Доронин Алексей Алексеевич: другие произведения.

Рецензия на роман Ю.Симоненко - "Солнце для всех"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Давно хотел написать рецензию на эту книгу, но, к сожалению, был занят работой над двумя своими романами, а потом просто работой. Теперь перечитал заново с самого начала и, в общем, не пожалел, поскольку фантастика эта очень самобытная и нетипичная.
   Я не буду пересказывать сюжет, поскольку это у меня все-таки критический обзор, а не рекламная статья. Аннотация дает исчерпывающее представление о нем. Это история борьбы за свободу в мире, совсем непохожем на наш... и в то же время очень похожем.
   В какой-то мере экзотичность мира выглядит как намеренная "пощечина общественному вкусу" (хотя я и знаю, что это не так) - особенно учитывая культурный и общественно политический контекст нынешней России.
   Посудите сами. На планете Т'Эрара живут-поживают четыре пола, причем андрогины (да, у них есть и то, и другое) - сильный пол, а обращение в женском роде является "нейтральным" и употребимым для любого пола. Триумвират, тройственная семья, когда один из трио андрогин - традиционная форма семьи, а сожительство одного мужчины с одной женщиной - нетрадиционная. Тут есть от чего исторгнуть из себя "тонну кирпичей" депутату Госдумы. А какому-нибудь митрополиту - и две тонны. Да и я бы, если честно, не хотел жить на такой планете. Ну так нас туда и не зовут. Просто автор сознательно моделирует "чужой" гуманоидный мир - который чужой не в том, что у его обитателей синяя кожа, а в чем-то более фундаментальном. Но при этом на отношения власть-народ это, как мы увидим, никак не влияет. То есть они ничем не отличаются от земных.
   Между тем это не порнуха и не чернуха, и тот, кто ищет в книге пошлостей и откровенных сцен в духе японского "хентая" будет разочарован. Да, автор не ханжа. Он не стесняется упомянуть, что герои не только, пардон, трахаются, но и ходят в туалет. То есть бабочками не какают и радугой не питаются. Но это, в общем, не выходит за рамки, привычные для современной литературы - западной, российская все-таки в массе более консервативна.
   Осмелюсь предположить, что планета Т'Эрара не знала своего аналога христианства с его культом аскезы и умерщвления плоти. Поэтому ее жители, несмотря на жесткую власть (а власть, как мы знаем, любит организовывать сексуальную жизнь подданных, как в прямом смысле, так и в метафорическом), гораздо более раскованы в вопросах половых отношений и то, что у нас опутано целой сетью табу, для них просто и естественно. Поэтому и не будем подходить к ним со своей меркой. И цель автора, безусловно лежит в стороне от описания нечеловеческой физиологии отношений. Все-таки эта книга про революцию и про политику.
   Несмотря на фантастический антураж, это реалистическая книга в том, что касается описания психологии - индивидуальной и общественной. Она не про суперменов, которые взрывают очередную "Звезду смерти" и вдесятером переламывают ход войны, а про жизнь масс, которые творят историю - пусть спотыкаясь, пусть набивая шишки и терпя поражения - но все же идут своим путем в соответствии со своими убеждениями.
   Мир логичен и непротиворечив. Никаких претензий к авторской вселенной с точки зрения логичности выдвинуть не могу. Мир выглядит не плоской декорацией для некой локальной драмы - он объемный и сложный. Конечно, проще было бы поместить события на Землю - воспринималось бы легче, если бы сознание могло зацепиться за земные имена представителей знакомых нам культур, за знакомые географические названия. Сознаюсь, что для меня эта чужеродность была еще одним камнем преткновения при восприятии текста. Но автор не пошел по легкому пути.
   Нестроганых досок и нешлифованных поверхностей, невыловленных блох я - сам писатель с десятилетним стажем и шестью изданными книгами - не заметил. Хорошо, хотя и скупо, описана техносфера этого мира - не только артефакты Древних, но и обычные средства передвижения, оружие, гаджеты и т.д.
   Кстати, на момент событий романа эта техносфера выглядит как дикое смешение технологий Древних (циклопические постройки, искусственные луны), технологий "просто будущего" (продление жизни, типичные для НФ флаеры), технологий нашего времени (сеть, компьютеры, криптография) и технологий прошлого (разбитые трамваи, дымящие заводы в духе XIX века, старинные кирпичные канализационные коллекторы).
   В целом автору хорошо удалось показать упадок и убогость мира даже в сравнении с нашим. Правдоподобно показаны методы работы спецслужб и их антагонистов - подпольщиков.
   Кстати, лично я из текста не понял, откуда взялись артефакты Древних, но со слов автора знаю, что их построили деградировавшие предки этой цивилизации. Не были ли они потомками колонистов с Земли (на что намекает название планеты)? Who knows, who knows.
   Может, это и хорошо, что автор не скатывается в развернутые описания исторического прошлого, не дает полной информации ни о чем. Читатель должен сам быть внимательным и думающим. К месту приведены "псевдоэпиграфы" с цитатами из выдуманных автором источников - манифестов, статей и т.д. (этот же прием я сейчас применяю в моем романе о будущем Земли, названия которого я не привожу, чтоб не посчитали скрытой рекламой).
  
   Минусы.
   Прежде чем открывать эту книгу - если всего вышесказанного было недостаточно, чтоб оттолкнуть вас от нее - считаю своим долгом сообщить, что книга вряд ли рассчитана на массового читателя, воспитанного на современном литературном и киношном ширпотребе.
   Про политизированность мы уже говорили. И "это не баг, это фича".
   Теперь поговорим про сюжет. В книге мало "боевки". Нет голливудских норм по выделению адреналина в кровь. Ни зомби, ни мутантов, ни гигантских тварей, ни одной подробно описанной перестрелки или массовой драки, ни одной радиоактивной пустоши или тонущего корабля. Даже каннибалы - и те за кадром. Даже у Стругацких в "Обитаемом острове" Максу выпало больше приключений и "резких поворотов сюжета".
   На мой испорченный взгляд - маловато динамики. Да, это добавляет реализма. Да, герои очень индивидуализированы и их поступки логичны почти всегда.
   Но мало коллизий типа "человек против человека". Их почти нет до самого конца. Столкновение людей с безликой системой - есть. Столкновения людей друг с другом... людей с разными взглядами, разным "бэкграундом", когда приходится делать выбор между семьей, друзьями, долгом, убеждениями и т.д. - нет почти до самого конца, до кульминационной точки романа. Вернее, они есть и вначале, но разрешаются уж слишком легко, почти бескровно.
   Худо-бедно стрельба, трупы и взрывы, хоть какое-то вооруженное противостояние начинается, когда 9/10 книги уже позади. А единственные масштабные боевые действия вообще вынесены в эпилог, где прописаны пунктиром. Автор жесток, да. Держит читателя на голодном пайке. Другая книга про схожие революционные события - с этого, наоборот, начиналась бы.
  
   На что похоже? По атмосфере, не по композиции.
   Самое полное соответствие - "Час быка". Такой же деградирующий мир, где мировой ядерной войны тоже не было, но была климатическая катастрофа (вызванная космическими причинами) и, судя по всему, "мальтузианская ловушка", которая загнала цивилизацию на нисходящий путь. И от того, что этот мир не постапокалиптический, контраст становится еще разительнее - между живущими на комфортабельных высокотехнологичных островах в Небе элитариями и нищими "пролами" (они так не называются, но сути это не меняет). Есть на поверхности Т'Эрры и совсем дикие места, где царят каннибализм и судя по всему безвластие (и это тоже роднит книгу с "Часом быка"). А правители этого мира - Небесный Декархион, описаны похожим образом с лидерами Торманса в книге Ефремова.
   Такой же довольно неспешный темп повествования, такие же моральные вопросы. Чуть дальше - "Обитаемый остров". Еще дальше - другие антиутопические книги Стругацких и других советских фантастов. Оруэлл, Хаксли и Замятин - где-то на периферии. Хотя я бы сказал, что автор жесток не только к читателю - к героям он тоже довольно жесток, да и сами герои отнюдь не зайчики. Встав на путь борьбы с жестокой властью, они сами не церемонятся с ее представителями. Если надо, они готовы убивать, экспроприировать и совершать другие противоправные действия.
   Претензий к логике событий у меня нет. Но не буду скрывать, что у меня есть некоторые претензии к "иблиссианам". Если бы я хотел поиздеваться над автором и героями, я бы сказал, что настоящего тоталитаризма в этом мире не было, им еще только предстоит его построить (вспомним "Убить дракона" Шварца).
   Остается только гадать, что же будет там дальше. Автор ставит точку на самом интересном месте. Но это не "cliffhanger" в расчете на продолжение и сериал (автор, конечно, выше такой пошлости), а намеренный прием. Мы никогда не узнаем, будет ли построено светлое коммунистическое завтра или цивилизация все-таки погибнет. Некоторые признаки все-таки дают надежду на первое.
   Чтобы сразу задать систему координат, скажу, что я социал-реформист. И не считаю, что частная собственность может быть "запрещена" без скатывания в самую настоящую Оруэлловщину (не путать с орловщиной). Я верю, что с развитием производительных сил частная собственность со временем почти отомрет, а ее реликт останется аналогом приватности, границей автономии личности. Верю в "поликратию", с мирным соревнованием между разными системами (с разной долей личного и общественного), со свободным перемещением людей между ними и неприменимостью "Маузера" в виде финального аргумента в идеологическом споре.
   В любой идеологической системе можно найти изъяны. Как говорит один из главных героев моей будущей книги, революционер, тролля другого, либертарианца:
   "Собственность священна, ты говоришь? Конечно, у 10-летних детей должно быть священное право работать 14-часов в день в грязном сарае на разделке рыбы или вручную собирать игрушки из токсичных деталей за миску риса и угол для сна на полу. Или право продать себя в бордель для трансгендеров в Таиланде. Или сразу на органы для трансплантации".
  
   В общем, роман "Солнце для всех" ставит больше вопросов, чем дает ответов. Но в этом, вероятно, его ценность. Что мне в нем нравится, так это идея интернационализма, которая очень важна сейчас и для нашей Земли. Там в "небесах", между угнетателями нет границ.
   И угнетенные внизу, под Завесой, тоже приходят к пониманию того, что и сейчас очевидно не каждому в нашем мире: радуясь успехам "своей" армии и спортсменов - задумайся, а действительно ли они "твои"?
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) К.Власова "Мой муж - злодей"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум. Угроза А-класса"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) А.Ардова "Невеста снежного демона. Зимний бал в академии"(Любовное фэнтези) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) В.Каг "Отбор для принца, или Будни золотой рыбки"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"