Будут ли спасены или погибнут те, кто ничего не знает о Христе, или слышал, но не воспринял по каким-либо причинам проповедь о Нем, не принял Крещения и не вошел в Церковь Христову? Этот вопрос прямо или косвенно задает сомневающийся в православии, незнающий учения Православной Церкви по этому поводу, атеист, желающий побольнее уколоть верующего, загнать его в угол.
Начнем с того, что представим себе индийца, живущего во времена колонизации его страны англичанами. Видя все ужасы, творящиеся по воле завоевателей, миролюбивый индуист, боящийся задавить самого маленького жучка, непременно подумает: "Что же это за вера, позволяющая делать такое?". И когда к нему придет англиканский проповедник, толкующий о любви к врагам своим, индиец не будет его слушать, попросит уйти из дома. Спрашивается: отверг ли индиец истину Евангелия?
Ответ будет отрицательный! Во-первых, потому что в англиканстве нет и никогда не было истины. Она исчезла в западном христианстве, когда Римская церковь откололась от Православия. Англиканство (как и католичество, протестантство и прочие христианские церкви) отличается от Православия, содержащего истину Евангелия во всей полноте, так, как написанная художником Айвазовским морская буря от реального шторма на море. Их сущности разнятся друг от друга, как разнится сущность тени от сущности человека, отбрасывающего ее. Разве можно узнать и полюбить человека, увидев только его тень?! Конечно, нет! Во-вторых, в сознании нашего индийца образ христианина накрепко связан с образом военного, убивающего ни в чем неповинных местных жителей. Он никогда не видел христианства, пронизанного любовью, покаянною верою и смирением. Христианства, видя которое, самый воинствующий атеист обращается ко Христу. Если о каком-нибудь человеке вы знаете только плохое, то вас никто, как бы он не старался, не переубедит в обратном. Но если вы своими глазами увидите, что нелюбимый вами человек, к примеру, безвозмездно помогает инвалидам, вы станете, по крайней мере, уважать его. Таким образом, в поступке индийца нет ничего предосудительного, ничего греховного, потому что в проповеди, услышанной им, не было истины, не было Христа.
От частного перейдем к общему. Какова участь тех, кто не услышал истинной проповеди Евангелия (как многие народы Азии и Африки), не смог принять православия и живет, исповедуя свою религию? Причины могут носить политический, национальный или другой характер. Разве мог Бог, который есть свет (1Ин.1:5) и любовь (1Ин.4:8), допустить, чтобы души миллиардов и миллиардов таких людей погибли только лишь из-за того, что не узнали Слово Божие?!
Конечно, нет! Господь просвещает всякого человека, приходящего в мир(Ин.1:9). Не важно, к какому народу он принадлежит, в каких богов верит или не верит вовсе. Господь смотрит на всех и каждого, посылает посильный жизненный крест и смерть. Дарует радости и беды, полезные для нашей души, которые мы почти всегда ошибочно воспринимаем как благосклонность или гнев Божий. Мы часто забываем, что "Богблаг и только благое творит, вредить же никому не вредит", как пишет преподобный Антоний Великий. Но Бог не в силах спасти тех, кто не хочет, чтобы его спасали из трясины своих грехов, чувствуя себя вполне здоровыми. Как врач не может вылечить больного, если тот не хочет долго лечиться. Без синергии (от греч. син - вместе и энергия - действие, усилие) человека с Богом спасение невозможно. До тех пор, пока человек не увидит, что только Христос есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6) , не попытается хоть немного соответствовать в покаянной вере даже и не Христу, а разбойнику, распятому по правую Его руку, блуднице, облившей слезами ноги Спасителя и отеревшей их своими волосами, Бог не сможет помочь нашей душе обрести спасение.
Для того, чтобы все души услышали истину Евангелия, Господь сошел во ад и, проповедовав там, вывел всех, кто пошел за Ним. Вследствие этого ад взорвался изнутри, от него остались лишь руины. Теперь каждый, кто попадает в ад (будь то иудей, мусульманин, буддист, индуист, католик, протестант или атеист) видит Христа, слышит Его проповедь. По словам того же преп. Антония Великого, потерявшие волю души грешников в мытарствах соединяются с демонами-мучителями [1]. Они не могут покаяться и отринуть от себя грехи, соединиться с Богом, как души праведников. Эти души претерпевают муки, но, если они хотят слушать Христа, их наполнит упование на всеобщее Воскресение, в котором все, кто на земле или в аду возлюбил Христа, внял Его проповедь, соединятся с Богом во всей полноте.
Души же тех, кто жил праведно (творили добро как умели, были смиренными и пр.), но не знали Христа, как и невинные души погибших некрещеных младенцев [2], соединяются с Богом, потому что они, так сказать, не закостенели от греха. Они будут спасены, но не получат всей полноты Небесных благ, по слову свт. Григория Богослова, "хотя и не запечатлены, однако же и не худы".
А те души, которые не захотели слушать Христову проповедь, по-настоящему отвергли истину, не пожелали быть спасенными, погибнут потому, что не смогут жить в преображенном мире, где будет Бог все во всем (1Кор.15:28).
Прочитав это рассуждение, можно впасть в заблуждение, что крещенные в православной вере люди будут спасены, как говорится, apriori, что православное Крещение дает путевку в Царствие Небесное. Даже можно вспомнить несколько цитат из Евангелия, которые, как кажется, свидетельствуют об этом. Сейчас ваш покорной слуга не будет углубляться в разбор этих фрагментов Священного Писания. Только позволит себе напомнить о том, что по учению Православной Церкви Таинства и все Священнодействия, происходящие в ней не являются способом спасения, лишь помогают человеку приобрести правильное состояние для его дальнейшей духовной жизни.
Конечно же, спастись в лоне Православной Церкви намного легче, чем в других христианских церквах и других религиях. Потому что Православная Церковь, точнее Бог в ней, дает человеку подробную карту, на которой отмечен путь к дому (к Царствию Небесному) посреди топких болот неправедности и греха. Если православный человек, не ходящий годами в храм, живет действительно по Евангелию, он, без сомнения, будет воспринят после смерти на Небесах. Если же человек, крещенный в православие, выполняющий все внешние обряды, грешит и не думает каяться, его засасывает в трясину греха. При этом он самодовольно говорит: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди (Лк.18:11), причащаюсь два раза в неделю, выдерживаю все посты и прочее". Такой "православный" не спасется, ибо он своим поведением хулит на Дух Святой формальным отношением к Святым Таинствам, то есть совершает самый страшный грех, который не прощается. Потому что "всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем " (Мф.12:31-32). Эти слова Спасителя отлично подходят для того, чтобы доказать, что нехристиане могут спастись!
Мнение, которое представлено в этой статье, является одним из трех мнений, существующих в богословии. Оно представляется наиболее удовлетворяющим тому, что Богесть любовь (1Ин.4:8). Одно из этих мнений, которого придерживаются теософы, состоит в том, что все верящие в какое-либо божество (Шива, Аллах, Зевс, Христос...) или отвергающие всякое божественное (буддисты) спасутся, не взирая на их духовное состояние. Теософы отрицают истину в ее единственности. По их учению, в каждой религии есть лишь частичка той истины, которую в полноте не знает никто. Это мнение не выдерживает всякой разумной критики. Мы, люди разумные, должны его отвергнуть и перейти к рассмотрению другой, диаметрально противоположной точки зрения, а именно: спасутся только православные, никто больше. Но это тоже нельзя принять, так как Христос Спаситель всех человеков, а наипаче(тем более) верных (1Тим.4:10). Он принял крестную смерть не для того, чтобы вывести ветхозаветных праведников из ада и спасти горстку людей, принявших православное Крещение. Он освободил всех живших, живущих и тех, кто будет жить на земле, от уз смерти и тьмы, дал людям свободу выбора - быть с Богом или без Него.
-----------
[1] Когда мы совершаем какой-либо, пусть самый незначительный грех, наша душа повреждается, как повреждается краска на автомобиле, если его кто-то поцарапал. И как автомобилю требуется покраска, так и душе нужно лечение покаянием. Иначе каждый невылеченный грех привлекает демонов, которые прилепляются к душе во время мытарств. Они "берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать", как писал свт. Феофан (Говоров). Но если за душу с усердием и покаянием будет кто-нибудь молиться, (именно молиться, а не читать молитвы), ограничив себя хоть в малом сорок дней, то она будет исцелена молитвой любящего человека. Демоны-мучители отступят от нее. Подробнее об этом можно прочитать в книге "Посмертная жизнь" профессора А. И. Осипова.
[2] Говоря о младенцах, надо заметить, что у Святых Отцов мы не найдем сомнений в том, что их души будут спасены. Их мнения различаются лишь в том, что одни согласны с вышеприведенными словами свт. Григория Богослова, а другие, например, преп. Ефрем Сирин, считают, что души младенцев (не важно, были ли они крещены) будут выше святых. А вот что писал свт. Григорий Нисский: "Не искусившийся же во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая [духовная] болезнь не препятствует в причастии Света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому что в начале не приял в душу болезни". Поэтому нельзя верить тем, кто утверждает, что души некрещеных младенцев будут гореть в аду!