|
|
||
Материалы для статьи в журнале "КОНКУРЕНЦИЯ И РЫНОК", май 2016, N 2 (75). |
5
Юрий Дрюков
МИР МУДРЫХ КНИГ ФЛОРЕНТИЯ ПАВЛЕНКОВА
Как вспоминали современники: "Это был простой труженик, страстно любивший свое дело, преданный ему до самозабвения и положивший в это дело все свои силы, весь ум, всю жизнь. Книгоиздатель... простой книгоиздатель..."
Даже его биография будет издана в серии "Жизнь замечательных людей" только в 2006 году. А ведь именно он был основателем этой замечательной серии книг.
Павленков жил одиноко в очень скромной квартирке из двух комнат, заваленных рукописями, корректурами, экземплярами книжных тиражей, номерами газет и журналов.
"Я смотрю на дело так, что у меня нет своего капитала. Это капитал моих книг, моих изданий. Каждая вышедшая в свет и распроданная книга кормит следующую книгу. Сам же я только приказчик при моих изданиях, я получаю от них жалованья ровно столько, сколько мне нужно на мою довольно скромную жизнь".
При этом "Павленков умел работать один за десятерых и в короткое время ухитрялся заканчивать такие работы, за какими другие сидят во много раз больше, чем он. Вся канцелярия Павленкова помещалась в одной комнате, похожей на студенческую. Единственным канцеляристом был он сам... Рукописи авторские, а иногда и корректуры он правил сам, рисунки подбирал сам. И выпускал по 20-30 названий в год, а иногда и того больше. При этом еще ухитрялся следить за иностранной литературой и за русскими журналами, газетами и новинками книжного рынка". (Н.А. Рубакин)
Флорентий Фёдорович Павленков родился 8 октября 1839 года. Сначала он воспитывался в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе, затем окончил Первый кадетский корпус и Михайловскую артиллерийскую академию, где изучал физику, химию и технику артиллерийского дела.
Выйдя в 1866 году в отставку, он посвятил себя издательской деятельности.
Хотя ее начало оказалось крайне неудачным. В 1863 году, он со своим другом В.Д. Черкасовым издает пособие по основам фотографии. Друзья абсолютно уверены, что в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге за этими пособиями будут выстраиваться огромные очереди, и фотография в России тут же достигнет европейского уровня.
Павленков сам перевел с французского рецепты необходимых растворов.
И вот "Собрание формул для фотографии Е. Бертрана" в количестве 600 экземпляров, на издание которых были потрачены все их сбережения, вышло в свет.
Но реализация тиража безжалостно разрушила все их надежды - так из 120 книг, отправленных в Петербург, оказались проданными только две.
Но это нисколько не смутило Павленкова. Он задумывает уже более грандиозный, проект - издание не тоненькой брошюры, а толстенного тома "Полного курса физики" профессора А. Гано, ведь такого учебника по физике в России еще не было.
Перевод с французского друзья делаю сами, а потом пытаются найти необходимые для издания деньги, ведь кроме расходов на бумагу и печать, необходимо заплатить автору за право перевода и потратиться на выписку из Парижа клише для рисунков. Занятой тысячи рублей для всего этого явно недостаточно.
И вот тут в Павленкове раскрывается книгоиздательский талант.
Заручившись согласием на небольшой кредит в типографии, друзья открывают при ней предварительную подписку на это издание, которое решено печатать не единой книгой, а тремя выпусками, что способствовало постепенному погашения издательских расходов и такой же постепенной затраты на приобретение клише.
В предисловии к изданию Павленков информирует читателя, что в нем помещены 730 иллюстраций (политипажей), 100 практических задач, а также хромолитографический рисунок пяти спектров и статья о простых машинах. "Мы выписали из Парижа для политипажей гальванопластические клише, приготовлявшиеся под непосредственным наблюдением самого г. Гано".
1-й выпуск "Физики" появляется в начале 1864 г., последний - в мае 1866 г. Все 4000 экз. книги по цене 3 р. 50 к. будут распроданы к лету 1867 г. Это принесет уже 14 000 рублей.
Дальнейшие издание все новых и новых тиражей "Физики Гано", а к 1898 г. выйдет уже 9-е издание, позволило успешно издавать новые книги.
Но обстоятельства складываются так, что по обвинению в политической деятельности Павленков проведет в двух ссылках почти 10 лет. Но и там, не смотря на запрет, он продолжит издавать книги, делая это с помощью друзей и соратников.
В 1873 году выходит в свет его "Наглядная азбука", предназначенная для самообразования народа.
Международная педагогическая конференция 1873 года в Вене присудит "Наглядной азбуке" почетный отзыв:
""Наглядная азбука" представляет совершенно неизвестный и новый в Европе и Америке способ обучения... В интересах подрастающего поколения всех государств необходимо попытаться применить основную мысль этой азбуки к обучению грамоте и в других государствах".
В 1909 году выйдет уже 22-е издание этого пособия.
В 1881 году Павленкову будет дозволено возвратиться в Петербург и он сможет, наконец, приступить к осуществлению всех своих издательских замыслов.
Он использует системный подход к выпуску литературы, издавая, в основном, не отдельные книги, а серии книг и брошюр, а так же тематические библиотеки: "Популярно-научная библиотека", "Библиотека полезных знаний", "Популярно-юридическая библиотека".
Павленков активно привлекает к популяризаторской деятельности видных ученых, практиков и публицистов. При этом непременное требование к авторам рукописей - переводной книги или оригинальной, - они должны нести на своих страницах сведения о самых последних мировых достижениях науки и техники
"Павленков, избегал строго и специально ученых книжек, оставляя их на долю других издателей, сам же избирал именно наиболее популярные и общедоступные. В этом до самой смерти его заключалась коренная, так сказать, его деятельность".(А.М. Скабичевский).
Поиск нужной книги всегда начинался у него с поиска людей, одержимых идеей.
Преданный школьному обучению барон Н.А. Корф, который представит павленковскую азбуку на Венском конгрессе.
В. Лункевич, который напишет целую "Научно-популярную библиотеку для народа" - 40 книг по всем разделам естествознания.
"Очерки новейшей истории" И.И. Григоровича заканчивались Крымской войной. Павленков просит продлить очерки сначала до 1883 г. и добавить 45 гравировальных портретов государственных деятелей, а потом и до 1890 г.
К началу 1900 года число изданий доведено до 255, состоявших их 722 томов или отдельных книг, в том числе по литературе, истории, социологии и законоведению - 71 издание в 108 книгах, научно-популярных книг - 96 изданий в 96 книгах, для детей и юношества - 41 издание в 76 книгах, учебных руководств, пособий и справочных - 42 издания в 46 книгах, иллюстрированных библиотек (Пушкинская, Лермонтовская, сказочная, биографическая, научно-популярная для народа) - пять изданий в 396 книгах.
В январе 1887 года отмечается пятидесятилетие гибели А.С. Пушкина.
Павленков выпускает Полное собрание его сочинений сразу в одном и восьми томах по одной и той же стоимости - полтора рубля. В однотомнике давалась биография Пушкина и его портрет, гравированный известным русским художником В. Матэ.
Тираж 14 000 экземпляров раскупается мгновенно. В том же году печатается второе, а потом и третье издание. Восьмитомник увеличивается уже до 10 томов при сохранении той же цены.
В 1888 г. выпускается "Иллюстрированная Пушкинская библиотека" - 40 книжечек карманного формата. Стоимость всех - 2 руб. 74 коп. За 12 лет их будет выпущено более миллиона экземпляров.
Так же потом будут изданы произведения Лермонтова - однотомник и "Иллюстрированная Лермонтовская библиотека" - тоненькие розовые книжечки в мягких обложках с иллюстрациями художника М. Малышева. Тираж каждой - 6 100 экземпляров, цена - от 3 до 25 копеек.
Именно Флорентий Федорович создал новый тип издания - однотомник произведений классиков отечественной литературы большого формата в два столбца набора, которые пользовались большим спросом.
Павленков словно внутренне чувствовал то, что потом станет темой многих научных работ о критериях "информационной насыщенности текста и способах ее повышения".
Особый подход у него был к изданию литературы для детей. Книги остаются очень дешевыми, но, например, хрестоматия "Наш друг" была издана на глянцевой белой бумаге, с крупным шрифтом, с прекрасно исполненными рисунками и красивыми виньетками.
С декабря 1893 года начала выходить "Иллюстрированная сказочная библиотека".
На 1 ноября 1899 года в ней насчитывалось уже свыше ста книжечек ценой от 5 до 25 копеек. Это были произведения Андерсена, Перро, братьев Гримм, Гауфа, Густафсона и др. Из народных сказок, помимо русских, в библиотеку включались и сказки народов мира.
Стремясь расширить перечень книг для детского чтения, Павленков обращается к детским писателям, предлагая им пересказать популярные книги Д. Дефо, Дж. Свифта, В. Гюго, Ч. Диккенса, В. Скотта, адаптируя их для детей. Так он открыл новую отрасль отечественного книгоиздания.
Флорентий Федорович с первых дней своей издательской деятельности тяготеет к биографическому жанру. Он издает "Искры Божии. Биографические очерки" А. Остравинской; книгу А. Павлова "Биографии образцовых русских писателей", В.Острогорского "20 биографий образцовых русских писателей (для чтения юношеству)". Также выпускает перевод с французского книги А. Жоли "Психология великих людей" и с английского публичных бесед Т. Карлейля "Герои, почитание героев и героическое в истории".
"Нет великого человека, который жил бы напрасно. История мира есть лишь биографии великих людей.
Жизнь замечательных людей должна быть оценена по достоинству и верно понята, а общественному мнению следует, по возможности, примириться с нею". (Т. Карлейль)
Павленков считал, что "биографическая библиотека, Карлейль и Тард, взятые в общей совокупности, должны демонстрировать в сердцах читающей молодежи веру в человека".
Основой биографической серии становятся девяностостраничные книжечки.
Из всей плеяды замечательных людей всех времен и всех народов Павленков решил отобрать двести имен. Десять категорий: представители религии, государственные люди и народные герои, ученые, философы, филантропы и деятели народного просвещения, путешественники, изобретатели и люди широкого почина, писатели, художники, музыканты и актеры.
Первые 11 биографий вышли в свет в самом конце 1890 года - Жорж Кювье, Игнатий Лойола, Джонатан Свифт, Александр Гумбольд, Николай Гоголь, Галилео Галилей, Чарльз Дарвин, Иван Крамской, Артур Шопенгауэр, Авраам Линкольн и Карл Линней.
Над созданием серии работали 78 авторов.
Из письма Павленкова - Р. И. Сементковскому:
"С величайшим удовольствием предлагаю Вам на выбор составление следующих биографий. По иностранному отделу: 1) Рикардо, 2) Макиавелли, 3) Юлий Цезарь, 4) Меттерних, 5) Бисмарк. По русскому: 1) Александр II, 2) Канкрин, 3) Кантемир, 4) Аксаковы и 5) Милютины. Наиболее желательны вообще русские биографии, а степень желательности в каждом отделе выражается порядком их нумерации. Прежде, чем Вы вернетесь в город, я, вероятно, узнаю от Вас, какие именно биографии Вы желаете оставить за собой..."
Павленков показывал потенциальному автору перечень имен и предлагал выбрать тех, кто ему по душе. Тут же оговаривал объем очерка, оплату работы, сроки. Как можно скорее он посылал автору с нарочным или по почте книги и журналы с материалами для составления биографии. Находил нужный портрет и отсылал граверу для изготовления политипажа. А в одной из типографий уже печаталась обложка только что заказанной биографии с именем автора.
Как когда-то "Жизнеописания" Плутарха и в античную эпоху, и в новое время были излюбленным чтение образованных людей, так теперь зачитывались этими биографиями.
"В данном случае на поддержку "Русской мысли" я имею право рассчитывать уже потому, что ни одна иностранная литература не имеет такой биографической серии, какая задумана мною - ни по ее разнородному составу, ни по размерам... Есть много специализированных серий (писатели, государственные люди, художники и т.д.), но библиотека, в которую входили бы представители по всем отраслям человеческой деятельности, появится в первый раз только на русском языке... Появится, если мне удастся довести задуманное дело до конца, а довести его до конца я буду иметь возможность лишь в том случае, если меня поддержит публика и печать. О значении для нас в данное время биографий, как общественно-воспитательного элемента, я не говорю... Это всякий понимает или, по меньшей мере, чувствует".
"Должны же обратить какое-нибудь внимание, а то просто обидно. Литература без капли успеха - каша без масла".
Он издает биографию Льва Толстого, когда писателя отлучили от церкви.
Он издает биографию Кромвеля.
"При двадцатикопеечной цене брошюра представляется неудобною к обращению... Дело в том, что содержанием ее служит изложение борьбы королевской власти с народом. Кромвель же, стоявший во главе противодействия власти, - докладывал цензор, - превозносится автором как великий человек, совмещавший в своей деятельности все эти элементы, которыми определяется понятие о величии".
Главное управление по делам печати, твердо убеждено, что "популяризация народного противодействия королевской власти в брошюре в 96 страниц, предназначенной к широкому распространению в массы публики, представляется... неудобною".
И все-такт 200 биографий будут напечатаны. 60 - представители нашего отечества, 140 - иностранцы. Некоторые из них и по сей день не удостоились у нас более обширного жизнеописания, а "прописаны" только в тоненьких книжечках павленковской "ЖЗЛ" и по сей день, остаются уникальными. К примеру, Егор Францевич Канкрин, о котором см. статьи в "КИР" Љ 1 и 2.
Выпуская книги, Флорентий Фёдорович всячески добивался их удешевления.
"Всякая пятачковая надбавка на всякий экземпляр книги, - говорил он, - сущее преступление против читателя-покупателя". "Удешевлённое издание" - так и писалось на обложках и титульных листах этих изданий. Но это были очень мудрые книги, а потому и в магазинах, и в библиотеках часто можно было услышать: "А у вас имеются издания Павленкова?" Спрашивали не по их названиям книг, а по имени издателя.
Последним крупным проектом Павленкова станет "Энциклопедический словотолкователь".
Работа над ним продолжалась в течение двух десятилетий. Сигнальный экземпляр Павленков получит перед самой кончиной - Энциклопедический словарь издателя Ф. Павленкова: с 2224 политипажами, в том числе 813 портретов и 37 географических карт, гравированных в Париже. Цена словаря - 3 рубля.
"До появления этого словаря не было на русском языке никакого ему равного и ценного. Он явился как бы маленькой народной энциклопедией...".(Н.А. Рубакин)
Семь изданий выдержал павленковский словарь до 1923 года, общий их тираж приближался к ста шестидесяти тысячам экземпляров.
В 80-90-х гг. XIX века издательство Павленкова стало одним из крупнейших в России. При этом по части тиража, и дешевизны выпускавшихся книг конкурировать с ним не мог в то время ни один издатель России. Им был создан особый, "павленковский тип" изданий - небольшой формат, многочисленные иллюстрации, качественная полиграфия, низкая цена.
Всего издательство Ф. Ф. Павленкова выпустило в свет более 750 наименований книг тиражом более 3,5 миллионов экземпляров. Общая стоимость этих изданий по номинальным ценам определялась суммой 804 628 рублей.
В соответствии с завещанием Павленкова на душеприказчиков официально возлагалась обязанность продолжить панленковское издательское дело с тем, чтобы по мере реализации от продажи изданий соответствующих денежных средств, независимо от некоторых личных назначений: "1) было бы постепенно открыто в наиболее бедных местах (деревнях, поселках и проч.) две тысячи народных читален, стоимостью каждая по пятьдесят рублей, а всего, следовательно, на сто тысяч рублей; 2) обществу для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературному фонду) было бы выплачиваемо по пять тысяч рублей в течение шести лет, а всего тридцать тысяч рублей, считая срок с 1 января будущего года и при условии пользования лишь процентами, оставляя самый капитал неприкосновенным; 3) Союзу взаимопомощи русских писателей на тех же основаниях должно было быть выдано пять тысяч рублей по тысяче рублей в год в течение пяти лет..."
Благодаря этому человеку "по всему пространству России от Белого моря и от Западного Буга до Великого океана" откроется более 2000 бесплатных народных библиотек, которые будут носить его имя.
В 1996 под эгидой ЮНЕСКО создается общественная организация под названием "Содружество павленковских библиотек", объединяющая библиотеки, открытые на средства Павленкова.
Сегодня в рядах Содружества 414 библиотек.
Павленковская серия "ЖЗЛ" выходила с 1890 по 1915 годы.
Возобновлена она была в 1933 году, а с 1938 года эта серия стала издаваться "Молодой гвардией".
В 2001 году было принято решение при отсчёте количества выпусков присоединить к уже вышедшим 799 выпускам "горьковской" серии 200 "павленковских" и присваивать им двойные номера.
Книга о Ф.Ф. Павленкове, вышедшая в 2006 и переизданная в 2008 году - это вып. (1200 (1000)) и 1340 (1140)).
Использованная литература
Горбунов Ю.А. Флорентий Павленков, его жизнь и издательская деятельность: Биогр. очерк. - Челябинск: "Урал LTD", 1999.
Десятерик В.И. Павленков. - М.: Молодая гвардия, 2006. - (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.: Вып. 1200 (1000)).
Рассудовская Н. М. Издатель Ф. Ф. Павленков (1839-1900): Очерк жизни и деятельности. - М.: Издательство Всесоюзной книжной палаты, 1960. - (Деятели книги).
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"