Дроганов Виктор Иванович : другие произведения.

Потребности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    CLASSIFICATION OF VITAL NEEDS AND MEANS FOR SURVIVAL Keywords: classification of needs, biospheres function, activity Annotation: We introduce a new classification of vital needs and means for survival in this article, with activity in the foundation of our classification. We show that activity of an organism is directed not only towards finding and forming means for survival, but also towards finding and forming means for survival/ of Earth"s living matter in general, both on the Earth and in the Universe. Аннотация. . В статье изложена новая классификация витальных потребностей и средств выживания. В основу классификации положена деятельность. Выявлено, что деятельность организмов направлена не только на поиск и формирование средств выживания организма и вида, но еще и на поиск и формирование средств выживания живой материи Земли на Земле и во Вселенной.

  
  
  
  
  
  УДК 573
  КЛАССИФИКАЦИЯ ВИТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СРЕДСТВ ВЫЖИВАНИЯ
  No 2011
  В.И. Дроганов, врач, семейный психотерапевт
  Тираспольский Центр амбулаторной поликлинической помощи,
  поликлиника ? 3.(Молдова)
  
  Ключевые слова: классификация потребностей; биосферная функция; деятельность.
  Аннотация. В статье изложена новая классификация витальных потребностей и средств выживания. В основу классификации положена деятельность. Выявлено, что деятельность организмов направлена не только на поиск и формирование средств выживания организма и вида, но еще и на поиск и формирование средств выживания живой материи Земли на Земле и во Вселенной.
  Введение. Перед мировым сообществом в целом и перед Россией в частности стоит проблема разработать эффективную программу воспитания. Все программы воспитания делятся на две группы: программы, в основу которых положены религиозные ценности и программы, в основу которых положены научные знания. Россия пока не определилась с приоритетом, поэтому отказалась от разработки государственных программ воспитания. Но, такое положение продолжаться до бесконечности не может и рано или поздно Министерство образования вынуждено будет приступить к разработке целостной государственной программы воспитания. Вероятнее всего, в основу воспитания будут положены научные знания.
  Что бы разработать эффективную программу воспитания необходимо понять поведение человека, найти причину, почему человек поступает так, а не иначе. Причину можно выявить, только изучив деятельность организмов с момента появления жизни на Земле до настоящего времени. Изучая деятельность, исследователи выяснили, что у всех организмов растительного и животного мира, включая человека, существует деятельность, направленная на удовлетворение витальных потребностей. Зная (причину) витальные потребности, можно предсказать деятельность организмов. Изучив направление деятельности организма, можно выяснить потребность, на удовлетворение которой направлена деятельность. (Организм деятельность  средство выживания потребность). Если мы действительно хотим разработать эффективную программу воспитания, изучению витальных потребностей научное сообщество должно уделить особое внимание. Значительную помощь в разработке программ воспитания может оказать классификация витальных потребностей и средств выживания. К сожалению, существующие классификации витальных потребностей имеют существенный недостаток - в них не отражены два важнейших направления деятельности организмов. Поэтому, пришлось создать еще одну классификацию потребностей.
  В предложенной классификации все витальные потребности разделены на четыре класса. Первые два класса составляют потребности, которые выделены во всех предыдущих классификациях:
   Потребности организма. Потребности, удовлетворение которых приводит к сохранению организма.
   Потребности вида. Потребности, удовлетворение которых приводит к сохранению вида.
  Вторые два класса потребностей являются новыми:
   Потребности биосферы. Потребности, удовлетворение которых приведет к сохранению биосферы (живой материи Земли на Земле).
   Потребности живой материи. Потребности, удовлетворение которых приведет к сохранению живой материи Земли во Вселенной.
  Данную классификацию потребностей можно использовать не только в разработке программ воспитания человека, но и для разработки программ направленных на развитие биосферных и других функций организма всех остальных видов живой материи.
  В основу классификации положена деятельность. Под деятельностью, в данном, случае подразумеваются все виды деятельности организма.
  На сегодняшний день считается доказанными три направления деятельности организма:
   деятельность, направленная на поиск и формирование средств выживания организма;
   деятельность, направленная на поиск и формирование средств выживания вида;
   деятельность, направленная на поиск и формирование средств выживания биосферы (живой материи Земли на Земле).
  Первые два направления деятельности психологами, этологами, а так же врачами изучены, относительно, хорошо. Деятельность, же направленная на сохранение биосферы, так называемая биосферная функция организмов изучена недостаточно. Но, сегодня, ученые всего мира, особенно экологи, изучению биосферной функции уделяют большое внимание. Изучая биосферную деятельность организмов, исследователи пришли к выводу, что биосферная деятельность организмов согласована и направлена на поддержание гомеостаза биосферы, а в целом, на сохранение живой материи Земли на Земле(см.сноску) как единого целого многовидового организма.
  Кроме доказанных направлений деятельности, мною высказано предположение, что деятельность еще направлена на сохранение живой материи Земли в Космосе. Данное предположение основано на гипотезе биогенеза.
  Согласно аксиоматическим гипотезам, существует, всего два возможных научных варианта эволюции живой материи от момента ее появления на Земле до гибели нашей Галактики:
   а) абиотический - детерминированный физико-химическим взаимодействием (теория Дарвина, синтетическая эволюция);
   б) биотический - детерминированный биологическим взаимодействием генетически.
   В основу абиотических теорий положены три аксиомы-постулата: живая материя на Земле произошла из неживой материи методом самозарождения; неживая материя вечна; живая материя смертна (с гибелью Солнечной системы или с гибелью Галактики погибает и вся живая материя.)
   В основу биотических теорий положены три аксиомы-постулата: всё живое из живого; неживая материя вечна; живая материя вечна ( Если мы признаем аксиому 'неживая материя вечна', то мы должны признать и аксиому ' живая материя вечна'. 'Жизнь вечна постольку - поскольку вечен Космос, и передавалась всегда биогенезом' - писал В.И.Вернадский. Аксенов Г. Вернадский. С. 285.)
  Если действительно гипотеза биогенеза является истиной, то, деятельность живой материи должна быть направлена на поиск и формирование средств выживания живой материи Земли в Космосе.
  К средствам, обеспечивающим выживания живой материи Земли в Космосе, относятся: 'зародыши жизни', планеты пригодные для жизни, средства доставки 'зародышей жизни' на планеты пригодные для жизни.
  В том, что деятельность организмов направлена на поиск и формирования таких средств, сомнений не вызывает (осуществляется поиск планет пригодных для жизни, осуществляется поиск микроорганизмов способных исполнить роль 'зародышей жизни', строятся космические корабли). Вопрос только в том, приведет ли данная деятельность к желаемому результату. К сожалению, уровень сегодняшней науки не позволяет дать
  достоверный ответ на этот вопрос. Но, вероятность в положительном ответе высока.
  В частности, уже сегодня существуют средства доставки 'зародышей жизни' за пределы Солнечной системы ('Вояджер 1' стартовал 5 сентября 1977 года). Но, если человечество через 20 лет после запуска первого спутника создало летательный аппарат способный покинуть пределы Солнечной системы, то, естественно, за 5 млрд. лет создать средство позволяющее доставить зародыши жизни на планеты нашей Галактики и даже за ее пределы, для землян не составит большого труда.
  Учитывая, что деятельность организмов живой материи Земли направлена на сохранение собственной жизни, на сохранение своего вида, на сохранение живой материи Земли на Земле, на сохранение живой материи Земли во Вселенной, то, и средства выживания и витальные потребности так же разделим на аналогичные 4 класса.
  
  КЛАССИФИКАЦИЯ ВИТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СРЕДСТВ ВЫЖИВАНИЯ
  
  1. Средства, обеспечивающие выживание организма (одноклеточного, многоклеточного).
  2. Средства, обеспечивающие выживание вида.
  3. Средства, обеспечивающие выживание живой материи Земли на Земле.
  4. Средства, обеспечивающие выживание живой материи Земли во Вселенной.
  Кроме того, средства выживания делятся на материальные, социальные и чувственные (эмоции), конечные и промежуточные, врожденные и приобретенные в течение жизни, средства выживания находящиеся в организме, средства выживания находящиеся вне организма.
  Средства, обеспечивающие выживания одноклеточных организмов
  Конечные средства, обеспечивающие выживание одноклеточного организма:
   строительный материал (органические и неорганические вещества);
   энергия (солнце, неорганические вещества, органические вещества).
  Промежуточные средства, обеспечивающие выживание одноклеточного организма:
  Неорганические:
   микросреда, т.е. окружающая организм среда пригодная для жизни (физико-химические характеристики среды);
   макросреда, в которой есть участки микросреды пригодной для жизни организма, или участки макросреды, из которой можно создать микросреду пригодную для жизни организма.
   Органические:
   органы и системы организма, использующие внешнюю энергию для нужд организма;
   органы и системы организма, использующие строительный материал на построение своего организма и дочерних организмов;
   средства поиска микросреды, средства создания микросреды, средства создания макросреды пригодной для жизни.
   Конечные средства, обеспечивающие выживание одноклеточного вида
   генетические программы размножения;
   средства размножения.
  Промежуточные средства, обеспечивающие выживание одноклеточного вида.
   генетические программы, обеспечивающие выживание организма до состояния (возраста) размножения.
  Средства, обеспечивающие выживания многоклеточных видов
  Многоклеточный организм является колонией клеток двух фенотипов.
  Первый фенотип бессмертный, т.е. фенотип одноклеточных организмов. К бессмертному фенотипу относятся клетки, которые в организме делятся до бесконечности. (Зооиды вольвокса, стволовые клетки, клетки меристемы. Так как эти клетки делятся до бесконечности, т.е. они, по сути, являются одноклеточными организмами).
  Второй фенотип смертный (соматический). К смертному фенотипу относятся соматические клетки, которые делаться только определенное количество раз, а потом погибают.
  Задача соматического фенотипа создать микросреду для клеток бессмертного фенотипа, в которой они в состоянии делиться до бесконечности.
  Генотип обоих фенотипов идентичен. А не делятся соматические клетки до бесконечности, по причине блокировки генов ' бессмертия'. Механизм блокировки работает столько времени, сколько требуется для воспроизводства такого количества потомства, которого было бы достаточно для сохранения данного вида в окружающей среде.
   Средством выживания многоклеточных видов являются бессмертные клетки.
   Средством выживания бессмертных клеток является микросреда, созданная соматическими клетками.
   Средство, осуществляющее трансформацию бессмертной клетки в смертную, является вещество, блокирующее гены бессмертия.
  Средства, обеспечивающие выживания видов живущих сообществами
  Конечные средства
   генетическая программа размножения;
   средства размножения.
  Промежуточные средства
  Эмоции.
  Эмоции относятся к промежуточным средствам выживания. Они включают (выключают) те, или иные программы выживания, а так же являются наградой (наказанием) за удовлетворение (неудовлетворение) той или иной потребности.
  Материальные:
  а) органы и системы организма;
  б) микросреда;
  в) макросреда.
  Социальные
  А) Сообщества:
   семья;
   стадо;
   племя.
  Б) Поведение.
  Программы поведения:
   программа начальника;
   программа подчиненного;
  Межличностные отношения:
   авторитарные (на принципах неравноправного сотрудничества);
   конфликтные.
  Поиск решение проблемы:
   конструктивный моноспор;
  неконструктивный диалог, неконструктивный полиспор.
  Средства, обеспечивающие выживание живой материи Земли на Земле
  Конечные:
   Макросреда пригодная для жизни живой материи.
  Промежуточные:
   Виды организмов, формирующие среду пригодную для жизни живой материи.
   Программы эволюции направленные на создание новых видов организмов способных обеспечить выживание живой материи на Земле.
  Средства, обеспечивающие выживания живой материи Земли в Космосе
  Конечные:
   'зародыши жизни';
   планета пригодная для жизни;
   средства доставки 'зародышей жизни' на планеты пригодные для жизни.
  Промежуточные.
  Материальные:
   неорганическая материя, из которой можно создать транспортное средство способное долететь до планет других Галактик;
   разумные виды (органическая материя) способные создать такое средство;
   программы эволюции направленные на создание видов способных обеспечить выживание живой материи в Космосе (видов способных доставить 'зародыши жизни' на планеты других Галактик).
  Социальные средства, с помощью которых разумный вид обеспечивает выживание живой материи в Космосе.
  Сообщества:
   эгалитарная малая социальная группа.
  Поведение:
   программа демократа (на равных).
  Межличностные отношения:
   эгалитарные (на принципах равноправного сотрудничества) межличностные отношения (если не у вида в целом, то у его части).
  Поиск решение проблемы:
   умение искать решение проблемы методом конструктивного диалога, конструктивного полиспора (если не у вида в целом, то у его части);
  Средства передачи, поиска, хранения знаний:
   письменность;
   наука.
  Заключение. Естественно, изложенная выше классификация потребностей и средств выживания не является полной. Но, данная классификация позволяет любое изучаемое средство отнести к одному из 4 классов средств выживания и тем самым предсказать и объяснить реакцию организма, вида, живой материи в целом на отсутствие или присутствие этого средства.
  Что бы определить, к какому классу относиться средство выживания, необходимо мысленно убрать это средство и предположить, что будет с организмом, видом, живой материей.
  Пример 1. Авторитарные отношения. Авторитарные отношения построены на принципах неравноправного сотрудничества (начальник - подчиненный). Если убрать эти отношения, то ни один вид, живущий сообществами, не сможет выжить. Следовательно, авторитарные отношения являются средством выживания видов живущих сообществами.
  Пример 2. Социальное средство - семья. Большинство классификаций, не относит семью к витальным потребностям. Действительно, организм из вида животных ведущих семейный образ жизни может выжить какое-то время вне семьи. Но, не один вид, ведущий семейный образ жизни не сможет вырастить и воспитать потомство без такого средства как семья. Поэтому семья является витальной потребностью и относится к средствам выживания вида.
  Пример 3 . Космический корабль. Человеческому виду в целом и индивидууму в частности для выживания на Земле космический корабль не нужен. Но, без космического корабля невозможно доставить зародыши жизни на планеты других галактик. Т.е. космический корабль является средством выживания живой материи в Космосе.
  Пример 4. Конструктивный диалог, эгалитарные межличностные отношения, эгалитарная малая социальная группа.
  Почему эти средства так редко встречаются в человеческом обществе?
  Дело в том, человечество жило без этих средств со дня своего существования, и могло бы прожить до гибели солнечной системы, т.е. для человека и для человечества они не являются средствами выживания. Но, построить космический корабль способный доставить зародыши жизни на планеты других галактик без этих средств невозможно. Поэтому данные средства относятся к средствам выживания живой материи Земли в Космосе.
  А редко встречаются потому что, для того чтобы построить космический корабль, нет нужды формировать эти средства у всего человечества.
  
  Литература
  
  Л. Аксенов Г. Вернадский. М., 2001. С. 325.
  С. Берг. Номогенез, или эволюция на основе закономерностей. Петроград: Гос. издательство, 1922. 319 с.
   Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере.// Ноосфера. 1996. ?1. с.42.
  Грант В., 1991. Эволюционный процесс. М.: Мир. 488 с.
  Дроганов В.И.Эволюция живой материи с позиции детерминизма и теории вероятностей.Ххiii Любищевские чтения. Современные проблемы эволюции. Ульяновск: Улгпу, 2009. С.102 -11
  Дубнищева Т.Я.Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов / Татьяна М.: Издательский центр 'Академия', 2006. - 608 с.
  Заварзин Г.А. Становление биосферы. Вестник Российской Академии наук.том 71, ? 11, с. 988-1001 (2001)
  Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Academia, 2001. 432 с.
  Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 1996. - с. 71. 3-20
  Лебедев С.А., Кудрявцев И.К.. Детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. ?6. 2005.
  Левонтин Р., 1978. Генетические основы эволюции. М.: Мир. 351 с. Леонтьев А. Н.Потребности, мотивы и эмоции"М., 1971
  Левченко В.Ф. Эволюция биосферы до и после появления человека. Санкт-Петербург 2003г
  Любищев А.А. К классификации эволюционных теорий // Проблемы
  Маслоу А.Х. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982;
  Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. Учебное пособие. М.: Ком Книга, 2005. 520 с.
  Нигматуллин Ч.М. (2005) Целеполагание основных биологических систем - организм, популяция, сообщество и биосфера // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Биология. Вып. 1 (9). С. 142-153.
  Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972;
  Попов И.Ю.Концепции направленной эволюции (ортогенез). В тени дарвинизма. Альтернативные теории эволюции в ХХ веке. СПб: Ясный день, 2003. С. 26-49
  Розенберг Г.С. К построению системы концепций современной экологии // Журн. общ. биол. - 1991. - T. 52, ? 3. - C. 422-440.
  Розенберг Г.С. О структуре учения о биосфере.//Междисциплинарный научный журнал и прикладной журнал 'Биосфера', т.?1 2009.
   Савинов А.Б. Проблемы новой эволюционной парадигмы. ХХI Любищевские чтения.
  Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.
  Человек и его потребности. Учебное пособие. / Под ред. Оганяна К. М. Спб.: Изд-во СПбТИС, 1997. - с. 70
  Фролов Ю.П.Жизненные стимулы биосистем. Вестник СамГу 2009 ?2 стр. 167.
  Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008.
  
   сноска 'В разделe I была рассмотрена панбиосферная парадигма. В соответствии с ней все живое на планете взаимосвязано и подразделяется по принципу разделения функций на те или иные функциональные биосистемы различных уровней, начиная от организмов (одноклеточных и многоклеточных, состоящих из относительно суверенных клеток) до экосистем различных рангов и биосферы. При этом биосистемы более низких уровней биологической организации (например, организмы) являются подсистемами для биосистем высоких уровней (отдельных экосистем и биосферы). Важным следствием упомянутой парадигмы является то, что биологическая эволюция должна рассматриваться в этом же контексте, то есть как необходимый компонент панбиосферного процесса, направленного на сохранение жизни на планете'. Левченко В.Ф. Эволюция биосферы до и после появления человека. Санкт-Петербург, 2003г
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"