Дорожная-Пыль : другие произведения.

8. Добрая Злобота

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   0x01 graphic
   8. Добрая Злобота
   Дорожная Пыль
                                          Ты должен делать добро из зла,
                                       потому что его больше не из чего делать.
                   
                                                                                       Роберт П. Уоррен
                                       
   
    Проснулся Дорожная Пыль от того, что кто-то шёпотом чертыхнулся, споткнувшись о порог в дверном проёме и опрокинув гулко звякнувшее ведро.
    Последнюю неделю он спал на сеновале. Во-первых, так, на его взгляд, он меньше докучал своим новым знакомым, а, во-вторых,  сон на сухой душистой траве доставлял ему неописуемое удовольствие.

- Кто здесь? - сонно спросил он.
- Это я, - послышался тихий голос Сашки, взбирающейся по приставной лестнице к нему, - В доме душно, наверное, сейчас дождь будет, а я обожаю в такую погоду тут валяться. Я не сильно помешаю тебе?
- Нет-нет, что ты! - ответил он виновато улыбающейся мордашке, появившейся рядом с его лицом.
- Ага! Прямо, как в анекдоте:
"- Ты спишь?
 - Уже нет!"

    Сашка поднялась наверх и растянулась на сене, раскинув руки крестом. Шерстяной спортивный костюм натянулся, подчеркивая ее прекрасные формы. Дорожная Пыль как-то автоматически отметил это, перехватив ее умный и внимательный взгляд.

  По крыше застучали первые тучные капли дождя. Вдалеке слышалось  ворчание грома.
- Здорово, что ты здесь спишь, - растягивая слова, сказала она. - Может быть, с сегодняшнего дня и я к тебе присоединюсь.

    Дорожная Пыль лежал на боку и грыз сухую травинку. Он тоже любил летнюю грозу и еще в детстве заметил, что лучше всего засыпать под шум дождя и треск близких молний.

 - Слушай, Сашка, - задумчиво сказал он, - вчера был такой сложный день... Много говорили,  и всё больше про тебя. Вот только не понимаю: ты-то почему молчала? Ведь ты Фея Добра и Зла? Это мы тебя должны были слушать, а ты - только что не заревела.

 - Сэсэ все правильно говорил, - улыбнулась Сашка. Она подтянула штанину и оголила ногу, - Смотри, как меня вчера комары покусали! Знаешь, как чешется? - и она начала тереть свою лодыжку, -... А что ты хочешь от меня услышать? Фея должна действовать, а не говорить. Инициировать к добру - не значит разговаривать об этом.
- Я понимаю... Ну, вот, допустим, он говорил, что добра и зла нет. Вроде, да. Но вся наша жизнь пропитана этим, вся мораль, отношения, человечность, гуманизм. Понимаешь? 
А тут на тебе, нет этого и всё.

 - Добра и зла нет вне нас. Но они есть внутри нас. Это наша эмоциональная  реакция и оценка событий мира. Поэтому это важно для нас, для наших жизней. Я - фея, которая отражает мир человека, а не природы. Без человека меня нет. Поэтому Сэсэ и назвал меня химерой. Конечно, не очень-то приятно это сознавать девушке, но что делать? - пожала плечами она.

 - Вот и меня это всегда удивляло. Сначала Бог обвинил первых людей в грехе за то, что они познали добро и зло, а потом фактически всю Библию он посвятил разъяснению, как и чего с этим добром и злом делать. Странная логика, согласись?
 - У-у, какой ты!! - нахмурилась Сашка.
 - Какой? - удивился Дорожная Пыль.
 - Каверзный. Добро и Зло - две стороны одной медали, называемой событием. Ребро этой медали узкое, как лезвие бритвы, и называется мудростью. Её-то мне и не хватает. Я не могу инициировать к добру, пока мне не подвластна эта грань, пока я не познала мудрость. Где прячется  эта фея мудрости? Никому не известно. Вообще, есть ли она на самом деле? Как думаешь?

 - Откуда мне знать? Что-то вы намудрили чересчур. В нашем мире всё просто. Вот тебе Ветхий Завет, вот - Новый Завет, вот - Завет Справедливости, вот - Завет Любви. В своем мире я это попытался   людям как-то объяснить, но меня послали подальше - я и пошел. Так у вас и оказался.

-  Не всё так просто, как ты говоришь. Действительно, все стайные животные используют кодекс, позволяющий сосуществовать вместе. Допустим, нельзя есть члена стаи, хотя члена другой стаи - вполне возможно. Когда люди сформулировали этот кодекс, они сделали огромный шаг вперед. А то, что они сделали этот кодекс достоянием всего народа или даже человечества, означало, что они стали рассматривать  народ или даже все человечество, как одну стаю. Ты замечал, что фактически все заповеди начинаются с "не"? Не делай того, что разрушает стаю. Например, убийство - это всегда вердикт: "Мы с тобой не из одной стаи". Значит, "не убий". Понял? На этапе формирования государства главным цементирующим фактором стала справедливость. Ты же говорил с мамой об этом? Правда?

- Да,  мы говорили об этом, когда она меня хоронила. Справедливость невозможна без воздаяния или возмездия. И крайне желательно, чтобы это было неотвратимо. Можно даже сказать, что цементирующим фактором общества справедливости является страх. Страх неотвратимого возмездия. Этот страх основан на том, что ты знаешь заранее об этом возмездии, еще до проступка и признаешь его заслуженным. Появление суда и юриспруденции вообще невозможно без этого. Справедливость - это публично объявленное воздаяние, признанное всеми членами общества.
 
- Все верно. Маме в логике не откажешь. Даже животные имеют представление о справедливости. Наша кошка знает, что по грядкам ходить нельзя. Когда мама видит ее следы и зовет ее, та от стыда на дереве прячется. Чувство вины - дитя справедливости. Заставь кого-нибудь испытывать вину, и он станет слабее. Вина забирает силы.


- А еще твоя мама говорила, что библейские заповеди к справедливости отношения не имеют, а являются только правилами общежития. Немного странно, но я не стал с ней спорить.

- Смешной ты. Конечно, это просто правила общежития. Ты правильно сказал, их специально объявили публично, чтобы наказание за их нарушение признавалось всеми справедливым. И их разместили в такой важной книге, подчеркнув тем самым, что даже Бог будет отслеживать справедливость возмездия при их нарушении. Поэтому неотвратимость наказания за такие нарушения в сознании народа доведена  до предела. В условиях формирования государства -  очень правильный ход, - засмеялась она, - Но мир справедливости слишком несовершенен, чтобы хоть сколь-нибудь долго развиваться. Во-первых, есть много исключений, когда поступки с позиций справедливости слишком неэффективны или даже разрушительны. К примеру, мир детства абсолютно несправедлив. Мы постоянно отдаем ребенку ресурсы, не получая ничего взамен. Да, и всё остальное. Это нарушение принципов справедливости.

- Ну, это легко исправить. Надо добавить в кодексы справедливости временные отсрочки и всё. Скажем, наказание за уголовные преступления до определенного возраста не применяется, то же и с ресурсами. Возврат ресурсов можно отсрочить до взросления.
- Я знаю, вы так и пишите свои законы. Но есть и другая беда.  Человек устроен так, что он поворачивается к миру той стороной, какой мир поворачивается к нему. Это свойство человека - необходимый элемент его выживания. Посуди сам, если человек сталкивается с агрессией, то он, очевидно, должен быть мобилизован для ее отражения. Верно и обратное - если ты поворачиваешься к миру определенной стороной, то и мир в конце концов сделает то же самое. В этом суть известной мудрости:  "Если хочешь изменить мир, измени самого себя". Когда некто порождает зло, энергия этого зла обрушивается на других людей. Мир справедливости - это мир праведного возмездия, поэтому, если ты хочешь быть справедливым, ты должен повернуться к этому злу той же стороной. В результате зло отражается  и еще больше усиливается, потому что к его энергии добавляется энергия агрессии праведного мщения и энергия, потерянная через чувство вины.. Так формируются, множатся и усиливаются цепочки зла, отражаясь в зеркалах справедливости. В конце концов, мир справедливости оказывается пронизанным энергией зла. Это истощает тех, кто населяет такой мир и ведет к его разрушению.  Все революции начинаются с требований справедливости и заканчиваются тем, что "революция пожирает своих детей". Суть мира справедливости хорошо выразил Конфуций.  Некто спросил: "Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?" Учитель сказал: "А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро -- добром".
- Почему ты называешь это зеркалами?
- Потому что они все отражают. Нет доступа к сердцу. Переполненный праведным гневом не слышит голоса разума и не чувствует сердечного тепла тех, кого он отражает.


- Сашка, я же могу отвернуться от зла, не  замечать его, поставить мысленную стену, положить разделительный карандаш или что-нибудь в этом роде.  Я же тогда не буду отдавать свою силу злу?
- Да, не будешь. Но энергия зла, однажды возникнув, практически плохо самопроизвольно затухает во времени. Этим она принципиально отличается от энергии добра. Ты просто не станешь отражать зло, но в мире справедливости это ничего не изменит. Зло распространяется не только зеркалами справедливости. Зло ставит людей в такие условия, что перед ними возникает проблема: либо они должны сами породить зло, чтобы первоначальное зло не разрушило их жизнь, либо должны добыть где-то ресурсы, чтобы погасить энергию зла. Не всегда у человека есть ресурсы для нейтрализации цепочки зла. И тогда он совершает уже свое зло, которое добавляется к первоначальному.

- Какой ещё "ресурс"?
- Какой хочешь. Это могут быть деньги, когда ты гасишь чей-то долг, время твоей жизни, когда ты берешь брошенного ребенка,  твои знания, или что-нибудь ещё.
- И что же делать, как прервать разрастание цепочек зла?
- Ваш Мессия учил вас ввести в жизнь любовь. Любовь отрицает справедливость. Ты не поворачиваешься ко злу той же стороной, ты не даешь ему отразиться от себя, и не просто игнорируешь его, а гасишь. Гасишь внутри себя. Это требует немалых сил. Это требует умения терпеть зло. Понимаешь? Чтобы нейтрализовать зло, надо научиться его терпеть.  Нетерпение - служанка справедливости. Ваш Мессия полагал, что терпеть зло помогает любовь.

- Да, чтобы уничтожить зло, его надо сначала принять и вытерпеть.
- Это необыкновенное свойство любви - способность принимать и терпеть зло. Оно происходит от того, что любовь безжалостна, в ней отсутствует жалость к себе. Она направлена на объект любви, а не на себя. Но не всегда любви достаточно. Вот в чем беда!
- Любовь не достаточно всесильна?
- Да, иначе мир был бы другим!  Представь себе, что организация, где ты работаешь, выдала кредит другой организации, но их обманули мошенники. Заёмщик не смог вернуть деньги, вам не смогли выдать зарплату, детей нечем кормить, жизненно необходимое лекарство жене купить не на что. Короче, пошла обычная цепочка зла. Ты даже не знаешь тех, кто сделал первоначальное зло. И ни у кого нет ресурсов погасить распространение зла. Скажи, как поможет твоим детям и жене твоя любовь к тем, кто не выплатил честно заработанные деньги? Ты будешь страдать независимо от того, какой стороной повернешься ко злу. Тебе надо делать выбор, либо, страдая, погубить детей и жену, либо пойти  воровать и продлить цепочку зла.

- Но если в мире будет царить любовь, то мне помогут люди. Дадут взаймы или как-нибудь иначе.
- Тебе дадут ресурсы те, у кого они есть? - она сморщила нос, - Мы возвращаемся в исходную точку. Когда любовь нейтрализует зло, это связано с огромными страданиями. Понимаешь? Цена уничтожения зла любовью невероятно велика. Но это не всё. Как бы ты не вводил любовь в мир справедливости, всё-таки иногда надо поворачиваться к злу стороной справедливости. Это приходится делать хотя бы потому, что часто добро переходит во зло. Но любовь не может, по мановению волшебной палочки, перейти в нелюбовь. 
- Я тебя совсем не понимаю.
- Я хочу сказать, что нужно не просто повернуться ко злу стороной справедливости или любви, а научиться, в зависимости от ситуации, поворачиваться той или иной стороной. Надо совместить оба мира.
- Саш, давай начнем с примера, а то я никак не сосредоточусь.

- Ты видел когда-нибудь выросших птенцов воробьев? Родители клюют пищу, а птенец сидит рядом и трясет крыльями, чтобы его покормили. Мамаша - ноль внимания. А тот голодный, ничего не понимает, почему собственная мама его уже не любит?
- Правильно, он сам должен начать клевать.
- Вот-вот. Мудрость воробьиной мамаши позволила ей распознать, когда ее любовь станет злом.  И она безжалостно отбросила любовь. Когда волчица прогоняет выросших волчат, рычит и кусает их. Это же совсем другая мать. У нее пропала любовь?

- Никакая это не мудрость, а обычный инстинкт. 
- Вот как? Если это инстинкт, то тот, кто его им дал, очень мудрый. У него есть мудрость различать добро и зло. Он знает, какой стороной и когда поворачиваться к миру.  Он может ходить по ребру события. Вот вы очень любите цитировать  Соломона про "собирать камни", "разбрасывать камни", "обнимать" и "уклоняться от объятий" и прочее. Типа, такой уставший от всего мудрец: все видел, все надоело. Да? А ведь он хотел обратить ваше внимание на грань между добром и злом. В этом мудрость. Мудрость в знании времени, когда  обнимать, а когда уклоняться от объятий. Мудрость в понимании грани. Вот воробей эту мудрость имеет, а вы - нет. Но здесь вот какая закавыка: получается, что иногда мудрость противостоит любви? Мудрость командует: любить- не любить? Но мудрость не управляет любовью. Мудрость может управлять только способностью различения добра и зла.  Чтобы она была деятельной и эффективной, добро должно быть безжалостным. Понимаешь? Век мудрости может наступить, только  если в борьбе со злом мы противопоставим ему не любовь, а безжалостное добро, добро, в котором отсутствует жалость к себе, точнее даже, это добро, в котором отсутствуешь ты сам со своей жалостью, гордыней, ожиданием воздаяния за сделанное. Безжалостное добро очень похоже на любовь, но все же это другое. Безжалостное добро может управляться мудростью. К тому это ещё и энергетический вопрос. Мир справедливости - это мир выплесков энергии: люди негодуют или сами совершают зло. Это самое благодатное поля для энергетических вампиров, для истощения людей. В мире безжалостного добра такого истощения нет. Мир добра накапливает энергию. Истощения нет и в мире любви. Но любить весь мир, всех..., даже тех, кто пришел к тебе со злом...

- А чем, с позволения сказать, тебе не нравится жалостливое добро? - удивился Дорожная Пыль.
- Когда ты идешь по городу и встречаешь безногого нищего, просящего подаяние, ты чувствуешь жалость к нему. К нему ли? Ты подсознательно переносишь это на себя. Ты понимаешь, как было бы плохо тебе жить без ног. И ты подаешь. Ты подаешь себе безногому, пока у тебя есть ноги. Но может быть вечером, он опять напьется на эти деньги. Ему и так плохо, а ты толкаешь его в яму алкоголизма. Может быть он отдает деньги здоровым мерзавцам, которых ты фактически кормишь и поощряешь. Жалостливое добро часто не просто не противостоит злу, а продолжает его цепочки. Вот в чем дело. Кажется, Диоген на вопрос: "Почему люди подают милостыню нищим, и не подают философам?" - ответил, - "Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть и станут,  а вот мудрецами никогда". В отличии от жалостливого добра, безжалостное добро может терпеть зло и оно подвластно мудрости.

- Да-да, мне говорила твоя сестра, что любовь иногда можно заменить ответственностью. Но любовь - это понятное всем чувство.  Значит, чувство ответственности - безжалостное добро? Ты, например, его как чувствуешь?
- Я тебе скажу, как можно чувствовать ответственность к другому. Представь себе, что он твой брат, твой младший брат. Ответственность за другого - это ощущение братства. Только мир братства может задушить зло, потому что только этот мир подлинно управляется мудростью. Братство превращает благость в обязанность, потому что в братстве нет эгоизма любви. Именно поэтому братство и любовь имеют различную эффективность в разных ситуациях.
- Но, как действует этот механизм? Допустим, человек делает зло. Как безжалостное добро и братство помогают изменить его? Ведь не само собой это происходит, правда?
- Я же тебе говорила, что человек поворачивается к миру той стороной, которой мир поворачивается к нему. Злой человек повёрнут к миру злой стороной, потому что мир долгое время был этой же стороной повёрнут к нему. Семья, обстоятельства, война, что там было? У каждого своё. Но все дети рождаются добрыми. Понимаешь? Все. И в каждом человеке есть добрая сторона, в каждом можно её найти. Один животных любит, другой детей, да, всё не перечислишь. Человек не может состоять из одного зла. Это закон. В этом случае он просто умирает: гибнет, заболевает или как-то ещё. Смысл заключается в том, чтобы помочь человеку повернуться к миру той оставшейся у него светлой стороной и постараться удержать его в этом положении как можно дольше.
- Хорошо, это я понимаю, но как это выглядит конкретно?
- Ты как будто бы меня не слушал? Давай ещё раз. Безжалостное добро в форме братства способно принять у вытерпеть зло. Так? Это означает, что появляется период времени, когда при наличии зла ты всё-таки остаешься для него открытым и повёрнутым к нему стороной братства. Это время нужно для того человека, чтобы удостовериться в своей безопасности, либо убрать свою агрессию, либо что-то ещё. Ты же наверняка знаешь, что не бывает любви без доверия? Доверие всегда предшествует любви. Нам надо от одной стороны доверие, а от другой способность вытерпеть зло. Безжалостное добро даёт нам и то и другое. Это ключ, который открывает доступ к сердцам, убирая на время зеркала.
- Интересно, и что же его заставит так поступать в этот тайм-аут?
- Ну, ты даешь! Твоя энергия братства открывает его, создаёт доверие. Ты можешь, например, в чём-то поругать себя. Например, что ты был неаккуратен и где-то испачкался или набрал лишний вес за последнее время. Это покажет твою не агрессивность и твое доверие к нему. Или придумай что-то другое. И когда это будет достигнуто придёт время мудрости. Мудрость твоя, вот, что поворачивает его светлой стороной к миру. Понимание ситуации, его жизни, понимание его доброй стороны. Братство снимает блокировку и даёт время, время для мудрости. Понял теперь?
 
Дорожная Пыль задумался.
- Пожалуй, ты права. Вряд ли можно повернуться к человеку стороной любви, когда от него исходит направленное на тебя зло, когда нет доверия. Да и в состоянии любви не так просто включить мудрость. Я даже думаю, что чувство братства, позволило бы мне понять момент, когда нужно рычать и кусать брата. Оно не мешало бы мне, как любовь, повернуться к нему на какое-то время стороной справедливости, если это необходимо. Короче, если надо просто поддать ему. Да-да, мудрость дает свободу действий и позволяет использовать всё, что ведет к успеху... Интересно... Вот, оказывается, какой он, путь к счастью.
- Счастье здесь ни при чем. Беды и неудачи по-прежнему будут в жизни каждого человека. Вы будете болеть, умирать, вас будут покидать любимые и от вас будут отворачиваться друзья. Но всё же жизнь начнет меняться. Точек порождения зла станет меньше, а цепочки зла, не успев начаться, будут растворяться в энергии братства. Есть известное триединство: свобода, равенство, братство. Вы должны привнести в свой мир братство, а через него - мудрость. Вы должны победить это своё окаянство. Эра мудрости и религия новейшего завета возникнет на твоей родине и оттуда начнется уничтожение цепочек зла, пока оно не распространится на весь ваш мир.

- Ау, ребята! - послышался голос Ма, - Дождь уже давно закончился. А ну-ка, слезайте! Быстро мыться - и за стол, а то уже все остывает.

 Дорожная Пыль засмеялся каким-то глупым и смешным  собственным мыслям, они многозначительно переглянулись с Сашкой и стали осторожно спускаться с  сеновала.
  
   No Copyright: Дорожная Пыль, 2012
Свидетельство о публикации N212071200371
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"