Ах, баба Глаша, баба Глаша! Как проста порой кажется твоя мудрость и как понятна. Но почему же нужны годы, чтобы осознать эти простые вещи, о которых ты говорила когда-то? Эти мучительные прозрения не дают мне спать. И мне иногда кажется, что она приходит ночью, садится на край кровати, улыбается, поправляя и укладывая за ухо седые пряди, и тихо поясняет мне то, что так трудно бывает понять самому. Её силуэт выделяется смутной тенью особенно в полнолуние. Спасибо ей, что не забывает меня, что находит время. Я знаю, как она устает от этой каждодневной уборки, от этих постоянных расспросов. И вместо того, чтобы выспаться, надо идти в другие миры, на какие-то помойки и объяснять, и помогать, и пестовать.
Я вспоминаю, как удивительны были мне ее слова о комплексах, сформированных в детстве. Я внутренне противился этому. Зачем эти комплексы? Они мешают жить, они отравляют жизнь. И только теперь я начинаю понимать те простые слова, которые она говорила, откусывая промоченный в чае кончик кускового сахара.
Душа любого человека, которую Господь возвращает в жизнь, несовершенна. В ней есть дефекты, точки нестабильности, недоразвитости, участки неуравновешенности. Когда энергия мира в виде событий мира проходит сквозь душу ребенка, она как лакмусовая бумажка окрашивает эти места заблокированной энергией эмоций человека, которая и называется комплексом. Комплекс подобен зерну, которое под своей оболочкой хранит законсервированную энергию эмоций человека. Скажем, трусливая душа, сталкиваясь с энергией мира в виде агрессии сверстников ребенка, формирует у него комплекс, который консервирует энергию страха.
Баба Глаша говорила, что нельзя вырастить ребенка без комплексов. Теперь это понятно мне. Гармоничная душа, не имеющая дефектов, просто не родится на этой планете. Ей не нужно рождение, она может идти дальше без него. Но все, кто рождаются здесь, имеют проблемы души, которые необходимо разрешить в процессе жизни. Семья, в которой рождается ребенок, подбирается долго и кропотливо. Семья должна выявить у ребенка все эти дефекты души и сформировать соответствующие комплексы. Это часть божественного промысла. Помню, с каким недовольством баба Глаша реагировала на мои упоминания о ювенальной юстиции. Теперь я понимаю её. Ювенальная юстиция вмешивается в это процесс. Она нарушает божий промысел. Она препятствует выполнению этой важнейшей функции семьи - формированию комплексов у ребенка. Ювенальная юстиция смотрит на комплексы с позиции взрослого человека, вспоминающего своё детство, а не с позиции развития души. Государство не должно вмешиваться в семью, кроме случаев уголовных преступлений. "Не сметь, не сметь! - говорила баба Глаша, и я удивлялся, откуда вдруг в её голосе появлялись эти металлические нотки. Она говорила, что человек выходит из детства обросший комплексами, как корабль, обросший ракушками, приходит из плавания. Комплексы мешают человеку жить, как ракушки мешают кораблю плыть. Так же как болезни ребенка в детстве закладывают хороший иммунитет взрослого человека, так и комплексы, сформированные в детстве, стимулируют создание точек роста души человека. Они мешают ему жить, они принуждают его что-то изменить. Главная задача человека в процессе жизни - превратить комплексы в точки роста, превратить энергию, законсервированную в этих зернах, в энергию преобразования и совершенствования. Да, это нелегкая задача - преобразовать комплексы в точки роста. И бывает, что так и не удаётся сделать это с какими-то из них. Что ж? Придётся переносить на следующий круг, и так до тех пор, пока этот процесс не завершится.