Аннотация: Попытка немного поразмышлять о том, что может сказать нам Божественная педагогика, когда дело касается предельных вопросов.
При толковании учительных книг Ветхого завета принято говорить о двух путях, которые Бог предлагает человеку: пути жизни и пути смерти. Бог предлагает человеку избрать путь жизни. Хотя человек может избрать и путь смерти. Любопытно, что, говоря об этих двух путях, иудейские комментаторы иногда говорят, что путь жизни - это путь знания, а путь смерти - это путь страдания. Характерный атрибут страдания - боль, по аналогии можно предположить, что характерный атрибут знания - отсутствие боли. Знайка из книги Носова про Незнайку почти никогда не страдает, тогда как Незнайка все время нарывается на неприятности. Боль может быть разная: физическая, психическая, интеллектуальная, нравственная, духовная. При этом боль в Божественной педагогике может иметь назидательно-направляющий смысл, так же как и смерть может служить неким ограничителем, предельным барьером (не будь смерти, у некоторых окончательно бы снесло крышу). Соответственно человек, "соединившийся с Богом" (в православной аскетике такой процесс соединения называется обожением), освобождается от педагогики боли... Но как быть в этом случае со смертью? "Честна пред Господом смерть преподобных Его". Логично было бы предположить, что и педагогика смерти, как и педагогика боли имеет свои границы. И вполне может наступить некий "конец учебы", когда смерть должна будет отступить ("не все мы умрем, но все изменимся, во мгновение ока при звуке последней трубы", так, кажется, у ап. Павла). Успение Богородицы, отшествие ко Господу преп. Серафима Саровского (во время молитвы), благодатное сияние (2-3 часа) перед кончиной о. Сергия Булгакова...
О чем это я? Да о том же самом примерно, о чем пел Владимир Высоцкий: "Ах как нам хочется, как всем нам хочется не умереть, а именно уснуть"....