Драный Кот : другие произведения.

Мнение об атеизме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 1.80*6  Ваша оценка:


   "Атеизм бывает больше на губах, чем в сердце, и совершенный атеист - это чудо".

Фрэнсис Бэкон

  
   Атеизм совсем не является делом необходимости, а скорее - порождением свободной развращённой свободной воли. Это "крайнее помрачение ума" в Священном Писании называется безумием. В действительности же, атеистами не рождаются, а становятся уже впоследствии, и происходит это на почве гордости и похоти.
   Атеизм как знание опытное - недоразумение. Да, наверное, некая философия атеизма может просто соответствовать тому воспитанию, которое человек получил, но когда он говорит: "Я о Боге ничего не знаю, и поэтому Его быть не может", - это слишком примитивный подход. Я тоже, например, могу быть глухим или слепым, ничего не знать о музыке или о видимом мире, но это же не доказывает, что его нет.
   Иногда человек делается неверующим потому, что это его единственная защита против совести. Когда безбожник "слышать о Боге не хочет", то не потому волнуется, что идея о Боге ему органически неприемлема и несродна, вызывает отторжение, а потому что нарушает и тревожит его страсти. Именно в силу этого он и отрицает Бога. И чем больше человек волнуется, сталкиваясь с религиозными проявлениями, или же наоборот старается от них отвернуться, не замечать их, то тем самым лишь показывает, что эти последние для него не являются пустым местом. И ничего нет удивительного в том, что многие люди отрицают Бога и говорят, что без него легче жить, - конечно, легче, раз религия учит не потакать своим страстям; гораздо удивительнее, если бы человек неверующий за всю свою жизнь ни разу не имел бы случая, в котором мог бы заметить Промысел Божий.
   А совесть! Это ещё что такое? Какая сила или какой закон ухитрился поселить в человеке столь странное, а самое главное - антиматериальное чувство.
   Странная, правда, получается вещь: у тех же людей есть если не Бог, то свои боги, и если не безобразные идолы, которым, как у дикарей, "губы салом мажут", то другие, в форме изящных произведений искусства, шедевров живописи и скульптуры. Свой рай есть и в виде волшебного мира звуков, музыки, и неземного царства грёз, и символов поэзии, денег, в конце концов. И вроде всё, как у нас, и не деться никуда от этого, да вот только всё в каком-то извращённом и изуродованном виде. Но вот не веруют только в Живого Христианского Бога, только Его не принимают, а другого - примут.
   Вернёмся же к самому понятию атеизма. Дадим ему определение. Если обратиться к филологии, то, на первый взгляд, понятие это покажется как бы простым: атеизм (от греческого ? - "не" и ???? - "Бог") значит "безбожие". Но если даже кратко проследить историю этого термина, то легко заметить, что он никогда не имел постоянного и определённого значения.
   Так, например, апостол Павел называет атеистами, или безбожниками, всех язычников (Еф. 2, 12). Святитель Афанасий Великий в "Слове о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти", развенчивая дуалистическое представление еретиков о мире, говорит, что "они баснословят; божественное же учение и вера Христова отвергает их суесловие как безбожие". Стоит также заметить, что было время, когда и ранних христиан в языческом Риме называли безбожниками. Прежде всего религиозная ситуация в Риме отличалась тем, что признавала практически любую национальную религию, и говоря по правде, тогда не существовало понятия ложного или истинного вероисповедания. При покорении новых территорий всегда уважительно относились к чужой вере.
   Но центральный момент в римской религии всегда занимал культ императора, который обожествлялся уже при жизни. "Поклонение ему было обязательным для всех граждан ритуальным правилом. Оно предполагало принесение жертв императору, произнесение клятвы именем императора и т.д." (В. Легойда "Об атеизме первых христиан"). Христиане же мало того, что утверждали, что Бог один, а всех других богов просто отвергали, так они ещё и не признавали культ императора. Таким образом, это несоответствие двум римским "религиозным положениям" свидетельствовало не только об атеизме, но и о реальной угрозе государству.
   В Древней Греции обвиняли в атеизме Анаксагора и Сократа. В средние века своей смертью заплатили по обвинению в безбожии Джордано Бруно и Луцилий Ванини. В новейшее время к атеистам причисляли уже Вольтера, Фихте и Гегеля.
   Зато философия такое расплывчатое понятие, как атеизм, значительно суживает. Он определяется ей как учение, которое отвергает бытие невидимого Абсолютного Существа и ограничивает всё видимым, конечным миром.
   Обычно различают несколько видов атеизма: положительный - когда человек отрицает истину бытия Божия, когда ранее уже имел о нём понятие; отрицательный - когда человек не имеет никакого представления о Боге и остаётся в полном неведении относительно Его существования (здесь, я считаю, совершенно неприемлемыми такие примеры, как - младенцы, дикари или идиоты, якобы прибывающие в данном состоянии). Первый, положительный, можно разделить ещё на атеизм теоретический и практический. Теоретическим атеизм будет тогда, когда Бог отвергается сознательно и открыто, например, в учении или же в словесной форме; практический - не столько словами, сколько самим образом жизни, нечестивым и развращённым.
   Перейдём же теперь к выяснению причин атеизма, которые можно было бы, для начала, разделить на объективные и субъективные - не зависящие от человека и, соответственно, зависящие единственно от него лично. Первые из причин могут быть сведены к коренным, лежащим в основе нынешней природы человека - следствию грехопадения первочеловека, и второстепенным, зависящим от неких случайных внешних обстоятельств.
   Должно признать, что от коренных причин никто и никуда не может уйти. Второстепенные причины заключаются уже во внешней развращённой обстановке, в которой пребывает человек, и в тех, назовём их всё-таки отрицательными, учениях, которыми он интересуется и, так или иначе, питает свою душу. Сюда особенно относятся увлечения материализмом и естествознанием в духе дарвинизма.
   Всё-таки атеизм связан с очень глубоким реализмом в отношении к миру. Это очень серьёзно в атеизме, но в равной степени, как и то, что сам себя он оправдать не способен.
   Замечу, что профессор Франк в одной из своих рецензий однажды сказал, что "единственный подлинный материализм - это христианство, потому что мы верим в материю, то есть мы верим, что она имеет абсолютную и окончательную реальность, верим в воскресение, верим в новое небо и новую землю, не в том смысле, что всё теперешнее будет уничтожено до конца, а что всё станет новым. Тогда как атеист не верит в судьбу материи, она - явление преходящие. Не в том смысле, как буддист или индуист её рассматривает, как майю, как покров, который разойдётся, но как пребывающую реальность, которая как бы пожирает свои формы: я проживу, потом разойдусь на элементы; элементы продолжают быть, меня нет; но судьбы в каком-то смысле, движения куда-то для материи не видно, исхода нет".
   Но все эти причины, на мой взгляд, как бы они ни казались важны и основательны, не в силах насильно совратить человека в атеизм. Сами по себе ни внутренние качества человека (слабый ум или страстное сердце), ни какие-то прельщения внешнего мира не могут отвлечь человека от веры в Бога... если он сам того не захочет. Вот как раз в последнем и заключается основная причина атеизма - в злой развращённой воле человека. Воля же становится развращённой от несоблюдения евангельских заповедей. Кто борется со своими страстями, плачет о своих грехах и в каждом сомнении прибегает к Богу - тот далёк от атеизма.
   Итак, в определённом смысле безбожие - это научное недоразумение, это отказ от исследования всей реальности, это так же ненаучно, как сказать: для меня музыка не существует, и поэтому её нет. Конечно же, не стоит так ставить вопрос неверующему, потому что найдётся слишком богатый материал, чтобы отбиваться. Но в своей сущности безбожие - то нежелание принять свидетельство хотя бы истории, хотя бы отдельных людей, которые говорят: я знаю.
  
  
  
  
  
   Материалы, использовавшиеся при написании статьи:
   Епископ Варнава (Беляев) "Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики", том 1;
   Митрополит Антоний Сурожский "Беседы о вере и Церкви" и "Человек перед Богом";
   Владимир Легойда "Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики" ("Об атеизме первых христиан").
Оценка: 1.80*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"