Дударев Андрей Николаевич : другие произведения.

Брак как духовное событие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попытка взглянуть на союз мужчины и женщины как на нечто, имеющее высшее измерение. Чем занят Бог после сотворения человека? Он заключает браки. (еврейская притча)

  
  
  
  Андрей Дударев
  
  БРАК КАК ДУХОВНОЕ СОБЫТИЕ.
  
  Чем занят Бог после сотворения человека? Он заключает браки еврейская притча).
  
  В последнее время в обществе не очень-то принято говорить о браке (т.е. о союзе мужчины и женщины) как о чём-то, имеющем высшее измерение. Если такие разговоры и ведутся, то касаются они лишь какого-то так называемого особого порыва чувств, который свойственен влюблённому состоянию. Причём очень часто этот особый порыв чувств не находит взаимности, и отношения, строящиеся только на таком основании, не редко обречены на разрушение. Мнения о том, что в браке нужно держаться большим, чем влюбленность, большим, чем долг, большим, чем просто общая жизнь, как правило, не звучат.
  В современной церковной действительности брак часто рассматривается как церковное таинство венчания. Не входя в подробное рассмотрение этого таинства, отметим лишь, что само венчание как чин, сформировавшийся, кстати, сравнительно недавно (около 8-го века), есть лишь фиксация на видимом уровне того, что совершается невидимо. Однако этот невидимый уровень обычно остается некой тайной, тайной двоих, и хорошо, если Тайной (с большой буквы). Причём, далеко не всегда можно говорить, что и сам чин венчания проходит нормально, когда на брак есть 'аминь' церковного собрания. Обычно никакого церковного собрания нет, как нет и 'аминь'... Стоит ли удивляться, что такое венчание становится номинальным, и когда такие, так называемые венчанные браки распадаются, дополнительно к другим проблемам добавляются проблемы церковно-канонического характера. Таким образом, отношение к браку лишь как к церковному таинству не редко только закрывает суть вопроса, а не высвечивает её.
  Можно ещё в качестве некоторых известных оснований брачной жизни привести удобство в совместном ведении хозяйства, необходимость в рождении и воспитании детей, в конце концов, просто моральную ответственность друг перед другом и окружающими...
  Распространено также в православном сознании отношение к браку как к упражнению в использовании аскетических средств, где муж или жена друг для друга становятся ближними и другими со всеми вытекающими отсюда последствиями, если вспомнить ставшую хрестоматийной фразу Сартра, что ад - это другие. Картина, в которой короны на головах венчающихся превращаются в мученические венцы, признаться, не добавляет оптимизма. И перспектива для молодого человека жениться, а для девушки выйти замуж не представляется заманчивой. Куда привлекательней так называемая 'свободная' любовь.
  Все вышеописанные подходы к теме брака, вряд ли, можно признать достаточными, хотя бы потому, что мы знаем довольно много обжигающе радостных, действительно светоносных брачных союзов (здесь нет нужды перечислять конкретные имена).
  Попробуем обозначить ещё один подход. Подход, конечно, существующий и известный в церковной традиции, но, может быть, находящийся на периферии в череде прочих мнений и ещё не совсем последовательно развёрнутый.
  Мы говорим о таком подходе, при котором брак - это, собственно, союз не только двоих (мужчины и женщины), но троих (мужчины, женщины и Бога). При таком понимании брак не может быть узко конфессиональным, индивидуалистическим или сугубо материалистическим (плотским) союзом. Имея трансцендентное начало в себе самом, брак, безусловно, происходит в конкретных пространственно-временных условиях. При этом его никак нельзя ограничить размерами церковного собрания или даже народа, хотя мужчина и женщина здесь предстают всё-таки как члены мистического народа Божьего. Это не значит, что в таком рассмотрении редуцируется церковное измерение. Как раз наоборот: церковное измерение вырастает до размеров космоса. И чтобы опознать брак как Тайну троих, нужно суметь 'увидеть' мир как всеединство, как пространственно-временное явление, в котором происходят всеохватные действия Божьи. Известно, что праведник живет в мире Божьем, а грешник - в своем маленьком мирке. Поэтому над праведником совершается промысел Божий как диалог человека и Бога, а грешник 'тянет лямку' в анклаве несвободы, случайностей и распада. И чтобы с осознанной непосредственностью 'заметить' брак как духовное событие, т.е. Тайну Божью (именно Тайну, а не только таинство), нужно быть в известном смысле праведником...
  В этой связи показательны встречи будущих супругов как те, которые нам изображает Священное Писание (1) (где такие встречи прямо демонстрируются как Божьи дела), так и многочисленные современные свидетельства, в которых брачные союзы предстают как чудо Божьей милости.
  Причем, важно сказать, что мы не имеем в виду что-то обязательно заранее предопределенное. Брак в нашем рассмотрении скорее создаваемая динамическая реальность, где существенна и активность самих брачующихся. Также необязательно это один-единственный случай, как говорят, на всю жизнь: разрушенный или неудавшийся союз может быть компенсирован новым.
  Конечно, как и всегда, когда речь идёт о Тайнах Божьих, возможны ложные интерпретации и темные двойники... Кто не знает о том, что Божественные действия можно просто-напросто не заметить или об экзальтированно натужных попытках жениться или выйти замуж (так сказать, найти свою судьбу)? Однако как бы в противовес подобным реалиям всё-таки есть избранники, брачующиеся по вдохновению благодати Божьей: кто-то 'видит' нимб над головой суженой, кого-то 'ангел' ведёт в дальние края...
  При этом построить отношения в таком тройственном союзе (мужчины, женщины и Бога) с одной стороны сложнее, потому что в такой 'стереоскопической' картине семейной жизни теперь у каждого супруга становится больше степеней свободы (и любой диалог оборачивается общением троих), а с другой стороны проще, потому что сам Бог поддерживает и соединяет этот брак.
  В любом случае, главное, что должно отличать такой союз от своего профанного двойника, это та неземная радость, которая ничем иным не обеспечивается, как только фактом присутствия Божьей благодати...
  -----------------------------
  (1) Исаак и Ревека (кн. Бытие), Товия и Сарра (кн. Товит).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"