Дроганов Виктор Иванович : другие произведения.

Строим демократическое общество

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сущность демократии определяется не голосованием, а диалогом, переговорами, обоюдным уважением и взаимопониманием. И выросшим отсюда пониманием интересов целого. И если мы действительно хотим построить демократическое общество, то, формирование личности умеющей и желающей вести конструктивный диалог, должно стать приоритетной целью воспитательного процесса.

  
  my Концепция и основные положения 'Программы воспитания личности умеющей и желающей вести конструктивный диалог'
  
  Демократия создается
  не политикой, а педагогикой.
   Халь Кок.
  
   Когда двое, трое или более - может быть, целый народ - должны принять решение о будущем или установить законы об их взаимоотношениях, можно быть более или менее уверенным, что возникнут разногласия. Люди и судить будут по-разному, и желания иметь различные. Однако, решение принимать надо, закон должен быть выработан. В общем и целом, есть только два пути в поисках выхода.
   Первый путь: можно драться за свою правоту, и это будет означать, что восторжествует воля более сильного.
   Второй путь: можно добиваться нужного результата путем убеждения.
   Голосование является важным критерием демократии, но его не надо переоценивать, по той простой причине, что дела тут решаются с помощью драки. Правда, дерутся только бюллетенями, но это не меняет дела.
   Сущность демократии определяется не голосованием, а диалогом, переговорами, обоюдным уважением и взаимопониманием. И выросшим отсюда пониманием интересов целого.
   И если мы действительно хотим построить демократическое общество, то, формирование личности умеющей и желающей вести конструктивный диалог, должно стать приоритетной целью воспитательного процесса.
  Для решения данной задачи, предлагается применить метод психотерапевтической коррекции межличностных отношений.
  Воспитательный процесс, согласно психотерапевтической коррекции, представляет собой систему мероприятий, состоящую из трех компонентов: соответственно трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия: когнитивного (информационного), аффективного (эмоционального), конативного (поведенческого).
  Задачей первого, когнитивного компонента, является ликвидация дефицита информации путем последовательного и планомерного повышения уровня знаний, осведомленности учащихся в вопросах общения, формирования личности и межличностных отношений; создание поведенческой модели; формирование установок.
  Практически, это изучение микросоциологии, этики, психологии, логики, социологии и других наук о человеке. Но изучать их надо не каждую в отдельности, а в виде единого курса, который можно назвать 'Человековедение'. Особое значение на данном этапе придаётся изучению структуры и законов (морали) малых социальных групп.
  Второй компонент - аффективный. На этом этапе учат управлять своими эмоциями, обучают навыкам эмпатической терапии, раскрывают связь между эмоциями и поведением.
  Задача третьего конативного компонента - оптимизация межличностных отношений и поведенческих реакций путем обучения правильному поведению.
  Конативный компонент состоит из 6-ти этапов:
   диагностический;
   информационно-разъяснительный, цель которого ответить на вопросы: 'Почему мы такие, какие есть?', 'Почему мы поступаем так, а не иначе?', 'Что необходимо сделать, чтобы межличностные отношения в малой социальной группе были построены, преимущественно, на принципах равноправного сотрудничества?';
   этап психологической аверсии. Его задачей является выработка негативного отношения к своему поведению (авторитарно-конфликтным отношениям);
   реконструктивный. Его цель - формирование новых установок, и в первую очередь, на равноправное сотрудничество;
   коммуникационный тренинг. Он направлен на формирование навыков общения, навыков решения проблем, на формирование межличностных отношений;
   планирование деятельности. На этом этапе учащиеся планируют свою деятельность, заключают договора между классом и преподавателем. К составлению договора приступают только после того, как все члены группы овладеют навыками ведения конструктивного диалога. Договор составляется согласно функциям группы и оформляется в виде письменного соглашения.
  Разрабатывать программы воспитания предлагается в два этапа. На первом - разрабатываются три вида примерных программ:
   идеальная программа;
   программа сегодняшнего дня;
   перспективные программы.
  Каждая программа мультидисциплинарна и строится в виде единого курса. В идеальную программу входит то, что мы хотели бы дать учащимся в идеале; в программу сегодняшнего дня - то, что мы можем дать сегодня, используя только внутренние резервы учебного заведения, без дополнительного финансирования; перспективная программа включает те знания, что мы можем дать учащимся в недалеком будущем. Второй и третий вид программ разрабатывается на базе идеальной программы с учетом возраста учащихся, типа учебного учреждения, а для высшей школы - для каждого факультета отдельно.
  Механизм реализации программы воспитания предусматривает проведение следующих мероприятий:
   введение во всех учебных заведениях предмета 'Диалог' включающий в себя теорию и практику (тренинг);
   организация для преподавателей тренинга по формированию навыков ведения конструктивного диалога;
   разрботка и издание методической литературы ( в первую очередь - инструкций по ведению диалога).
  После разработки примерных программ приступают к составлению рабочих программ.
  На первом этапе воспитательный процесс должен быть направлен на решение двух задач:
   формирование личности, умеющей и желающей искать решение проблемы методом конструктивного диалога;
   формирование зрелой личности. Зрелая личность - это личность знающая структуру малых социальных групп, законы (мораль) действующие в них и осознано строящей свое поведение.
  Для решения данных задач, предлагается следующая Программа воспитательного процесса.
  I . Когнитивный (информационный) компонент.
   Цель и смысл жизни.
   Тезис, аргумент, демонстрация. Гипотеза, теория, истина. Спор. Классификация спора. Конструктивный и неконструктивный спор.
   Типы малых социальных групп (авторитарная, конфликтная, эгалитарная).
   Мораль, по которой мы живем (ищем решение проблемы методом неконструктивного диалога и т. д.).
   Мораль, по которой мы хотели бы жить (ищем решение проблемы методом конструктивного диалога и т. д.).
   Почему мы не решаем проблемы методом конструктивного диалога? Вопрос рассматривается с позиций:
  а) межличностных отношений;
  б) морали (законов) малой социальной группы (авторитарной, конфликтной, эгалитарной);
  в) потребностей;
  г) теорий воспитания;
  д.) и других гипотез.
   Что необходимо сделать, чтобы мы решали проблемы методом конструктивного диалога?
  II . Аффективный (эмоциональный) компонент.
   Эмоции и их функции.
   Обучают неагрессивно высказывать свое мнение.
   Обучают самоконтролю.
  III. Конативный (поведенческий) компонент.
   Формирование навыков поиска решения проблем (задач, вопросов) методом конструктивного моноспора. Тренинг осуществляется в школе на школьных уроках и дома при усвоении учебного материала. Для решения данной задачи предлагается излагать учебный материал в виде конструктивного моноспора между различными точками зрения по алгоритму: тезис, демонстрация, опровержение тезиса, опровержение аргументов, опровержение демонстрации, результат (тезис доказан, тезис не доказан, тезис является гипотезой, тезис является теорией).
   Формирование навыков поиска решения проблем методом конструктивного диалога:
  а) на классных часах во время решения различных проблем, стоящих перед классом;
  б) во время оказания психологической помощи учащимся при возникновении конфликтов между учащимися, учащимися и педагогами, детьми и родителями;
  в) во время проведения коммуникационного тренинга.
  
  Список основной литературы
  Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Перевод с анг. - СПб.6 Лениздат, 1992. - 400 с.
  Голод С. И.. Семья и брак. 1998 г.
  Гуревич П.С. Куда идешь человек. Журнал: 'Знак вопроса'. 1991 г. ? 7.
  Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения у старшеклассников.- М.: Педагогика, 1988, - 136 с.
  Воронин Л.Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология. М.: Просвещение, 1977 - 224 с.
  Дайна Хаппер. Психология критического мышления. http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/education/supporting/2.1.html')
  Десев Любен. Психология малых групп. - М.: Прогресс, 1979 - 208 с.
  Дроганов В.И. Концепция и основные положения 'Программы воспитания по подготовке школьников и студентов к семейной жизни' : Материалы научно-практической конференции (март 2003г.)/ - Тирасполь: Издательство Приднестровского университета, 2005 - с.34-38.
  Дроганов В.И.Эволюция живой материи с позиции детерминизма и теории вероятностей.Ххiii Любищевские чтения. Современные проблемы эволюции. Ульяновск: Улгпу, 2009. С.102 -111
  Дроганов В.И. Витальные потребности и средства выживания. ХХV Любищевские чтения. Современные проблемы эволюции. Ульяновск: Улгпу, 2011.
  Дроганов В.И. Как вести конструктивный спор? ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ 'ЭЙДОС' 2008/0821-2
  Добрович А. Б.. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М. : Просвещение, 1987
  Дубинин Н.П. Биологические и социальные факторы в развитии человека Вопросы философии, 1977
  Дубинин Н.П.Генетика и будущее человечества. 1971 г.
  Иващенко Ф. И. Психология воспитания школьников. 1996 г.
  Кагерманьян В.С. Примерная программа воспитания социально активной личности студента. Научно-исследовательский институт высшего образования. Научный руководитель проекта: Москва 2002 г.
  Коган Л. Н.. Цель и смысл жизни человека. 1984 г.
  Козырев Т. И. Введение в конфликтологию. 2000 г.
   Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.- М. : Медицина, 1991. -336
  Кришталь В.В Агишева Н.К. Психодиагностика и психотерапевтическая коррекция сексуальных дисгармоний супружеской пары. - М.: 1985, - 102 с.
  Кришталь В.В.Нарушение сексуального здоровья при неврозах и психопатиях.Сочи. - 1988. -120 с.
  Павлова Л.Г.. Спор, дискуссия, полемика. М.: Просвещение, 1991.- 127 с.
  Петров Ю.А. Азбука логического мышления. Москва МГУ 1991 г. 104 с.
  Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, - 1990. - 192 с.
  Овчарова Р. В. . Справочная книга школьного психолога. 1996.
  Сатир В.. Как строить себя и свою семью: Пер. с агл. - М. Педагогика пресс. 1992 . - 192с.
  Секреты умелого руководителя. Составил И.В. Липсиц.-М.: Экономика, 1991 г. -320 с.
  Сергеев В.М. Демократия как переговорный процесс / В. М. Сергеев ; Моск. обществ. науч. фонд. - М., 1999. - 146 с. - (Научные доклады ; 98). - ISBN 5-89554-136-4.
   Халь Кок .Что такое демократия? ; перевод с датского Л. Вайль, Издательство Систайм, 1993г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"