Дунаев Сергей Георгиевич : другие произведения.

Сломанные крылья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  СЛОМАННЫЕ КРЫЛЬЯ. 15 ДЕКАБРЯ 1938 ГОДА
  
  В этот морозный день трагически оборвалась жизнь одного из выдающихся летчиков XX в. - Валерия Павловича Чкалова, пилота от Бога, волжского богатыря, настоящего патриота и настоящего мужчины. В недавнее время его гибель стала предметом множества спекуляций, грубо искажающих факты.
  
  Факты
  
  К концу 1938 г. руководству ВВС Красной Армии было предельно ясно, что становой хребет советской истребительной авиации - самолеты И-16 и И-153 - в ближайшем будущем должны сойти со сцены. Головокружительные темпы развития авиации, характерные для конца 30-х, обусловливали устрашающе быстрое моральное устаревание образцов, еще вчера бывших, казалось бы, вне конкуренции. В силу этой объективной причины руководство ВВС всех передовых в техническом отношении государств энергично подстегивало своих конструкторов - быстрей, быстрей! Не было исключением и Главное управление ВВС РККА. Одним из перспективных проектов считался истребитель И-180 конструкции Н.Н. Поликарпова, автора И-16 и И-153. Эта машина представляла собой развитие И-16, героя Испании, Китая и Халхин-Гола, с новым двигателем - М-87. Это был клон французского движка Гном-Рон "Мистраль-Мажор", увы, далеко не самого удачного зарубежного авиамотора. А покупать за границей авиамоторы и лицензии на них приходилось потому, что до революции в России моторостроения не было никакого. Вообще.
  М-87 в качестве силовой установки для истребителя не годился категорически, здесь Н.Н. Поликарпов откровенно дал маху. "Акела промахнулся", бывает. Во-первых, он был "тупым", т. е. медленно реагировал на работу регуляторов газа и дросселя, что для истребителя недопустимо! Истребитель мечется в бою, как акула, и должен "ходить за ручкой и газом", как говорят пилоты-фронтовики. Во-вторых, он был очень требователен к соблюдению температурного режима, т.е. температуру цилиндров нужно было всегда поддерживать постоянной. Для этого Поликарпов предусмотрел систему жалюзи, управляемых летчиком. В зависимости от режима полета летчик должен был либо открывать, либо закрывать их, чтобы мотор и не перегрелся, и не переохладился, ибо и то, и другое выводило мотор из строя. И вот 15 декабря 1938 г. В.П. Чкалов поднял опытный образец истребителя в первый полет. И погиб.
  
  Спекуляции
  
  Основных спекуляций три: первая - диверсия антисоветских сил, стремившихся затормозить развитие ВВС РККА. Для этого гипотетической группе саботажников, действительно, весьма выгодно было подстроить катастрофу новейшего истребителя, созданного в КБ Поликарпова. Этим достигалась дискредитация "Короля истребителей", неофициальный титул Поликарпова, а уж если в катастрофе погибает шеф-пилот Поликарпова, легендарный Чкалов, - можно считать, что одним выстрелом убиты сразу два зайца. Эта спекуляция не выдерживает критики по факту: следствие версию вредительства отбросило, хотя в те напряженные времена именно эта версия всегда отрабатывалась НКВД и прокуратурой в первую очередь!
  Спекуляция вторая. Злобный людоед Сталин страшно ревновал к славе Чкалова и приказал его убить. Это такая глупость, что ее просто неловко опровергать, но вот запущена в обиход - и ходит, бродит, дяди в очках ее периодически реанимируют с экрана, страдальчески наморщив лобик и скорбно поджимая губы в куриную гузку.
  Спекуляция третья. Злобный людоед Сталин предложил Чкалову должность народного комиссара (министра) Внутренних дел, Чкалов отказался, и обозленный (с чего бы?) Сталин приказал его убить. Это запредельная глупость, на уровне пещерного антисталинизма. И.В. Сталин, как к нему не относись, был жесточайшим реалистом и потому никогда не предлагал людям работу, которую они заведомо выполнить не смогут. А В.П. Чкалов не смог бы руководить не то, что наркоматом (министерством) - райотделом милиции! На конец 1938 г. Чкалов носил звание "комбриг" (по тогдашней табели о рангах - промежуточное между полковником и генерал-майором), но занимал должность летчика-испытателя на авиазаводе Љ156. Как командир он был нуль; очень горько и неловко писать такое о выдающихся людях, да из песни слова не выкинешь. Он не справился в свое время даже с командованием эскадрильей. Пилот он был - от Бога, офицер, руководитель - никакой. И такому человеку Сталин предложил бы должность, непреложно подразумевающую а) опыт руководства крупной организацией; б) опыт оперативно-чекистской работы? Да ни за что. Тем более, что в августе 1938 г. на должность первого заместителя наркома НКВД уже пришел профессионал высочайшего класса, сочетавший в одном лице качества и опыт топ-менеджера и контрразведчика: Лаврентий Павлович Берия. И ясно было даже ежу тамбовскому, что именно он сменит Ежова на посту наркома. И в ноябре - сменил. Как говорится, вопросы?
  
  Что же произошло?
  
  Механизм регулировки жалюзи на И-180 работал плохо, поэтому его сняли для отладки. Накануне первого полета створки жалюзи лежали возле машины. Ведущий инженер по испытаниям Лазарев дал команду вернуть их на место, но выполнение своей команды не проверил, а рабочий, слесарь-монтажник, ее не выполнил - и машина пошла в воздух без системы регулировки охлаждения мотора. Грубейшее нарушение программы испытаний! А куда смотрел летчик-испытатель? А летчик-испытатель В.П. Чкалов избытком дисциплины тоже не страдал. Получив дефектную ведомость на 45 пунктов, он, тем не менее, согласился поднять в воздух заведомо "тяжело больной" самолет.
  Но и эта цепочка грубых нарушений процедуры испытаний опытного самолета не закончилась бы катастрофой, если бы Чкалов четко выполнял полетное задание. Согласно заданию, ему предписывалось оторвать И-180 от земли, проверить его устойчивость и управляемость в полете и вернуть машину на землю. Всё! Все эти действия Чкалов должен был выполнить над территорией заводского аэродрома - его площадь вполне это позволяла.
  Однако Валерий Павлович рамки полетного задания далеко превысил, что и привело к трагедии. Он увел машину в сторону от аэродрома, от души попилотировал и пошел на посадку. На посадочной глиссаде вел самолет на пониженных оборотах и мотор, естественно, "застудил", ведь створок-регуляторов на самолете не было. Увидев, что ошибся в расчете на посадку (нормальное дело при облете новой машины), Чкалов дал газу, чтобы подтянуть машину к полосе, но "тупой" мотор М-87 немедленно заглох! Ну, терпеть не мог М-87 резкой подачи газа на низких оборотах, и все тут. Вот М-62, М-82 и М-105 буквально "ходили за ручкой", почему оснащенные ими истребители И-16, Ла-5, Як заслужили у пилотов добрую славу - мгновенная реакция на маневр фашиста, перехват инициативы - огонь! И продырявленный пушечно-пулеметным огнем "мессер" валится в свою последнюю спираль. А вот с моторами М-87/88 такой вариант не прокатывал. Двигатели М-87/88 более-менее годились только для бомбардировщиков.
  С заглохшим мотором вытянуть машину до ВПП не имел шансов даже такой великолепный пилот, как Чкалов. Он попытался спасти - не себя, машину. Не удалось.
  
  И еще раз повторю: очень тяжело и неприятно писать о недостатках выдающихся людей. И тем неменее. У Валерия Чкалова были очень серьезные проблемы с дисциплиной! Говоря проще, он на неё плевал. 16 ноября 1925 года был осужден военным трибуналом к 1-му году лишению свободы за драку, затем срок был снижен до 6 месяцев. Неплохо? 30 октября 1928 г. военный трибунал Белорусского военного округа осудил его к 1 году лишения свободы и уволил из рядов из Красной Армии. Правда, отбывал наказание Чкалов недолго, по ходатайству Ворошилова и Орджоникидзе менее чем через месяц заключение заменено на условное и Чкалов был освобождён. Неплохо? Похоже, с понятием "дисциплина" Валерий Чкалов принципиально не дружил. Отсюда его беды.
  Чкалов - пилот от Бога и рисковый мужик, каких поискать. Но с лётной и просто воинской дисциплиной у него всегда было из рук вон плохо! На том и сгорел. Никто его не убивал, просто нарушил он простую бумаженцию - полетное задание. Был бы на его месте Михал Михалыч Громов или Петр Стефановский, жёсткие педанты-профессионалы, - никто бы не погиб, и машина была бы сохранена. Вот так.
  
  Сергей ДУНАЕВ
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"