Древний Старец : другие произведения.

Социолгия Расслоения. Элита Общества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Говоря о властвующей элите, мы имеем в виду те политические, экономические и военные круги, которые через сложную сеть взаимосмыкающихся клик принимают участие в решениях, имеющих, по меньшей мере, общегосударственное значение.

  <>Понятие "элита", элита общества, элита государства, правящая элита впервые ввел американский социолог Чарльз Райт Миллс в книге "Властная элита". Из всего многообразия характеристик властвующей элиты, представленной в книге, мы позаимствовали сжатые извлечения, которые могут дать представление о структуре общества и его социологии расслоения.
  <>При чтении статьи следует держать в памяти, что книга (http://historylib.org/historybooks/Mills-R_Vlastvuyushchaya-elita/1) издана в США в 1956 году, в СССР в 1958 г., и изложенные в ней социально-психологические тенденции не только сохранились, но и значительно усилились. При этом "молодые демократии" всячески подражают американским сливкам общества и официальные, и неофициальные структуры США способствуют этому подражанию любыми доступными способами.
  
  
  <><><>ЗНАТНОСТЬ И МОГУЩЕСТВО
  
  <>Говоря о властвующей элите, мы имеем в виду те политические, экономические и военные круги, которые через сложную сеть взаимосмыкающихся клик принимают участие в решениях, имеющих, по меньшей мере, общегосударственное значение. Она распоряжается колоссально усилившимися и полностью централизованными орудиями власти и решений.
  <>Элита, занимающая командные посты в обществе, может трактоваться по-разному: ее можно рассматривать как совокупность лиц, обладающих властью, богатством и известностью; ее можно рассматривать как высший слой капиталистического общества. Можно определить ее также, пользуясь психологическими и моральными критериями, как некий вид избранных личностей. При таком определении дело выглядит совсем просто: элита - это люди исключительной силы воли и энергии.
  <>Стабильного высшего класса с неизменным составом не существует, но высший класс существует. Изменения персонального состава класса, какими бы они ни были крутыми, не разрушают его. Не одни и те же личности или семьи, а один и тот же социальный разряд людей остается в нем доминирующим.
  <>Но люди, составляющие элиту, - это не просто те, кто имеет больше всех; они не имели бы "больше всех", если бы они не занимали свои особые позиции в важнейших социальных институтах, ибо эти институты являются непременными основами власти, богатства, престижа и в то же время главным орудием осуществления власти, приобретения и сохранения богатства, реализации самых высоких притязаний на престиж.
  <>Не чиновно-бюрократические правила старшинства и не объективная проверка деловых качеств, а вера тесного круга людей в то, что ты свой человек и готов служить им, является непременной предпосылкой присоединения к высшим кругам. Люди, дорожащие своей индивидуальностью, в этой упряжке не пользуются спросом. Но справедливо и то, что до тех пор, пока элита живет и процветает как социальный класс или как группа лиц, занимающих командные позиции, она будет отбирать для себя и формировать людей определенного склада и отвергать других.
  <>Взобраться на вершину пирамиды богатства нелегко, и многие, пытавшиеся это сделать, свалились, не достигнув цели. Легче и безопаснее родиться на этой вершине. Реальная действительность и тенденция ее развития характеризуются в интересующей нас области тем, что пополнение самой богатой верхушки из мира частной собственности происходит за счет высшего класса. Богатство не только стремится увековечить себя, но, как увидим, стремится также монополизировать вновь возникающие возможности создания "колоссального богатства". В наше время 7 человек из каждых 10 крупнейших богачей являются выходцами из высших классов, 2 из 10 - выходцами из средних классов и только 1 из 10 - выходцем из низов.
  <>В середине XX столетия легче стало в известном смысле передавать детям по наследству завоеванные человеком знатность и могущество, чем это было в 1900 г. или в 1925 г., так как в те времена условия пользования могуществом и знатностью не были еще так хорошо организованы и закреплены за твердо установленными кругами; прочная наследственная передача могущества и знатности была тогда возможна лишь в форме передачи огромного личного состояния. В отличие от этого у крупнейших богачей 1950 г., как мы еще увидим, имеется множество путей и возможностей передавать своим детям стратегические позиции в том аппарате присвоения и стяжательства, каким являются высшие центры американского свободного частного предпринимательства - американские корпорации
  <>Подобно богатству и власти, престиж обладает кумулятивным свойством: чем больше престижа вы имеете, тем больше вы можете его приобрести. Эти ценности могут также размениваться одна на другую: богатому легче, чем бедному, обрести власть; тем, кто занимает высокое положение в обществе, легче заполучить в свое распоряжение средства, ведущие к богатству, чем тем, кто не имеет этого преимущества
  <>Право принимать решения, относящиеся к прерогативам исполнительной власти, - решения, выносимые от имени Соединенных Штатов Америки, - предоставлено ныне узкой группе людей. К этой группе в 50 с лишним человек, воплощающей в себе исполнительную государственную власть, относятся президент, вице-президент и члены кабинета, руководители важнейших департаментов, бюро, агентств и комиссий и члены административного секретариата президента, в том числе персонал Белого дома.
  <>Президент "Дженерал электрик компани" считался слишком важным человеком, чтобы быть президентом Соединенных Штатов; и даже в 30-е годы члены ВИДИМОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА США не всегда могли стоять на равной ноге с членами очень богатых семей.
  <>Сложился такой политический правопорядок, в котором система разделения властей настолько лишилась равновесия, что исполнительная власть стала господствующей, законодательная низведена на уровень средних звеньев власти, а судебная власть покорно приспосабливается (с известным отставанием во времени) к переменам политического курса, инициатива осуществления которых исходит не от нее; и, наконец, взаимоотношение между политикой и экономикой в новом обществе явно таково, что политические и экономические дела здесь переплетаются, и их единство создается глубокими и многосторонними связями.
  <>При отсутствии проникнутых сознанием ответственности перед страной централизованных партий процесс сколачивания большинства в конгрессе является нелегким делом. В самом деле, некоторые наблюдатели убеждены, что "главная причина возрастания власти президента за счет власти конгресса заключалась не в узурпаторских поползновениях президента, а в обструкции, царящей в конгрессе, и в его отречении от власти".
  <>Члены элиты не связаны никаким тайным сговором, хотя ее решения часто остаются неизвестными общественности, а ее образ действий носит скорее характер тайных манипуляций, чем открытой деятельности. Многообразные формы секретности, прикрывающей деятельность элиты, и принимаемые ею решения, дают ей возможность скрывать свои намерения, свою деятельность и дальнейшее сплочение.
  <>Важнейшие решения выносятся без одобрения общественности или даже без обсуждения в конгрессе. Атомная бомба была сброшена на Японию именем Соединенных Штатов Америки, хотя никто и никогда не советовался с ними по этому вопросу. Они чувствуют, что живут в эпоху крупных решений, но знают, что сами они их не принимают. Вот почему, рассматривая исторические особенности современной жизни, они приходят к выводу, что в центре ее должна, видимо, находиться могущественная элита, принимающая решения или воздерживающаяся от них.
  
  <><><>ПСИХОЛОГИЯ КЛАССОВОГО САМОСОЗНАНИЯ
  
  <>Не подлежит сомнению, что у профессиональных политических деятелей имеются элементы общих интересов и умонастроений, коренящиеся в их совершенно однородном социальном происхождении, однородной карьере и примерно одинаковых общественных связях; и они оперируют, конечно, одинаковой фразеологией, которую они часто принимают всерьез.
  <>Элита в большей или меньшей степени сознает себя как социальный класс, и члены ее ведут себя по отношению к своим иначе, чем по отношению к членам других классов. Они благожелательно относятся друг к другу, понимают друг друга, заключают между собой браки, стремятся к тому, чтобы ДЕЙСТВОВАТЬ И ДУМАТЬ ЕСЛИ НЕ СОВМЕСТНО, ТО, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ОДИНАКОВО. Она составляет более или менее компактное социальное и психологическое целое. Одни допускаются в их круг, другие не допускаются; грань, отделяющая элиту от прочих людей, сводится скорее к качественным, чем к чисто количественным различиям.
  <>Важную роль в формировании психологической и социальной общности членов властвующей элиты играет, однако, не только сходство социального происхождения, вероисповедания, месторождения и образования. Если б даже она рекрутировалась из людей более разнородного склада и образовательного ценза, чем это имеет место в действительности, то она все равно представляла бы собой сообщество людей совершенно однородного социального типа. Ибо наиболее важные обстоятельства, объединяющие известный круг людей, - это существующие у них критерии, которыми они руководствуются при допуске в свою среду, в вопросах чести, при определении того, что заслуживает похвалы и поощрения. Если у людей данного круга эти критерии одинаковы, то, как личности они обнаружат тенденцию походить друг на друга. Круги, составляющие властвующую элиту, обнаруживают именно такую общность оценок и моральных норм. Понимание общности социальных групп, вызываемой этими общими взглядами на жизнь, зачастую имеет более важное значение, чем любые статистические данные об общности происхождения и карьер, которыми мы можем располагать.
  <>Существует своего рода взаимное притяжение, наблюдающееся в сообществах преуспевающих людей; оно существует не между всеми представителями высокопоставленных и могущественных кругов, но все же между столь солидной их частью, что оно достаточно для того, чтобы обеспечить определенное единство. Самой слабой формой проявления этого чувства является своего рода молчаливое взаимное любование, самой сильной - браки, заключаемые между людьми одного и того же круга. Между этими двумя крайними точками располагаются всевозможные степени и формы взаимных связей.
  <>Все это ведет нас к пониманию фундаментального психологического значения классового самосознания. Нигде в Америке мы не встретим столь резко выраженного "классового самосознания", как среди элиты; нигде оно не приобретает столь действенную форму, как среди властвующей элиты. Ибо под классовым самосознанием, как психологическим явлением, мы подразумеваем, что отдельный представитель "класса" относится благосклонно лишь к тем, к кому относятся благосклонно люди его круга, то есть люди, мнение которых имеет существенное значение для его представления о самом себе.
  <>В некоторой степени таких людей, безусловно, объединяет и принадлежность к одним и тем же тесным кружкам, клубам и церквам и воспитание, полученное в одних и тех же учебных заведениях. Система светских развлечений - это один из способов обеспечения координации между различными частями и элементами высшего класса. Лица, принадлежащие к высшим кругам, в какой бы области они ни подвизались, являются членами взаимопереплетающихся "партий" и связанных между собой самым различным образом "клик".
  <>В кругах властвующей элиты существуют, бесспорно, отдельные фракции; там, несомненно, возникают политические разногласия и столкновения на почве личного честолюбия. Внутри республиканской партии, равно как и между республиканцами и демократами, имеется еще достаточное число значительных расхождений, чтобы формировать разные линии практической политики. Но духовное единство и общность интересов, связывающие воедино властвующую элиту даже через границы воюющих стран, являются более могущественным фактором, чем эти расхождения. связи, обусловленные общими убеждениями, социальным сродством и совпадением интересов, продолжались.
  <>С точки зрения биографа специфические особенности человека, принадлежащего к высшим классам, формируются В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЩЕНИЯ с людьми аналогичного общественного положения в целом ряде интимных кружков, в которые он вхож и которые доступны ему на протяжении всей его жизни. В таком понимании элита представляет собой ряд высших кругов, члены которых специально подбираются, обучаются, апробируются и получают СВОБОДНЫЙ И НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ДОСТУП к тем, кто управляет безличными иерархическими институтами современного общества.
  <>Членство в соответствующих клубах приобретает большое значение в те времена, когда люди, успевшие приобрести богатство - и только богатство, - во множестве толпятся у ворот светского общества, ибо в такие времена социальные грани часто становятся более расплывчатыми, а принадлежность к клубу ясно подчеркивает общественную исключительность. КЛУБЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГОРОДОВ до сих пор являются важной ступенью общественной лестницы для тех, кто мечтает пробраться в высшие слои общества. Это своего рода лифт, поднимающий богачей новой формации в среду старой знати - ибо путем постепенного перехода из одного клуба в другой, из менее почетного в более почетный, богатые люди и их сыновья могут в конце концов, если все идет гладко, проникнуть в последние твердыни, где пребывают самые избранные.
  <>Клубы играют также важную роль в сфере деловых связей различных кругов центральных городов - связей внутригородских и межгородских. Многие лица, принадлежащие к этим кругам, считают удобным и почему-то импозантным принимать важнейшие деловые решения именно в аристократическом клубе. Приобретается внутренняя уверенность в себе, что мы называем СПОСОБНОСТЬЮ "СУДИТЬ И ВЕРШИТЬ".
  <>Советники и связующие звенья "большой тройки". Если даже многие из них по крайней мере в начале своей карьеры и не входят в состав элиты (я считаю это весьма вероятным), а являются лишь "агентами" различных кругов элиты, то все равно именно они выступают как наиболее активная сила в деле сплачивания различных высших кругов В СИСТЕМУ ПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСПОДСТВА и в поддержании дееспособности этой системы
  
  <><><>АВТОРИТАРНЫЙ ТРИУМВИРАТ
  
  <>Психологическое и социальное единство, как мы можем убедиться, коренится в структуре и механизме тех главенствующих иерархий, которые в наши дни возглавляют официальные руководители государства, богачи из мира корпораций и военные заправилы. Чтобы быть знаменитым, богатым, власть имущим - для этого требуется доступ к главенствующим институтам, ибо командные позиции, которые люди в них занимают, определяют в значительной мере их шансы на получение и удержание этих высоко ценимых жизненных благ. В каждом из этих необычайно разросшихся и централизованных институтов пришли к руководству те высшие круги, которые образуют собой экономическую, политическую и военную элиты.
  <>Эти иерархические институты - государство, корпорации, армия - образуют собой орудия власти; как орудия власти, они сейчас имеют такое значение, какого они никогда еще не имели на протяжении всей истории человечества; на вершинах этих иерархий находятся командные пункты современного общества, выявление которых дает нам социологический ключ к пониманию роли американских высших кругов. Особенности этих децентрализованных сфер жизни все в большей мере формируются "большой тройкой", внутри которой совершаются ныне события, влекущие за собой решительные и немедленные последствия
  <>Чем крупнее масштаб этих бюрократических сфер, тем могущественнее власть отдельных элит, распоряжающихся в каждой из них. Структура этих иерархий и система их взаимоотношений в значительной степени определяют взаимоотношения их главарей. Если эти иерархические образования отличаются раздробленностью и разобщенностью функций и власти, то соответствующие элиты, их возглавляющие, тоже будут отличаться раздробленностью и разобщенностью.
  <>Различные иерархии связаны друг с другом многолинейными связями, и внутри каждой клики имеются лица, преданные другим кликам. Существуют не только служебные, но и личные зависимости, существуют не только объективные, но и личные критерии для выдвижения людей. Прослеживая карьеру любого человека из состава различных высших кругов, мы непременно сталкиваемся с историей его личных связей и зависимостей, ибо первый, важнейший момент, характеризующий высшие сферы - с точки зрения условий успешного продвижения в них, - заключается в том, что каждое власть имущее лицо (или клика) стремится здесь допускать к руководству только ЛИЧНО ПРЕДАННЫХ ЛЮДЕЙ.
  <>По мере того как все эти три сферы РАСШИРЯЮТСЯ И ЦЕНТРАЛИЗУЮТСЯ, последствия их деятельности приобретают все больший размах и их взаимные связи все возрастают. Решения горстки крупных корпораций определяют не только экономическую, но и военную и политическую обстановку во всем мире. Решения военного ведомства связаны с политической жизнью и самым чувствительным образом сказываются на ней, равно как и на самом объеме экономической деятельности. Решения, принимаемые в политической сфере, определяют экономическую деятельность и военные программы. С точки зрения объективных тенденций развития именно в этом треугольнике власти лежат истоки образования блокированной системы социального господства, которая составляет важнейшую историческую особенность нашего времени.
  <>Внутри каждого из трех главенствующих социальных институтов мы замечаем, что типичная для него структурная единица ныне разрослась, управление ею приобрело АВТОРИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР и, если иметь в виду диапазон влияния выносимых ею решений, - стала централизованной.
  <>В современной Америке основная движущая сила развития страны сосредоточена в экономических, политических и военных институтах. Все другие социальные институты оказались на задворках современной истории и вынуждены в соответствующих случаях подчиняться первым трем. Семья, церковь и школа приспосабливаются к современной жизни; правительство, армия и корпорации формируют ее. И вместе с тем ореол, окружающий все эти второстепенные институты, используется для того, чтобы узаконить власть и решения "большой тройки".
  <>Главные группы, представленные в политической системе, в меньшей степени соперничают друг с другом в попытках удовлетворения своих различных интересов, чем смыкаются друг с другом во многих пунктах совпадения их интересов и даже объединяются под эгидой правительства. Системы экономической и политической власти не только становятся крупнее и централизованнее - их ИНТЕРЕСЫ НАЧИНАЮТ СМЫКАТЬСЯ, И они начинают заключать соглашения - как гласные, так и молчаливые.
  <>Система государственного управления, некогда децентрализованная совокупность нескольких десятков слабо связанных между собою штатов, СТАЛА ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ исполнительным аппаратом; она вобрала в себя множество ранее раздробленных функций и проникает ныне во все поры общественного строя. Все чаще и чаще стали возникать такие кризисы, разрешить которые на базе прежней - раздробленной и децентрализованной - политической системы оказывалось невозможным
  <>В каждой из этих главенствующих областей современной жизни орудия власти, находящиеся в распоряжении правящей группы, стали неизмеримо более мощными. Ее командные позиции усилились. Внутри каждой из этих сфер была разработана и туго завинчена современная АВТОРИТАРНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. Америка наших дней является в значительно большей мере ФОРМАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИЕЙ, чем социальной демократией, причем даже пружины формальной политической демократии действуют в ней слабо.
  
  <><><>ПЕРСПЕКТИВЫ РАССЛОЕНИЯ
  
  <>Тенденции социального развития заметно усилились и обострились, и в первую очередь расслоение населения. Расслоение населения происходит по многим признакам, но определяющим признаком является владение размером собственности и величиной дохода. Богатые стали богаче, бедные стали беднее. Во времена Чарльза Миллса собственность измерялась миллионами долларов, в наше время миллиардами и триллионами. Богатые стали богаче в сотни раз за счет ускоренных темпов технического прогресса. А бедным некуда беднеть, правда если сравнить бедность в наше время и тысячелетней давности, то она будет разной, бедным тоже что-то достается от технического прогресса. Но сама бедность неоднородна, в отличии от богатства.
  <>Само смысловое содержание "властвующая элита", говорит о том, что одна часть людей властвует над другой частью, т. е. управляет массами людей. И естественное стремление правящей элиты в легкой управляемости этими массами. А для того, чтобы облегчить эту трудную работу, нужно совершенствовать орудия управления, они же орудия господства. Миллс говорит, что у центральной власти группируются владельцы межнациональных корпораций и высший генералитет армии, эти два института свободны от демократических предрассудков и управление общественно государственными процессами приобретает авторитарный характер. Об усилении централизации и авторитарном характере отправления властных полномочий сообщают и нынешние политологи, когда характеризуют период президентства Буша и Абамы.
  <>Экономика и военщина с одной стороны являются господствующими субъектами, а с другой - орудиями этого господства. К первому орудию господства следует отнести владение капиталом. Неважно частным капиталом или государственным, бюджет страны декларируется как государственная общенародная собственность, но распоряжается этой собственность ограниченный круг лиц. Капитал нанимает людей, привлекая их оплатой, оплата выступает как орудие воздействия, сюда же относятся пенсии, стипендии различные государственные пособия.
  <>Миллс называет "видимое правительство", т. е. есть еще круги, которые могут оказывать давление на правительство, продвигая свои интересы. Когда говорят о мировом правительстве, то это как раз и есть невидимые широкой общественности владельцы финансово экономических групп способные влиять на правительство США и других стран. И влияние эти имеют неформальный характер, "деловые важнейшие решения принимаются в аристократических клубах" повествует Миллс.
  <>Расслоение людей происходит от начала времен, как только начал распадаться общинный характер общественного устройства. А община распалась под воздействием завоеваний тех же общинников, побуждаемых "владеть и властвовать". Завоевания в сочетании с торговлей позволили присваивать и накапливать ресурсы, в том числе человеческий ресурс, в одних руках (разбойных, господских, княжеских, королевских и т.п.). Эти накопления (инвестиции) ресурсов обеспечили, и будут обеспечивать технический прогресс и социальное развитие, в том числе и расслоение населения. Убеждать в том, что человеческое сообщество когда-то станет бесклассовым - противоречит эгоистической природе человека.
  <>Пагубность расслоения не столько в том, что небольшая часть людей владеет богатствами, а в том, что происходит культурное расслоение. В большинстве своем состоятельный слой общества является владельцами финансово промышленных объектов, и обеспечивают работой и достатком массы населения. Но все блага культурной цивилизации достаются вершине социальной пирамиды, а в основании пирамиды образуется все более расширяющее "социальное дно". И это социальное дно никому не нужно и самому "дну". Предыдущая статья "Элитное воспитание" наглядно показывает эту расширяющуюся пропасть благодаря школьному воспитанию и образованию.
  <>Как это расслоение будет выглядеть через 2- 3 тысячи лет мы попытались предугадать в главе "Либеральный коммунизм" книги "Но любовь всего более". Социальная структура разделиться на замкнутые касты, в первую очередь по профессиональному признаку. Выделены условные названия каст, такие как фараоны, генетики, физики, производители, медики, гуманоиды. Но главные метаморфозы произойдут с социальным дном, которое превратиться в ГЕННО МОДИФИЦИРОВАННЫХ ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ. И для таких представлений достаточно оснований. Нравственные устои легко меняются на противоположную позицию под воздействием идеологии. Об этом подробно написано в рубрике интернета "Окно Овертона".
  <>Окна возможностей Овертона подаются как технология уничтожения человечества, но это сильно радикализированный взгляд. Скорее всего, это технология подчинения большей части человечества меньшей путем реверса нравственного сознания, в том числе и регулирование численности населения. Суть в том - то, что было нравственно неприемлемо и политически невозможно становится неизбежным. Тем боле, что психология рабства в душах людей, и принесение их в жертву не вытравилась из подсознания. Можно встретить требование "вытравить психологию раба", автор этого выражения сам находиться в плену психологии раба, иначе он бы требовал "вытравить психологию рабовладельца". В этих отношениях значение имеет рабовладелец, а не раб.
  <>Через тысячу другую лет животный мир исчезнет с лица Земли, а человечество адски размножится, несмотря на разрастание сексуальных меньшинств. В условиях исчезновения животного мира и деградированного расслоения населения придется в какой-то части человечества заменить собой мир животных.
  <>Отчуждение социальных слоев будет ускоренными темпами увеличиваться. Следует ожидать, что представление вершины социальной пирамиды о собственном основании (дне) и наоборот не больше, чем наше представление о животном мире, с которым мы знакомимся по описанию натуралистов в телевизионных передачах. Низы формируют представление о верхах как о чем-то далеком и божественном, а верхи - как о чем-то низком и ужасном, и в этом виртуальном представлении заинтересованы верхи, но не должны быть заинтересованы низы в своей культурной деградации. Эти виртуальные представления усиливаются пользованием интернетом, которое формирует абстрактные представления о человеке вообще, далекими от реальности. Стремление низов не в том, чтобы "кухарка" управляла государством, а чтобы это "кухарка" напоминала верхам, что она реально существует, имеет свое мнение о проблемах бытия и свои интересы.
  <>Для этого необходим механизм активного участия низов в политическом процессе государства. Таким механизмом может стать беспартийная система "вертикальной самовыборности" парламентов и законодательных собраний всех уровней, которая развернута в статье "Майдановцы и москали. Государство". Такая система притормозит культурное расслоение население и все социальные негативы, что с ним связаны. Рациональность такой системы подтверждает само существование правящей элиты любого государства.
  <><><>љ DS 05.03.2018
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"