Аннотация: Одна из версий гибели третьего советского "Бурана"...
Олег Дудин
Зависимость
Рассказ
Как известно, в СССР былосозданотри экземпляра тяжелого космического грузовика многоразового использования "Буран".В 1988 году первый из них в беспилотном режимеблагополучно побывал в космосе, а теперь бездействует и ржавеет. Второй "Буран" был превращен в ресторан и теперь открыт для общего обозрения в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в Москве. До недавнего времени считалось, что третий экземпляр был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса в Казахстане...
Из засекреченных архивов КГБ.
1987 год.
Металлические опоры "Бурана" мягко коснулись поверхности Марса под аккомпанемент двигателей. Величественно распахнулся зев люка, в красный песок ткнулся трап.
Первым на красный песок сошёл капитан и первый пилот корабля Константин Лемешев - высокий, атлетически сложенный, с волевым лицом и холодным, даже надменным взглядом.
За капитаном шёл второй пилот, а по совместительству и бортинженер, Пётр Бобровский. Он, словно в противоположность Константину, был коренастым и пухленьким. А ещё лысым и порядочно небритым - только трёхдневная щетина и отличала его от какого-нибудь чиновника средней руки, не вылезающего из кабинета. Пётр выглядел измождённым, словно уже успел обойти весь Марс пешком, но глаза горели бесконечным азартом и энтузиазмом.
Третьим на поверхность Марса ступил биолог и инженер-архитектор в одном лице - Армен Подолян. Его нескладная худая фигура возвышалась даже над Лемешевым. Лицо у Армена было под стать фигуре: худое, скуластое, с выдающимся вперёд острым подбородком, над которым торчал и упирался в стекло шлема такой же острый нос. Нос этот к тому же постоянно двигался, словно принюхиваясь.
- Приятно быть первым человеком на Марсе! - усмехнулся Лемешев. - Куда уж до нас капиталистам с Запада. Будут знать, как хвастаться своей полумифической лунной экспедицией!
- Полностью согласен с вами, коллега, - поддакнул Армен.
Капитан ещё раз окинул взглядом красный пейзаж и скомандовал:
- Пора приниматься за работу. Подолян, начните пока с проб грунта, Бобровский, займись флагом, видеоаппаратурой и роботами, а я тем временем сообщу на Землю, что посадка прошла успешно.
- Себе он, как всегда, оставил самое лёгкое, - проворчал Пётр, дождавшись, пока Константин скроется в челноке.
Армен промолчал - во время полёта он был практически третьим лишним. Впрочем, и от капитана мало что зависело: "Буран" полностью управлялся компьютером, который отвечал также за малейшие неисправности в системе и был способен тут же их ремонтировать.
Зато теперь Подоляну было, где развернуться: он быстро сбегал за мобильным лабораторным комплексом, похожим на этажерку на колёсиках, и увлечённо принялся за работу. Бобровский тоже времени не терял: советский флаг был установлен за пару минут, и теперь второй пилот возился с видеокамерой, настраивая фокус.
"Эта экспедиция должна стать достойным ответом полёту американцев на Луну, - подумал Пётр, закончив настраивать видеокамеру. - Если всё пройдёт удачно, это будет прекрасным первым шагом человечества за пределы орбиты Земли!"
Полёт "Бурана" на Марс был почти стихийным. Первоначально челноки этой категории предназначались только для орбитальных полётов. Но кого-то из руководства сильно грызла мысль, что американцы обогнали Советский Союз в космической гонке, поэтому третий "Буран" спешно переоборудовали для экспедиции на Марс - увеличили топливные баки, а к шасси, которое неизбежно увязло бы в марсианских песках, добавили обычные опоры с широким основанием.
А чтобы окончательно оставить американцев с носом, на Марсе было решено основать долговременную исследовательскую базу. На разработку данного проекта, а также действующих образцов роботов-строителей были брошены дополнительные миллиарды, но взамен руководство потребовало небывалой срочности. Из-за этого первоначальный проект базы был уменьшен в десять раз: остальные модули и лаборатории решили достраивать позднее.
Вся забота о благополучии экспедиции легла на бортовой компьютер "Бурана" - "Скиф". По производительности "Скиф" опережал все компьютеры Земли, в связи с чем и занимал почти весь гигантский объём "Бурана". Инженеры укомплектовали компьютер двумя десятками процессоров, аналогичных выпускаемыми компанией "Intel", что позволило увеличить быстродействие "Скифа" до 200 миллионов операций в секунду. В течение всего прошедшего года "Скиф" тестировался в различных условиях и, в принципе, теперь мог в одиночку и на Марс слетать, и строительством базы руководить. Но людская гордость пока не позволяла перекладывать такую задачу на "плечи" компьютера - хотелось самим быть причастными к такому грандиозному событию.
От работы Подоляна и Бобровского отвлёк налетевший шквалистый ветер. Погода ухудшалась прямо на глазах - по всем признакам, надвигалась буря. Небо затянуло свинцовыми тучами, которые висели так низко, что, казалось, готовы были вот-вот свалиться на головы космонавтам. А потом сверкнула огромная, в полнеба молния. Да так, что показалось, будто взорвалось если не само солнце, то уж Фобос или Деймос - точно.
Когда зрение, наконец, вернулось к Подоляну, он, покачиваясь на ставших вдруг непослушными ногах, метнулся к "Бурану" вслед за Бобровским.
А вокруг почти беззвучно бушевала гроза. Почти, потому что единственным звуком на фоне беспрерывных молний был только звук песка, швыряемого ветром в стекло шлема.
У трапа их встретил Лемешев. С перекошенным от ужаса лицом он заявил:
- От удара молнии все компьютерные системы вышли из строя!
- Не может быть! - хором ужаснулись бортинженер с биологом и помчались в рулевую рубку.
Капитан сказал правду - "Скиф", а вместе с ним и "Буран" - умер.
- Нехорошо... - пробормотал себе под нос Пётр.
- Это просто катастрофа! - простонал Константин. - Мы не сможем вернуться на Землю!
- Не надо мыслить так категорично, - поморщился Бобровский. - Нет такого агрегата, который нельзя починить. Или хотя бы перепродать. - Это было сказано почти шёпотом, скорее себе под нос, но бортинженера всё-таки услышали.
- Боже мой! - закатил глаза Лемешев. - С кем мне приходится работать! С клоунами!
- Сам ты шут гороховый! - обиделся на то, что его приравняли к вечному балагуру Бобровскому, Подолян.
- Интересно, почему никто на Земле не предусмотрел подобную ситуацию? - всё так же себе под нос буркнул второй пилот.
- Ты забыл, в какой спешке нас сюда отправляли? Руководству требовалось поспеть как раз к юбилею! Ладно, не об этом надо думать, - заявил капитан. - Нам необходимо как можно быстрее починить компьютер и челнок.
- Ты так торопишься домой? - усмехнулся Пётр.
- Так ведь молния накрыла "Буран" во время сеанса связи с Землёй! Они наверняка решили, что мы уже мертвы.
- Значит, и чинить сперва надо узел связи, - спокойно произнёс бортинженер. - Ничего, пусть немного понервничают. Вот отремонтируем "Буран", закончим строительство базы, вернёмся домой и там уж всем объясним, что мы живы и вполне нормально долетели туда и обратно.
- Ты собираешься чинить только челнок? - удивился Константин. - А как же "Скиф"?
- Я считаю, что можно обойтись без этой никчёмной кучи железа, которая даже не может перенести обычную грозу!
- Но "Скиф" ведь отвечает за перелёт...
- Тьфу ты! - вспылил Бобровский. - Ты пилот или кто? Тебя учили летать на "Буране" или плакаться мне в скафандр?
- Всё, я успокоился, - к капитану вернулась его холодность. - Если ты, как бортинженер настаиваешь на починке только челнока, я согласен. Думаю, вдвоём мы сможем долететь до Земли и на ручном режиме.
- Вот это правильно, - проговорил бортинженер. - Нечего преклоняться перед компьютерами. А ведь они только входят в нашу жизнь. Жаль, что при появлении первых ЭВМ люди не поняли, какое зло они породили. Конечно, ведь вначале компьютеры использовались только для простейших вычислений. Но раз за разом люди ленились думать сами, поручая вычисления умным машинам. Так росла эта странная, необратимая зависимость от электронных аппаратов. Потом зависимость переросла в манию, при посильной помощи человека началась эволюция компьютеров. Теперь уж человеческий мозг не мог угнаться за электронным. Мания и зависимость переросли в настоящую кабалу! Отказываясь думать самостоятельно, человек развращал и размягчал свой мозг, что было только "на руку" компьютерам. В кого такими темпами превратится человек через сто, двести лет? Люди просто начнут рожать одних дегенератов и дебилов, пока человечество окончательно не превратится в стадо баранов!
- Ты преувеличиваешь, - возразил Подолян.
- Нисколько, это констатация фактов, - парировал Пётр. - И небольшой анализ грядущих событий.
- Хорошо, - вздохнул Константин. - Все высказались, теперь за дело. Буря стихла.
Закипела работа. Бобровский и Лемешев были хорошими специалистами и в течение недели всё-таки починили челнок. Разумеется, до первоначального состояния "Бурану" было ещё очень далеко - всё-таки энергоснабжение челнока пришлось восстанавливать почти с нуля, - но Константин и Пётр были твёрдо уверены, что челнок сможет доставить их на Землю в целости и сохранности.
К сожалению, строительные роботы, так и не покидавшие грузовой отсек, оказались повреждены сильнее - починить их в "полевых условиях" не было возможности. Следовательно, строительство марсианской базы откладывалось на неопределённый срок.
Армен, который всё это время слонялся почти без дела и только мешал (в технике он был силён примерно так же, как полуторагодовалый младенец, учитывая среднестатистического ребёнка, конечно), подчиняясь внутренним правилам, провёл все необходимые исследования. Также Подолян записал на видео марсианский пейзаж и заставил появиться в кадре Лемешева и Бобровского. Впрочем, они и сами понимали, что видеосъёмка необходима.
Наконец, можно было отправляться в обратный путь. Конечно, было жалко, что их полёт закончился неудачей, но главное - сами космонавты были живы.
Лемешев уселся в капитанское кресло и быстро проверил состояние двигателей - это раньше всем заведовал компьютер, и напрягаться не приходилось.
- Ладно, покатили! - скомандовал он, поднимая "Бурана" с негостеприимной поверхности Марса.
Челнок скрежетал и дёргался, но быстро набрал нужную скорость и вышел на орбиту.
- Скоро будем дома! - ухмыльнулся Армен.
Внезапно ожил бортовой компьютер и прыгающими буквами вывел на главном экране:
"Самовосстановление завершено. Готов принять управление кораблём".
- Отстань, жестянка! - заявил Константин. - Теперь уж мы сами справимся!
"Челнок находится в аварийном состоянии. Рекомендуется перейти на компьютерное управление!"
- Вот гад! - воскликнул Лемешев. - Он перехватил управление.
- Компьютер, курс на Землю! - скомандовал Пётр.
"Повторяю. Челнок в аварийном состоянии. Рекомендуется немедленная посадка".
- Отставить! - в панике завопил Подолян.
Но компьютер уже не слушал. Он вошёл в крутое пике и на полной скорости вёл "Бурана" к поверхности красной планеты.
"Тормозные системы в критическом состоянии, - танцевали по экрану слова. - Торможение невозможно... - И, после паузы, появилось: - Извините..."
Исследовательский аппарат "Марс-10" обнаружил останки "Бурана" в 1990-м году. Согласно заложенной программе из челнока был извлечён чёрный ящик, записавший все подробности неудачной экспедиции...