Дреманова Ольга : другие произведения.

Царица демонов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жданова С. "Невеста демона"


Лилитана - Царица демонов

  
   Лилитана - имя главной героини романа Ждановой С. "Невеста Демона".
   Имя это до 21 века полностью практически не использовалось, зато сокращенное - уходит корнями аж в иудаизм (Лилит). Если рассматривать более широко и разбить имя Лилитана на две составляющие, то они превращаются в два имени - Лилит и Ана. Ана имя иудейское, значение его найти надо сильно постараться, но есть некоторые известные факты.
  
   Итак, начнем.
   Лилит - злой дух, в иудейской демонологии обычно женского рода. Имя восходит к именам трех шумерских демонов: Лилиту, Лилу и Ардат Лили. Первый из них - суккуб, а второй - инкуб, что предполагает андрогинную природу Лилит. Но в европейской традиции Лилит чаще всего выступает в роли суккуба. Она овладевает мужчинами против их воли с целью родить от них детей, поэтому Талмуд не рекомендует мужчинам ночевать дома одним.
  
   Ну вот, сразу демоны. Хотя про суккуба, смеялась до колик.
  
   Согласно одному преданию, появившемуся из одного темного места в 1-й главе Книги Бытия ("Ибо до Евы была Лилит"), Лилит была первой женой Адама, сотворенной ему из глины. Но у Адама с Лилит сразу возник спор. Лилит, не сумев убедить Адама в том, что они равны, так как оба сделаны из глины, улетела от него. В Красном море ее настигли посланные богом три ангела, но Лилит отказалась вернуться, заявив, что создана, чтобы вредить новорожденным. Ангелы взяли с нее клятву, что она не войдет в дом, в котором увидит их самих или их имена. Кроме того, она приняла на себя наказание, заключавшееся в том, что отныне ежедневно должно умирать сто ее детей.
  
   Ой, я прямо тушуюсь. Первая часть про спор и догонялки - очень даже в тему. Прям книгу по этому толкованию писали, а вот дальше уже ужасы пошли. Особенно про смерть ста детей и прочее.
  
   В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она предстает в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда - демоном, осаждающим спящих в одиночку или одиноко бредущих по дороге. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с длинными черными распущенными волосами.
  
   Ну и люди, ну и нравы. Вот что прицепились-то? Все детей норовят спрятать. А может она им игрушку подарить хочет?
  
   Согласно каббалистической книге "Зогар", Лилит стала женой Самаэля (Сатаны) и матерью демонов. В Зазеркалье, где Сатана играет роль бога, Лилит становится отражением женского аспекта Бога, Шехины, поэтому жители долины Содом, предположительно оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, поклонялись Лилит, как Великой матери, одаривающей их земным огнем.
  
   Загнули, так загнули. Без пол-литра не разберешь. Прочитала раз десять, прежде чем понять кто чьей женой был и от кого все таки ребятенки.
  
   Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с ее способностью менять свой облик. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828-1882) на написание поэмы "Райская обитель", в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которую развил Россетти.
  
   Ну вот, наконец-то она стала прекрасной и соблазнительной. Даже сподвигла на написание поэмы.
  
   Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе. Так, у Гете Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что прикоснуться к ее волосам - значит уйти навеки. У Анатоля Франса "Дочь Лилит" - привидение с зелеными глазами и черными волосами. Кого она касалась ими, того ждало забвение. У русского писателя-символиста Федора Сологуба в сборнике "Пламенный круг" это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Романтическую окраску Лилит получила и в поэме А. Исаакина "Лилит", где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве. Такое же противопоставление Лилит Еве находим в стихотворении Марины Цветаевой "Попытка ревности".
  
   Наконец-то хоть чем-то можно зацепиться к книге, из которой я взяла имя - "прекрасная, неземная, сделанная из огня".
  
   Символические предания старины распространились и на сферу астрологии, где существует фиктивная планета Лилит (другое ее, метафорическое название - Черная Луна), изображаемая овалом с поперечиной посередине. Она имеет первоначальное значение в каждой судьбе, отмечая собой ту точку Зодиака, где свершается предначертанное. Лилит в соединении с солнцем и луной приносит славу, которая связана с предельными качествами - либо гений, либо преступник. Дополняя Сатурн, Черная Луна подчеркивает любовь к безмерному риску, свойственную игрокам, которые не в состоянии оплатить проигрыш. Поэтому в этом знаке скрыта черная тайна проигрывающего.
  
   Вот интересно, а в книге какое предельное качество преобладало у героини? Даже затрудняюсь ответить. Хотя бывают ведь и гении-преступники. Ну это так, пофилософствовать...
  
  
   Ана - мать Асы.
  
   Аса - сын Авии -- царь Иудейского царства, правивший в 908 -- 867 до н. э..
  
   Вот вам и царица, которой стала героиня книги.
  
   Что же получается? Лилит - демон, Ана - царица. Царица демонов? Так и задумано? Хи-хи...
  
   На самом деле не знаю как это имя связано с образом героини книги, но, на мой взгляд, что-то в этом есть. Наверное, для всех по-разному. Кто-то прочтя скажет, что глупость и ничего общего, а кто-то увидит все в другом свете.
  
   Фу, все, больше не могу разглагольствовать, у меня истерика! )))))
  
   Борхес Х. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000;
   Валянская О.П. Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический словарь. Ташкент, 1992;
   Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999;
   http://ru.wikipedia.org
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"