Дор Анри Луи : другие произведения.

Кэртиана

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




Анри д'Ор

Впечатления от прочитанного

КЭРТИАНА

  
   Сериал Веры Камши о Кэртиане я прочел с подачи своих постоянных читателей на Дайри, напропалую убеждавших меня, что это Судьба. Сильно подозреваю, что я оказался почти в уникальном положении. Мне не пришлось читать книги по одной и долго ждать продолжение. Я проглотил все 6 книг подряд. Правда, оказалось, что и это не конец, но некоторые предположения о дальнейшем развитии сюжета у меня есть.
   На что оказались похожи романы? По стилистике это довольно своеобразная смесь из Дюма, Вальтера Скотта, Саббатини, Мартина, Гарсио Лорки и пр. По идеям - довольно старая теория о четырех стихиях и квинтэссенции, теория, используемая как философами, так и авторами неплохих мультиков вроде "Аватара". При этом я отметил, что по сравнению с Дюма и Саббатини автору не хватает легкости и изящества. Мартин имеет преимущество в создании сложных характеров, а Гарсио Лорка в поэтичности взгляда на мир.
   Книги Камши вряд ли окажутся в списке книг, которые я стану перечитывать, и все же этот опыт может оказаться полезным. Теперь я по крайней мере понял, о чем рассуждают мои ПЧ и перестал чувствовать себя неучем, при котором окружающие разговаривают на незнакомом языке. Правда, у меня сложилось впечатление, что мое восприятие героев довольно сильно отличается от их восприятия. Но об этом я расскажу чуть попозже.
  

"КРАСНОЕ НА КРАСНОМ"

  
   Существует старое представление: если в романе молодой человек отправляется в столицу, то это наш человек, который достоин симпатий читателя. Какого же было мое удивление, когда с первых же страниц, этот самый "д'Артаньян" (то есть Ричард Окделл) начал меня раздражать. Сначала я не мог понять, в чем дело, потом понял. Оказывается, мне не нравятся мальчишки, которые хотят сидеть у материнской юбки. Неприязнь была настолько сильна, что и Август Штанцлер, еще один "хороший человек" начал вызывать дикое раздражение. К счастью, он и оказался мерзавцем, что несколько меня успокоило, потому что я понял, что вовсе не спятил.
   Следующей жертвой моей неприязни стал Робер Эпине. Слава богу, что его звали Робер, а не Франсуа, иначе я решил бы, что у меня едет крыша. Вид изгнанника, с видом мученика поглощавшего вареную морковку, вызвал у меня настоящий приступ злости. Я понял, что Эпине не знает, что такое настоящий голод, иначе сожрал бы морковку и сказал, что это вкуснятина. Альдо Ракан перестал существовать в тот момент, когда обиделся на то, что Алва не стоит королю Фердинанду ни гроша. Потом пришла очередь бабушки Альдо - принцессы Матильды. Я понял, что мое дело плохо. Книга только началась, а меня уже раздражают ВСЕ персонажи. Но давши слово держись! Я держался. Несколько скрасило впечатление появление кардинала Сильвестра и первого маршала Талига Рокэ Алвы. Я признал, что Сильвестр удивительно красиво мог отделаться от Ричарда Окделла и пожалел, что Рокэ Алва сорвал этот замечательный план. Нет, я забыл еще одного персонажа, который начал мне нравится. Строго говоря, никаких данных, чтобы испытывать симпатию или антипатию к этому герою не было, но многие герои так много говорили про него пакостей, что из чувства противоречия он начал мне нравится. Я даже вспомнил, что по законам жанра именно такие герои и должны совершать хорошие действия и принялся ждать этих действий. В романе "Красное на красном" я их так и не дождался (если вы еще не поняли, о ком речь, так я имею в виду Валентина Придда). Рокэ Алва примирил меня с остальными персонажами и чтение пошло легче. Правда и у него обнаружился непонятный недостаток. Угроза полетать в адрес маркиза Фарнеби меня несколько покоробила. Мне показалась, что такая угроза достойна унара, но никак не маршала. Но остальное было хорошо. Карточный поединок повеселил, хотя передача выигрыша (Марианны) Ричарду неприятно царапнула. И все было хорошо, но тут началась война.
   Планы благородных изгнанников вызывали желание найти гранатомет и пальнуть. И не в мерзкого Хогберта, что с гада взять, а в Матильду и Эпине. Во всей этой истории я обнаружил лишь двух нормальных людей. Сначала красивую девочку, которая, вроде, не знает жизни, но при этом делает очень точные замечания: "Ты начал войну, но сможешь ли ты ее остановить?" Естественно, влюбленный кретин не услышал, что ему говорят. Довольно здравая мысль и в том, что не надо отдавать наследие Раканов, пока Альдо не убедиться, что он не превратилось в яд. Удивительно, но и здесь Эпине услышал совсем не то, что Мэллит сказала. Вторым человеком, который вдруг начал мне нравится оказался, Реджинальд Ларак. Именно этот человек при всей своей нелепости и неловкости смог пробудить в своем кузене какие-то зачатки совести, и фактически не дал ему драпануть домой. Молодец! Я начал его уважать. Что сказать о войне? Описано это было со вкусом, но мне показалось, что война Алве дается довольно легко, что несколько испортило картину. В целом же необходимо отметить, что автор дала роману просто чудесный конец: "Посмотрим, так ли мудра премудрая Гарра". Красивая фраза, как раз для конца романа.
  

"ТАЛИГОЙСКАЯ БАЛЛАДА "

  
   Данная повесть оказалась прологом к роману "От войны до войны" и рассказывала о свержении династии Раканов за 400 лет до действия романа. Что сказать? Пока я читал повесть, мне все больше и больше казалось, что Алан Окделл во многом похож на своего потомка Ричарда, или Ричард похож на предка, что обоих не красило. Редкостная упертость и фантастичекая неловкость заставляли меня от души сочувствовать королю, которому так не повезло с подданными. И вообще мне казалось, что если Алан решит сесть на скамью, то он ухитрится ее сломать, а также своротить что-нибудь еще, попавшееся ему по дороге к скамье. В общем, когда Алана отправили на смерть, я вздохнул с облегчением, хотя мне было жаль его жену. А с другой стороны, ее явно должны были утешить, так что жалость была не очень долгой.
   Кто понравился? Рамиро Алва, Франциск, Октавия и Эрнани, хотя последнего было просто жаль. Эпине стал неприятен в конце, когда стоял у церкви и думал, попрощаться ли с убитым другом при всех или подождать.
   А так повесть показалась изящной. Приятное было впечатление, если бы не Алан.
  

"ОТ ВОЙНЫ ДО ВОЙНЫ"

  
   В точном соответствии с названием романа он оставил у меня впечатления чего-то, находящегося на перепутье. Хотя некоторые герои ухитрились дозволеную грань перейти. Это я про Ричарда Окделла и отравление. Как ни странно, я в общем-то не удивился деянию Дика. Тот, кто ведет себя как роза в проруби (простите, но более точное определение я не стану приводить - оно не совсем красиво) вполне может до такого докатиться.
   Некоторое разочарование доставил мне кардинал Сильвестр (ну на кой ему понадобилось заигрывать в Авниром? Глупо) и Рокэ Алва. Зачем спать с женщиной, которую презираешь, мне непонятно, мазохизм какой-то. Точно так же мне было непонятно, на фига во время дуэли так форсить и выскакивать из себя от ненависти. По-моему, ненавидеть человека, которого ты твердо решил убить, глупо. Ненавидеть можно до того, как решил отделаться, но не после. Но это мое мнение.
   Описание Октавианской ночи мне также не слишком понравилось, по-моему, это было слишком затянуто. Но один вопрос все же появился. Что происходит с нашим временем, если столько авторов так жаждут описать какую-нибудь резню, называется ли она Варфоломеевской ночью или Октавианской, или еще как-то? Что-то в воздухе такое носится. Что печально.
   Но все же автору очень хорошо удаются концовки романов и "От войны до войны" тоже может похвастаться красивым концом.
  

"ЛИК ПОБЕДЫ"

  
   Если бы этому роману придумывать девиз, он был бы "Хотели как лучше, получилось как всегда". Большинство персонажей, по-моему, руководствуются именно этим принципом. Некоторое исключение представляет только Рокэ Алва, да и то хочется его спросить, на кой ему понадобилось выпускать из рук Штанцлера. Продолжал разочаровывать Сильвестр. Забыл, кто из приближенных Наполеона говорил: "Это хуже чем преступление, это глупость", но именно такую фразу мне и захотелось сказать, читая рассуждения Сильвестра о перевороте. Ну а стоит вспомнить, какую чистку он решил провести, так это и вовсе бред. И вообще, мне хотелось крикнуть "Оставь Валентина Придда в покое! Он обязан совершить нечто достойное! Я это жду!". По сравнению с первым романом описание военных действий в "Лике победы" показалось мне менее увлекательным и еще менее убедительным. За женщин же я и вовсе заступлюсь. Хотя мне и нравятся скромные девушки, я вовсе не считаю, что женщина на войне это абсурд, и карикатурное изображение пантерок в море меня не убедило. Но и это не все. После истории с пауканами мне вспомнилась аналогичная история, главным героем которой был Ганибалл. Этот деятель забросал вражеские галеры кувшинами с ядовитыми змеями. Естественно, противник в панике покинул галеры, а так как в то время мало кто умел плавать, то враг погиб. Правда, победители тоже были не в восторге. Избавить захваченные галеры от змей оказалось нелегко. Думаю, не надо объяснять, что в то время женщин на кораблях не имелось и в панику ударились бравые мужчины.
   Что мне понравилось в романе? Описание гуляний моряков Фельпа, образы принцессы Елены и ее батюшки, Герарда Арамоны, дядюшки Марселя. Понравилось появление Алвы у эшафота и концовка романа. Понравился салют Валентина Придда. В принципе на этом можно было и остановиться.
  

"ЗИМНИЙ ИЗЛОМ"

  
   По моему мнению это самая неудачная книга серии. Она показалась мне невероятно растянутой и излишне страдательной. Я знаю, что жизнь это "юдоль страданий", но не до такой же степени! К тому же мне казалось, что рефлексия была изобретена только в XIX веке. Я частенько просто не мог понять из-за чего страдают: Давенпорт (нет, правда, чего он обиделся на Алву?), Жермон Ариго, Бонифаций, Марсель. Про двух последних скажу, что мне было бы некогда страдать, если бы мой друг попал в беду, я был бы занят делом. А эти еще и страдать успевают, вот ведь лишнее время у людей. Страдания Робера Эпине были более понятны, но я бы понял их еще лучше, если бы к страданиям прилагались действия. В общем, как он мне не нравился с первого романа, так и продолжал не нравится дальше. Зато Валентин Придд оправдал все возложенные на него надежды. С какой элегантностью этот герой раздавал щелчки Дику и Альдо. Я наслаждался. И ведь что приятно, он ни разу не напал первым. В этом отношении привычка Робера как и всех остальных "положительных" персонажей нападать на Придда и срывать на нем дурное настроение не вызывали ничего кроме досады. А вот разгром дриксенского флота не впечатлил. Что-то тут не сложилось. Уж не знаю почему. Возможно потому, что это победа была слишком ожидаема.
  

"ЯД МИНУВШЕГО" (2 тома)

  
   По сравнению с "Зимним изломом" роман явно выигрывает, хотя мне кажется, что два тома, это чересчур. А ведь продолжение по-прежнему следует. Эх, дождусь ли? Кто знает.
   Заказной суд, с треском проваленный, все это мы неоднократно читали. Но автор все же смогла придать судебной эпопее некоторые дополнительные краски. Для меня такими красками стала анекдотичная ситуация, когда двадцатилетний Придд смог повести за собой суд, в то время как Эпине собирался изображать из себя овцу. Да, я признаю, что герцог Эпине все же хотел спасти Рокэ Алву, но когда прочел, что Робер НЕ ДОГАДАЛСЯ, что Алву можно оправдать, у меня начался гомерический хохот. Вообще при чтении этого романа я переодически начинал ржать: когда Дик играл в следователя, когда Валентин объяснял, почему не предупредил, что адвокат у Алвы будет хороший, когда Робер собирался подписывать финансовое обязательство, чуть не доведя до припадка адвоката, когда Альдо с Робером нарвались в Нохе на урготского посла, когда Руппи вообразил, что вежливость это жуткое преступление. Наверное, моя веселая реакция была реакцией человека, который вообразил, что сейчас история завершится, а вместо этого понял, что продолжение в очередной раз следует. Тяжко, скажу я вам. Интересно, эта история когда-нибудь завершится?!
  

ПРОГНОЗ

   Либо я ничего не понимаю в фантастике, либо дальше должен начаться роман-катастрофа. Но так как глупо писать столько томов только для того, чтобы угробить мир, то мир должен спастись. )


ПОЖЕЛАНИЯ АВТОРУ

  
   Я понимаю, что желать что-то от авторов бессмысленно, но все же кое чего мне хочется.
   1. Усыпить Ричарда, Давенпорта и Эпине, чтобы не страдали. Или заставить двух последних резко поумнеть и стать активнее.
   2. Выпороть Арно Савиньяка, можно словами, так и быть, я не настаиваю на розгах.
   3. Провести воспитательную беседу с Валентином Приддом и объяснить ему, что не надо предупреждать о ступеньках таких дурней как родич императора, пусть разбивают свои носы и на разбитых носах зарубят, что вежливость хорошая штука.
   4. Запретить Лионелю Савиньяку много разговаривать. Когда он молчит, он кажется умнее.
   5. Запретить Рокэ Алве думать (по той же причине).
   А так все нормально.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"