На следующий день ровно в 10.00 в холле гостиницы "Сугубый" Басмач ждал Дорожную Пыль на утреннюю прогулку. Они поздоровались, как старые знакомые. - Ну, как разместились? - исполняя долг вежливости, спросил Басмач. - Просто отлично, и кормят вкусно, персонал замечательный. Я вчера тут с одной бабулькой беседовал. Кладезь мудрости просто. Даже телевизор расхотелось смотреть. - О чем была беседа, если не секрет? - Какой там секрет? О деньгах говорили: ваших и наших. Басмач внимательно посмотрел на Дорожную Пыль. - Очень интересно... Пойдемте на воздух, там и расскажите. Сегодня погода просто замечательная. Бабье лето, знаете ли. Они вышли на воздух и не спеша направились вокруг озера. Молодые липы еще не пожелтели, осенняя вода была особенно прозрачна, тихо шелестели камыши. Дорожная Пыль подробно рассказал о своей беседе с бабой Глашей. Басмача она очень заинтересовала. - Интересно. Прямо так и сказала? - Да, да. Смешная такая. - У меня возникло одно подозрение, но надо проверить. Вы, если не трудно будет, держите меня в курсе ваших разговоров с бабой Глашей. Ладно? - Хорошо, конечно. Только я из ее речи не все про ваши деньги понял. - Ну, что ж? Давайте по порядку, от печки. Дорожная Пыль согласно закивал головой. - Итак, что есть капитал? Капитал - это то, что дает вам право на преимущественное получение. Получение чего угодно. Все, что нам нужно для жизни, нужно и другим, и этого, как правило, ограниченное количество. Понятно, что нужны какие-то правила, по которым можно получить это необходимое. Но права на получение недостаточно, для организации потребления. По разным причинам ресурсы у разных людей оказываются распределены не так, как им бы хотелось. Один, допустим, здоровый спортсмен и ему надо больше есть, а другой, маленький и щуплый. Аналогично, у хорошего охотника есть излишки мяса. Оно может испортиться. Он может отдать его спортсмену, но у спортсмена нет необходимых овощей, хотя он может хорошо вскопать огород. Так появляются деньги, как право на обмен, а точнее, право на отложенный обмен. Получив деньги от спортсмена, охотник может через месяц, когда созреют овощи, обменять эти деньги на овощи и тем самым реализовать через деньги право на обмен. Я понятно говорю? - Вообщем-то, да, - мотнул головой Дорожная Пыль. - Хорошо, я продолжу. Эти два права, право на преимущественное распределение и на отложенный обмен, организуют потребление в обществе. Право на отложенный обмен реализуется через деньги. Что есть деньги? Всё, что угодно. Ведь деньги - это просто метка, памятка о том, что ее обладатель имеет право получить необходимое в замен когда-то отданного. Эта метка будет безотказно работать только тогда, когда она с удовольствием будет принята той стороной, у которой есть необходимое для обладателя денег. Это может быть общественно значимо ценная вещь, нужная всем, например, золото, серебро, ракушки, кусочки карельской березы или красиво напечатанные бумажки. Понятно, что деньги, как право на ОТЛОЖЕННЫЙ обмен уже по своей природе имеют потенциал к накоплению. Конечно, в разное время понятие общественно значимой ценности меняется и тогда старые деньги приходится заменять на что-нибудь другое. Теперь о праве на получение. Такое право может быть реализовано различными способами, и в каждый момент времени это право существует в различных видах, но один вид является доминирующим. Вот, допустим, благородство происхождения или титул давали такое право в средние века, потому что они характеризовали отношение к владению землей. Конечно, были и деньги, которые тоже позволяли приобретать необходимое, но титул был важнее. Потом на первое место вышли деньги. В этот период оба права выражались в одном - в деньгах. Должность тоже имела значение, но деньги были важнее. Это время истинного денежного капитализма. Потом появился социализм, и главным видом капитала стала занимаемая должность. Она позволяла иметь преимущественное право на распределение, хотя и деньги тоже оставались, как право на обмен. Наступило время бюрократического капитализма. Что важно для капитала? Для капитала важен рост и возможность передачи по наследству. Каждый вид капитала реализует это по-своему. Скажем, для аристократического капитала его рост связан с необходимостью службы королю, для денежного - это производство, для бюрократического капитала - это продвижение по службе и преданность начальству. Наследование капитала тоже происходит по разному. Это право передачи титула, право наследования собственности или система блата. - И какой же капитал у вас? - поинтересовался Дорожная Пыль. - Вы нарушаете закон о тайне вкладов, - засмеялся Басмач, - Не спешите. Каждый капитал ограничен по своей величине. Допустим, выше короля не прыгнешь, больше емкости рынка не продашь, выше генерального секретаря партии не станешь. Чтобы не было застоя, и имелась возможность роста капитала то у одних, то у других необходимы условия ротации. Для аристократов лучше войны ничего не придумаешь, для денег - конкуренция и кризисы, для чиновников - репрессии. Вот так и живет капитал помаленьку. - Скажите, Басмач, а нельзя вообще обойтись без капитала? Ну, я имею в виду, без этого права преимущественного распределения? Однажды мы с феей Справедливости обсуждали вопрос о равенстве людей. Она убедила меня тогда, что равенства быть не может. Более того, она убедила меня, что равенство приводит к гибели и застою. Я до сегодняшнего дня думал, что хотя равенство невозможно, но равноправие людей просто необходимо. Теперь вы утверждаете, что и равноправия не может быть, потому что капитал - это право на преимущественное распределение и, следовательно, это принципиальное нарушение равноправия. Раз есть капитал, значит нет равноправия. Так? - Да, так. Ограничение по ресурсам существует всегда и оно неуничтожимо. Ограниченный ресурс по определению означает, что его на всех не хватит, и, значит, любой придуманный способ его распределения будет неравноправным. Представьте себе, что есть три сердца для пересадки и 10 смертельно больных пациентов, которым срочно нужна такая пересадка. По любому семеро умрут, и в последние минуты своей жизни они скажут вам, что они думают о придуманном вами способе "справедливого распределения трансплантантов". У каждого из нас непрерывно возникает необходимость доступа к ресурсам, так что мы вынуждено постоянно живём в среде неравноправия. Взгляните вокруг. Разве нет? Чтобы эта борьба не была смертельной хотя бы в обществе людей или магов, необходимы какие-то правила доступа к этим ограниченным ресурсам. А эти правила как раз и формулируют это самое преимущественное право, то есть капитал. Я это говорю, чтобы вы поняли: в обществе разумных существ капитал возникает неизбежно хотя бы просто потому, что они не хотят перебить друг друга. - Ну, хорошо, допустим. Пока я не вижу в капитале ничего плохого, а даже, наоборот, если, конечно, вы правы. Почему тогда столько проблем у нас? - Проблемы связаны не с идеей капитала вообще, а с ее конкретной реализацией. Важно, как капитал соотносится с жизнью. Это право может быть оторвано от создания распределяемого. Скажем, бюрократический капитал напрямую не связан с созидательной функцией. Это означает, что увеличение права на распределение в виде должностного продвижения не требует напрямую обеспечить рост распределяемого. Отсюда с очевидностью следует его неустойчивость и в конечном итоге замена на другие вида капитала, связанные с созиданием. С этой точки зрения денежный капитал на этапе промышленной революции был самым устойчивым. Тем не менее, и он со временем превращается в тормоз и приводит к фундаментальным кризисам. Во-первых, возникают монополии, которые препятствуют развитию капитала. Как бы вы с ними не боролись, они есть и будут. Во-вторых, по мере развития денежного капитала, появляются механизмы его роста, не использующие увеличение или создание чего-то реального. Это прежде всего кредиты и биржи. Большинство современных миллионеров в вашем мире родом из банков и бирж. Эмиссия денег и ряд других факторов снижают созидательную функцию денежного капитала, что ведет к его неэффективности. Собственно причина последнего кризиса в этом и состоит. Это структурный кризис, кризис по понятиям. Он требует коренного пересмотра отношений в обществе. Грубо как-то так. - Так-так, и как же вы выкрутились в своем мире? Вот этими вот камушками? - Причем тут камушки? Камушки - это просто кошелек. Как я говорил, по мере превращения денег в финансовый капитал, их преимущества стали таять. Увеличение такого капитала перестало стимулировать жизнь и развитие. Финансовому капиталу безразлично добро или зло. Война и разорение или мир и благоденствие - нет никакой разницы, лишь бы росли деньги. Денежный капитал превратился в тормоз развития. Мы не стали выдумывать неденежный капитал. Мы обратили внимание на сами деньги. Да, деньги - это просто знак того, что ты можешь получить нечто необходимое. Но деньги могут еще быть и товаром, например, золото. Из золота можно сделать украшения, можно использовать в промышленности. В отличие от обычных бумажек, золото потребляется, как таковое. Конечно, золото сейчас невозможно использовать в виде денег, поскольку потребности обмена значительно превышают золотые запасы. Мы нашли вместо золота другой товар, имеющий колоссальное, даже всеобъемлющее значение. Мы нашли товар, которого хватит на любые объемы обмена и сделали из него деньги. Мы нашли такой товар, который по определению является и капиталом и средством обмена. В этом смысле, у нас капитализм. Все дело в деньгах. Наши деньги - это наши жизненные силы, это самое главное для любого человека. Не товар, не земля, не должность, а именно человеческая жизнь составляет главный интерес. Каждый человек уже рождается с различным по объему капиталом. Если он ведет правильный образ жизни, он сохраняет его или даже преумножает. Если он беспутен, то он его теряет. Каждый человек может делать что-то для других людей, затрачивая свои жизненные силы. Если то, что он делает, нужно для жизни других людей, они отдают часть своей жизненной силы ему. В этом принципиальные отличия в наших системах расчета. Мы меняемся не продуктами, мы меняемся жизненной силой. Продукты лишь средство получить жизненную силу. Вы используете деньги, чтобы получить продукты, а мы - наоборот, потому что ваши деньги - это минус жизнь, наши - плюс. Все это приводит к разнообразным следствиям, определяющим жизнь. Вот смотрите, что получается у вас. Вы произвели продукт. Затраченной жизненной силы уже нет. Что есть? Есть продукт, результат затрат. Это товар, услуга, интеллектуальный продукт, но всякий раз - это уже не жизнь. Деньги позволяют вам менять одни продукты на другие; и к жизненной силе это уже прямого отношения не имеет. Это легко видно из того, как люди у вас отдают свою жизнь за деньги. Какой смысл было бы отдавать жизнь за деньги, если деньги - это и есть жизнь? Счастливые минуты в жизни каждого человека не связаны с вашими деньгами. Они связаны с наличием жизненных сил. Спросите у любого, и он вам подтвердит это. Понимаете разницу: ваши деньги - эквивалент мучений. С их помощью вы можете свои мучения поменять на чужие, затраченные при изготовлении какой-нибудь нужной вам вещи. Если же в качестве платы используется жизненная сила, то ее получение делает человека более счастливым, здоровым, свободным. Выбор жизненной силы в качестве эквивалента обмена автоматически избавляет нас от многих проблем: экономических, экологических, военных и прочих болезней, свойственных вашему миру. Не может быть экономического кризиса там, где обмен идет на жизненную силу. Не может быть инфляции и прочих вывертов. Я так понимаю, это и были основные тезисы бабы Глаши. - Да, да. Теперь я понимаю. Интересная бабулька. Ой, послушайте, я же обещал ей ключ от номера оставить, чтобы она прибраться смогла. А вот, забыл. - Нельзя нарушать слово. Потери от этого больше, чем выгоды. Идите в гостиницу, а я к вам завтра загляну. Лады? - Лады, конечно. Ну, все! Я побежал.