|
|
||
Иллюстрированный вариант статьи готовится к публикации в журнале "Традиции". |
Юрий Дрюков
Царь, побеждающий без войн
И тут вилка, завязанная узлом, шмякнется на стол рядом с прибором австро-венгерского посла, который на большом обеде в Зимнем дворце при обсуждении балканского вопроса начнёт даже угрожать мобилизацией двух или трёх корпусов.
- Вот что я сделаю с вашими двумя или тремя мобилизованными корпусами, - резко осадит его Александр III...
"У России нет друзей. Все боятся нашей огромности. У нас есть лишь два верных союзника: наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас"... Армия же должна быть сильной и современной, "но не для агрессивных целей, а единственно для ограждения целостности и государственной чести России".
По условиям Парижского мира 1855 г., заключённого после Крымской войны, стране было запрещено иметь военный флот на Чёрном море. В 1871 г., после поражения Франции в войне с Пруссией, политическая ситуация в Европе изменится и Россия добьётся отмены этого условия. Но только при Александре III начнётся возрождение Черноморского флота.
20 мая 1882 г. будет утверждена рассчитанная на 20 лет программа Морского министерства по строительству флота, способного вести активные наступательные действия и по силе своей превосходящего на Балтике - германский, а на Чёрном море - турецкий. Для этого планировалось создание 217 боевых кораблей. В указе императора говорилось: "Корабли должны строиться русскими инженерами на русских заводах, из русских материалов".
Уже к 1898 г. Россия выйдет на третье место в Европе по числу боевых судов: у Великобритании - 355, у Франции - 204, у России - 107, у Германии - 77...
От сановников Александр III требовал добросовестной работы, и если кто-то не устраивал императора, то расставание было недолгим. Когда один из министров вздумал угрожать ему отставкой, то Александр III заметил: "Когда я захочу вас выбросить, вы услышите от меня об этом в очень определённых выражениях". И на эти выражения при оценке некоторых губернаторов и чиновников он не скупился: "экое стадо свиней" или "экая скотина".
Хотя к по-настоящему деловым людям он относился с должным уважением. Так, говоря И.А. Вышнеградскому о целесообразности назначения управляющего Юго-Западными железными дорогами С.Ю. Витте на место директора департамента, он добавил: "Это тот Витте, который такой резкий, когда я ехал по Юго-Западным дорогам, то он в моем присутствии сказал очень большую в отношении меня дерзость, а именно, что он не хочет слушать министра путей сообщения, так как не желает мне ломать голову. Я сделал вид, <...> как будто бы этой фразы, в высокой степени дерзкой, не заметил. Но так как Витте оказался прав, то я имею на него большие виды".
Крушение поезда Александра III произошло 18 октября 1888 г. около станции Борки.
Когда императорский "Вагон-столовая" полетел под откос, то его стены стали рушиться и крыша, лишённая подпор, стала падать, грозя неминуемо погребсти под собою всю царскую семью и всех находившихся в вагоне.
Но случилось ЧУДО(!): падая вниз, крыша одним своим концом зацепилась за гору взгромоздившихся друг на друга транспортных тележек. Другим же концом она упёрлась в пол вагона, образовав пространство с треугольным отверстием высотой около 1,75 метра, через которое и вышли все обречённые на смерть - изорванные, испачканные, но целые.
Большинство вагонов поезда оказались полностью разрушены. Погибло 23 человека. Было много раненых. Министр путей сообщения К.Н. Посьет поспешил уверить Александра III, что это, конечно же, была попытка покушения на его жизнь. Но обер-прокурор Сената А.Ф. Кони, подготовив по собранным материалам доклад, сообщил императору, что данная катастрофа - это сплошное неисполнение всеми своего долга, начиная именно с министра путей сообщения. Реакция Александра III была однозначной: "все, кто виновен, должны подлежать ответственности, невзирая на их положение. Это должно быть сделано".
Узнав же, что вместо придания высших чиновников суду, им был только объявлен выговор, император был несказанно удивлён. "В таком случае, не надо судить уже никого, а дело - прекратить".
Никаких официальных документов по делу о крушении опубликовано не было, а потому вскоре появилась легенда о маленьком поварёнке, который принёс в вагон-кухню форму с мороженым, в которой заключался разрывной снаряд необыкновенной силы...
Александр III любил театр, брал уроки живописи у художника А.Н. Боголюбова, посещал художественные выставки, выписывал для своей библиотеки множество книг и журналов по искусству. Он был очень бережлив, но при этом тратил огромные деньги на приобретение предметов искусств. Гатчинский замок буквально превратился в склад бесценных сокровищ. Картины, иконы, ковры, фарфор и тому подобное уже не помещались в галереях Аничкова, Царскосельского и других дворцов. Ко времени вступления на престол коллекция цесаревича состояла из 495 полотен и рисунков, из которых 373 были произведениями русской школы. А к 1894 г. в коллекции было уже около 800 картин.
Когда в 1870 г. возникнет Товарищество передвижных художественных выставок, бросившее вызов академическому искусству, то ещё будучи цесаревичем Александр Александрович сразу же встанет на сторону "передвижников". Он посещает их выставки, покупает наиболее понравившиеся картины и делает заказы на новые. Цесаревич даже будет позировать И.Н. Крамскому для большого портрета, представленного на Выставке Товарищества, а затем Крамскому будет заказан портрет Марии Фёдоровны.
В 1882 году на передвижной выставке экспонировались три портрета императрицы работы Крамского. из которых "Самым изящным по тонам ансамбля и грации выражения был большой портрет Ея Величества Государыни Императрицы в орденском костюме Св. Екатерины".
В 1893 г. император примет деятельное участие в составлении нового устава Академии художеств и в её коренном преобразовании, чтобы была уничтожена рознь между академистами и передвижниками. "Я не могу выносить этого раскола... Да и какой раскол может быть в сфере искусства?"
Александр III задумал основать всенародный музей, в котором были бы собраны лучшие произведения русского искусства. "Русский Музей Императора Александра III" будет учреждён в 1895 г. Уже после смерти императора...
В марте 1889 г., во время очередного обострения политической ситуации в Европе, Александр III скажет министру иностранных дел Гирсу: "Императрица очень беспокоится, и нам надобно её успокоить". Он хочет, чтобы порядок был не только в его стране, но и в европейском доме, тем более что этого порядка желает его жена - удивительная женщина, достойная самого искреннего восхищения. Его обожаемая Минни.
Она любила весь этот мир, и не любить её в этом мире было просто невозможно. Она блистала на вечерах, на балах и на царских охотах. В элегантной, облегающей её стан амазонке, на рысистой лошади со стеком в руке императрица затмевала собой всех других дам, сопровождавших охотников-мужчин.
Она чувствовала себя легко и свободно в водовороте весёлой суеты. Она прекрасно танцевала и могла до полуночи без устали кружиться на паркете и так же без устали вести светские беседы.
Но когда началась русско-турецкая война, великая княгиня возглавит Красный Крест и будет отправлять на фронт медикаменты, тёплые вещи, продукты, табак и папиросы.
"... Вчера в 11 часов утра получил посланные тобой вещи для офицеров и солдат. Первый транспорт уже роздан во все части, где в каждом полку устроена была лотерея и доставила большое удовольствие людям; и этим путём никто не был обижен, а иначе не знаешь, как раздавать вещи. Тюк с 20 пудами табаку, который по ошибке остался в Систове я на днях получил и послал в части..."
Она была счастливой и прекрасной матерью... Но в 1880 г., когда Александр II женится на княгине Юрьевской, Мария Фёдоровна почувствует явную угрозу своим детям!!!
"У меня их крали, как бы между прочим, пытаясь сблизить их с ужасными маленькими незаконнорождёнными отпрысками. И тогда я поднялась, как настоящая львица, защищающая своих детёнышей. Между мной и государем разыгрывались тяжёлые сцены, вызванные моим отказом отдавать ему детей".
Александр II тогда впервые критически отозвался о невестке, заметив, что у неё "вздорный характер". А когда она прямо заявила, что не желает общаться с Юрьевской, то гневно одёрнул её: "Попрошу не забываться и помнить, что ты лишь первая из моих подданных".
"Однако совместные прогулки с новой семьёй прекратились, и княгиня крайне раздражённо заметила, что не понимает, почему я отношусь к её детям, как к зачумлённым..."
Но вскоре уже её муж становится императором, а она - императрицей этой великой страны. Во время коронации она, "залитая драгоценностями, как некое восточное божество, двигалась вперёд маленькими шагами, и четыре камер-пажа несли её длинный, вышитый золотом и отороченный горностаем шлейф..."
Вместе с Александром III Мария Фёдоровна будет присутствовать на всех крупнейших манёврах, смотрах и на юбилейных воинских торжествах.
В юбилейном параде Преображенского полка "Государь шёл впереди своей роты, в которой люди были ростом не меньше Его... Государь шёл по всем правилам церемониального марша, широким шагом, сильно вытягивая носок на старый Николаевский манер и красиво салютуя шашкой... Получалось удивительное впечатление - шёл какой-то полк титанов с повелителем России впереди; чувствовалась мощь, которую могла проявлять только великанша Россия со своим великаном Царём..."
А в домашней обстановке император - музицировал, а императрица рисовала.
А.П. Боголюбов отмечал её большие способности в живописи.
(Два натюрморта Марии Фёдоровны и копия картины французского художника Жан-Луи-Эрнеста Месонье "Скряга" находятся в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске, а картина "Портрет кучера Григория" включена в экспозицию Русского музея.)
На Пасху 1885 г. Александр III подарит супруге пасхальное яйцо "Курочка", сделанное ювелиром Карлом Фаберже. Снаружи яйцо было покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, внутри его был "желток" из золота, в котором находилась золотая курочка, а внутри курочки была спрятана рубиновая корона на бриллиантовом ободке.
Императрица была очарована этой драгоценностью. И с 1885 г. традиционными пасхальными подарками в императорской семье станут пасхальные яйца, выполненные Фаберже.
Всем развлечениям Александр III предпочитал охоту и рыбалку. Успешной в этом занятии была и Мария Фёдоровна.
Император скрупулёзно вёл счёт своим охотничьим и рыбацким трофеям.
1891 г. Гатчина весной. Щук = 13. 37. 72. 100. 132. 165. 193. Окуней = 17. 34. 51. 67. 80. 87. 96. Плотвы = 6. 35. 66. 90. 103. 125. 129. Язей = 1. 4. 9. В 1891 г. всего поймано в Гатчине на острову = 427 шт.
1894 г. Гатчина весной. Щук = 5. 11. 47. 103. 122. Окуней = 7. 34. 70. 98. 113. 127. Плотвы = 3. 10. 30. 40. 43. 46. Налимов = 2. Язей = 3. 7. 12. 17. 25.
Это будет последняя рыбалка Александра III.
Смертельный недуг - острое воспаление почек - таился в организме императора уже с 1893 года. Он не обращал внимания на признаки болезни, продолжая работать в привычном ритме, но к осени 1894 г. состояние здоровья ухудшится настолько, что по рекомендации врачей Александр III переедет в Ливадийский дворец под Ялтой.
Вечером 10 октября государь встретит невесту сына Николая принцессу Алису Гессенскую. Несмотря на тяжёлое состояние, государь наденет парадный мундир и с бодрым видом выйдет ей навстречу.
18-го числа будет отправлен в Петербург фельдъегерь с решёнными делами, а на следующий день Государь на нескольких докладах в последний раз напишет: "В Ливадии. Читал".
"Он был в полном сознании вплоть до последней минуты, разговаривал с нами и смотрел на нас, пока совершенно спокойно не заснул вечным сном у меня на руках!"
И до последнего мгновения он чувствовал рядом дыхание своей маленькой Минни...
Александр III правил страной с 1 марта 1881 по 20 октября 1894 г. - 13 лет 7 месяцев и 19 дней. За это время Россия не вела ни одной войны, поэтому народ и назвал своего царя "Миротворцем"...
Во Франции министр внутренних дел телеграфировал префекту: "Прикажите всюду спустить флаги. Русский император скончался".
В день погребения государя королева Виктория, в качестве главы английской церкви, повелела отслужить во всех храмах Англии поминальные службы.
В слове памяти императора Александра III выдающийся русский историк В.О. Ключевский скажет: "...чем торопливее рука смерти спешила закрыть его глаза, тем шире и изумлённее раскрывались глаза Европы на мировое значение этого недолгого царствования... Оказалось... что европейская цивилизация недостаточно и неосторожно обеспечила себе мирное развитие, для собственной безопасности поместилась на пороховом погребе, что горящий фитиль не раз с разных сторон приближался к этому опасному оборонительному складу и каждый раз заботливая и терпеливая рука русского Царя тихо и осторожно отводила его.
Европа призналась, что страна, которую она считала угрозой своей цивилизации, стояла и стоит на её страже, понимает, ценит и оберегает её основы не хуже её творцов; она признала Россию органически необходимой частью своего культурного состава, кровным, природным членом семьи своих народов... провожая в могилу гроб русского Царя, она впервые оплакивает в нём своего европейского государя".
За годы правления Александра III бюджет России вырос почти в 9 раз, в то время как бюджет Англии за тот же период увеличится в 2,5 раза, а Франции - в 2,6 раза.
Золотой запас России вырос с 292,1 до 649,5 миллиарда рублей.
В 1893 г. государственные доходы превысили расходы почти на 100 миллионов рублей (а в 1880 - дефицит 44,5 млн). Российский рубль станет твёрдой международной валютой.
Были проведены две крестьянские реформы - понижение выкупных платежей и отмена подушной подати. В 1880-е гг. доля России в мировом производстве пшеницы - 20%, ржи - 60%, ячменя - 30%.
Начиная с середины 1880-х гг., правительство вернулось к протекционистской политике, в то время, когда "все стояли за свободу торговли и считали, что этот закон о свободе торговли так же непреложен, как закон мироздания, систему же таможенного протекционизма считали гибелью для государства". Поэтому переход к протекционизму, встречавший столь сильное сопротивление, "мог сделать один Император и притом Император столь твёрдый... каким был Император Александр III". Тарифной политикой при Александре III будет заниматься Д.И. Менделеев, и "Менделеевский тариф" окажется настолько образцово протекционистским, что вызовет явное недовольство стран Западной Европы, особенно Германии. Но эта так называемая "таможенная война" закончится полной победой России.
Благодаря принятым мерам за 10 лет (1887-1897 гг.) промышленное производство в стране удвоилось. За 13 лет (1887-1900 гг.) производство чугуна вырастет почти в 5 раз, стали - почти в 5 раз, нефти - в 4 раза, угля - в 3,5 раза, сахара - в 2 раза. Россия выйдет на четвёртое место в мире по выплавке чугуна и пятое по производству стали.
В 1893 г. баланс внешней торговли достигнет 172.732 тыс. рублей (вывоз - 594.688, привоз 421.956), в то время как в 1880 г. он был отрицательным (вывоз - 492.084, привоз -589.776), т.е. минус 97.692 тыс. рублей
Рекордными темпами шло строительство железных дорог - их протяжённость увеличится с 21 229 вёрст до 33 165. Начинается строительство Транссиба, "который поднимет разработку богатств золотого дна России и возвысит ещё больше могущество и славу отечества".
Растёт благосостояние населения: если в 1881 г. сумма вкладов в сберегательных кассах едва достигала 10 млн рублей, то в 1894 г. она превысит 330 млн, т.е. увеличится в 33 раза...
С.Ю. Витте утверждал: "...если бы императору Александру III суждено было продолжать царствовать ещё столько лет, сколько он процарствовал, то царствование его было бы одно из самых великих царствований Российской империи..."
О времени Петра I можно судить по донесению французского посла в России Жака де Кампредона: "При малейшей демонстрации его флота, при первом движении его войск ни шведская, ни датская, ни прусская, ни польская корона не осмелятся ни сделать враждебного ему движения, ни шевельнуть с места своих войск..."
О правлении Екатерины II блестяще выскажется граф А.А. Безбородко: "...при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела".
О царствовании Александра III можно сказать знаменательной и уже ставшей крылатой фразой: "Когда Русский Царь удит рыбу, Европа может подождать".
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"