Вопросы вечные задают нам наши дети. И важно подобрать для них верный ответ. Ведь как только сердцем и умом они примут что-то как правильное, то тут же, как в калейдоскопе, изменятся все их жизненные ценности и даже устроение души! Тот человек, кто принял как правильное Заповеди Божии - сам сделал душу свою Божьей. И мировоззрение христианское связывает в нём все грехи. Один из старцев отметил:
- Тот, кто мировоззренье своё формирует верно - будет иметь знак качества для своей души!
Сенька, сын мой, в пятнадцать лет у меня спросил:
- Папа, а что такое добро и что зло?
Окинув взором всё безмерное Святоотеческое Наследие, а точнее, ту малую часть его, с которой мне довелось соприкоснуться, я ответил ему так:
- Граница, разделяющая добро и зло, проходит точно между гордостью и смирением. Мать всех страстей и всякого зла - это гордость. Из жерла её исходят все смрадные страсти, ведущие нас во все грехи. Её одной хватает, чтобы навсегда развенчать человека как существо богоподобное... Смирение же - это не забитость и не пассивность, а большое мужество и немалая сила. Так все гордые перед Иваном Грозным падали ниц, а смиренные его укрощали. Гордого от смиренного отличить сложно. И тот и другой может быть с виду добр и очень нам понравиться. Но если человек не видит сам нечистоты души своей, то он преисполнен гордости.
Один известный богослов сказал, что Иисус Христос обличал в людях не отдельные страсти, а только гордость, что есть сердцевина духовной гнили. Когда гордость живёт в душе человека, то она действует на него как наркотик. В сознании человека, пребывающего в гордости, реальность и иллюзии перепутываются, и в мечтах своих он добивается всего. А когда такие мечты не сбываются, гордец сначала не верит своим глазам, а потом начинает брать за грудки по очереди всех тех, "кто в этом виноват". Вот поэтому человек гордый - это всегда борец за "правду".
Самое мощное оружие зла - это первое чадо гордости - тщеславие. С виду оно кажется крепким деревом, но имеет немалую гниль внутри. Когда мы смотрим на себя воображаемым мнением других - вот это оно и есть. И если человек делает много добрых дел и ими тщеславится, то все они ему в погибель... Современники Иисуса Христа говорили, что Иуда Искариот больше всех любил Учителя, но апостольством своим тщеславился, стал горд и не заметил, как в опьянении дьявольских наваждений предал на смерть Бога.
Первым чадом смирения является простота. Простость - это чистота сердца и совести перед Богом. Если человек прост, то нет в нём гордости, а есть любовь, жертвенность, любочестие, прямота и рассуждение. Сам Бог устроен просто и потому простецов любит.
Святой старец с горы Афонской Паисий Святогорец приводит такую доподлинную историю. Одного новоначального инока, неграмотного простеца, игумен благословил мыть полы в Храме. И было в трапезной того Храма настенное распятие Иисуса Христа, должно быть, довольно реалистичное. И когда игумен шёл по Храму, тот инок, сложив руки, взял благословение и его спросил:
- Авва, я уже пять дней мою тут пол, а тот брат всё время на кресте и ни разу не спустился. Почему так?
- Это я его так наказал! - отводя взгляд, строго сказал игумен и пошёл дальше.
Ну, инок опустил глаза и стал дальше мыть пол. Но вечером он взял у трапезника положенную ему порцию, пришёл с ней в Храм, встал перед распятием с дымящейся миской каши и ломтём хлеба и от всей души сказал:
- Ну, спускайся брат! Давай вместе отужинаем...
И Иисус Христос спустился с креста, взял из рук того инока ложку и хлеб и ел. Потом Он долго говорил с ним и пообещал:
- Ты скоро будешь со Мной.
Через несколько дней инок тот умер...
Правда ведь, тут есть что-то общее со словами разбойника, того, что был от Христа справа, и Ответом ему.
И вот первые в истории Мироздания примеры гордости и смирения, равных которым больше не было. Изначально херувим Денница был выше всех ангелов, но впал в самолюбование. Со временем в душе его из гнильцы той разрослась большая-большая гниль - сатанинская гордость. Плутая в иллюзиях своих, Денница впал в эйфорию, закрылся от Бога, перестал исполнять Волю Его и начал переделывать весь мир под себя. Исчадие гордости - иллюзия своей святости - это самый страшный грех.
Ангел Михаил, напротив, настроил себя на Божие и потому имел устроение простеца. И когда Денница стал искушать всех ангелов дерзостною свободой, Михаил говорил:
- Зачем же нам с Любовью такой воевать и Её ненавидеть? Не лучше ли просто радоваться в этой Любви!
Вот так ангел Михаил сделался архистратигом всех светлых сил. Он и сам ускользнул из сети дьявольской, и вывел за собой две трети всех ангелов. И за это Пресвятая Троица, Бог наш, поставил архангела Михаила выше всех других ангелов.
- Ну, папа, я тебя только об одном спросил! А ты пять лекций прочитал! Ещё немного, и я тебя спрашивать перестану... - торопливо сказал сын, надел большие наушники и ушёл в свой компьютерный мир.
Но на другой день, придя с работы, я увидел, что вся посуда в доме была вымыта, в чайнике был кипяток. "Выходит, Сенька мой что-то понял..."
Дома, за своими компьютерами, мы сидим с сыном в разных концах комнаты. И вот однажды он отпрянул от монитора и с лёгкой иронией меня спросил:
- А верно ли, папа, что все неверующие в Иисуса Христа пойдут в ад!? И навечно? Святых сейчас нет. И где - ау, верующие?! Как так-то?
- Хорошо, отвечу, - сказал я ему и отметил: - Вообще-то ты задал мне не один, а пять вопросов! Ну, вот на все я и отвечу...
Преподобный Паисий Святогорец ушёл из жизни совсем недавно, когда мне было столько лет, сколько тебе сейчас. Он так щедро был украшен дарами духовными и сделал так много добрых дел, что его ставят рядом с Серафимом Саровским. Однажды святой Паисий попросил Бога показать ему ад и его оставить там на один день. И Бог перенёс его в ад. Святой пробыл там два часа, силы у него кончились, и он взмолился. Святой Паисий сказал братии, что все люди, встреченные им в аду, были в состоянии исступления и грезили только об одном - о пяти минутах жизни на Земле, для покаяния.
У святых всех времён и народов по всем вопросам прослеживается поразительное единодушие. Но вот в вопросах о дате Конца Света и продолжительности мучений в аду у них единства нет. Вопросы эти - тайна Божия. Мне лично ближе утверждения таких великих святых как Исаак Сирин, Афанасий Великий, Григорий Богослов и многих других, говорящих, что наказания в аду не вечны, что пламя Гееннское само очистит и окрестит всех.
Молитва святого очень сильна. Большей или меньшей струйкой пламени она уходит ввысь и всегда достигает Бога. Святые люди молятся за весь мир. И пока есть на Земле хоть один святой, по молитвам всем людям будет нисходить Божественная Благодать, иссушающая слёзы и усмиряющая все беды. Говорят, что десять таких святых живут сейчас отшельниками на вершине горы Афонской. У нас в России святые тоже есть, но святость бывает разная.
А то, что сейчас многие отпали от Бога, то это ведь выбор каждого. В том духовном мире, куда мы попадём после земной жизни, действует и творит только одна энергия, исходящая от самого Бога. И если какой-либо хрустальный сосуд души, созданный самим Богом, наполнен до краёв Духом Святым и чистой влагою земной, то Сила Божья будет играть в нём всею палитрой неземных красок, и человек увидит перед собою в нетварном Фаворском Свете грандиозный прекрасный мир. А вот если другой сосуд души, столь же прекрасной работы, наполнен земной нечистотой, то такому человеку Сила Божья будет видеться ревущим пламенем. Вот почему так важно не ошибиться с Истиной на Земле.
Мир наш - это юдоль земная, куда Адам и Ева были изгнаны из Рая. Здесь Бог позволил действовать трём волям - Божьей, вражьей и человечьей. В черном аду в отсветах багрового пламени свободу имеет только сам дьявол. В пресветлых чертогах Царства Небесного на его приволье и в райских садах действует во всём единая Воля Божья и человечья. А жизнь та мирская, что видишь ты вокруг, полноводною рекой низвергается в багровую бездну... Чтобы попасть в Царство Божие, человек должен соединиться на Земле не с кем бы то ни было, а именно и только с подлинным Сыном Божьим - Иисусом Христом. И только через Крещение, Святое Причастие и жизнь правильную человек может стать обителью Святого Духа и от бездны ада спастись. Так сказал Бог.
Но дьявол разложил на Земле много своих кушаний и расставил невидимые капканы подле них. И самое популярное из них - "реинкарнация". Отведавший это кушанье сам начинает разжигать в себе гордость и удаляется от пути спасения. Идея о перевоплощении душ человеческих неверна, так как в этом случае нет свободы ни для Бога, ни для твари, да и сам приход Иисуса Христа теряет смысл. Горе тем, кто за Истину примет ложь и соединится с самим дьяволом. Всем несчастным таким на Страшном Суде Иисус Христос словами из Евангелия от Матфея скажет:
- Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие!
На страницах Евангелий Сын Божий дал ясное пояснение:
- Я лоза, вы ветви... Ветви сухие собирают и бросают в огонь...
Говоря образно, Бог сажает на Земле пшеницу и виноград и собирает со всех угодий её урожай. Но золотых колосьев вырастает мало, почти повсюду один бурьян. Есть мнение, что Бог хочет получить с Земли 144 тысячи святых. И святые говорят также, что часть грешников Иисус Христос помилует и очистит Сам. И вот тогда, под владычеством Его, Жизнь Будущего Века начнёт свой бег в масштабах всей Вселенной. А как это всё будет выглядеть, в самом конце своей книги "Хроники Нарнии" для нас кратко обозначил гениальный писатель и богослов Клайв Льюис. "Дальше вверх и дальше вглубь!" - будет тогда призыв.
Ряд святых говорят, что на Страшном Суде Иисус Христос будет судить тайные мысли людей. Есть мнение, что для этого Бог умножит качество каждого человека во много-много раз. Тогда все видоизменятся. И как говорит Писание: - "Праведники воссияют как звёзды"! Хорошо бы в момент тот всего доброго в нас оказалось чуть больше чем злого. Но есть в душе каждого и время, заполненное пустотой. И за "золотой песок жизни", за Дар Бога, что был потрачен впустую, всем людям придётся дорого заплатить. Об этом сказал Великий Ангел Покаяния Герме, брату святого Римского папы Пия I, во 2-м веке, и даже привёл расчёт.
Те люди, кто окажутся в аду, Жизнь Будущего Века видеть будут. И сильнее огня гееннского их будет жечь совесть за то, что они сами променяли Царство Небесное на краткую праздную жизнь на Земле... Часть святых допускают, что тогда Бог что-то сделает и грешники, находясь в аду, сами смогут изменять устроение своей души. И вот постепенно все они, и все демоны, и даже сам дьявол повернут к Богу, и ад истает.
А на вопрос: - "Почему вера сейчас слаба?" - один из богословов ответил так:
- Человечество наше не вечно. Возраст нашей цивилизации в любом её историческом срезе может быть соизмерен с возрастом человека. Первый посев христианской цивилизации Бог начал в эпоху патриарха Авраама. Пророки от Моисея до Иоанна Крестителя - это инструменты общения Бога со своим детьми. Все пророки посылались к юному человечеству как учителя. Детство и юность нашего мира прошли в лоне первого богоизбранного народа израильского. Первое пришествие Иисуса Христа - это возраст цивилизации, соответствующий 33 годам возраста человека. Великая Византия с Царьградом - это второй богоизбранный народ - цивилизация наша в расцвете сил. Святая Русь - это третий богоизбранный народ - уже её старость. Тяжкие болезни с приступами мировых войн, начиная с революционных событий в России 1905 или 2017 года - это уже ступень дряхлости человечества. Предсмертная агония - это три с половиной года царства антихриста. Далее нам обещано второе пришествие Иисуса Христа, всеобщая жатва, окончательное разделение всех людей надвое и их отправка на два полюса нашего мира.
Во время юности и расцвета нашей цивилизации у людей было много сил душевных и телесных. И были тогда в мире и великие святые и, судя по записям тех времён, даже "земные боги". А вот все плоды современной цивилизации Бог нам дал как палочки, костыльки да ходунки ветхим-ветхим старикам. Род Адама и Евы уже измельчал. Рядом с мужами и женами древности все мы как пигмеи. И потому даже самые малые подвиги наши Бог оценит высоко...
- Прости папа, что я тебя об этом спросил! - громко и в этот раз нарочито вежливо прерывал меня сын. А потом, обернувшись, он добавил: - Прочти мне труд о Жар-птицах!
Прошло несколько дней. Звонит дочь Аня и говорит:
- Привет, пап! Мы с Фаном к вам едем на авто! Сейчас будем...
Зять мой, Фанис, человек приятный. А работает он в частной фирме менеджером. В руке он всегда держит мобильник, раза в три мощнее моего компьютера. И весь мир у него там... Мой сын Сенька такой же. Вот поэтому, несмотря на разницу в возрасте, они дружат. Завораживает и пленяет молодых яркий и заполненный всякой всячиной виртуальный мир. Но время, проведённое в нём, зияет в прожитой жизни их пустотой.
Дочь моя Анна совсем другая. Она по специальности ветеринар и животных любит. И ещё она любит цветы, птиц, перелески, леса, луга и сама иногда в Церковь ходит.
Вот пьём мы чай. Сенька с Фанисом сидят рядом. О чём-то неспешно говорим. И вдруг я вижу, что дети к словам моим прислушиваются. Да ещё и спрашивают, как им лучше поступить там или тут...
И вдруг Аня спрашивает:
- Папа, а чтобы Богу угодить, надо обязательно иноком быть?
Зятем с сыном переглянулись, и Сенька медленно и громко протянул:
- Ой-ёй-ёй-ёй! Сейчас что-то будет...
Парни мои разом откинулись на диване и опустили глаза в смартфоны.
- На вопрос твой сложно ответить кратко, - глядя на дочь, сказал я. - И чтобы понять это, давай сначала посмотрим на Святость и на Любовь. Святость - это высшее Божественное совершенство... Как оно достигается? Вот возьмём порядочность человеческую. Порядочность - это хорошо. Так вот святость - это та же порядочность, но умноженная во много-много раз и в пределе своём на бесконечность. Порядочность человеческая рядом со святостью - это лужа мутная придорожная рядом с чистотой, лазурью и глубиной моря, а то и океана. Святость самого Бога - это уже чистота и глубина космического океана... И видя пред собою такую безмерность и величие, все ангелы беспрестанно твердят:
- Свят, Свят, Свят Господь наш!
Сам Бог от молитв ангелов и людей никак не зависит, и по молитвам их даёт им всё. А те ангелы и люди, кто не молятся - отпадают от Бога сами.
Святитель Феофан Затворник так говорит:
- Вступи на путь христианский, перегори в огне самораспятия и слезах сокрушения сердечного, и станешь золото или серебро или камение драгоценное, и будешь взят в своё время Небесным Домовладыкою на украшение Его пресветлых и премирных чертогов...
И преподобный Паисий Святогорец своим тихим голосом добавляет:
- Если есть у нас хоть немного любочестия, то Рая мы не лишимся.
Видя интерес дочери, я продолжил:
- Человек угождает Богу, если он приближается к Нему, возрастая в Любви. А когда он станет жилищем Святого Духа - то сможет познавать Бога через откровения Его самого.
Любят люди в миру со знанием дела о Любви говорить. Видел я одно такое интервью. Вот сидят двумя парами за столиком не совсем молодые уже гламурные эстрадные "звёзды" первой величины. Камера к ним приближается, и репортёр обращается к ним, как к знатокам, с просьбою рассказать телезрителям о любви. И каждый из них тут вспомнил то, что он пережил сам, и очень красочно об этом рассказал в микрофон. Затем один из мужчин любовь свою с действием сильного энергетика сравнил... Трое других с этим не согласились, и стали глядеть друг на друга с ожиданием. Но пауза затянулась, и все они засмеялись... А потом "звёзды" сказали, что да, Любовь у них была, но упорхнула. И хорошую вещь сказали... Жар-птицу Любви готовы они с Иванушкой-дурачком искать, так как только он знает, где она живёт. Одежды у звёзд были атласные, улыбки прекрасные, а вот глаза - грустные.
А вот люди, живущие по Богу, как найти Любовь, похоже, знают. Они по одной капле её в сердцах своих собирают. И уже на Земле каждый из нас может достичь ступеней блаженства на беспредельной и прекрасной лестнице, ведущей к Богу. Души тех, кто поднялись до первой ступени святости, наполняются Божественным благоуханием. И Любовь от них уже никуда не уходит, и они забирают её с собой в Вечность. Тут я рассказал бы Сеньке о двух Жар-Птицах, но лучше оговорить прежде ещё кое-что...
Так как же человеку по капле собирать Любовь?... Усилием воли, усердием и терпением! Вот как об этом сказал апостол Павел в "Первом послании к Коринфянам":
- Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
И вот, Анна, для тебя, может быть, будет новость. Для людей, живущих по законам Любови, с Земли в Небо ведут два пути. Путь первый - это стезя иноков или ангельская, по которой человек идёт к Богу один. Это о ней со страниц Евангелия от Матфея Иисус Христос говорит: "... есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит"... И второй путь - это стезя супругов, когда к Богу идут они вдвоём, семейной четой. Примером для вторых служат Адам и Ева, которые были изгнаны из Рая, пережили большое горе и потом стали великими святыми. Адам и Ева жили на Земле очень долго. Авторитет их у детей, внуков и всех пра-пра-пра-пра-правнуков был очень высок. В зрелые годы, когда они приходили в города и селенья или приплывали туда на ладье, все люди радовались, стекались к ним, кланялись и одаривали их украшениями из цветов и отдельными большими цветами. А потом, все они, затаив дыхание, слушали рассказы Адама и Евы о Боге и утерянном Рае.
С имён Адама и Евы начинаются наши "Святцы". И в них не просто записаны имена двух святых, а указана первая святая супружеская чета. И ещё неизвестно, какой путь - иноков или супружеский - более ценен в глазах Бога. Хотя по житию Макария Великого тут можно кое что сказать...
И так как зять с сыном стали переглядываться, то я им предложил:
- А не сменить ли нам пластинку, парни, чтобы было веселей?
- Нет-нет, папа. Давай говори! Мне же интересно, - сразу сказала дочь.
Мужчины мои разом вздохнули и снова опустили глаза к экранам.
- Тогда я про пути этих два вам расскажу, - сказал я и продолжил: - Во время таинств пострижения в иночество и венчания супругов священник читает одни и те же молитвы. Вот видите - путей два, а старт один и тот же... И без личной чистой умно-сердечной молитвы ни иноку, ни супругам не удастся приблизиться к Богу в Любви ни на шаг. А тому же, кто научился молиться, не страшны на пути ни болезни и страдания, ни одиночество, ни неудачи.
Как пишет святой Кассиан, живший в четвёртом веке, ученики евангелиста Марка - первого епископа Александрии - самые первые получили наименование иноков. В глухих предместьях Александрии они проводили возвышенную духовную жизнь, руководствуясь правилами, преподанными им апостолом.
Давайте посмотрим путь на иноческий преподобного Макария Великого. Святой этот жил в Египте в третьем-четвёртом веках. В его время в Церкви Александрийской было много уже святых мужей и жен. Южнее огромного города Александрия уже поднялись первые монастыри, где богобоязненные иноки и инокини молились и трудились с большой ревностью. Те боголюбцы, кто желали больших подвигов, уходили на юг, в "Град Божий" - в обширную пустыню Нитрейскую, граничащую с Ливией и Эфиопией. В самой горе Нитрейской было много больших и малых пещер-штолен, так как люди издавна добывали в ней селитру. И жило в той горе до пяти тысяч иноков. Любители полного безмолвия уходили в пустыню Келья, расстилающуюся южнее этой горы. По всей той пустыне они построили много-много отдельных келий. Ещё южнее, в суровой безводной и каменистой пустыне Скит, жили отцы-пустынники, украшенные наиболее прекрасными добродетелями. А те безрассудные скитальцы, что отваживались в прохладе ночи идти всё дальше и дальше на юг, с котомками фиников и нехитрыми деревянными приспособлениями на плечах, для удобства несения тыкв с водой, находили, порою, очень необычные монастыри. В обителях этих, по рассказам немногих свидетелей, царили радость и ликование, и даже сам воздух в них был пропитан сладостными небесными ароматами! Должно быть, там был Земной Рай. Многие насельники, а то и почти все иноки, в тех обителях были святыми.
Христианство - это путь подвига. Молитва, пост, хождение в Храм, участие в церковных таинствах, изучение Слова Божьего и паломничество - это всё подвиги. А самый большой подвиг - это мученичество и смерть за Христа, что покрывает все грехи.
Отца и мать Макария звали Авраам и Сарра, как древних праотцев. Родился он, когда они стали уже старыми. По желанию родителей Макарий женился, но жена его вскоре умерла. Умерли и родители. И вот тогда, так как душа Макария горела огнём веры, раздал он всё имущество своё бедным и пошёл на юг.
В глубинах пустыни Внутренней довелось Макарию увидеть двух иноков, подобных Марии Египетской и Марку Афинскому. Преподобная Мария прожила в пустыне без пищи и одежды 49 лет. Во время молитвы она как пёрышко парила над землёй, ходила по воде и в один миг могла переместиться на огромное расстояние. Преподобный Марк прожил без одежды, пищи и даже без воды, на горе Фракийской в Эфиопии 95 лет. 60 лет он каждый день бился с бесами. Ворвавшись в его пещеру, они всякий раз клялись, что утопят его, и хватали его и тащили к морю с побоями, чтобы утопить. И в борьбе этой Марк стал таким сильным, что даже горы сдвигались со своих мест по движению его руки. И вот нечто подобное видел сам Макарий, и потом уже не смел называть себя иноком. Однако в свой срок, за великие подвиги иноческие, Бог и его украсил Своими Дарами.
Макарий Великий учит:
- Как Небо и Землю сотворил Бог для обитания человека, так тело и душу человека Он создал, чтобы вселяться и успокаиваться в теле его, имея прекрасной невестой возлюбленную душу, сотворённою по образу Его. Цель и призвание человека - стать жилищем Святого Духа. И потому душа человеческая нигде не может найти покоя, как только в едином Господе. Но и Господь ни к чему не благоволит более, как только к единому человеку. А где Святой Дух, там, как тень за солнцем, следуют гонение и борьба.
Жизнь мирская течет не по Законам Бога. И потому те люди, кто пробуют возрастать в Любви к Богу - входят в непримиримое противоречие с ней. Странничество у иноков - высокая добродетель. Свой путь небесные странники измеряют не километрами, а качеством молитвы и мерою пролитых чистых слёз по Богу и по своим грехам. Все они ни с кем не общаются и келий не покидают, чтобы не утекал попусту "золотой песок жизни".
И вот пустыня - это простор и наслаждение для внутреннего человека. Соблазнов мира в ней нет и очень удобно брать в узду все свои страсти. Сами иноки говорят:
- В пустыне и пырей засыхает, а на болоте он становится как камыш.
В Скитской пустыне Макарий бился с демонами день и ночь. Иногда они являлись ему в облике жутких тварей, или с воплями мчались на него в виде всадников в боевых доспехах. И ещё бесы вели с ним всё время невидимую брань, внушая страстные нечистые помыслы. А так как Макарий всем сердцем был устремлён к Богу, то все их усилия только несли его по Небесной Лествице вверх.
К сорока годам инок Макарий начал воскрешать мёртвых, изгонять бесов, исцелять болезни, пророчествовать и чудеса творить. Видя всё это, архиерей кафедры Александрийской удостоил его сана пресвитера и поставил настоятелем над всеми скитскими иноками. Из мира к Макарию стало приходить так много людей, что для них была построена гостиница. А чтобы отдохнуть хоть немного от страждущих, сам Макарий прорыл длинный подземный ход из своей кельи к большой пещере.
Однажды к Макарию привели лошадь, которую сразу окружили иноки и миряне.
- А я вижу, что это женщина, - сказал святой. - Вид лошади - только у вас в глазах! Всё это обольщение демонов.
Преподобный Макарий облил лошадь святой водой, и она тут же превратилась в симпатичную женщину. И ей святой сказал:
- Никогда не оставляй Церкви и Христовых Тайн! Всё это случилось с тобою оттого, что ты уже пять недель не была в Храме!
Другую женщину привели к Макарию в виде ослицы...
Сам дьявол пробовал убить святого Макария, но не смог. И тогда он, похоже, святого зауважал.
Сидел как-то Макарий возле монастыря и увидел на дороге дьявола. Шёл тот в мохнатой одежде, в облике человеческом, весь обвешанный тыквами. Святой его спросил:
- Куда идешь ты, дышащий злобою?
- Иду искушать братию! - грозно ответил тот.
- А в тыквах у тебя что?
- Я несу кушанья братии. Если кому-нибудь одно не понравится, то я предложу другое, потом третье и далее, чтобы каждый что-то попробовал.
И вот дьявол вошёл в монастырь.
Святой дождался его возвращения и опять спросил:
- Хорошо ли сходил в обитель?
- Плохо, - с тоской ответил тот. - Все иноки ополчились на меня, и только один Феопемпт вертится возле меня, как волчок.
Когда дьявол ушёл, то святой Макарий вошёл в келью к Феопемпту, и спросил его, как тот спасается. Потом святой преподал ему свои наставленья.
В другой раз Макарий снова увидал дьявола, идущего в монастырь, и на обратном пути его спросил:
- Как ты нашел братию?
- Теперь все ополчились против меня! - с обидою бросил тот. - Даже тот, кто меня слушал - кем-то развращен и теперь бьет меня больше всех. И я поклялся не приходить больше в этот монастырь, разве только спустя долгое время...
Преподобный Паисий Святогорец, говоря про эту историю, отметил, что если человек что-либо делает с чистыми помыслами, то так как это не дела тьмы, дьявол о том не узнает. Но если же самое мы будем делать из гордости, то дьявол увидит всё.
Однажды Макарий Великий нес корзины и утомился. Помолившись, он сказал:
- Боже! Ты ведаешь, что я изнемог.
И в тот же миг он был перенесён с корзинами прямо к цели.
В другой раз по молитве Макария Бог перенёс в его скитскую келью ученика из далёкой Александрии. Ученик тот попал в объятия блудницы, и едва не лишился девства.
Сладкая парочка - блуд и прелюбодеяние - входят в четвёрку самых тяжких грехов. Дело в том, что деяния эти производят в душах людей такие раны, что снашивается сама способность Любить. Люди, не способные к Любви, войти в Царство Небесное не смогут. Но для них есть покаяния. Все грехи, оплаканные людьми на Земле, Бог стирает.
В 97 лет преподобному Макарию явились два святых мужа - первоначальники монашеского жития святые Антоний и Пахомий, и сказали:
- Радуйся, Макарий! Нас послал Господь Иисус Христос возвестить тебе о твоей радостной кончине. Через девять дней мы снова придем к тебе, чтобы вместе предстать пред Владычным престолом и насладимся бессмертной жизнью. Мир тебе!
Святой Макарий собрал братию, давал наставления и возлагал руки.
Последний путь Макария Великого с Земли на Небо видело много святых мужей.
В девятый день явился Макарию херувим с собором апостолов и множеством пророков, мучеников, святителей, постников, преподобных и праведных и сказал:
- Восстань, последователь Господень и перейди вместе с нами в жизнь вечную! Предай мне свою душу, которую мне повелено было Богом охранять во время её земной жизни! Освобожденную от плотских уз твою душу я приму как великое сокровище, пройду чрез супротивные силы и представлю её к Божественному Владычному престолу.
Преподобный Макарий произнес:
- В руки Твои, Господи, предаю дух мой!
Когда святая душа Макария была взята херувимом и возносилась ввысь, то бесы воздушные стояли в отдалении и вопили:
- О, какой славы сподобился ты, Макарий!
А святой им отвечал:
- Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал.
Тогда те бесы, что находились выше по пути, завопили:
- Действительно ты избежал наших рук, Макарий!
А он сказал:
- Нет, но надобно и ещё избежать.
И когда преподобный был уже во Вратах Рая, бесы завопили:
- Избежал нас, избежал!!
И тогда святой Макарий громко сказал им:
- Да! Ограждаемый Силою Христа моего, я избежал козней ваших!
Вот как до самых врат в Царство Небесное бесы искушали Макария Великого, пробуя найти в нём хотя бы толику гордости. А если б они хоть что-то нашли, то тут же сомкнули бы свои легионы и предъявили на него права Богу - "по сродству душ". Вот так Марка Афинского с горы Фракийской, крушившего полчища бесов на Земле, они на пути к Богу чуть в бездну не затащили.
А самое большое, что поразило Макария Великого при его жизни, было вот что.
Однажды Макарий задал мысленный вопрос Богу:
- А есть ли кто на свете выше меня?
- Правда ведь, с оттенком гордости вопрос? - спросил я у детей и, видя кивок дочери, продолжил: - Но это была не гордость. Увидеть большее совершенство Макарий хотел для того, чтобы получить для себя пользу.
И Бог это распознал и ответил ему так:
- Макарий! Ты не достиг ещё такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, живущие вместе в ближайшем городе...
Знал Макарий, что у его учителя, у святого Антония, были две ученицы, способные творить знамения. И они вместе основали женский монастырь... Но те две святые, о которых сказал Бог, были замужними?!.... А где они подвизались? В огромном портовом городе Александрия... В вертепе язычников, погрязшем во грехах... Нет, нет-нет!! Ну откуда там святость??
Узнав про такое, Макарий Великий не мог уже найти покоя нигде. И вот взял он посох святого Антония, оставленный ему учителем, спустился в подземный ход и самыми прямыми путями через пустыни пришёл в этот город.
Найдя нужный дом, он постучал в дверь. Отворила ему миловидная женщина, одетая неброско. На вид ей, по свежести лица, было не более тридцати пяти лет.
Увидев перед собой высокого убелённого сединой старца с большими чистыми глазами, с большим посохом и котомкою, всего запылённого и как-то неловко поглядевшего на неё, она радостно улыбнулась и сказала:
- Войди к нам, странник, под наш кров! Мы, дадим тебе ужин и ночлег! У нас есть колодец, и ты сможешь умыться. Помочь путнику мы всегда рады.
В той комнате, куда они вошли, святой Макарий увидел и вторую женщину, похожую на первую. Тогда, он поставил у стены посох, низко поклонился им и сказал:
- Святые жены! Ради вас я проделал дальней путь из Скитской пустыни!! Расскажите мне про добродетели ваши и всю свою жизнь, ничего не скрывая...
Должно быть, те женщины застыли и, закрыв лица руками, стояли так долго. Потом стали они говорить с дрожью в голосе короткими фразами, дополняя одна другую:
- Не знаю я, о чём ты говоришь, честный отче... Поверь нам, что мы ещё прошлую ночь ложе свое разделяли с мужьями. Какие добродетели желаешь ты в нас найти?... Не были мы в родстве между собой, но вышли замуж за двух родных братьев. Вот уже пятнадцать лет мы живем вместе в этом доме... За все эти годы мы не сказали друг другу ни одного бранного слова и ни разу не обиделись друг на друга... Обе мы неплодные. А раз так, то мы решили удалиться в сонм святых дев, служащих Богу... Молили мы долго мужей наших отпустить нас. Мы очень настойчиво их просили, но они нас не отпустили... И тогда мы решили сделать для нас возможное. Мы заключили завет между собою перед лицом Бога не произносить ни одного мирского слова до самой смерти... Вот и всё...
Должно быть, Макарий Великий немало об этом рассуждал и сказал так:
- По истине, Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но свободного намерения, принимая его, как самое дело. Добровольному произволению всякого человека (Он) подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого, желающего спастись.
Но почему же всеблагой Бог не помог этим двум женщинам стать инокинями? Ведь они непрестанно Его молили о том и были неплодные?
На это святые говорят так:
- Бог сотворил этот мир, исходя из внутреннего богатства своей Любви. Законы этой Любви являются законами этого мира. Бог и есть Любовь. А раз так, то ничего нет на свете выше Любви. И кто в любви пребывает - пребывает в Боге. Бог всегда поступает только по Любви и ради пользы человека в вечности. Бог изначально разделил человека надвое, чтобы две эти половинки устремились навстречу друг другу...
- Вот как интересно! Правда ведь? А как вам последнее? - заострил внимание я и далее произнёс: - А вот теперь расскажу я Сеньке о Жар-птицах, по его просьбе! К вопросу твоему, Сеня, я отнёсся ответственно. Взял чистый лист белой бумаги и сразу написал название труда - "Трактат о Солнечных Лучах и двух Жар-Птицах". И потом, ниже - план из тёх пунктов составил. А ты, Аня, не дай Сеньке задремать, когда слушать будет. И если что поддай ему локтем...
- Хорошо, папа, - с улыбкой сказала Анна и нарочито погрозила брату пальцем.
- Ну, ладно, если ты о Жар-птицах расскажешь, то послушаю, - с недоверием произнёс сын и положил на стол смартфон.
- Представляю почтенной публике не труд схоласта, а речь простеца, - с новой силой начал я. - Таким простецом был Иванушка-дурачок, которого сам царь послал ловить Жар-птиц. И если я плохой подражатель меня, то прошу меня простить.
Глава трактата первая. Стелется у самой земли, на фоне крыш и листвы деревьев слоистый сизый туман с разводами. По временам пелена эта вовсе закрывает Солнце, и все люди продрогли. И вы, конечно, догадались уже, что речь тут идёт о всех людях Земли и пологе грехов, не позволяющих им - нам - видеть Бога. Многие из людей ничего о Солнце Правды и Любви толком не знают и видят только бледный блик его в каждой грязной луже. Иные из любопытства залезают в лужи, и, вывалявшись в грязи, со всей убежденностью говорят, что никакого Солнца Правды нет!
Глава вторая. Но всё же есть на Земле горсточка чудаков, которые в Солнце Правды верят, но все они тычут пальцами в небо. И люди эти хотят идти к Богу, купаться в Лучах Его и наслаждаться теплом. И для этого они готовы идти к нему, да хотя бы по Солнечным Лучам! А то, что это возможно, говорит их вера в личный пример Иисуса Христа. Вот таких людей на Земле называют иноками. И те, кто встают на этот очень сложный путь, оставляют все земное. Такими были Марк Афинский, Мария Египетская, Макарий Великий и другие, и у нас в России - Сергий Радонежский, Серафим Саровский и ещё многие, и вообще все святые. Всех тех, кто трудом своим взошёл с Земли на Небо, за всю историю повреждённого человечества, будет 144 тысячи святых. А почему и зачем - мы уже говорили.
Глава третья. Она посвящается тем мужам и женам, кто входят в Райские Врата вторым путём... Ещё в предначальные времена, вослед за изгнанниками - Адамом и Евой, из Рая на Землю спустились две Жар-Птицы. С потомками их они живут до сих пор.
И если бы мне вчера удалось оторвать Сеньку от компа и раскрутить его поиграть со мной в угадайку, то я бы поставил такой вопрос: "Есть на Земле две чудные Жар-Птицы. Обе неземные. Одна - среди молодых людей кружит и крыльями их задевает. А вот вторая - зрелый плод любит. Сначала она скорлупу клювом бьёт, потом из золотых перышек гнездо вьёт, и в конце концов его на лик двойной как венец надевает и рядом пишет - "Мир и Любовь". Первая Жар-Птица - это всегда начало, а вторая - всегда конец..."
Ну, Сенька, угадай с трёх раз... Как зовут этих Жар-Птиц?
И сын, наморщив лоб, махнул рукой и сказал:
- Сдаюсь, папа...
- Ну ладно, скажу сам. Зовут этих райских птиц - Влюблённость и Любовь... С момента рождения каждого человека на Земле в сердцах всех живёт гордость. И это есть следствие первородного греха. Сердце гордого любить не может, так как гордость - это вокруг него скорлупа. И вот, по милости Божьей, сердец молодых извне касается Жар-Птица первая. Райское тепло, конечно же, их согревает. Однако из-за гордости все благодатные искры, рассыпаемые Жар-Птицей Влюблённость, гаснут. Но все, кто хоть раз пережили её - начинают искать подлинную Любовь! Теперь вам понятно, о чём говорили гламурные звёзды, сидевшие за столиком? Да об искрах Любви, полученных от Жар-Птицы первой...
Цель же брака - стереть в порошок скорлупу гордости треньем и соудареньем. И когда цель эта достигается, то муж и жена начинают ощущать, что мой супруг - это тоже моё тело! И вот тогда каждый начинает беречь другого как самого себя.
- Никто и никогда не возненавидел своё тело! - сказал Апостол Павел.
- Как только супруги скорлупу с сердец сбросили, то они перестают ссориться. И более того - между ними возникает взаимное притяжение, которое ощущается ими как взаимная Любовь! Такими были Адам и Ева, Петр и Феврония Муромские, да и многие, многие наши милые старички и старушки, тихо и незаметно доживающие с Богом свой век. И у двух апостолов тоже были жены.
Близость супружескую апостол Павел ни в коей мере не порицает, и наоборот, призывает супругов не лишать друг друга того, что причитается им по Божескому закону брака. Близость между супругами способствует укреплению их любви.
Венец человеческой Любви - это плод долгой и терпеливой супружеской жизни.
- Посты и молитва - это не цель, а путь к цели, - учит нас Макарий Великий. - А целью жизни каждого человека является обретение Мира и Любови.
И на супружеском пути всё это достигается.
Инок подобен ангелу, и по-ангельски может отражать Божественный Свет, когда Благодать на него нисходит. Ангел может светить на что-то и сам, но для подзарядки "аккумуляторных батарей" он всегда должен прибегать к Богу.
Муж и жена, сначала венчанные в Храме, а затем и увенчанные Жар-Птицей Любови, представляют собой маленький, ни от чего независящий извне, генератор Любви! Сколь высока степень подобия супругов Богу!! Вот для чего Бог разделил человека надвое! Теперь понятно, почему тем двум женам в Александрии Бог не позволил стать инокинями? И теперь вам ясно, почему две простые горожанки, не имеющие никаких Божественных Даров, оказались на Лествице выше Макария Великого?!... И где-то я встречал, что служение высшей Божественной цели выше деторождения...
Но браки, увенчанные Любовью - большая редкость. Для всех невенчанных и сложных семей апостол Павел сказал так:
- Если двое живут в невенчанном браке и один из них не православный, то муж неверный освящается женой верною, а жена неверная освящается мужем верным.
И наш уже современник, афонский святой Паисий Святогорец, говорит:
- В том случае, если муж и жена венчаны, то на счёт каждого из них в Банке у Бога поступают проценты, за духовное преуспеяние супруга. Процент в Банке у Бога очень высокий. Но для того, что бы его получать, надо туда тот что-то положить.