Дударев Андрей Николаевич : другие произведения.

Эволюция понятия "священство" в религии откровения: сакрализация и десакрализация

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В работе речь идет об эволюции понятия "священство". Делается попытка выявить разные смыслы этого понятия. Первая публикация: www.kiev-orthodox.org

  Андрей Дударев
  
  Эволюция понятия "священство" в религии откровения: сакрализация и десакрализация.
  
  Священство - это одно из тех установлений, какие являются частым спутником религиозной жизни. Зародившись на заре истории человечества, оно до сих пор в той или иной форме присутствует при взаимоотношении человека с Богом. Однако древность этого установления не означает того, что оно в достаточной мере осмыслено и понято церковью. Противостояние клириков и лаиков в новозаветной эпохе является яркой иллюстрацией такого не четкого понимания.
  Настоящая статья имеет своей целью исследовать тему священства. Мы планируем, во-первых, приоткрыть глубинный онтологический смысл священства, во-вторых, проследить, какие изменения претерпело священство в истории, и, в-третьих, будет сделана попытка рассмотреть взаимосвязь священства с другими характерными атрибутами религиозной жизни: пророчеством, учительством и управлением. Предполагается также сравнить ветхозаветное и новозаветное священство. Кроме того представляется интересным вопрос, касающийся того, что будет происходить со священством в эсхатологической перспективе.
  Мы не будем претендовать на полноту освещения темы, наша задача заключается в том, чтобы нащупать узловые моменты предложенных вопросов и на этих моментах заострить внимание.
  
  Понятие о священстве, этимология слова.
  
  Еврейское слово кохен - "священник" происходит от глагола кохан - "быть священнодействующим", "совершать священное служение", т. е. приносить жертву и совершать курение в храме. В арабском языке есть родственное слово, имеющее значение "предсказатель", но здесь, вероятно, речь идет о развитии общего понятия, поскольку священники у большинства народов одновременно отправляли культ и сообщали указания божеств ([1] с. 868). Таким образом, этимология слова "священник" дает нам право выделить два варианта понимания: 1) священник как служитель священного ритуала, как предстоятель народа перед Богом, и 2) священник как глашатай божественных определений, как пророк. Однако из второго пункта этого условного деления, особенно когда дело касается феномена пророчества, можно вывести самостоятельные термины такие, как "учитель" и "пророк". Сейчас для нас, наверное, важно подчеркнуть, что в истории религии откровения священство как таковое этимологически вполне можно рассматривать независимо от других атрибутов религиозной жизни таких, как учительство и пророчество, впрочем, не следует забывать, что само слово кохен не однозначно.
  
  Онтологический смысл священства. Природное и профессиональное священство.
  
  Можно сказать, что онтологический смысл священства заключается в том, чтобы "приносить жертву", т. е. быть "освятителем" жизни посредством ее включения в Божественную волю и порядок. Применительно к нашей теме уместно выделить два типа священства: 1) природное, под ним мы будем понимать естественное свойство человека (Божий дар) освящать мир и приводить его к соединению с Богом, здесь человек - Божий помазанник, он в любви и свободе отдает "Божие Богу", "хранит и возделывает сад Едемский" (ср. Быт. 2:15, [2] с. 108-110); 2) профессиональное священство, в нем служение священника - это исполнение его ритуальных, богослужебных обязанностей.
  
  Священство и грехопадение.
  
  Одним из следствий грехопадения явилось то, что человек (мужчина и женщина) оказался вне области Божественного Света (ср. [5] с. 31, 34, 35; [6] с. 576). Адам был изгнан из Едемского сада, и его человеческая природа утратила свое священническое назначение. Поддавшись на искушение змия, люди отрекаются от своего священнического призвания. По мнению протоиерея А. Шмемана, "первородный грех состоит в том, что человек выбирает несвященнические взаимоотношения с Богом и миром" ([2] с. 110). Вступив на путь магизма, выбрав магический способ познания мира, люди теряют Бога, теперь древо жизни для них закрыто, а, значит, абсолютное природное священство становится невозможным. Человек из первого, т. н. доисторического завета с Богом (ср. [3] с. 95-115) "попадает в историю". А здесь в истории до тех пор, пока в нее не войдет Источник жизни, Богочеловек, Новый Адам, Иисус Христос, возможно только неполное, относительное священство, которое является лишь тенью райского абсолютного священства. И как показатель этой неполноты в народе необходимо должен существовать некий удел, некая отделенная от грешников, сакральная часть - священство профессиональное. В этом профессиональном священстве прямо или косвенно, в той или иной степени актуализируется память о потерянном рае. Поэтому оно, это профессиональное священство, призвано стать не только принадлежностью временной жизни, но также послужить прообразом, символом будущего вечного священства.
  
  Священство в истории.
  
  Проследим за развитием учреждения священства. Здесь нас будет интересовать как внешний путь (история священства во времени), так и внутренний путь (изменение и углубление смысла священства).
  
  Допотопные времена.
  
  Книга Бытия, также как и другие книги Ветхого Завета, ничего не говорит нам о священстве Адама. Однако мусульманское предание повествует, что Адам и Хавва (Ева) в знак благодарности Богу за прощение воздвигли святилище вблизи того места, где произошло их воссоединение со Всевышним (это место называется Кааба) [4]. В Библии (Быт. 4:3,4) говорится, что еще Каин и Авель приносили жертвы Богу. Значит, даже на основании этих скудных данных, вполне можно предположить, что профессиональный тип священства существует с самого начала человеческой истории. При этом профессиональность поначалу еще не так ярко выражена, скорее всего, речь идет о некоем естественном действии, в котором сочетаются природная (уже относительная, а не абсолютная) и профессиональная составляющие. Здесь также важно подчеркнуть, что с самого начала в священнодействии присутствует жертвоприношение.
  
  От Ноя до Моисея.
  
  По свидетельству Библии жертвы Богу приносили Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов (Быт 4:3; 8:20; 15:9; 26:25; 31:54; Иов 1:5). Это было семейное, клановое священство, присущее большинству народов древности. Внешне священный ритуал, вряд ли, как-либо существенно отличался от прошлых времен. Напряженная и яркая внутренняя духовная жизнь библейских персонажей тем не менее практически не повлияла на ритуальный аспект религиозного культа. Хочется отметить, что в случае с Авраамом уже прослеживается мысль, что священник - сам жертва, его преданность Богу, его ревность и нравственная чистота перед Богом должны быть особенными. Священник ради Бога должен быть готов пожертвовать самым дорогим и любимым. Авраам возносит на жертвенник Исаака (Быт 22:9). Позднее, при гибели двух своих сыновей другой священник Аарон также смиренно должен будет принять волю Божию: ему не будет разрешено даже выразить свое личное горе (Лев 10:6). И, конечно, максимума жертвенность священнического служения достигает при крестной смерти Спасителя.
  Важно обратить внимание на то, что внешний вид доааронова священства в религии откровения вполне вмещается в форму весьма распространенного у многих народов шаманизма. Надо сказать, что двойственная природа шаманизма внешним образом практически никак не выявляется. Отличие священника Единого Бога от жреца, поклоняющегося тварным началам, нужно искать во внутренней жизни. Очень часто маг противостоит священнику не на обрядовом, а на духовном уровне. Поэтому и распознать магизм иногда можно только при помощи дара "различения духов" ([7] c. 47-80). Характерно, что Библия показывает нам пример борьбы священника и мага, когда Аарон противостоит волхвам и чародеям египетским (Исх 7:8-13).
  
  От Моисея до Иисуса Христа.
  
  На горе Синай Господь повелевает Моисею сделать святилище Господу, в котором Он будет обитать (Исх 25:8). Это святилище, Скиния становится особенным местом, где Господь будет говорить с Моисеем (Исх 29:42). Теперь к функциям священников добавляется еще один важный аспект их служения - охранение святыни (ср. [1] с. 904 - 906). В Скинии, а затем и в Храме выделяется особое место Святое Святых, куда входить мог только первосвященник раз в год, в великий День очищения (Лев 16).
  Важно, что избрание священника - чрезвычайно ответственное дело, это должен быть чистый, ревностно преданный Богу человек. Так Господь сам повелевает Моисею посвятить в священники Аарона и его сыновей (Исх 28:1). Левиты становятся священническим коленом, когда в момент отступничества многих израильтян они проявляют верность Господу (Исх 32:26). Финеес, сын Елеазара, внук Аарона получает от Господа "завет священства вечного" за то, что он покарал израильтянина, когда тот в глазах всего народа предался служению Ваал-Фегору (Числ 25:6-13). Потомство Садока получает право на священство, когда во время отступления сынов Израилевых они "стояли на страже святилища" (Иез 44:10-31). Необходимость чистоты человека при призвании его на священническое служение хорошо подчеркивается в случае с Иисусом, сыном Иоседека, возглавлявшим иудеев, вернувшихся из вавилонского плена ([10] с. 568). Господь Сам через ангела очищает Своего будущего служителя (Зах 3: 3-5).
  Наряду с новым профессиональным и уникальным аароновым священством в Израиле, по всей видимости, продолжает существовать и священство семейное (Суд. 6:18-29; 13:19; 17:5; 1 Цар 7:1). Со времени Давида культовым центром Израиля становится иерусалимское святилище, а затем, уже при Соломоне, иерусалимский Храм. Однако параллельно сохраняются и другие места поклонения. В этих местах левиты, вероятно, были довольно многочисленны, но при некоторых святилищах исправляли культ священники разного происхождения (3 Цар 12:31). Царь Иосия своей реформой 621г. упразднил местные святилища и установил исключительные права колена Левиина и верховенство священства иерусалимского. В будущем священство остается только за потомками Садока, левиты - низшее духовенство - объединены в три группы, при которых находятся певцы и привратники (1 Пар 25-26). В 172г. был убит последний первосвященник из рода Садока, Ония III, с тех пор преемники первосвященника назначались царями Сирии из других родов. При Маккавеях первосвященником стал Ионафан из довольно скромного священнического рода. Его брат Симон стал его преемником (143г.) и положил начало династии Асмонеев, священников и царей (134 - 37г.). Они были вождями скорее политическими и военными, чем религиозными, что и вызвало оппозицию со стороны фарисеев. В конце концов, со времени царствования Ирода, первосвященники стали назначаться государственной властью из среды знатных священнических родов. Эти последние составили группу "первосвященников", неоднократно упоминаемую в Новом Завете ([8] с. 1014 -1016).
  Интересно обратить внимание на обряд посвящения в священники. Из Исх 28:41; 40:15; Лев 8:30 следует, что вместе с Аароном как первосвященником, маслом были окроплены и его сыновья; это значит, что все священники должны были принять помазание. Возможно, что впоследствии помазание стал принимать только первосвященник. Помазание должно было символизировать посвящение священника Господу через дарование ему Духа Господня ([1] c. 869).
  Языческие жрецы рассматривались как существа, одаренные магической властью, происходящей от богов, владеющие сокровенными знаниями и силами. Иначе понимается священство в ветхозаветной Церкви ([9] c.229). Потомки Аарона и все прочие левиты предлагаются Богу как жертва и дар, как замена первенцев, посвященных Творцу (Числ. 3:11-12). Здесь также важно отметить, что, поскольку, в отличие от предыдущих Заветов, Завет с Богом, который заключает Моисей (Исх 24:1-11), это Завет не одного человека, а всего народа Израиля, постольку на этот раз весь народ называется "уделом Божиим", "царством священников и народом святым" (Исх 19:5, 6). Как левиты - удел Божий (ср. Числ 3:11, 12) среди израильтян, так израильтяне - народ, взятый в удел, по отношению ко всем прочим народам. Это в символическом смысле относительное священство народа. Израиль призван быть той малой закваской, которая квасит все тесто. Позднее та же мысль царственного священства народа присутствует при зарождении нового народа Божьего, новозаветной Церкви (1Пет 2:9). Можно также сказать, что в новозаветные времена язычники какбы входят в этот удел и из непомилованных становятся помилованными (1Пет 2:10). Как в Ветхом, так и в Новом Заветах это относительное священство народа, конечно же, не означает всеобщего абсолютного священства, которое настанет только тогда, когда "Бог будет все во всем" (1 Кор 15:28). В Ветхом Завете символ абсолютного священства - место пребывания Бога, Святое Святых. Там обитает слава Божия. Это сакральное место всему народу еще не доступно. За завесу в Храме входит только первосвященник и то, лишь раз в год. В Новом Завете Царство Небесное становится ближе: завеса в Храме рвется (Матф 27:51). Однако при этом для народа дверь еще только приоткрывается, и впереди долгий путь восхождения. По-прежнему мы познаем скрытую реальность лишь отчасти и видим сквозь тусклое стекло (ср. 1 Кор 13:12).
  Теперь поговорим об обязанностях или функциях священников. Их можно разделить на две большие группы: служение культа и служение Слова.
  1. Служение культа. Священник неразрывно связан со святилищем. Главным его делом было жертвоприношение. Кроме того, к его компетентности относились вопросы культовой чистоты народа. Также в задачу священников входило возвещать сигналом серебряных труб о начале войны и праздниках, в обоих случаях в напоминание Господу об Израиле (Чис 10:9 и след.). Важно сказать, что долг священника - "носить у сердца", т. е. постоянно помнить, не только "имена сынов Израилевых" (Исх 28:29), но и "суд сынов Израилевых" (Исх 28:30) - иначе говоря, все обстоятельства их жизни, их грехи и повинности вспоминать пред Всевышним и молить Его о прощении ([10] c. 556-559). Необходимо отметить, что ветхозаветные жертвы были установлены "только до времени исправления" (Евр 9:10), т. е. до времени прихода Христа. Прощение грехов происходило ради будущей крестной жертвы Спасителя, "ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (Евр. 10:4). Когда Бог взирал на жертвенник, Он видел там не смерть овцы, козы или тельца, а прозревал "Агнца Божия" на кресте Голгофы. Грешник в Ветхом Завете получал спасение также как и верующий сегодня. Его спасало "обратное действие" крестной смерти Иисуса, прообразом которой была ветхозаветная жертва ([1] с. 320). При этом есть все основания полагать, что во время ветхозаветного жертвоприношения происходила теофания, и как следствие теофании прощение грехов Духом Божиим. Таким образом, ветхозаветная трапеза, во время которой совершалось жертвоприношение, является прообразом и предтечей новозаветной литургии, где также происходит теофания и прощение грехов. Как в Ветхом, так и в Новом Заветах каждый участник этой совместной с Богом трапезы настолько приобщается к иной реальности и очищается Духом Святым, насколько он к этому готов.
  2. Служение Слова. В древнем Израиле священник, пользуясь ефодом (1Цар 30:7), уримом и туммимом (1Цар 14:36-42; Втор 33:8) выполнял служение, похожее на служение прорицания у других народов. Урим и туммим - таинственное устройство, связанное с двенадцатью камнями в наперснике и подробно в Библии не описанное, - давало первосвященнику возможность непосредственно вопрошать Господа о воле Его по отношению к народу и получать прямые, дарующие "совершенный свет", ответы на конкретные вопросы ([10] с. 559, 560). Так, например, о преемнике Моисея - Иисусе Навине Господь дал такое указание: "и будет он обращаться к Елеазару священнику и спрашивать его о решении посредством урима пред Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он, и все сыны Израилевы с ним, и все общество" (Чис 27:21). Однако после Давида эти способы прорицания больше не упоминаются. С тех пор в Израиле, в связи с различными обстоятельствами, Бог обращает Слово к своему народу иным путем: через пророков, движимых Духом. Урим и туммим, как и многие другие предметы первого храма, после вавилонского пленения были утрачены ([1] с. 993, [10] с. 560). Однако при этом священники остаются служителями иного традиционного вида Слова, берущего начало в событиях священной истории и в положениях Синайского Союза-Завета. Эта священная традиция оформляется, с одной стороны, в повествованиях, где вспоминаются великие события прошлого, а с другой стороны, в Законе, который обретает в них свой смысл. Священники являются служителями этого Слова. Они как обычные истолкователи Торы дают практические наставления и участвуют в совершении правосудия. В связи с этой деятельностью они составляют письменное изложение Закона в различных кодексах: Второзаконие, Закон святости (Лев 17-26), "Тора" Иезекииля (40-48), священническое законодательство (Исх, Лев, Чис), окончательное составление Пятикнижия (см. Езд 7:14-26; Неем 8). Таким образом, понятно, почему в Священном Писании, священник - человек ведения: он - посредник Слова Божия, передаваемого в традиционных формах истории и кодексов. Однако в последние века иудаизма умножаются синагоги, священство же замыкается в своих ритуальных обязанностях. В то же время растет авторитет книжников-мирян. Принадлежа по большей части к секте фарисеев, они были во времена Христа главными учителями в Израиле ([8] c. 1017, 1018).
  Теперь становится ясно, что учительство - прямая священническая обязанность, но священники здесь не монополисты, служение учительства вполне может быть разделено ими с книжниками-мирянами.
  Что касается пророчества, то общим у служения пророка и священника является особенное избранничество Богом людей для этих служений. Иногда, например, в случае Иеремии и Иезекииля пророк является одновременно и священником. Однако в общем случае пророчество - вполне самостоятельная харизма, прямой Божий дар. Служение пророка, хотя и близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть официальной должностью, - а когда это происходило, оно мельчало и скатывалось к лжепророчеству. Часто пророчество - это указание пути, Господь может заменять одно пророчество другим или отменять его ([1] с. 791-795). Пророки могут и противостоять священникам, обычно это происходит, когда священники оказываются не на высоте своего священнического призвания.
  Отдельно имеет смысл сказать о служении управления. Важно отметить, что изначально не предполагалось создавать из левитов иерократию (власть духовенства) ([9] с. 230). Для управления народом Моисей назначает старейшин (Исх 18:13-27). Характерно, что именно эти старейшины, а не Аарон и левиты призваны в дальнейшем разделить с Моисеем его служение управления, именно на них сходит Дух Божий (Чис 11:25). Поэтому, как и в случае с пророчеством, можно сказать, что служение управления и служение священства - это разные самостоятельные служения.
  Однако, подытоживая разговор о связи и различии служений священства, управления и пророчества, нужно отметить, что иногда все эти три служения сходятся в одной личности. Такое можно наблюдать в случае Моисея, когда Моисей священнодействует при заключении Завета с Богом (Исх 24:8), при этом он продолжает быть руководителем народа и пророком; и, конечно, в случае Иисуса Христа, Христос - истинный Царь, Мессия, Помазанник Божий, Пророк и Священник. В обоих этих случаях происходит заключение Заветов, и здесь речь уже идет об особенном, уникальном служении.
  
  Новозаветное священство.
  
  Мы специально тему новозаветного священства выносим за рамки предыдущей части, где речь шла о священстве в истории. Если в Адаме происходит схождение в историю, то во Христе начинается обратный процесс: восхождение из истории в Царство Небесное (ср. 1 Кор 15:22). Празднуя в день Рождества Христова пришествие Бога в мир, Церковь поет: "...и Серафим отступает от древа жизни, и аз райския пищи приобщаюся..." ([11] c. 211). В Царстве Небесном, "времени уже нет" (ср. Откр 10:6), а значит, можно говорить о том, что в Новом Завете исторические категории постепенно уступают место внеисторическим. "Остановка времени", "конец времен" или выход за пределы пространства и времени предощущаются всякий раз, когда человек становится участником теофании.
  
  5.1. Христос - Первосвященник.
  
  Первое и основное свидетельство, в котором служение Христа показано как первосвященническое, есть рассказ о Тайной Вечери. Здесь установление Евхаристии изображается с чертами, свойственными лишь жертвоприношению. Сам Христос есть здесь и жертва, и жрец, "приносяй и приносимый, приемляй и раздаваемый". При этом сама Тайная Вечеря как бы растягивается во времени, начинаясь в Преображении, продолжаясь в Сионской горнице, достигая своего апогея на Голгофе и заканчиваясь при сошествии Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы (ср. [12] c. 354 - 363). Добровольная жертва Христова, которую Христос как Первосвященник приносит за жизнь мира (Иоан 6:51), имеет небесное измерение. Прорыв в область Нетварного Света в Преображении и Пятидесятнице приоткрывает нам эсхатологическую глубину крестной смерти Спасителя.
  В Откровении Иоанна Богослова (Откр 1:13) Иисус предстает в первосвященническом одеянии. Священство Христа - это не ветхозаветное, подзаконное священство по чину Аарона, а надзаконное священство по чину Мелхиседека (Быт 14:18, Пс 109:4, Евр 7:3-10, 20-26). Тем не менее, как закон исполняется во Христе (Мф 5:17), так и первосвященство Аарона тоже Христом доводится до полноты. Иисус как некогда Аарон, и больше чем он, призван Богом быть посредником между Ним и людьми и приносить жертвы за их грехи (Евр 5:1-4). Как некогда колено Левиино должно было быть взято в удел и отделено от грешников, так и Первосвященник Христос "святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников" (Евр 7:26). Он - совершенный Священник, "превознесенный выше небес". Иисус, "как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них" (Евр 7:24, 25).
  Важно, что Иисус Христос исполняет и вторую обязанность священников Ветхого Завета - служение Торе. Не держась за букву Закона, Он проливает свет на глубинную ценность его, заключенную как в первой заповеди, так и во второй, ей подобной (Мф 22:34 - 40). Однако при этом Слово Иисуса - высшее откровение, Благая Весть спасения, окончательно исполняющая Закон.
  
  Священство христиан.
  
   На христиан переходит священство ветхозаветной церкви. Теперь христиане - "царство священников" и народ, взятый в удел (1 Петр 2:5, 9; Откр 1:6; 5:10; 20:6). Это относительное священство народа: новозаветная церковь становится той малой закваской, которая призвана заквасить все тесто, вобрать в себя все народы. В этом священстве христиане разделяют священство Главы Церкви - Иисуса Христа: каждый христианин должен взять свой крест (Мф 16:24) и пить Его чашу (Мф 20:22; 26:27), каждый должен возвещать Его благовестие (Лк 9:60; 10:1-16) и свидетельствовать о Нем даже до смерти (Мф 10:17-42). Так Иисус, Сын и Царь-Мессия, приобщает к Себе и Своему священству всех людей. В этом смысле все, вступающие с Богом через Христа в Новый Завет, принимают посвящение Крещения и помазание Святого Духа (ср. [2] c. 111). Таким образом, вся христианская жизнь становится литургией, неким священнодействием. "Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего", призывает апостол Павел (Рим 12:1; см. Флп 3:3; Евр 9:14; 12:28). В церкви все христиане подобно Христу становятся жрецами, приносящими самих себя в жертву. Они добровольно отдают себя в послушание Богу, чтобы через них Господь осуществлял Свой спасительный промысел. Можно сказать, что это священство Церкви как Тела Христова - продолжение священства Христа, Главы этого Тела.
  
  Особые служения.
  
  После вознесения Христа на небо дело Христово на земле продолжается. Церковь как богочеловеческий организм растет, и для укрепления этого организма становятся необходимы различные служения. Конечно, всякий человек по мере своего таланта, дара, способностей призван служить Богу и ближнему. В этом смысле профессия и труд включаются в Божественную волю и порядок. Этот процесс творческого переосмысления жизни и всестороннего воцерковления ее приобретает характер священнодействия.
  Однако с самого начала возникновения церкви, еще во время пребывания Спасителя на земле, в ней выделяются особые служения. Так Иисус призывает двенадцать, чтобы доверить им ответственность за свою Церковь. Он подготавливает их к служению Слова и передает им некоторые из Своих полномочий (Мф 10:8, 40; 18:18), в том числе власть прощать грехи (Иоан 20:21-23). В последний вечер Он вверяет им Евхаристию (Лк 22:19). Также впоследствии они должны совершать Крещение во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Апостолы следуют по пути Христа и для продолжения своей деятельности они, в свою очередь, ставят ответственных людей ([8] с. 1024). Эти ответственные люди называются пресвитерами (в переводе с греческого старейшинами), иногда они называется епископами (блюстителями), в Тит 1:5, 7 пресвитер приравнен к епископу. Избрание пресвитера - важное и ответственное дело, изначально оно совершается Святым Духом (Деян 20:28). Однако назначение на пост пресвитера может происходить и посредством избрания, были назначения, совершенные апостолами ([1] с. 944). С древних времен поставление на служение пресвитера происходило через молитву и рукоположение (Деян 14:23, 2 Тим 1:6, 1 Тим 4:14, Тит 1:5). Считается, что с тех пор божественная благодать, а вместе с нею особенные полномочия, непрерывно передаются из поколения в поколение. "Таинственное рукоположение, идущее от Иисуса Христа и апостолов, есть тот ток, через который течет до наших времен и будет течь до скончания века дар Духа, вложенный в организм церковный" ([13] с. 15 - 26).
  К прямым обязанностям пресвитеров относятся 1) служение Слова: проповедь Евангелия, учительство; 2) совершение церковных таинств; 3) пастырское попечение и духовное руководство. Как видим, эти обязанности очень напоминают обязанности священников ветхозаветной церкви. Разница, по большому счету, лишь в том, что дополнительно к Торе проповедуется Евангелие, а культовые ветхозаветные обряды заменяются таинствами и богослужениями. Характерно, что и жертвоприношение как непременный атрибут ветхозаветного священнодействия в новозаветной Евхаристии также присутствует: пресвитеры приносят в жертву Тело и Кровь Спасителя ([14] с. 92). Важно, что такой элемент священнических обязанностей как охранение святыни тоже есть: становится необходимым охранение святости таинств и Евхаристии и защита их от профанности. Кроме того, с появлением храмов у служителей клира возникают дополнительные обязанности, связанные с поддержанием порядка и чистоты в помещении, с обеспечением наличия и пригодности богослужебной утвари. Эти обязанности схожи со служением левитов. Пастырское попечение и духовное руководство новозаветных пресвитеров очень сильно напоминают долг ветхозаветного священника - "носить у сердца", т. е. постоянно помнить, не только "имена сынов Израилевых" (Исх 28:29), но и "суд сынов Израилевых" (Исх 28:30) - иначе говоря, все обстоятельства их жизни, их грехи и повинности вспоминать пред Всевышним и молить Его о прощении ([10] c. 556-559).
  Как уже отмечалось ранее, то, что в Ветхом Завете было будущим, в Новом Завете становится настоящим. Но это настоящее, в свою очередь, есть предвосхищение и образ грядущего. Царство Божие, явленное во Христе, есть Царство будущего века. Причастие этому Царству не упраздняет грани между временным и вечным. Поэтому вполне естественно, что в новозаветном храме обособляется особенное место, символизирующее вечное Царство Божие (алтарь), и вновь появляется преграда, завеса, а позже иконостас. Иконостас символически обозначает грань между двумя мирами: вневременным и временным ([17] с. 10).
  Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно заключить, что, несмотря на всю онтологическую углубленность Нового Завета по отношению к Ветхому, институт пресвитеров и епископов для обеспечения устойчивости религиозной жизни заимствовал многие формы ветхозаветного культа. Поэтому неудивительно, что со временем название пресвитер (старейшина) становится синонимичным слову иерей (по-гречески, жрец), а название епископ (блюститель) - слову архиерей (верховный жрец, первосвященник) ([16] c. 325, 326).
  Протопресвитер Николай Афанасьев замечает, что воля Божия не может находиться в зависимости от воли человеческой или быть ей подчинена: Бог ниспосылает дары Святого Духа не на тех, кого избирают епископы или церковный народ, а на тех, кого он Сам избирает. "Епископ имеет благодать совершать таинство рукоположения, но это не значит, что он распоряжается дарами Святого Духа" ([15] с. 97). Поэтому пророки, евангелисты, пастыри, учителя (Еф 4:11, 12) вполне могут и не принадлежать к церковному клиру. Отсюда не следует, что призванный к одному служению должен обладать только одним даром. Часто у одного человека бывает много духовных даров. Дарами пророчества, проповеди, духовного руководства, учительства могут обладать как клирики, так и лаики. Служение управления также не должно являться исключительной прерогативой клира. Конечно, там, где дело касается организации таинств, проведения Евхаристии, храмовой жизни, клирики - законные хозяева положения (впрочем, и здесь место остального, не принадлежащего к клиру народа еще не достаточно осознано (см. [15])). Однако в других областях жизни руководить процессом могут и лаики. Кроме того, необходимо отметить, что в христианстве служение управления имеет в себе известную противоречивость. Его нельзя понимать как власть в привычном смысле. Слова Спасителя "кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом" (Матф 20:27) по-прежнему остаются актуальными. Действительно, до сих пор в церкви с некоторой долей необходимости наличествует власть силы и принуждения, однако при этом единственная подлинная власть, которая до времени остается скрытой, - это власть любви. Именно эта внутренняя духовная власть любви противопоставляется внешней силе. Именно она призвана предохранять церковную иерархию от попыток построения иерократии по принципу "Великого инквизитора". Крест как символ любви, противостоя мечу как символу силы, защищает церковь от перегибов в этой сфере.
  Отметим, что положение пророка в литургической области выше положения епископа и пресвитера. Положение епископа определяется тем, что он исполняет служение пророка в его отсутствие. Епископ светит отраженным светом пророка и является до некоторой степени его заместителем ([15] с. 90).
  
  Сравнение новозаветного и ветхозаветного священства.
  
  Выше мы по отдельности рассмотрели ветхозаветное и новозаветное священства. Теперь же попытаемся их сравнить. А именно, попытаемся сравнить служение священника по чину Аарона с новозаветным особым служением иерея-пресвитера. В этом сравнении мы будем пытаться опираться на иудейское понимание священства. Иными словами новозаветное пресвитерство мы попытаемся описать ветхозаветными иудейскими категориями.
  Согласно современной иудейской концепции ([19] глава 30) существуют три фундаментальных категории: хесед, гвура и тиферет. Применительно к нашей работе хесед - это раздавание, желание воздействовать на окружающий мир и исправлять его, категория, выражающая действие, нацеленность вовне, экстравертность. Эта категория характерна для Авраама. В противоположность ей гвура - это собирание, оценка ситуации, суд, не действие, а задавание вопросов, интровертность. Гвура характерна для Исаака. Категория тиферет означает гармонию между хеседом и гвурой, она характерна для Иакова.
  Рассуждая подобным образом, можно сказать, что хесед - категория Моисея, гвура - Аарона. Ветхозаветные старейшины, на которых сходит Дух Божий (Чис 11:25), - продолжатели дела Моисея. Их категория - хесед. Для священников, последователей Аарона, характерна категория гвура. Таким образом, мы видим явное разделение служений священства и управления или, иначе выражаясь, служений царя и священника. В Ветхом Завете еще нет той точки, которая могла бы гармонично объединить эти две категории в третью - тиферет. Такая точка появляется в Новом Завете: вместо Моисея и Аарона с категориями хесед и гвура действует Христос, гармонично соединяя в Себе, во-первых, царя и священника, а во-вторых, две категории хесед и гвуру в третью категорию - тиферет. Это священство Христа - священство по чину Мелхиседека.
  Важно, что апостолы, продолжатели дела Христа на земле, также принимают на себя это новое священство: они, подобно Христу, берут на себя предстоятельство на литургии (священническая функция) и служение управления Церковью. Как во времена Моисея Дух Божий сходит на семьдесят старейшин, так и на двенадцать апостолов (новых старейшин) тоже сходит Дух Божий в виде языков пламени в День Пятидесятницы. Итак, мы видим, что в апостолах происходит соединение священнического и пресвитерского служений. Поэтому продолжатели дела апостолов с равным успехом могут называться иереями (священниками) и пресвитерами (старейшинами). Таким образом христианское священство объединяет в себе царя и священника, как бы уравновешивая одного и другого. Естественно, что царство апостолов - это царство Христа, царство не от мира сего, а власть - власть не насилия, а любви, даруемая Духом Святым. Устойчивость и святость этого нового христианского священства обеспечивает крест Христов.
  Конечно, мы сейчас нарисовали некоторую картину, которая была характерна разве что для апостольского времени. Позднее в Церковь стал проникать дух мира сего, и произошел откат к прежним ветхозаветным реалиям. Церковь соединилась с государством, и вновь в управлении народом первую роль стал играть царь, а священство стало замыкаться на своих ритуальных обязанностях, уподобляясь священству по чину Аарона.
  
  Священство в эсхатологии.
  
  Можно ожидать, что в эсхатологической перспективе со священством произойдут существенные изменения. Конечно, они произойдут только тогда, когда Церковь, Тело Христово, придет в полноту Своего возраста (Еф 4:13). При этом можно ожидать, что Дух Святой изольется на всякую плоть (Иоил 2:28), как в День Пятидесятницы Он излился на апостолов (Деян 2:17), а, значит, исполнится чаяние Моисея, и все в народе Божием станут пророками (ср. Чис 11:29). Тогда Сам Бог будет обитать с народом Своим (Откр 21:3), и люди вернутся в область Божественного Света, откуда они были изгнаны в результате грехопадения. Слава Божия вновь воссияет, и спасенные народы будут ходить во Свете Божием (ср. Откр 21:23, 24). Храма уже не будет (Откр 21: 22).
  Относительное и профессиональное священства перестанут существовать. Когда спасенные народы приведены к Богу, и грехи народов прощены, тогда профессиональный священник уже сделал свое дело, и ему надлежит скромно отстраниться, предоставив "Божие Богу". Также исчезнет такое понятие, как "народ, взятый в удел": в эсхатологической перспективе со всех народов "снимается покрывало", и они обретают Бога (ср. Ис 25:7, Откр 15:4). На смену неполному и относительному священству приходит всеобщее полное и абсолютное природное священство. В отличие от временного относительного священства, связанного с конечностью греха и земного существования, это священство - вечно. Падшая человеческая природа восстанавливается и вновь получает свое священническое назначение. К тому моменту всякое начальство, власть и сила должны быть упразднены (1 Кор 15:24), и последний враг, смерть, истреблен (1 Кор 15:26). Теперь онтологическая природа человека приближается к полноте своего раскрытия, и человек узнает свое истинное призвание.
  
  В заключение отметим, что ясное понимание смысла священства чрезвычайно необходимо верующему человеку. Роль и ответственность священника, поставленного на служение Церковью, огромны. Задача профессионального священника - высоко держать знамя священства, быть достойным соработником Божиим. Но это задача не только того, кто наделен особым служением, каждый верующий человек призывается к преображению своей жизни в благоговейное священнодействие.
  Закончить нашу работу хотелось бы словами преподобного Исаака Сирина. Из глубины веков звучат эти слова, чтобы и современный человек осознал свое великое призвание - быть священником Богу живому: "Украшай себя добродетелью, о человек слабый, дабы позволено было тебе священнодействовать Богу в доме таинств, и дабы ты был помазан Духом во освящение благодаря обилию чистоты, которой ты украшен в служении своих внешних членов и в сокровенности сердца своего. Изобрази в душе своей образ преобразовательной скинии - вовне и внутри. В чувствах своих собери собрания добродетели, и в сердце своем священнодействуй Богу чистую жертву; соверши примирительную жертву о грехах тех, кто вовне... И вместо золотой крышки поверх ковчега помести в сердце созерцание тайн Спасителя своего, ибо через это откроется тебе Бог в откровениях дивных..." ([18] с. 315).
  
  
  
  Библиография.
  
  1. Библейская энциклопедия Брокгауза. Фритц Ринекер. Герхард Майер. Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn. Русское издание 1999 г. "Християтска зоря", г. Кременчуг Украина.
  2. Протоиерей Александр Шмеман. Водою и духом. М., 1999 г.
  3. Священник Георгий Кочетков. В начале было слово. Катехизис для просвещаемых. М., 1999 г.
  4. Интернет сайт "Мир религий".
  Web: http://www.religio.ru/lecsicon/10/152. html
  5. Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. Сергиев Посад, 2000.
  6. Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М., 1999.
  7. Протоиерей Александр Мень. Магизм и единобожие. М., 2001 г.
  8. Словарь библейского богословия под редакцией Ксавье Леон-Дюфура. Киев - Москва, 1998 г.
  9. Протоиерей Александр Мень. Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. М., 2000 г.
  10. Д. В. Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. М., "Теревинф", 1994 г.
  11. Протоиерей Александр Шмеман. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992 г.
  12. Протоиерей Сергий Булгаков. Агнец Божий. М., 2000 г.
  13. Проф. Киевской Духовной Академии В. Певницкий. О священстве. Киев, 2001 г.
  14. Православное богослужение. Выпуск 1. Русифицированные тексты вечерни, утрени, Литургии св. Иоанна Златоуста. М., 1999 г.
  15. Протопресвитер Николай Афанасьев. Церковь Духа Святого. Рига, 1994 г.
  16. Настольная книга священнослужителя. Том 4. М., 2001 г.
  17. Успенский Л. А. Вопрос иконостаса.
  18. Иеромонах Иларион (Алфеев). Мир Исаака Сирина. М., 1998 г.
  19. П. Полонский. Две истории сотворения мира. Интернет сайт "Маханаим. Еврейский культурно-религиозный центр".
  Web: http://www.machanaim.org/tanach/_pol2ism_prod_gl30.htm
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"