Недавно закончил просмотр сериала "Раскол" о событиях времен Никона и Аввакума. Оставим в стороне пока художественную сторону, а также то, насколько точно с исторической точки зрения переданы события. Скажем несколько слов о самой сути происшедшего. Отметим, что, судя по фильму, и у Никона, и у царя Алексея Михайловича желания были самые светлые: послужить единству всемирного православия, просветить, насколько возможно, темный русский народ, увеличить влияние церкви в обществе и государстве. Во главу угла было поставлено правоверие - т.е. единообразие в исполнении богослужений. Однако довольно быстро нашлись несогласные - те, кто в изменении обряда видел, прежде всего, отход от истинной веры. Сама основа единства, конечно, представляется сомнительной. Есть древний церковный принцип: в главном единство, во второстепенном различие, во всем любовь. Проблема в том, что договориться "о главном", оказывается, тоже не просто. Кто-то считает главным те или иные вероучительные принципы (ортодоксия), кто-то способы (и язык) богослужения, кто-то администрирование, кто-то - соблюдение заповедей - "праводействие" (принцип ортопраксии). Положение усугублялось тем, что какого-либо независимого и авторитетного судебного института, который брал бы на себя разрешение трудных ситуаций, также не наблюдалось (его и сейчас нет). И вот, наступил момент, когда "слон вошел в посудную лавку" - у власти оказались люди решительные, которые грубым образом вознамерились навязать свою волю другим вплоть до насильственного устранения инакомыслящих, диссидентствующих и упорствующих в несогласии. Они главным приняли на вооружение принцип единства богослужения. В ответ на такие авторитарные замашки появились те, кто отказался принять единство по навязываемому принципу. Случился, как мы знаем, раскол, который глубокой трещиной лег на всю последующую российскую историю.