мне не раскрылась. Язык описаний богатый, с уклоном к народной певучести. Но... подробные описания всего вызвали больше чувство брезгливости, чем интереса.
3. Капустин В. "Баранье сердце"
Мистика
Устами барана глаголет сам бог! Я бы сказала веселая и поучительная история. Баран очарователен, хоть представлен одной, но говорящей! головой. Простым языком рассказана суть кармы и перевоплощений. Поставлен вопрос о смысле жизни человека, о предназначении. Ответы даны не прямо, а через размышления героя. Нет назидательности и, в то же время, урок усваивается.
Прямая речь передает особенности героя. Чтобы образ удался недостаточно описать его, необходимо придумать некие изюминки. Удачно "ага" в речи героя, японское "-сан" в обращении к нему. И главное - любовь поднимает человека на ступень выше, очищает карму даже без однозначного перевоплощения.
4. Грей М. "Волна"
Фантастика
Грустная история. И может быть вполне реальной. Увы.
Эпизод с рассуждениями о передаче тела девочки на органы, при всем его трагизме, на мой взгляд, не вписался в общий контекст повествования. А трагизма хватает и без него. Удачны описания природы через восприятие девочки.
5. Филиппова Е.Л. "Последний троллейбус"
Фэнтези
Описывается, казалось бы, обычная рутина бизнесмена. Но я сама удивилась тому, что читаю рассказ с интересом. Не иначе, троллейбус Окуджавы тому причиной! Образ главного героя обычный, ничего такого особенно запоминающегося. А вот постоянные пассажиры троллейбуса колоритны! И именно рядом с ними проявляются герои из реальности, в том числе и Александр.
Концовка показалась натянутой. Последний троллейбус к месту, это хорошая идея, но скачок от обретения счастья к концу жизни - конечно же, печальному, сбил мажорный ритм повествования. Может быть, попробовать убрать описания постаревшего Александра и сразу дать троллейбус, а в нем уже едут и Ася, и Виктор? Не знаю, но есть, над чем подумать. Троица - пожилая женщина, залихвастский мужик и кот - вызывает аллюзию с героями Булгакова. Думаю, это неплохо. Тем более, в троллейбусе (не в трамвае!).
6. Шауров Э. "Звезда Иуды"
Проза
Я читала с надеждой на истину, известную мне, волновалась, вчитывалась, подсознательно стараясь найти слова, противоречащие моему пониманию того свершившегося. Вы знаете, о чем я, Эдуард. Но надежда крепла, и только фраза "кусок дерьма судорожно кивнул" снова напрягла, будто я ошиблась в своем чутье, обманулась. Но дальше все встало на свои места.
Спасибо за рассказ! Написано мастерски, и как всегда в таких случаях, нечего сказать, кроме благодарности за удовольствие чтения, а в этом случае и за взаимопонимание.
7. Тихонова Т.В. "Ледниковый период"
Фантастика
Ледниковый период проходит в рассказе в двух представлениях - в жизни планеты, и в отношениях людей. Так мне показалось. Но показалось и то, что особой связи между этими параллелями нет. Она обозначена штрихами, самим словом "лед". То есть, неважно, какое время описывать. Действия и время идут параллельно, не пересекаясь. Основа повествования - в психологизме отношений между родственниками, близкими людьми, между сослуживцами. Последние - врачи. Во врачебной практике разное случается. Темп работы врачей, а хирургов особенно, зависит от окружающей обстановки. Опять же, мне кажется, что автор показала это, представив несколько картин из разных времен - сороковых, восьмидесятых и из тех, в которых реально живет герой рассказа.
Наиболее интересен образ врача-призрака. Он выступает в роли совести. И почему-то виден только главному герою. Возможно, это и есть его совесть.
Но все эти мои рассуждения - догадки. Сам текст с его свободным, плавным ритмом повествования разветвляется, расплывается от основной нити сюжета, и в конце концов в памяти остается только процесс принятия решения главным героем - от отрицания, через сомнения, к полной уверенности - и старичок-хирург, душевно переживающий за людей и медицину уже иного для него мира - современного и идущего в небытие, хотя, какая-то надежда еще остается.
Рассказ интересен. Конкретизация сюжета - вопрос спорный, так что имеет место быть и такое построение композиции. Во всяком случае, в итоге в голове все укладывается, лишнее исчезает, главное остается. Возможно, лишних героев лучше убрать - все равно они не запоминаются и не влияют на развитие основного сюжета. Возможно, с ними более понятен главный герой, они его оттеняют, позволяют проявить какие-то качества характера, души. Да, рассказ интересен, и тем, что на его примере можно говорить в общем о принципах построения сюжета и всего того, что может сделать рассказ запоминаемым и неординарным.
8. Мякин С.В. "Внутренний ад"
Фантастика
Читать весело, а тема-то серьезная - жизнь человека и ответственность души за страдания тела! Внутренний ад, созданный автором, поучителен и весьма оригинален. Абзац с объяснениями Сакна-ру о тридцатипятилетнем рубеже повторяет смысл действий Блор-ди и его товарища о покушении на жизнь своих подопечных. Так что его можно убрать, на развитие сюжета не влияет. Не поняла смысла курсива в некоторых местах текста.
9. Марита "Эксперимент"
Фантастика
Плантирование! Интересная мысль - создание человека из его собственных останков, проращивание молодого экземпляра, как ветки из ствола векового дерева. Было такое в истории литературы, в кинематографе, но называлось клонированием. Ну что ж, в мире уже все было, все повторяется. Важна не идея, а ее исполнение. Исполнено прекрасно! Поэтически описана одна из значимых фигур сюжета - Белый. Его (или ее) образ проходит по всему рассказу, с него он начинается, им и заканчивается. Но могу предположить, что эксперимент все же оказался не таким уж удачным, если из сотен проб получились только две - главного героя и мопса. Есть куда развивать продолжение рассказа.
10. Павлова "Храни меня"
Проза
Трогательно. Другого и сказать не могу. Казалось бы, привычные описания людей, окружающего мира, повседневные, известные всем действия, ничем особо не привлекательные, но постепенно нарастает ритм, появляется тревога, я бы сказала от прогулочного темпа автор погнала в галоп и оно того стоило! Описываемые персонажи мелькают как блики фар проезжающего автомобиля, но они запоминаются! Ангел хранитель, мама... да, трогательно!