Дударев Андрей Николаевич: другие произведения.

Духовный смысл акции Pussy Riot в Храме Христа Спасителя

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Итак, ожидаемое многими событие совершилось! Теперь все участницы скандально известной группы Pussy Riot на свободе. После памятного панк-молебна девушек в Храме Христа Спасителя прошло уже достаточно времени, чтобы попытаться осмыслить их акцию. Первая публикация www.religiopolis.org

  Андрей Дударев.
  
  Духовный смысл акции Pussy Riot в Храме Христа Спасителя (некоторые размышления в связи с освобождением Надежды Толоконниковой и Марии Алёхиной).
  
  Акция была полезной для нашего общества.
  Я верю в Бога.
  Мария Алёхина
  (из интервью Ксении Собчак).
  
  Итак, ожидаемое многими событие совершилось! Теперь все участницы скандально известной группы Pussy Riot на свободе. После памятного панк-молебна девушек в Храме Христа Спасителя прошло уже достаточно времени, чтобы попытаться осмыслить их акцию. Поначалу для многих заметны были лишь скандальность, приковывающая внимание, ·оскорбленные чувстваЋ верующих, ·святотатствоЋ в символическом месте, попытка втянуть Церковь в политику и т.д. Многими, даже вполне либеральными церковными людьми, акция воспринималась сугубо отрицательно. Она отождествлялась с грехом. При этом к самим девушкам эти либеральные верующие относились, конечно, с сочувствием, вполне в духе православной традиции милости к падшим, которая предписывает ненавидеть грех, а не грешника.
  Более того, эта позиция за время, пока девушки находились в заключении, судя по всему, не изменилась. Например, протодьякон Андрей Кураев в своём блоге сокрушается, что Мария Алёхина в тюрьме ·посылку от Бога с надписью ·умЋ еще не получилаЋ и предлагает, видимо, для умножения ума попробовать своё излюбленное ·блинноеЋ милосердие... Или отец Алексий Уминский, так проникновенно рассказывающий на ·ДождеЋ Павлу Лобкову о своём духовном общении с М.Б. Ходорковским, когда дело касается девушек, высказывается вполне определенно: ·я категорически не принял этой акции, она была ударом по моим религиозным чувствамЋ. Как бы напрашивается противопоставление: вот Ходорковский поумнел, пришёл к Богу. А эти... Да что с них взять?
  Тем не менее, вопрос, как нам представляется, далеко не так прост и не так ясен. Что такое акция Pussy Riot? Был ли это грех?
  ·Был. Как можно совершать подобное в месте, где происходит таинство Евхаристии?Ћ - настаивают одни и ждут от девушек покаяния. И тех, кто так думает, среди прихожан храмов Московской патриархии, пожалуй, большинство. А, может быть, греха не было? Может быть, как раз наоборот: сама акция не имела не только ничего отрицательного, но содержала в себе совсем иное - провиденциальный, духовный смысл. Если так, то в чём он, этот смысл?
  Попробуем предложить некий ответ на этот непростой вопрос.
  Начнём с места. Место, где стоит Храм Христа Спасителя, со всеми оговорками, символическое. Это, как некоторые думают, главный Храм страны, символизирующий ·торжество православияЋ в воскрешенной после семидесяти лет атеизма России. Восстановление Храма должно было символизировать восстановление порушенной веры.
  Так. Понятно.
  Но восстановилась ли вера?..
  Может быть, символ восстановления порушенной веры в последнее время, особенно с началом патриаршества Патриарха Кирилла, наполнился теперь уже другим смыслом -смыслом, в котором Церковь и государство обретают единство, т.н. симфонию, со всеми византийскими аллюзиями, вытекающими отсюда?.. И тогда Храм Христа Спасителя как символ имеет совсем другое духовное содержание. Цезарипапизм, скрывающийся за этим символом, вряд ли может способствовать восстановлению веры.
  Причём в контексте современной жизни симфония Церкви и государства предстает в особом свете: единство не просто Церкви и не просто государства. Церковь (обычно, когда речь идёт о конкретике, под Церковью государственно мыслящее священноначалие понимает РПЦ МП) - монархическая по форме, внутренне бесправная, с номинально воцерковленным народом и номинально рукоположенным священством... Государство - коррумпированная авторитарная система, соединяющая в себе олигархический капитализм, тоталитарное ·закрытое обществоЋ, спецслужбы и преступность...
  Можно ли такое соединение Церкви и государства считать богоугодным? И просить на него Божьего благословения и освящения? Как известно ещё с библейских времён, освятиться может только чистое. Не лучше ли сначала ·очиститьЋ церковь (не небесную Церковь, которая ни в каком очищении, конечно, не нуждается, а нашу земную, со всеми нашими немощами и грехами) и ·очиститьЋ государство? А потом уже думать о взаимоотношении Церкви и государства. А то ведь могут оказаться скверными эти самые ·неочищенныеЋ ·духовные скрепыЋ... Как можно понимать ·очищениеЋ, когда речь идёт о социальном измерении духовной жизни? Жить по закону, жить по заповедям, творить милость и истину и т.д. ·ЧистотаЋ скорее достигается не демонстрацией православной обрядности, а следованием по пути универсальных этических ценностей с вытекающими из них всем хорошо известными нормами: прозрачностью государственного управления, отсутствием коррупции и хищений, наличием четких механизмов сменяемости власти, организацией честных выборов и самоуправления на местах, защитой прав и свобод граждан, наличием независимых справедливых судов и т.д...
  Кроме того, если мы хотим преодолеть советское атеистическое прошлое, в качестве ·очистительныхЋ действий можно было бы предложить, например, захоронить тело Ленина, освободиться от наследия сталинизма как в государственном аппарате, пенитенциарной системе, так и внутри церковных институций... Увы, но всё это ещё не сделано. О каком восстановлении веры тогда можно говорить?..
  Вернёмся теперь в далекий уже 2012-ый, когда, собственно, произошла сама акция. Тогда контуры этих скверных ·духовных скрепЋ ещё только намечались... И вот на месте этих скреп девушки из Pussy Riot забили мощный осиновый кол. И теперь эти скрепы на самом деле разрушены. Полезно для общества и Церкви было такое разрушение? Да. Благодаря ему меньше стало фальши на церковно-государственном макроуровне. Кто-то, может быть, скажет, что фальши и сейчас много. Но могло бы быть гораздо больше! Видимо, этот кол разворошил также мутное болото, и из него стали выползать, как жители преисподней, ·православные активистыЋ... Что ж, вполне закономерная реакция, как после произнесенного экзорцизма... Многое после панк-молебна перешло из невидимой области в видимую, ·тайное стало явнымЋ. А после того, как оно стало видимым, оно стало и понятным...
  Теперь следующий аспект. Можно ли подобные акции устраивать в храме? Не в ХХС именно, а вообще в храме? Православная традиция юродства говорит нам, что можно. А иногда даже не только можно, но и нужно. Храмовая завеса, как известно опять же с библейских времён, иногда имеет тенденцию рваться... Апелляция к сакральному пространству говорит не о богохульстве, а о серьезности намерений. Человек как бы просит Бога быть свидетелем его действия. Это значит, что человек находится в трансгрессивном состоянии, готов перейти границу. Наболело уже. Терять нечего... Не означает ли поистине планетарный резонанс, который получила акция, то, что она была проведена в нужном месте и в нужное время?
  Третий аспект: форма акции. Кто сказал, что та форма церковной жизни, к которой все мы привыкли, единственно возможная? Не является ли она во многом данью культуре прошлого? Не честнее ли ·разговаривать с БогомЋ на том языке, на котором ты можешь точнее выразить свою мысль? Для современного человека это вполне может быть язык современной ему панк-культуры... Pussy Riot вновь напомнили всем не только о сложных отношениях между сакральным и секулярным пространством, но также о сложных отношениях между искусством и религией... Иногда интуиция искусства служит более подходящим проводником для выражения Божественного, чем тот или иной религиозный символ...
  И наконец, последнее - личности девушек. Уж как только их не называли. Что только им не вспоминали... Вот если бы на их месте был бы какой-нибудь подвижник (·постник и молчальникЋ)! Но не избирает ли Бог для своих действий тех, кого считает нужным? Уместно ли здесь вообще ставить вопрос о праведности участниц группы (многие вспоминали их прошлые, также бросающие вызов традиционной этике, акции)? Может быть, в данном случае важнее было просто сделать то, что они сделали? Явить некую контркартину-символ в ответ на надвигающуюся картину-символ путинской симфонии...
  Так был ли в акции Pussy Riot духовный смысл?
  А был ли духовный смысл в действиях священников Н.Эшлимана и Г. Якунина, когда они писали своё знаменитое ·Открытое Письмо ПатриархуЋ? Или в действиях А.И. Солженицына, призывающего и в церкви, и в обществе ·жить не по лжиЋ? Или в терпеливом исповедничестве недавно убиенного о. Павла Адельгейма, который не пошёл на компромиссы с совестью и не побоялся обличить зло внутри церковной ограды?
  Пусть каждый вдумчивый человек ответит сам.
  Также пусть и воспоминание о скандальном панк-молебне, который устроили хрупкие девушки в масках, пробудит в нас мысль, совесть и надежду на высшую правду и высшую справедливость...
  
  Декабрь 2013 г.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Панченко "Вода: Наперегонки со смертью."(Постапокалипсис) М.Олав "Охота на инфанту "(Боевое фэнтези) И.Головань "Десять тысяч стилей"(Уся (Wuxia)) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) О.Иконникова "Принцесса на одну ночь"(Любовное фэнтези) А.Робский "Блогер неудачник: Адаптация "(Боевое фэнтези) М.Боталова "Императорская академия 2. Путь хаоса"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"