Дударев Андрей Николаевич : другие произведения.

Споры вокруг "богдановской" статьи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья С.Т. Богданова "Священство православных и баптистов", опубликованная в "Вестнике РХД", Љ140, 1983 г. давно приковывает к себе внимание людей, интересующихся экклезиологической проблематикой. Безусловно, это очень резонансная статья, которая и по сей день вызывает всё новую и новую полемику. Первая публикация: www.portal-credo.ru , сентябрь 2012г.

  Андрей Дударев
  
  Споры вокруг "богдановской" статьи.
  Статья С.Т. Богданова "Священство православных и баптистов", опубликованная в "Вестнике РХД", ?140, 1983 г. давно приковывает к себе внимание людей, интересующихся экклезиологической проблематикой. Безусловно, это очень резонансная статья, которая и по сей день вызывает всё новую и новую полемику.
  
  
  Не секрет, что авторство этой статьи, которая посвящена анализу развития православного и баптистского учения о священстве в XIX и XX веках, принадлежит известному священнику Георгию Кочеткову.
  Статья, на наш взгляд, достаточно революционная, концептуальная и глубокая. Однако, поскольку автору на момент написания было всего тридцать два года, и СССР находился тогда в информационной блокаде, в тексте есть, на наш взгляд, скажем так, не очень проработанные места. Мы не будем сейчас всерьёз пытаться анализировать статью, поскольку тема православно-протестантского диалога для нас не является предметом пристального изучения. Остановимся лишь на некоторых моментах, которые касаются экклезиологии.
  Основную мысль статьи о том, что в ранней церкви были возможны две формы церковного устройства (синагогально-синаксарная и экклесическая (хотя термин неудачен)), несмотря на возможные возражения со стороны научно-исторического подхода, стоит поддержать, т.к. освящение и актуализация в церкви присутствия Духа Святого возможны не только на Евхаристическом собрании, возглавляемом епископом, но и в Общении учеников Христовых (так называемый опыт освящения через вхождение в тайну преображения).
  Интересно замечание (с.46) о том, что апостольское преемство не следует механически отождествлять с преемством рукоположений.
  В факте того, что рукоположенный (у одного протестантского автора) не имеет преимущества перед другими (с.46) о. Георгию видится "отрыжка "демократического прошлого" евангелистов". Достаточно резкая фраза, выдающая антидемократический настрой автора. Тогда как, на наш взгляд, именно демократические процедуры в церкви более всего освобождают от ложной сакрализации, а, значит, создают условия для истинной сакрализации, хотя, конечно, эти процедуры сами по себе ничего не гарантируют.
  К евхаристической экклезиологии автор относит через запятую и о. Сергия Булгакова и о. Николая Афанасьева (с.49), хотя экклезиологические подходы двух означенных авторов принципиально разные. Это, возможно, связано с тем, что автор в то время, скорее всего, не был знаком с текстом "Невесты Агнца", появившимся в России много позже. Косвенно это предположение подтверждает тот факт, что сейчас о. Георгий в "Таинствоводственных беседах", разделяет евхаристическую экклезиологию (куда он относит о. Николая Афанасьева) и общинно-братскую (куда он с 2008 г., после издания "Невесты Агнца" в России, включил и о. Сергия Булгакова).
  
  По поводу критики прот. Иоанна Мейендорфа, высказанной в 141-ом выпуске "Вестника РХД".
  
  В следующем номере в качестве критики на "богдановскую" статью была напечатана статья видного богослова прот. Иоанна Мейендорфа под названием "Заметка о Церкви": http://www.pagez.ru/olb/309.php Статью эту с энтузиазмом перепечатали впоследствии в своих интернет-СМИ многочисленные оппоненты о. Георгия.
  Критика о. Иоанна Мейендорфа идет по линии, во-первых, богословской неопытности автора, где он говорит, что у о. Николая Афанасьева, о. Сергия Булгакова и о. Киприана Керна принципиально разные установки. С этим мы согласились. Во-вторых, по научной линии, где о. Иоанн говорит, что с научно-исторической точки зрения никакой альтернативы т.н. "евхаристической экклезиологии" быть не может. Это весьма спорно (особенно учитывая труды библеистов протестантской школы). И, в-третьих, о. Иоанн упрекает автора статьи в том, что "синагогально-синаксарное" устройство особой группы становится ничем иным как "своеобразным гностическим элитизмом". С этим обвинением никак нельзя согласиться, потому что тогда пришлось бы к этому "гностическому элитизму" отнести и многовековое монашеское движение (где большое количество канонизированных святых), и мирянские духовные движения, в том числе общины беседников (где основателем считается преп. Серафим Саровский) и общины и братства 20-го века... Для всех этих церковных групп была характерна особая ревность о Боге, которая совершенно необязательно сопровождалась фарисейской надменностью.
  Лучше сказать, что "гностический элитизм" может стать искушением "синагогально-синаксарного" устройства, также как всеобщая уравниловка или наоборот рьяный антидемократизм вполне могут стать такими искушениями, но могут и не стать... Точно также как гордыня - типичное искушение подвижнического пути, но вовсе не обязательный его атрибут.
  
  По поводу критики дьякона Андрея Платонова.
  
  Обратим внимание ещё на критику дьякона Андрея Платонова, высказанную в его статье "Евхаристия и церковь "с малой буквы" о восприятии евхаристической экклезиологии о. Николая Афанасьева" http://www.golubinski.ru/ecclesia/ecclesiology.htm
  О. Андрей в своей критике идет по следам о. Иоанна Мейендорфа, упрекая автора "богдановской" статьи в неверном понимании им основ евхаристической экклезиологии, причем, его статья, судя по всему, посвящена не критике собственно "богдановской" статьи, а защите евхаристической экклезиологии как единственно верного учения. Поэтому он не останавливается ни на "богдановской" статье, ни на "Церкви Духа Святого" о. Николая Афанасьева, а привлекает дополнительные источники и, не оглядываясь, в непримиримом клинче "побеждает" по всему широкому экклезиологическому фронту молчащего автора "богдановской" статьи. Подробный разбор этой "битвы" в нашу задачу не входит (хотя статья о. Андрея безусловно интересна как попытка всерьез поговорить именно о евхаристической экклезиологии). Скажем лишь, что спор этот, по нашему мнению, происходит совершенно в разных смысловых полях. А собственно к критике той самой статьи в "Вестнике" ?140 о. Андрей не добавляет почти ничего (т.к. полемизирует не только с указанной статьей о. Георгия) за исключением того, что упрекает автора в том, что он вступает на протестантский путь, когда говорит: "Полному члену Церкви" можно обойтись и без Евхаристического собрания местной церкви, он уже "полон" сам по себе, за счет пребывания в "необъективируемых мистериальных" границах. Разумеется, такой предельной протестантской индивидуализации он (автор статьи) не хочет и находит выход в проекте семей-общин, в мечтаемой перспективе - евхаристических семей-общин, - объединяющих равных "полных членов Церкви".
  Оставим этот тезис без нашей оценки, т.к. здесь евхаристическая экклезиология претендует на то, чтобы выявлять конфессиональную принадлежность и воздвигает границы с протестантизмом, тогда как "синагогально-синаксарный" подход, по нашему мнению, предлагает возможность выйти из-под конфессионального "проклятья", но этот выход сам по себе сопряжен уже с другими трудностями и искушениями.
  Любопытно, что дьякон Андрей Платонов приводит и слова священника Павла Адельгейма, по-видимому, тоже как сторонника евхаристической экклезиологии: "На наш взгляд замечательным примером воплощения этой мейендорфовской программы разрешения проблем эмпирической действительности в строгом следовании евхаристической экклезиологии стала работа о. Павла Адельгейма "Жизнь Церкви в канонах и практике" (Вестник РХД ? 184). Желание рассматривать приходскую общину, как местную церковь, о. Павел называет соблазнительным (с.333)"...
   Характерно, что, кроме своего "бодания" с местным епископом (мы отнюдь не умаляем подвига о. Павла, наоборот: слово "бодание" берем из солженицынского "Бодался теленок с дубом") у о. Павла был и другой вариант разрешения противоречия с начальством - экклезиологический. Если бы о. Павел с такой непреклонностью не отстаивал основы евхаристической экклезиологии, если бы не желал обрести церковную целостность евхаристического собрания во главе с правящим епископом, он мог сохранить и приходскую общину и школу, просто выведя эти общину и школу (как это сделал о. Георгий) в другое экклезиологическое поле. Был ли это сознательный выбор со стороны о. Павла или это неизбежная экклезиологическая необходимость, вытекающая из единственности экклезиологического подхода?
  Есть о чем подумать.
  А пока "эмпирическая действительность" говорит нам о том, что и события в Сурожской епархии, связанные с приездом туда епископа Илариона (Алфеева) и события в Псковской епархии, связанные с "делом" о. Павла Адельгейма, и, конечно, гонения на братство московского священника о. Георгия Кочеткова (1993-1999гг.), скорее всего, носят именно системный, экклезиологический характер. Разрешение конфликтных ситуаций не лежит на поверхности и требует вдумчивого отношения к проблеме.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"