Душин Олег Владимирович : другие произведения.

Митрополит Филипп. Память. Последние дни, Иван Грозный и Малюта Скуратов. Есть ли версии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    обсуждение исторических источников и обстоятельств, по которым можно судить кто является виновником смерти митрополита московского Филиппа 23 дек. 1569г.

  30 августа 2021г новостные ленты облетело известие. Владимир Путин предположил, что сведения из Жития святителя Филиппа об убийстве его опричником Малютой Скуратовым являются только одной из версий. 'Он сделан на части того места, где была церковь. (в Отроч монастыре) Это та церковь, где Малюта Скуратов задушил патриарха Филиппа', - сказал тверской губернатор. В ответ Путин заметил: 'Это только одна из версий'.
  
  Митрополит Филипп посмел выступить против царя Ивана Грозного. Судьба его сложилась трагично, какие бы версии не выдвигались в дискуссиях.
  
  Память святителя, митрополита московского (1566-1568) Филиппа (1507-1569) отмечается русской церковью с 23 дек. (по ст.ст.) 1591г. - дня его мученической кончины. Сначала это был местный соловецкий праздник - после перенесения его мощей из тверского Отроч монастыря, где он погиб, - в Соловецкую обитель 11 августа 1591. Здесь на Соловках святитель жил в 1540-1566гг. и был игуменом монастыря.
  
  илл. Филипп на Соловках, https://biography.wikireading.ru/246605. Иллюстрация к книге Александр Ананичев - Святители земли Русской
  та же статья с иллюстрациями прямо в тексте на моем канале Друг Истории https://zen.yandex.ru/media/olegdushin/podvig-sviatitelia-filippa-pamiat-poslednie-dni-ivan-groznyi-i-maliuta-skuratov-612f2994a7f562015fdefe20
  
  1. Политическая значимость памяти в 17 веке. Постепенно почитание митрополита Филиппа второго приняло общероссийский размах. Патриарх Иоасаф I в 1636 году включил в минею текст службы святителю Филиппу. В 1646г. по указанию царя и патриарха Иосифа мощи Филиппа были извлечены из земли и помещены в раку собора Соловецкого монастыря. В 1652г. по инициативе патриарха Никона мощи были перенесены в Москву. В руки святого в качестве символа была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой правнучатый племянник Ивана Грозного Романов молил о прощении грехов предка, склоняя царскую власть перед церковной.
  
  илл.икона св.Филиппа
  
  Отношения патриарха Никона и царя Алексея были очень неровными. В 1652г. новый патриарх Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Но тезис Никона тезис "священство выше царства", в конце концов, стал раздражать Алексея Михайловича. В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; и дело было решено передать на суд восточных патриархов. (В 1666г. Никон был извержен, как известно, из священства.)
  
  илл.Александр Дмитриевич Литовченко. Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. 1886. https://www.myvirtualmuseum.ru/text/moscow/gtg/minigtg.htm
  
  В том же 1660г. было решено перенести день памяти митрополита Филиппа с 23 декабря на 9 января. Почему это было сделано, можно только обсуждать. С календарной точки зрения - отмечание памяти Филиппа в день его мученической кончины 23 декабря перед Рождеством 25 декабря (по ст. стилю) вызывало повышенное внимание к обстоятельствам смерти святителя. Неприятность состояла в том, что к ней мог иметь отношение сам Царь. Акцентировать внимание на этом верховная власть на Руси больше не хотела. Тем не менее включать царя Ивана в число скульптурных фигур на памятнике 1000-летию Руси в Новгороде Романовы в 1862г. не стали.
  
  2.Попробуем разобрать вопрос о письменных источниках, освещающих последние дни в отроч монастыре митрополита Филиппа в 1569г. тверь
  
  илл.Отроч монастырь
  
  Исторической наукой в настоящее время признается, что уже в конце 16 века существовал протограф (оригинал), с которого писались известные нам житии святителя Филиппа. В работе И.А.Лобакова "Житие митрополита Филиппа проведена хронологическая иерархизация известных исторических источников по этому поводу. Самые значимые из них - это Краткая редакция жития (конец 16 века), Тулуповская редакция жития (самое начало 17 века), Колычевская редакция жития (между 1610-1630гг.)
  
  илл.Дерево источников жития святителя Филиппа, И.А.Лобаков
  
  Во всех 3 источниках собственно нет никаких сомнений в том, что убийцей отставленного митрополита являлся опричник Малюта Скуратов, посланный Иваном Грозным в Отроч монастырь для получения благословения. Иван Грозный отправился тогда с походом усмирять Новгород, на что хотел получить благословение Филиппа. Скорее всего, он также хотел получить свидетельства лояльности последнего. То, что потом Иван Грозный не включил убиенного священника в список своего синодика опальных, говорит лишь о том, что царь удовлетворился версией Малюты, сказавшего ему, что Филипп стал жертвой несчастного случая, - угорел в монастыре. А раз угорел, то зачем его включать в список казненных? Думаю, что даже догадываясь об истине, Иван Грозный не посмел бы в страхе перед Страшным судом и судом потомков, радеющих то ли за светлый, то ли за темный образ царя, явно признаваться самому себе, что Малюта действовал по его наущению или намёку.
  
  Весь вопрос заключается в том, верите ли вы, дорогой читатель, письменным источникам, в которых расписано житие святителя. Или думаете, что Филипп угорел в келье по небрежению или злому умыслу какого-то пристава в монастыре. Другого альтернативного текста для историографии не дано. Все же выводы идут от разумения и желания потомков тех грозных лет - от Димитрия Ростовского, Карамзина до..22 века.
  
  Всё равно факты говорят о том, что 1.Царь разгневался на обличения смертоубийств и опричнины со стороны митрополита Филиппа. 2.Иван подозревал его в связях с боярством и заточил в монастырь. 3. В Отроч монастыре Филипп во время визита Малюты Скуратова скончался.
  
  илл.сначала Филиппа повезли в Богоявленский монастырь https://biography.wikireading.ru/246605. Иллюстрация к книге Александр Ананичев - Святители земли Русской
  
  3.Зафиксировав хорошо известные истины, перейдем к первому по времени тексту Краткого жития, описывающему последние дни святителя. После каждого абзаца помещаю мой смысловой перевод. Прошу извинение за старославянский. Я его привожу для контроля за временем и моими трактовками, заменяя, к сожалению,букву ять на ъ.
  
  И егда уже лето совершася, блаженному в заточении страдальческое житие проходя, в оно же время царю шестиве творяще в великий Новьград, свое начинание на дело производя. Еще бо ему недошедшу града, идъже святый заточень, супостат же Малюта Скуратовъ внезапу прииде без опасения во обитель и сурово вскочи в келию святаго.
  
  Пока Филипп страдал в заточении, царь устроил поход на Новгород, реализуя свой замысел. Во время этого похода супостат Малюта Скуратов без всякого страха внезапно явился в обитель и грозно ворвался в келью святого.
  
  илл.Александр Никанорович Новоскольцев. Последние минуты митрополита Филиппа, 1889
  
  Блаженный же Филиппъ прежде трёхъ дней пришествия его к сущимъ ту глаголоше: "Се уже совершение моего подвига время наста". Они же не разумъша от него глаголемых, яко о себъ глаголетъ, дондеже скончася. Таже нача свътель бывати, глаголаше: "Уже бо отшествие мое близ есть." Приемлет же и спутника пречистое тъло Христово и животочную его кровь. И обилнейше исполнися пресвятаго Духа и бываетъ тайновидецъ сокровенным.
  
  Блаженный Филипп за три дня до прихода Малюты сказал людям: "Настает время совершить мой подвиг." Никто не понял его слов до тех пор, пока он не скончался. Святой же в светлом состоянии стал говорить: "Мой уход приближается". Причащение касается и уходящего. К Исполнившемуся святым Духом приходят сокровенные видения.
  
  Начало лукавства властолюбиваго раба, умилне припадающе ко святому и глаголюща сице: "Владыка святый! Подаждь царю благословение итти в великий Новъград!" Блаженный же рече: "Буди тебе! Якоже хощеше, о любезне, нань же пришелъ еси - твори. Вскуе мя искушаеши?" И даръ Божий непщевал еси утаити, и помолися святый: "Владыко! Господи Исусе Христе, святый Вседержителю! Приими с миром духъ мой, и посли аггела мирна от пречистыя славы своея, наставляюща мя усердно, и триипостасному Божеству да не возбраненъ ми будетъ входъ от началника тмы со отступными его силами. И не посрами мене аггелы твоими, и лику избранных мя причти, яко благословен еси во веки. Аминь."
  
  Властолюбивый Малюта начал лукаво, умильно припав к святому, говоря так: "Святой владыка! Дай царю благословение на поход в Великий Новгород." Сказал владыка: "Буде тебе. Раз хочешь, любезный, ты пошел на него. Зачем меня искушаешь?" И дар божий не был утаен. Помолился святой: "Владыко! Господи, Исус Христос, святой Вседержитель! Прими с миром дух мой и пошли ангела от пречистой славы твоей, наставляющего меня усердно. Да не будет возбранен мне вход в царствие Божье прочь от дьявола с его приспешниками. Пусть не посрамлюсь я с ангелами твоими, меня причти к лику святых, яко благословен ты во веки. Аминь."
  
  Каменносердечный же онъ мужъ, Малюта, заятъ преподобнаго уста подглавиемъ, обличающихъ неистовъства. И таке предаде душу свою в руцъ Божии, въенцем мучения увязеся, в лъто осмыя тысящи седьмесят осмаго, месяца декабря въ 23 день течение сконча и подвиг соверши.
  
  Бессердечный же Малюта заткнул уста преподобного, обличающего неистовства, подушкой (подглавником). И так (Филипп) отдал душу Богу с венцом мученика, в лето 7078 (от сотворения мира) 23 декабря, - скончался, совершив подвиг.
  
  Неблагодарный же он муж, Малюта Скуратовъ, сконча хотъние свое, и абие изыди ис кълии, пронырствомъ начатъ глаголати настоятелю обители тоя и приставникомъ, яко "небрежением вашимъ Филипп - митрополит умре от неистовства зноя клейнаго. Они же страхом одержими, ничтоже отвещати могуще.
  
  Неблагодарный муж, Малюта Скуратов, не добившись желаемого, тотчас вышел из кельи, пронырливо начал говорить настоятелю обители и приставу (стражу Филиппа), что "из-за небрежения вашего умер митрополит Филипп от духоты келейной (угорел)". Они же, одержимые страхом, ничего не могли ответить.
  
  Малюта же ровъ глубокъ повелъ изрыти пред собою, и погребе многострадалное тъло блаженнаго Филиппа-митрополита за олтарем велике церкве пресвятые Троицы, и возвратися отнюду же прииде.
  
  Малюта же повелел вырыть глубокую яму и погрёб многострадальное тело блаженного митрополита Филиппа за алтарем церкви пресвятой Троицы, и возвратился туда, откуда приехал.
  
  Оних же, глаголавшихъ на святаго неправедно, увъда царь яко лукавством сложивша лжу на святаго Филиппа,и известно изыскавъ повелъ изгнати по различьным странам.
  
  А тех, кто говорил на святого неправедно (на соборе 1568г. низложившим митрополита - О.Д.), увидел царь их лукавую ложь на святого Филиппа и после розыска и дознания повелел изгнать их.
  
  4.Среди этих изгнанных оказался и пристав Стефан Кобылин, который охранял Филиппа. Стефана постригли в монахи и отправили на Cоловки, в монастырь, где Филипп был уважаемым всеми игуменом. Колычевская рукопись приводит свидетельство Стефана - уже ставшим старцем Симеоном на Соловках - от первого лица о смерти Филиппа от руки Малюты. - "И выйдя ис кълия злый предатель, нача лукавна ко игумену и ко мне глаголати, яко вашим нерадънием умре Филиппъ-митрополитъ с чаду келейнаго."
  
  Таким образом, перед нами как следователями возникает ситуация конфликта, поединка двух свидетельств - слова Малюты Скуратова с одной стороны и слова игумена и пристава - с другой.
  
  Надо сказать, что жития вовсе не стремятся возложить вину за смерть митрополита на царя, хотя ясно, что Скуратов не посмел бы убить Филиппа без воли на то Ивана. Или, можно допустить крамольную мысль, Скуратов бежал впереди паровоза? Вроде про забег впереди паровоза, согласно житию, и получается, раз царь в итоге наказал тех, кто клеветал на Филиппа на соборе. Плохо то для окончательного суждения, что царь так часто менял мнение относительно своих друзей, что вполне мог забыть, что низвергали Филиппа с митрополитства по его собственному наущению. И опричник Федор Басманов, объявлявший о том низвержении, был почему-то казнен царем. И голову племянника митрополита в мешке посылал в место заточения Филиппу он сам, Грозный.
  
  Царь боялся поднять сам руку на разгневавшего его Филиппом из-за всенародного почитания, он же сам его уговорил стать митрополитом в 1566г. Но людей из его окружения казнил щедро. Напомню, что Филипп отказался дать Ивану благословение по причине разгула того, что называется #опричнина, а такое не проходит без последствий.
  
  илл.Молчи, Филипп, не прекословь державе нашей, не то постигнет тебя гнев мой! - Сцена из фильма Иван Грозный (1944). Иван Грозный (Н.Черкасов)- слева разгневан за отказ дать благословение и на обличения на Филиппа (А.Абрикосов)
  Обсуждаю здесь жестокость Истории в т.ч. отражаемой в фильме Иван Грозный (1944)
  
  Сторонники справедливого царя Грозного пытаются показать, что убийцей на самом деле выступал Стефан Кобылин. Именно он, а не Малюта вроде как устранил Филиппа как опасного свидетеля происков в церковной среде, приведших к переговорам с Литвой архиепископа Новгородского Пимена, главного неприятеля Филиппа, вроде как помогавшему на соборе царю устроить опалу митрополиту. Но если всё так просто и любой кандидат ист.наук это может установить, то почему об этом не догадался Малюта, который сам был дознавателем хоть куда?
  
  илл.В фильме "Иван Грозный"(1944) Пимен (А.Мгебров слева) уговаривает Филиппа стать на сторону бояр и поставить на место царя в момент, когда митрополит находится у гробов казненных родственников.
  
  Или Скуратову самому не нужно было следствие по делу смерти святителя? Опричник зашел в келью, убедился, что заключенный мёртв, поругал для острастки, похоронил человека и уехал. А главный подозреваемый Кобылин отделался только ссылкой в пору, когда потерять голову было проще простого, тем более за небрежение своими обязанностями? Что там могло произойти - растопили жарко печку и закрыли дымоход? Или стало так жарко в келье, что случился сердечный удар? Бытовой случай. Или с актёрской точностью имитация несчастного случая, как бы вдруг Филипп не вошел вновь фавор к переменчивому царю! Правда, "коллеги по цеху", что Пимен, что Пафнутий, должны были догадываться, что для благосклонности Филиппа царю Ивану нужно было покаяться и отменить опричнину, отменить репрессии, которых эти священники и боялись. А если это они и уморили митрополита, то как-то не слишком уж разгневался наш "добрый" Грозный при известии о смерти бывшего высшего духовного лица, у которого он даже хотел взять благословение.
  
  
  Мне кажется, что смерть Филиппа могла спасти архиепископа новгородского Пимена и Филофея Рязанского от немедленной смертной расправы по причине того, что смерть одного духовного лица уже было много даже для того ещё общественного мнения. К чему Ивану Грозному было утяжелять свой счет по части церкви? Архиепископ Пимен, лишенный сана и подвергшийся надругательствам, скончался 25 сентября 1571 года в ссылке. - Был канонизирован в православии. Просто так каких-нибудь сомнительных людей к святителям не причисляют.
  
  С другой стороны, к чему были Ивану возможные обличительные речи Филиппа по поводу его предстоящего многотысячного погрома, устроенного опричниками в Новгороде. Это понимал и Малюта Скуратов, которому святитель отказался передать благословение на поход в Новгород. Подобное соображение верного слуги царя могло и выступать мотивом убийства, описанного в житии. Этот самый мотив убийства, который современные поклонники Грозного и Скуратова, называя себя историками, в упор не хотят видеть. Ужас и беззакония царили вместе с Грозным на земле русской, а это то эти господа и не желают признавать. Им нужен святой Грозный царь.
  
  Напомним скептикам, что в 1591г. тело и одежды Филиппа нашли нетленными. Так может быть, и свидетельства Кобылина о том, что за три дня до своей кончины Филипп её предвидел, также правда? Согласитесь, что придумать слова в устах заточенного о скором совершении подвига, в чём-то схожими с откровениями Христа перед арестом, может придумать далеко не всякий злоумышленник. Нужен незаурядный ум Агаты Кристи. А нельзя ли в противовес допустить мысль, что последний разговор Скуратова и Филиппа кто-то наблюдал потаенным образом, как это нередко бывает в местах заточения? И отсюда стал известен весь этот диалог. В противном случае - при отсутствии слухового окна тюремщика - весь разговора опричника и священника является чистой импровизацией рассказчика, основанный на знании закаленного характера заточенного. Кроме того, Скуратов вполне мог заявить цель своего визита (взять благословение) игумену, не упоминая о том, что в Новгороде собираются устроить погром. Иначе почему житие говорит о лукавстве опричника?
  
  И уж, в конце концов, определить, от чего умер человек - от удушения подушкой или угорел - могут многие на глаз. Стефан Кобылин также, между прочим, упоминает о горсти крови святителя.
  
  Кстати, что говорили в 1568г. комиссии по инсценированному при царском дворе делу о злоупотреблениях на Соловках Филиппа соловецкие монахи, неизвестно. Поэтому обвинять их в подлости, в предательстве святителя во время расследования его дел Пафнутием, как это делают некоторые ис-следователи, очень неразумно. Тем более, что именно соловецкие монахи упросили отдать тело митрополита, своего игумена на нашу родную северную землю ещё в 1591г.
  
  илл. древняя часовня на Соловках, построенная еще при Филиппе.Альбом литографических рисунков "Из местностей Соловецкого монастыря" (рис. с натуры). - Архангельск. - Лит. В. Черепанова, 1884 википедия
  
  Подвиг, мужество святителя состоит в том, что он возражал не Малюте, а грозному царю в его неправедных делах. Не всякому это дано.
   За поморов преисполненных Духом
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"