Дударев Андрей Николаевич : другие произведения.

Духовный смысл акции Pussy Riot в Храме Христа Спасителя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Итак, ожидаемое многими событие совершилось! Теперь все участницы скандально известной группы Pussy Riot на свободе. После памятного панк-молебна девушек в Храме Христа Спасителя прошло уже достаточно времени, чтобы попытаться осмыслить их акцию. Первая публикация www.religiopolis.org

  Андрей Дударев.
  
  Духовный смысл акции Pussy Riot в Храме Христа Спасителя (некоторые размышления в связи с освобождением Надежды Толоконниковой и Марии Алёхиной).
  
  Акция была полезной для нашего общества.
  Я верю в Бога.
  Мария Алёхина
  (из интервью Ксении Собчак).
  
  Итак, ожидаемое многими событие совершилось! Теперь все участницы скандально известной группы Pussy Riot на свободе. После памятного панк-молебна девушек в Храме Христа Спасителя прошло уже достаточно времени, чтобы попытаться осмыслить их акцию. Поначалу для многих заметны были лишь скандальность, приковывающая внимание, "оскорбленные чувства" верующих, "святотатство" в символическом месте, попытка втянуть Церковь в политику и т.д. Многими, даже вполне либеральными церковными людьми, акция воспринималась сугубо отрицательно. Она отождествлялась с грехом. При этом к самим девушкам эти либеральные верующие относились, конечно, с сочувствием, вполне в духе православной традиции милости к падшим, которая предписывает ненавидеть грех, а не грешника.
  Более того, эта позиция за время, пока девушки находились в заключении, судя по всему, не изменилась. Например, протодьякон Андрей Кураев в своём блоге сокрушается, что Мария Алёхина в тюрьме "посылку от Бога с надписью "ум" еще не получила" и предлагает, видимо, для умножения ума попробовать своё излюбленное "блинное" милосердие... Или отец Алексий Уминский, так проникновенно рассказывающий на "Дожде" Павлу Лобкову о своём духовном общении с М.Б. Ходорковским, когда дело касается девушек, высказывается вполне определенно: "я категорически не принял этой акции, она была ударом по моим религиозным чувствам". Как бы напрашивается противопоставление: вот Ходорковский поумнел, пришёл к Богу. А эти... Да что с них взять?
  Тем не менее, вопрос, как нам представляется, далеко не так прост и не так ясен. Что такое акция Pussy Riot? Был ли это грех?
  "Был. Как можно совершать подобное в месте, где происходит таинство Евхаристии?" - настаивают одни и ждут от девушек покаяния. И тех, кто так думает, среди прихожан храмов Московской патриархии, пожалуй, большинство. А, может быть, греха не было? Может быть, как раз наоборот: сама акция не имела не только ничего отрицательного, но содержала в себе совсем иное - провиденциальный, духовный смысл. Если так, то в чём он, этот смысл?
  Попробуем предложить некий ответ на этот непростой вопрос.
  Начнём с места. Место, где стоит Храм Христа Спасителя, со всеми оговорками, символическое. Это, как некоторые думают, главный Храм страны, символизирующий "торжество православия" в воскрешенной после семидесяти лет атеизма России. Восстановление Храма должно было символизировать восстановление порушенной веры.
  Так. Понятно.
  Но восстановилась ли вера?..
  Может быть, символ восстановления порушенной веры в последнее время, особенно с началом патриаршества Патриарха Кирилла, наполнился теперь уже другим смыслом -смыслом, в котором Церковь и государство обретают единство, т.н. симфонию, со всеми византийскими аллюзиями, вытекающими отсюда?.. И тогда Храм Христа Спасителя как символ имеет совсем другое духовное содержание. Цезарипапизм, скрывающийся за этим символом, вряд ли может способствовать восстановлению веры.
  Причём в контексте современной жизни симфония Церкви и государства предстает в особом свете: единство не просто Церкви и не просто государства. Церковь (обычно, когда речь идёт о конкретике, под Церковью государственно мыслящее священноначалие понимает РПЦ МП) - монархическая по форме, внутренне бесправная, с номинально воцерковленным народом и номинально рукоположенным священством... Государство - коррумпированная авторитарная система, соединяющая в себе олигархический капитализм, тоталитарное "закрытое общество", спецслужбы и преступность...
  Можно ли такое соединение Церкви и государства считать богоугодным? И просить на него Божьего благословения и освящения? Как известно ещё с библейских времён, освятиться может только чистое. Не лучше ли сначала "очистить" церковь (не небесную Церковь, которая ни в каком очищении, конечно, не нуждается, а нашу земную, со всеми нашими немощами и грехами) и "очистить" государство? А потом уже думать о взаимоотношении Церкви и государства. А то ведь могут оказаться скверными эти самые "неочищенные" "духовные скрепы"... Как можно понимать "очищение", когда речь идёт о социальном измерении духовной жизни? Жить по закону, жить по заповедям, творить милость и истину и т.д. "Чистота" скорее достигается не демонстрацией православной обрядности, а следованием по пути универсальных этических ценностей с вытекающими из них всем хорошо известными нормами: прозрачностью государственного управления, отсутствием коррупции и хищений, наличием четких механизмов сменяемости власти, организацией честных выборов и самоуправления на местах, защитой прав и свобод граждан, наличием независимых справедливых судов и т.д...
  Кроме того, если мы хотим преодолеть советское атеистическое прошлое, в качестве "очистительных" действий можно было бы предложить, например, захоронить тело Ленина, освободиться от наследия сталинизма как в государственном аппарате, пенитенциарной системе, так и внутри церковных институций... Увы, но всё это ещё не сделано. О каком восстановлении веры тогда можно говорить?..
  Вернёмся теперь в далекий уже 2012-ый, когда, собственно, произошла сама акция. Тогда контуры этих скверных "духовных скреп" ещё только намечались... И вот на месте этих скреп девушки из Pussy Riot забили мощный осиновый кол. И теперь эти скрепы на самом деле разрушены. Полезно для общества и Церкви было такое разрушение? Да. Благодаря ему меньше стало фальши на церковно-государственном макроуровне. Кто-то, может быть, скажет, что фальши и сейчас много. Но могло бы быть гораздо больше! Видимо, этот кол разворошил также мутное болото, и из него стали выползать, как жители преисподней, "православные активисты"... Что ж, вполне закономерная реакция, как после произнесенного экзорцизма... Многое после панк-молебна перешло из невидимой области в видимую, "тайное стало явным". А после того, как оно стало видимым, оно стало и понятным...
  Теперь следующий аспект. Можно ли подобные акции устраивать в храме? Не в ХХС именно, а вообще в храме? Православная традиция юродства говорит нам, что можно. А иногда даже не только можно, но и нужно. Храмовая завеса, как известно опять же с библейских времён, иногда имеет тенденцию рваться... Апелляция к сакральному пространству говорит не о богохульстве, а о серьезности намерений. Человек как бы просит Бога быть свидетелем его действия. Это значит, что человек находится в трансгрессивном состоянии, готов перейти границу. Наболело уже. Терять нечего... Не означает ли поистине планетарный резонанс, который получила акция, то, что она была проведена в нужном месте и в нужное время?
  Третий аспект: форма акции. Кто сказал, что та форма церковной жизни, к которой все мы привыкли, единственно возможная? Не является ли она во многом данью культуре прошлого? Не честнее ли "разговаривать с Богом" на том языке, на котором ты можешь точнее выразить свою мысль? Для современного человека это вполне может быть язык современной ему панк-культуры... Pussy Riot вновь напомнили всем не только о сложных отношениях между сакральным и секулярным пространством, но также о сложных отношениях между искусством и религией... Иногда интуиция искусства служит более подходящим проводником для выражения Божественного, чем тот или иной религиозный символ...
  И наконец, последнее - личности девушек. Уж как только их не называли. Что только им не вспоминали... Вот если бы на их месте был бы какой-нибудь подвижник ("постник и молчальник")! Но не избирает ли Бог для своих действий тех, кого считает нужным? Уместно ли здесь вообще ставить вопрос о праведности участниц группы (многие вспоминали их прошлые, также бросающие вызов традиционной этике, акции)? Может быть, в данном случае важнее было просто сделать то, что они сделали? Явить некую контркартину-символ в ответ на надвигающуюся картину-символ путинской симфонии...
  Так был ли в акции Pussy Riot духовный смысл?
  А был ли духовный смысл в действиях священников Н.Эшлимана и Г. Якунина, когда они писали своё знаменитое "Открытое Письмо Патриарху"? Или в действиях А.И. Солженицына, призывающего и в церкви, и в обществе "жить не по лжи"? Или в терпеливом исповедничестве недавно убиенного о. Павла Адельгейма, который не пошёл на компромиссы с совестью и не побоялся обличить зло внутри церковной ограды?
  Пусть каждый вдумчивый человек ответит сам.
  Также пусть и воспоминание о скандальном панк-молебне, который устроили хрупкие девушки в масках, пробудит в нас мысль, совесть и надежду на высшую правду и высшую справедливость...
  
  Декабрь 2013 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"