Дубовик Валентин : другие произведения.

Социальная значимость поэзии В.С.Высоцкого

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.52*6  Ваша оценка:

  Владимира Высоцкого трудно "описывать", потому что это был не просто выдающийся поэт, не просто поющий поэт, не просто композитор. И не просто профессиональный актёр. Он не только играл роли в кино или на сцене театра, он проживал их от начала до конца на каком-то крайнем духовном натяжении. "Я хочу самовыразиться в роли, - говорил Высоцкий, - прожить, как в последний раз..."
   Высоцкий принадлежал к самой молодой когорте "шестидесятников": в 1956 году он окончил школу, поступил в институт. "Родители хотели, - рассказывал поэт, - чтобы я стал нормальным советским инженером, и я поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Но потом почувствовал, что мне это ... словом, невмоготу, и однажды залил тушью чертеж, в шестой раз переделанный, и сказал своему другу, что с завтрашнего дня больше в институт не хожу..." Затем он учился в Школе-студии МХАТ. Искал себя, своё место в жизни.
   Первые песни он писал и исполнял только для узкого круга друзей. Песни в основном были шуточными по форме (хотя по содержанию очень серьёзными), многими воспринимались как блатные. "Эти песни , - вспоминал Владимир Семенович , - принесли мне большую пользу в смысле поиска формы , поиска простого удачного слова, строчки... И простоту этих песен я постарался протащить через все времена и оставить её в песнях, на которых носит более сильная, серьёзная нагрузка ".
   Понять социальную значимость поэзии В.Высоцкого, его роль в формировании нравственной атмосферы общества невозможно, не зная особенностей периода 60-70-х годов.
   Три темы стали, на мой взгляд, основными в гражданской поэзии поэта: Великая Отечественная война, репрессии периода культа личности Сталина и тупость бюрократизма. Во всех трёх на первый план вышли проблемы нравственности, - это и определило значение его творчества.
   Говорят, каждое время рождает своих героев. Я думаю это правильно. Высоцкий явился одним из них.
   Он оказался в самой гуще социальных изменений. Вся творческая жизнь поэта от начала до конца прошла в рамках социального переворота. 18- летним выпускником средней школы он увидел его начало, а 40-летним, на краю смерти, застал его конец (застой и предкризисное состояние общества) . Можно сказать, что В.Высоцкий стал зеркалом нашей социальной действительности. Понятно, что для этого ему надлежало самоопределиться в мире нравственных ценностей. И он сделал это очень достойно.
   Высоцкий никогда не позировал, никогда не старался " подгадать", он просто на свой манер, своим голосом рассказывал одну правдивую житейскую историю за другой. О том, что происходит и почему так получается.
   В поэзии Высоцкого, как в зеркале, отразилась вся жизнь поколения 60-80 годов. Социальный - значит, относящийся к жизни. Высоцкий хотел, чтобы в его стихах отразилось время нервное, бешеное, его ритм и темп. Писал он правдиво и обо всем. Герои стихов Высоцкого настолько типичны, что его часто отождествляли с ними.
   В песнях В.С.Высоцкого - дань беспримерному подвигу советского воина (c любыми погонами на плечах - от солдатских до маршальских), земной поклон тяжкой солдатской страде и сострадание к нашим солдатам, оказавшимся в фашистском плену. Не перебежчикам, не трусам, а попавшим в плен при поражениях наших войск, а также "загремевшим" в штрафные батальоны смертников.
   Среди военных образов у Высоцкого есть один поистине гениальный. В песне "Мы вращаем землю" он говорит:
   От границы мы землю вертели назад -
   Было дело сначала.
   Но странно её закрутил наш комбат,
   Оттолкнувшись ногой от Урала.
   Наконец-то нам дали приказ наступать,
   Отбирать наши пяди и крохи,
   Но мы помним, как солнце отправилось вспять.
   И едва не зашло на Востоке...
   И от ветра с Востока пригнулись стога,
   Жмется к скалам отара.
   Ось земную мы сдвинем без рычага,
   Изменив направленье удара...
   Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон,
   Принял пулю на вдохе,
   Но на Запад, на Запад ползёт батальон,
   Чтобы солнце взошло на Востоке.
   Животом - по грязи, дышим смрадом болот
   По глаза закрываем на запах.
   Нынче по небу солнце нормально идёт,
   Потому что мы рвемся на Запад!..
  
   В моём понимании это, пожалуй, наиболее яркий поэтический образ подвига советского солдата в Великой Отечественной войне: было сделано поистине невозможное, когда, казалось, уже всё рухнуло, пропало, и солнце вот-вот скроется на Востоке, наступит непроглядная тьма. Множество государств сдавались на милость фашистских победителей и в менее катастрофических ситуациях... Но наш комбат остановил вращение земли и, закрутив планету в обратную сторону, дошёл до Берлина.
   Мне кажется, что, если бы был объявлен конкурс на лучший памятник Великой Отечественной войне, я дал бы первую премию композиции, где советский солдат попирает ногой опрокинутый в канаву фашистский танк. Мне кажется, она наиболее образно отразила бы суть подвига.
   У В.Высоцкого иная композиция - ещё более образная и величественная. Но её трудно реализовать в монументальном искусстве.
   Признание подвига советского солдата в Великой Отечественной войне - не открытие. Ни поэтическое, ни какое-либо ещё . О нём писали с первых дней войны. Тут всё зависит от того, как писать, какие слова найти, какой художественный образ создать. Высоцкий делает это очень по-своему, очень правдиво, искренне:
  
   Вцепились они в высоту, как в своё.
   Огонь миномётный, шквальный.
   Но снова мы лезли, хрипя, на неё
   За вспышкой ракеты сигнальной.
   Ползли к высоте в огневой полосе,
   Бежали и снова ложились.
   Как будто на этой высотке все-все
   Дороги и судьбы скрестились...
   Все наши деревни, леса, города
   В одну высоту эту слились,
   В одну высоту, на которой тогда
   Все судьбы с путями скрестились.
  
   Высотка, на которую бойцы идут в атаку, как образ Родины, которую надо отвоевать у врага, даже если придётся штурмовать семь раз.
   Для В.С.Высоцкого воинский подвиг - это всегда подвиг самоотверженного ратного труда. Именно в этом он видит нравственное начало и закономерность Победы в войне. Его образы подкупают прежде всего своей зримостью, конкретностью фронтовых будней.
   Лишь недавно стали писать полную правду о Великой Отечественной войне, писать, в каком тяжёлом положении советские войска оказались летом и осенью 41-го, весной, летом и осенью 42-го, какой ценой пришлось выходить из него.
   Песня-рассказ "О моём старшине" повествует о том, как попал на фронт студент- интеллигент, как дразнили его: "А сколько - дважды два?". Как ему доставалось и как тяжко было с непривычки, как проникся к нему сочувствием старшина, родом откуда-то из дальней деревни. Как заботливо опекал он столичного новичка, пока не погиб сам. Прокрутить бы эту песню вечером в сегодняшней солдатской казарме, чтобы те, кто измывается над новичками по законам "дедовщины", послушал, как вели себя в своё время настоящие солдаты, вообще чем солдат отличается от шпаны...
   "Часто спрашивают, - рассказывал В.С.Высоцкий, - почему я всё время возвращаюсь к военной теме? В письмах, например, спрашивают: "Не тот ли вы самый Владимир Высоцкий, с которым мы под Оршей выходили из окружения?" И довольно много таких писем. Значит, люди предполагают, что эти песни может писать только человек, который прошёл через войну. Это мне вдвойне приятно, потому что я и хочу так работать и писать песни от имени тех людей, которые прошли, как говорится, огонь и воду во время войны".
   Нравственность и гуманизм . Эти два понятия пронизывают все песни В.С.Высоцкого, и в первую очередь о войне. Они побуждают его исполнить ещё одну заповедь подлинного поэта - призвать к "милости к падшим", к попавшим в беду.
   Это только сегодня мы читаем свободно на страницах наших журналов (да и то со ссылками на иностранные источники), что за время войны в плен попало 5 ,7 миллиона советских воинов, в том числе 3,9 миллиона в 1941 году. Стыдно, конечно, узнавать об этом из чужих источников, но сами-то не вели счёта ни пленным, ни пропавшим без вести. Потому что Сталин заявил: у нас нет пленных, есть только изменники Родины. Это было самое страшное из всех заявлений вождя: оно вычеркнуло из рядов воинов тех, кто вернулся из плена на Родину и попал в тюремные лагеря вместо фронта. А многие предпочли не возвращаться совсем: фашисты сделали всё возможное, чтобы довести это высказывание Сталина до советских пленных. Страшное, потому что самым виновным в том, что миллионы людей попали в плен, был не кто иной, как сделавший это заявление. Когда он дрожал от страха на своей кунцевской даче в первые дни войны, подставив армию под удар врага, солдаты, окружённые со всех сторон, потеряв связь с командованием, вынуждены были сдаваться. Нет, это были не предатели, но преданные. Да и в последствии непродуманные решения Верховного Командующего не раз вызывали похожие ситуации.
   А теперь перейду от военной темы в творчестве Высоцкого к теме гражданской. Вот несколько четверостиший из песни "Банька по-белому":
  
   Протопи ты мне баньку по-белому -
   Я от белого света отвык
   Угорю я, и мне, угорелому,
   Пар горячий развяжет язык.
  
   Сколько веры и леса повалено,
   Сколь изведано горя и трасс,
   А на левой груди - профиль Сталина,
   А на правой - Маринка анфас.
  
   Эх! За веру мою беззаветную
   Сколько лет отдыхал я в раю!
   Променял я на жизнь беспросветную
   Несусветную глупость мою...
  
   Вспоминаю, как утречком раненько
   Брату крикнуть успел: "Пособи!"
   И меня два красивых охранника
   Повезли из Сибири в Сибирь...
  
   Мы говорим, что Высоцкого невозможно понять, только читая. Его можно понять, точнее проникнуться им, лишь слушая его самого. Но , послушав, хорошо бы обратиться к тексту и перечитать стихи несколько раз, вдумываясь в смысл.
   "Банька по-белому" создана в лучших традициях русской народной песни. Такие песни назывались "плачами", и именно такую песню, если верить Пушкину, пел 200 лет назад Емельян Пугачёв, предчувствуя близкую гибель:
  
   Не шуми, мати зеленая дубравушка.
   Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.
   Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос итти
   Перед грозного судью, самого царя...
  
   ... Человека, жившего, видимо, в каком-то сибирском городе или селе и искренне преданного Советской власти, верившего в мудрость и справедливость того, что делалось под руководством "отца народов", вдруг ни с того ни с сего "два красивых охранника повезли в Сибирь". Потянулись годы каторжной работы на лесоповале, в карьерах, в болотных топях. Какое-то время думал, что произошло недоразумение: перегибы на местах, вот если б узнал об этом товарищ Сталин! Уж он-то, конечно, быстро восстановил бы справедливость... И, как многие братья по несчастью, выколол профиль вождя на груди - в знак беззаветной веры в него, безграничного доверия к нему ("Чтоб он слышал, как бьются сердца").
   Позднее вместе с лесом стала валиться и вера, все труднее стало заглушать в себе сомнения. И вот уже на закате жизни все, что осталось от человека, отпускают домой, с миром: считайте, мол, что ничего не было. А он уж и от белого света отвык, и от речи настоящей, человеческой... Он идёт в баню. "Из тумана холодного прошлого окунаюсь в горячий туман..." И все чаще приходит в голову мысль: профиль Сталина у него на груди - словно клеймо преступника на теле безвинного.
   Восемь строф в песне, не считая рефрена, - как восемь глав горестной повести о трагедии сломанной жизни, о народной трагедии целого поколения. Даже нескольких поколений, если учесть, что жертвами пали и малые дети...
   Эта трагедия не осознана в полной мере и до нашего времени.
   До какой степени оболваненности можно, оказывается, довести людей, если настойчиво и последовательно работать в этом направлении несколько десятилетий! Мы читаем сегодня о почти двух десятках миллионов "раскулаченных" крестьян, узнаем о примерно таком же количестве неоправданно репрессированных позднее. Страшно, какие страдания выпали на долю миллионов невинных людей.
   Вот песня о том, каким образом попадали под колесо репрессивной машины бесчисленные псевдошпионы и псевдовредители. Двое встретились в купе поезда.
  
   - Вам куда, до Вологды?
   Может, выпить нам, познакомиться?
   Поглядим, кто быстрее сломается? -
   Я не помню, кто первый сломался,
   Помню, он подливал, поддакивал.
   Мой язык, как шнурок развязался,
   Я кого-то ругал, оплакивал.
   А потом мне пришили дельце
   По статье Уголовного кодекса.
   Успокоили - все перемелется,
   Дали срок, не дали опомниться.
   Пятьдесят восьмую дают статью,
   Говорят: ничего, вы так молоды.
   Если б знал я, с кем еду, с кем водку пью,
   Он бы хрен доехал до Вологды.
  
  Вот песня о том как "выбивали" признания у арестованных. Пожалуй, самая длинная из песен Высоцкого.
  
   ... И вот мне стали мять бока на липком топчане.
   А самый главный сел за стол,
   Вздохнул осатанело
   И что-то на меня завел,
   Похожее на дело.
  
   Вот в пальцах цепких и худых
   Смешно задергался кадык,
   Нажали в пах, потом - под дых,
   На печень - бедолагу.
  
   Когда давили под ребро,
   Как екало мое нутро,
   И кровью харкало перо
   В невинную бумагу...
  
   Горький юмор этой песни в том, что героя осматривают врачи, а ему все кажется, что идет допрос, что его пытают... Буквально холод идет по спине, когда слушаешь эту песню: настолько точно передает Высоцкий все ощущения переживаний героя.
   Пожалуй, самое поразительное для тех лет - открыто протянутая рука автора жертвам репрессий. Если можно так сказать, вызывающе-отважное, активное (а не пассивное) сочувствие - как луч света в официальном мраке гробового молчания. Это настоящее, большое человеколюбие. Не абстрактное, ко всему человечеству, а конкретное, живое - к каждому человеку. Ведь жизнь нам дается только однажды - другой никогда не будет.
   Мне очень хочется привести полностью одну из самых замечательных, гуманистических (несмотря на тему) песен Высоцкого:
  
  Нынче все срока закончены,
  А у лагерных ворот,
  Что крест-накрест заколочены,
  Надпись: "Все ушли на фронт".
  
  За грехи за наши нас простят, -
  Ведь у нас такой народ:
  Если Родина в опасности -
  Значит, всем идти на фронт.
  
  Там год - за три, если Бог хранит, -
  Как и в лагере зачет.
  Нынче мы на равных с ВОХРами,
  Нынче всем идти на фронт.
  
  У начальника Березкина -
  Ох и гонор, ох и понт!
  И душа - крест-накрест досками,
  Но и он пошел на фронт.
  
  Лучше б было сразу в тыл его,
  Только с нами был он смел.
  Высшей мерой наградил его
  Трибунал за самострел.
  
  Ну, а мы - все оправдали мы,
  Наградили нас потом,
  Кто живые - тех медалями,
  А кто мертвые - крестом.
  
  И другие заключенные
  Прочитают у ворот
  Нашу память застекленную -
  Надпись: "Все ушли на фронт".
  
   Мне кажется, что если бы даже эти песни были просто напечатаны в каком-нибудь журнале, и то он вызвали бы сенсацию на общем фоне разрешаемого к публикации. Именно потому, что таким текстам было никак не пробиться в печать - миллионы людей впервые воспринимали их с магнитофонного голоса Высоцкого. Их эффект удесятерялся.
   Я часто пытаюсь прислушаться сквозь "аэродромные" децибелы к содержанию современных "роковых" песен - и тяжелого рока, и иного, и всякого. Пытаюсь найти в них не то что превосходящее, а хоть в какой-то мере сопоставимое с тем, с чем выходили на эстраду Высоцкий и другие "шестидесятники". Пока не нахожу.
   Я не случайно остановился на темах войны и массовых репрессий в период культа личности, старался хоть в какой-то мере воспроизвести атмосферу тех лет. На мой взгляд, это самое важное в социальной направленности творчества В.С.Высоцкого.
   Конечно, Владимир Высоцкий - явление в первую очередь русской культуры. Но и белорусы считают его своим.
   Родственность языков (бело-русский) позволяет жителям Беларуси воспринимать поэзию Владимира Семеновича во всем ее богатстве, ибо она стопроцентно понятна каждому из нас без перевода.
   Многие белорусские издания ежегодно в дни рождения и смерти Высоцкого публикуют материалы, так или иначе связанные с его именем. Да и не только в эти дни. Как один из примеров можно привести хотя бы номер газеты "7 дней" (Минск) от 9 мая 1995 года, многие публикации в котором посвящены 50-летию Победы, - строки из военных песен поэта использованы здесь неоднократно. А вот заметка, напечатанная в республиканской молодежной газете "Чырвоная змена" в январе 1998 года:
   "Уладзiмiру Высоцкаму споунiлася 58 гадоу. Мы не пiшам "споунiлася б", бо ён як гэта нi трывiяльна гучыць, жывы. Такiя людзi не памiраюць, у iх проста няма для гэтага часу... Iмя, пауторанае мiльярды разоу, магнiтафонныя стужкi, якiмi можна было абматаць усю планету, сотнi i сотнi песень, дзесяткi фiльмау, тэатральныя пастаноукi... Калi ёсць iмя, якое змагло б аб"яднаць знiшчаны Саюз, - дык гэта iмя Высоцкага".
   "Высоцкий и белорусская культура"- звучит не очень привычно. Кому-то подобная постановка вопроса даже покажется "притянутой за уши". Вот "Владимир Высоцкий как явление русской национальной культуры" или "Высоцкий в русской культуре" - такое обозначение темы стало уже вполне традиционным и воспринимается нами как само собой разумеющееся. Но ведь если это так, если его творчество действительно можно рассматривать и анализировать, соизмеряя с русской культурой, то и с белорусской культурой связи просто неизбежно должны прослеживаться. Переплелись - то эти славянские, поистине братские культуры так, что и в наше время их не разделить, не оторвать друг от друга. Тут оказались бессильны все границы и таможни, все усилия националистов и политиканов любой национальности. Политики, во всеуслышанье вещающие о приверженности дружбе народов и о общности славянских культур, а на деле создающие все новые преграды в повседневном общении граждан своих стран друг с другом - а следовательно, и в том, что называется "культурными контактами". Политики эти уйдут когда-то с политической арены, и из памяти людей. А общность наших славянских культур - останется.
   Кое-кто из нынешних представителей белорусской культуры готовы вычеркнуть (или по крайней мере замолчать) всё, что делалось и делается в культуре и литературе на русском языке. Лишь то, что на "роднай мове",- то белорусское. Естественно, при таком подходе почти весь белорусский кинематограф и всё, что сделано в нем Высоцким, в категорию национального культурного достояния не попадает, к белорусскому искусству относится уже с натяжкой как бы условно. А нам остается лишь порадоваться тому, что Владимиру Высоцкому довелось иметь дело с такими представителями белорусской культуры, как Алесь Адамович, Виктор Туров, Игорь Добролюбов, Евгений Глебов и другими.
   Нельзя не упомянуть и о публикациях стихов Высоцкого в белорусской прессе. Вот те из них, которые я нашел в газетах:
  
   "Знамя юности", 1987, 2 февраля - "Братские могилы";
   "Знамя юности", 1987, 10 августа - "Песня о друге" ("Если друг оказался вдруг...");
   "Знамя юности", 1997, 19 августа - " В суету городов и в потоки машин...";
   "Знамя юности", 1998, 15 октября - "Мерцал закат, как блеск клинка...";
   "Чырвоная змена", 1998, 9 января - "Песня о друге";
   "Чырвоная змена", 1998, 8 февраля - "В суету городов и в потоки машин...".
  
   Обычный набор песен из "Вертикали", которые печатают все газеты. Наши две республиканские молодежные газеты в этом отношении ничем не выделились из общего списка изданий.
   О книге он мог при жизни только мечтать. Вот что он отвечал на вопрос, не возникало ли у него желания собрать свои стихи в сборник:
   "Возникало. Но это, как известно, зависит не только от меня. Сейчас вот вышла небольшая пластинка, а на обложке почему-то нарисованы какие-то березки, пруды, даже лебеди проглядывают. А песни совсем про другое - на пластинке военные песни из нескольких фильмов, которые я написал для киностудии "Беларусьфильм". Это "Братские могилы", "Песня о новом времени", "Он не вернулся из боя" и "Песня о Земле"... А вы говорите о сборнике стихов"...
   Увы, но и за годы, прошедшие после смерти поэта, белорусские книгоиздатели не очень далеко ушли в этом отношении. Наша республика ощутимо отстала не только от России, но и от Украины, и от некоторых других республик бывшего Союза. "Избранное" - сборник, вышедший в минском издательстве "Мастацкая лiтаратура" в 1993 году восьмидесятитысячным тиражом - вот и все, чем мы можем похвалиться в этой области. Да и то, достоинства этого сборника больше относятся к сфере полиграфического оформления.
   Не лучше обстоит дело у нас и с литературой о Высоцком, о его жизни и творчестве. Напечатана в Минске книжка Марины Влади "Владимир, или Прерванный полет". Вышла книга Виктора Киши "Киносудьба Владимира Высоцкого: фильмы, роли, песни" - единственное на сегодняшний день исследование подобного рода в Белоруссии. Вот и все.
  
  4. Универсальность творчества В.С.Высоцкого.
   Поэтический дар В.С.Высоцкого напоминает импровизацию из Пушкинских "Египетских ночей". Поэта приглашают на сцену, задают произвольно любую тему - и свободно льются строфы. Да такие, что кажется будто автор долгое время работал над темой, выстраивал сюжет, отрабатывая рифмы. Вот Высоцкий оказывается в аудитории альпинистов (это было связано с его участием в фильме "Вертикаль") - в результате настоящий фейерверк "альпинистских" песен, в которых поднимаются проблемы настоящей дружбы и смысла жизни. Частенько напевал и я после того, как посмотрел фильм "Вертикаль": "Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так"...
   Высоцкого приглашают моряки - рождается много "морских" песен, множество поэтических образов, поражают воображение:
  
   Попутный ветер словно бес попутал -
   Он не находит больше парусов,
  
   Кто в океане видит только воду,
   Тот на Земле не замечает гор...
  
   Бросайте за борт все, что пахнет кровью,
   И верьте что цена невысока...
  
   Всё гениальное и недопонятое -
   всплеск и шалость -
   Спаслось и скрылось в глубине,
   все, что гналось и запрещалось...
  
   На нас глядят в бинокли, трубы сотни глаз
   И видят нас, от дыма злых и серых.
   Но никогда им не увидеть нас
   Прикованными к веслам на галерах.
  
   Высоцкому предлагают написать песню к фильму "Бегство мистера Мак-Кинли". Он сочиняет несколько баллад и гимнов. Но фильм вышел на экран без них.
   Друг Высоцкого актер В.Абдулов готовит детскую радиопередачу по книге Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес" и попросил поэта написать для нее несколько песен. Через три дня Высоцкий принес записи около трех десятков песен, некоторые из них были использованы в этой передаче, позднее вошли в альбом из двух пластинок. Самое главное - был подготовлен блестящий детский мюзикл, так и не увидевший свет. Приведу отрывки из песни "Ярмарка":
  
   Вон Емелюшка щуку мнет в руке,
   Щуке быть ухой - вкусным варевом.
   Черномор кота продает в мешке, -
   Слишком много кот разговаривал.
  
   Говорил он без сучка
   Без задорины, -
   Все мы сказками слегка
   Объегорены...
  
   Здесь река течет вся молочная,
   Берега над ней - сплошь кисельные.
  
   Мы вобьем во дно сваи прочные,
   Запрудим её - дело дельное...
  
   Запрудили мы реку -
   Это плохо ли?!
   На кисельном бергу
   Пляж отгрохали.
   Но купаться там пока
   Нету смысла.
   Потому - у нас река
   Вся прокисла!
   Тагарга - мотагарга,
   Не в обиде Ярмарка!
   Хоть залейся нашею
   Кислой простоквашею.
  
   Многие песни Высоцкого были посвящены спорту, в том числе и большому. Вспомним, как любили в cоветское время похвастать, что у "нас", в отличии от "них", нет профессиональных спортсменов, которые "вынуждены зарабатывать себе на жизнь спортивными успехами и рекордами". Которых "как живой товар, покупают и продают спортивные клубы, а в случае неудач выбрасывают вон, лишаю человеческого достоинства..."
   Много отрицательного отыскивали когда-то в системе профессионального спорта на Западе. И делали вид, что в СССР все в порядке, что советский спортивный "непрофессионализм" - всегда и во всем пример, достойный подражания. А слова расходились с делами: спортсмены получали стипендии, и заведомо положительные отметки на экзаменах, числились военнослужащими и т. д.
   Главное - официально все было законно: советский спортсмен не может быть профессионалом.
   Высоцкий умело высмеивает корявость и показуху, свойственные бывшему советскому спорту. Вот, к примеру, песня, "Про конькобежца - спринтера, которого заставили бежать на длинную дистанцию". Случилось несчастье: заболел стайер. А как же отчетность о соревнованиях? Главное ведь - показатели.
  
   Вот наш тренер мне тогда и предложил -
   беги, мол!
   Я ж на длинной на дистанции помру -
   не охну!
   Пробегу, быть может, только первый круг -
   И сдохну!
   Но сурово эдак тренер мне: мол, надо, Федя!
  
   Главно дело, чтобы воля, мол, была к победе.
  
   Плачевный результат известен. Было ли так? Все, я думаю, могло случиться в погоне за показателями. Высоцкий, правда, выручил осрамившегося героя - тот спасся от разъяренного тренера тем, что занялся борьбой и боксом.
   Другой вид спорта - хоккей. О встрече советской команды с канадцами песня "Профессионалы":
  
   Профессионалам - зарплата навалом, -
   Плевать, что на лед они зубы плюют.
   Им платят деньжищи - огромные тыщи, -
   И даже за проигрыши, и за ничью...
   Профессионалам, отчаянным малым,
   Игра - лотерея, - кому повезет.
   Играют с партнером - как бык с матадором, -
   Хоть кажется, принято наоборот...
   Профессионалам судья криминалом
   Ни бокс не считает, ни злой мордобой, -
   И с ними лет двадцать кто мог потягаться -
   Как школьнику драться с отборной шпаной?!
   Профессионалам по всяким каналам
   То много, то мало - на банковский счет, -
   А наши ребята за ту же зарплату
   Уже пятикратно уходят вперед...
  
   Эту песню понимают по-разному: одни - как похвалу силовому хоккею, и таких большинство, другие видят иронию автора. Но песня - о серьезном: о нечестных правилах игры, которые применяет противник советской команды, о несправедливости судьи, симпатия которого явно не на советской стороне, о трудном и неравном бое.
   Песни Высоцкого о спорте - это рассказы не только и не столько о рекордах, победах, проигрышах, то есть делах чисто спортивных, но прежде всего о людях, их характерах, отношениях, возможностях, судьбах.
   ...Вот на ринге два боксера. Не просто два спортсмена - два абсолютно разных, прямо-таки полярно противоположных человека. У одного во время боя мысль: победить любой ценой:
  
   И думал Будкеев, мне челюсть кроша:
   "И жить хорошо, и жизнь хороша!"
  
   Другой же попался странный для бокса, явно нетипичный:
  
   Неправда, будто бы к концу силы берегу, -
   Бить человека по лицу я с детства не могу...
  
   Отправить на ринг такого человека, думаю, мог только Высоцкий. Завершает этот неравный бой как и ожидалось. Каждому воздается по заслугам:
  
   Вот он ударил раз, два, три - и сам лишился сил.
   Мне руку поднял рефери, которой я не бил.
   Лежал он и думал, что жизнь хороша...
   Кому хороша, а кому - ни шиша.
  
   Однако в жизни далеко не всегда так получается. Высоцкий опять как бы подыграл положительному герою, дав тем самым понять, что везде: в спорте, в общении с домашними, на отдыхе мы должны прежде всего оставаться людьми. Только тогда все будет получаться по справедливости.
   Высоцкий ненавидит ханжество, лицемерие, показуху, в каких бы обличиях ни являлиь эти пороки. Он не принимает дружбы ради выгоды, любви по расчету. Вот шуточная песня об этом:
  
   В желтой жаркой Африке -
   В центральной ее части -
   Как-то вдруг вне графика
   Случилося несчастье,
  
   Слон сказал, не разобрав:
   - Видно, быть потопу... -
   В общем, так, один Жираф
   Влюбился в Антилопу.
  
   Поднялся галдеж и лай.
   Только старый Попугай
   Громко крикнул из ветвей:
   - Жираф большой - ему видней!...
  
   В желтой жаркой Африке
   Не видать идиллий.
   Льют Жираф с Жирафихой
   Слезы крокодильи
   Только горю не помочь -
   Нет теперь закона.
   У Жирафов вышла дочь
   Замуж за Бизона.
  
   Можно долго продолжать путешествие по страницам социальной поэзии В.С.Высоцкого. Но мы так и останемся на полдороге, если не примем во внимание ее человеческие основы и негативные, отрицающие, и позитивные, утверждающие.
   Говорят, каждое время рождает своих героев. В.С.Высоцкий явился одним из них. Высоцкий никогда не позировал, никогда не старался "подгадать", он просто на свой манер, своим голосом рассказывал одну правдивую житейскую историю за другой. О том, что с нами присходит и почему так получается. Иногда я задумываюсь: кем бы стал для нас Высоцкий, начни он свой творческий путь сегодня, когда можно открыто говорить правду, отстаивать свое мнение (даже от отличное от официального), критиковать то, что считаешь неправильным? Безусловно, и сейчас он был бы одним из самых любимых наших поэтов. Но каждое время, как я уже говорил, рождает своих героев. В этом есть своя закономерная правда.
Оценка: 4.52*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"