Душин Олег Владимирович : другие произведения.

Последние минуты жизни Гагарина. Вопросы к комиссии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заключение Госкомиссии о вероятной причине гибели космонавта Гагарина и летчика Серегина 27 марта 1968г. до сих пор вызывает вопросы, что связано с закрытостью данных, на основании которых делала вывод Комиссия. В этой связи рассматриваются основные вопросы по катастрофе, на которые должен быть дан не просто четкий, но и аргументированный ответ.

  В истории 20 века можно выделить 2 крупнейших события - это великая октябрьская революция и выход человека в космос, определившие облик мира. А потому имена Сергея Королева и Юрия Гагарина по праву входят в общий ряд замечательных людей столетия. Так получилось, что обоих первопроходцев в Советском Союзе не смогли сберечь, в нашу жизнь как нации вмешались несчастные ( но не неизбежные) случаи - один произошел на операционном столе, другой - в небе. При этом до сих пор смерть Юрия Гагарина 27 марта 1968г. остается не меньшей загадкой чем убийство Джона Кеннеди 22 ноября 1963г. Полному раскрытию обстоятельств гибели помешала значимость Гагарина и Кеннеди - одного для государства СССР, другого для государства США.
  
  
  Моя задача в данной статье не предложить какую-то новую версию гибели первого космонавта, их предостаточно. Я хочу указать только на те моменты, которые необходимо детально раскрыть Роскосмосу и другим компетентным организациям, чтобы наша страна, люди знали, почему, при каких обстоятельствах мы лишились национального героя. Другое дело, что, возможно, нет особого желания официально менять ставшее привычным заключение госкомиссии СССР о том, что Гагарин, вероятно, на высоте выше 4000м стал уворачиваться от метеозонда и свалился в штопор. В этой версии событий никто не оказывается виноват, а Юрию Алексеевичу, выходит, просто не повезло. Может это и так, только далеко не все уверены, что это правда-матка.
  
  Итак, самое первое и главное, что надо точно раскрыть. ВРЕМЯ.
  
  1. Надо установить ещё раз Время, которое прошло с момента последнего выхода на связь Ю.А.Гагарина в последнем его полете до момента его гибели. Согласно заключению госкомиссии это время составляет минуту в среднем- 40-80 секунд. Проблема в том, что это время определено экспертным путем, на оснований анализа стрелок полностью разбитых бортовых часов самолета и наручных часов Гагарина. Никто не раскрыл, как именно по стрелкам разбитых часов удалось определить "во сколько самолет разбился". Указано только - по положению стрелок разбитых часов удалось определить время - в 10.31.
  
  
  А теперь представьте себе последний сеанс связи Гагарина с землёй (он задокументирован).
  
  10.30'10'' Гагарин: "625 задание в зоне 20 выполнил. Прошу разрешение на разворот в курс 320" Руководитель полета в Чкаловском: "625, разрешаю" Гагарин: "Понял, выполняю". Голос Гагарина спокоен, ничто не выдает волнение. Высота полета в зоне 20 - 4200 метров.
  
  А в 10.31 Гагарина уже нет. И он молчал всю минуту, пока самолёт, сорвавшись в штопор, падал вниз. Самолет врезался в землю, потеряв за 50-70 секунд 4200 метров.
  
  Конечно, падение самолета, попавшего в штопор, происходит быстро (примерно 1 км за 10 секунд). Но всё же множество людей, начиная с помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, легендарного лётчика Н.Каманина (1908-1982) сомневаются в том, что всё произошло так стремительно.
  
  Мне подсказывает мой эксперт по авиации, ветеран ВОВ Яков Максимович Смирнов, лётчик истребитель. Он много летал на МИГ-15 УТИ - том самом самолете-спарке, на котором разбился Гагарин с Серегиным. "Бортовые часы имели много шансов разбиться не полностью."
  
  см иллюстрацию
  Миг-15 УТИ
  
  Раз это так. Покажите пожалуйста, что осталось от этих часов, а также наручных часов Юрия. Объясните, как получилась у экспертов эта 1 минута полета вниз? Это критический фактор для всего анализа.
  
  Например, мы знаем, по какой методике было определено, что двигатель самолета МИГ-15 УТИ работал в момент столкновения с землей. Методика эта не проста, но её всё же раскрыл активный участник рабочей группы по расследования катастрофы 27 марта 1968г. авиаинженер Эдуард Шершер в книге "Тайна гибели Гагарина". Однако Шершер совсем не знает, как было определено с такой большой точностью время катастрофы и сомневается вместе с Каманиным в утверждении Госкомиссии, что падение случилось в 10.31.
  
  К сожалению, для представления всему миру, для публичного сообщения о гибели космонавта ?1 существовал соблазн немного подвести стрелки часов, как в каком-нибудь детективном романе. Ведь из такого быстротечного вывода складывалась простенькая картина внезапного попадания самолета в штопор. Что тут сказать? Времена меняются, а нравы? К сожалению, и спустя 53 года существует мало резонов выявлять то обстоятельство, что заключение той советской госкомиссии могло быть ошибочным и бросать тем самым "лишнюю тень" на систему управления в СССР в сложной международной обстановке.
  
  2. ПРОСТРАНСТВО. Второй момент, который необходимо раскрыть общественности, это Пространственные координаты последнего сеанса связи Гагарина и места катастрофы, то есть на языке средней школы надо знать точно дистанцию между двумя точками, чтобы делать какие-то выводы. Разумеется, где разбился Гагарин и Серёгин мы знаем, но где именно лётчик выходил последний раз на связь с Руководителем полетов в Чкаловском в 10.30? Эти данные потерялись, поскольку записывающая аппаратура на аэродроме в тот день также не работала?
  
  Читаем книгу (3) Н.Каманина "Скрытый Космос": "На этом в 10 часов 30 минут 10 секунд (27 марта 1968г. ) связь с самолетом (Гагарина) прервалась. На все вызовы КП экипаж самолета не отвечал, но проводка самолета локаторами продолжалась до 10 часов 43 минут. Наблюдение за самолетом прекратилось на удалении 30 километров от аэродрома по курсу 75 градусов.... В 14 часов 50 минут командир вертолета Ми-4 майор Замычкин доложил: "Обнаружил обломки самолета Гагарина в 64 километрах от аэродрома Чкаловская и в трех километрах от деревни Новоселово".
  
  В мемуарах генерал-полковника авиации, допущенного ко всем материалам по полетам боевых самолетов, полно загадок. Можно поэтому построить несколько версий.
  
  а) Если в 10.30'10'' Гагарин закончил сеанс связи на расстоянии 30 км от аэродрома в Чкаловском, то почему разбитый самолет нашли в 64 км от этого аэродрома? Максимальная скорость самолета МИГ-15 УТИ (реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт) на высоте 1000 м: 1015 км/ч, на высоте 5000 м: 1010 км/ч.
  
  Нетрудно посчитать, что 34 километра этот самолет по горизонтали может пролететь не менее чем за 2 минуты, если летит на максимуме. А от госкомиссии мы знаем, что самолет МИГ-15 УТИ падал одну минуту, а не летел по горизонтали 2 минуты. Как же тогда произошло это перемещение в пространстве-времени - мгновенно с нарушением физических законов?
  
  см.иллюстрацию из книга Э.Шершера "Тайна гибели Гагарина"
  
  
  б) 27 марта была облачная погода. По идее Гагарин не должен был выполнять в этот день упражнение ?2 в зоне 20. Однако он был смелый человек. В любом случае на локаторах с аэродрома самолет вели, хотя радиолокационный высотометр в Чкаловском в этот день не работал. Другими словами, в Чкаловском видели на экране точку, но не видели её относительную высоту. Существует вероятность, что локатор захватил другой самолет и вел его до 10.43. Но почему тогда Каманин спустя годы так уверенно пишет, что самолет Гагарина вели до 10.43?
  
  Очевидно, ему как помощнику главкома ВВС так доложили в марте 1968г.. Впоследствии, видимо, мнение Госкомиссии об этих данных поменялось или их проигнорировали, но генералу почему-то никто об этом изменении не сообщил. Иначе он бы написал в мемуарах, что, к сожалению, на экране локатора мы наблюдали другой самолет Миг или Су, а не Миг-15 УТИ с Гагариным и Серегиным.
  
  3. Показание свидетеля - лесника Новоселковского лесничества Поддувалова Н.И. в марте 1968г. Они были опубликованы 28 марта 1998г. в газ. "Московский комсомолец".
  
  "Я работаю лесником в Новоселковском лесничестве, и этот кордон находится примерно в 600-700 метрах от места падения самолета. Неожиданно мы увидели реактивный самолет, который на большой скорости пролетел на бреющем полете буквально над верхушками леса и поднялся чуть ли не вертикально вверх. Таким образом он повторял свои виражи то вверх, то вниз. А после вошли в помещение, где жили, сели, закурили и вдруг услышали сильный вой мотора, даже стёкла в окнах задрожали. Я уставился в окно, и здесь раздался сильный взрыв, такой, что штукатурка с потолка посыпалась. Я сразу же выбежал на крыльцо, и передо мной вверх над лесом взвивалось облако чёрного дыма. Я вернулся домой и говорю соседу: Видимо, "долетался"."
  
  Видимо, это и подобные показания свидетелей (их несколько) побудили космонавта А.А.Леонова ( а Алексей Архипович смелый не только космонавт, но и летчик на том же МИГ-15) утверждать, что самолет Гагарина в густых облаках попал в спутную струю СУ-11 или СУ-15, который перед этим вышел из своей зоны, снизился, а потом резко ушел вверх. Появились и местные легенды (Крылов) о том, что МИГ-15 УТИ сбило по ошибке местное ПВО.
  
  В контексте показаний свидетеля гораздо более реалистично выглядит версия Э.Шершера о том, что Гагарин с разрешения своего командира Серегина (командира полка сидящего за его спиной) вместо того, чтобы сразу возвращаться на аэродром, приступил к вольному пилотажу. Серегин имел вроде как право дать такое разрешение. Правда, по-хорошему надо было бы сообщить об этом и руководителю полетов. Но если очень хотелось, можно было и не спрашивать. Увы, вследствие ошибок самолет разбился.
  
  Это же мнение о вольном пилотаже мне сразу высказал лётчик-истребитель Яков Смирнов, который сформулировал мысль, что Гагарин разбился вследствие лихачества. Начиная с Валерия Чкалова, такое поведение смелых людей не является уж такой большой редкостью. Относительно же внезапного попадания в штопор самолета из-за спутной струи другого самолета Я.Смирнов высказал сомнения. Он бывал в такой ситуации, когда в облаках мимо него пролетал лайнер.
  
  Когда я зачитал Якову Смирнову показания лесника Поддувалова, то летчик-ас, который неоднократно летал на МИГ-15 УТИ в качестве и инструктора, и пилота рассказал, что могло случиться. Разумеется, всё это верно, если показания свидетеля-лесника в свою очередь правильны. Смирнов: "При выполнении резкого пикирования в результате резких перегрузок оба летчика потеряли сознание и, хотя самолет вышел из пике, дальше без управления МИГ-15 упал. Также из-за резких перегрузок могли выйти из строя какие-то системы самолета."
  
  Потеря сознания летчиками ещё до столкновения землей, кстати, объясняет установленный факт отсутствия в их крови адреналина, который выделяется в момент резкого испуга.
  
  Какое-то отношение к запредельным режимам полета самолета могла иметь ошибка в определении нижней границы облачности 27 марта. Летчикам перед вылетом сообщили, что она 900 метров, а она была на самом деле 600 метров. Как утверждает Смирнов, у него как летчика-аса было разрешение на совершение фигур пилотажа на МИГ-15 УТИ на высоте 1500 метров. В разговоре со мной лётчик допустил отклонение на 500 метров, то есть до высоты 1000 метров. А какая разница для смелых людей 1000 метров или 900 метров? Наверно, им хотелось проделывать фигуры пилотажа ниже облаков для хорошей видимости, которой не было в тот день на высоте 4200 метров, - где предписывалось совершать упражнение ?2 Гагарину полетным заданием. Это уже психология. Летчик предпочел спуститься, чтобы иметь в поле своей видимости землю. Вот только оказалось, что от нижнего края облаков до земли на самом деле не 900 метров, а 600 метров. К тому же самолет МИГ-15 УТИ к вопиющему нарушению инструкций был оснащен 27 марта двумя баками, что резко снижало его устойчивость к перегрузкам. Баки с самолета, по-видимому, не сняли перед вылетом МИГ-15 УТИ, чтобы не терять время на эту обязательную операцию. Понадеялись на русское авось. Кстати, как раз над лесом в мотор могла попасть та самая сойка, чьи останки обнаружили на месте катастрофы.
  
  см.иллюстрацию из книги Э.Шершера "Тайна гибели Гагарина"
  
  Таким образом, я, по сути, здесь конкретизирую версию инженера, специалиста в области авиакатастроф Э.Шершера в модификации комментариев летчика-истребителя Я.Смирнова. На всякий случай обратите внимание, что в Википедии в статье гибель Гагарина версия Шершера стоит на последнем месте. Однако это не означает, что она худшая.
  
  Надо только прояснить что-то в отношении показаний лесника и других аналогичных показаний. Было это или нет? Совершал ли фигуры пилотажи самолет около деревни Новосёлово? Понятно, что ни версия спутной струи истребителя СУ, ни версия ошибки ПВО, ни версия лихачества космонавта ?1 Госкомиссию СССР и политическое руководство страны по моральным причинам не устраивали.
  
  4. Заслуживают тщательного разбора также свидетельства Арсения Дмитриевича Миронова, члена летной подкомиссии. Они, по видимому, противоречат нашему пункту 3 о самовольном уходе Гагарина для выполнения фигур вольного пилотажа. Складывается такое впечатление, что Миронов не читал воспоминаний генерала Каманина. Или же руководитель полетов в Чкаловском говорил Каманину одно, а Миронову другое. Как бы там ни было, версия Миронова не полностью совпадает и с официальной точкой зрения, поэтому требует разъяснения, анализа, а также ответа на первых три моих вопроса.
  
  А.Д.Миронов сообщил в интервью газ. "Комсомольской правда": "У меня есть расшифровка радиообмена между Гагариным и землей. Этот радиообмен мы слушали, наверное, на третий день после катастрофы. У меня записано красной ручкой три слова: "Высота - две тысячи". Перед этой фразой нет позывного. Обычно летчик как говорит? Номер позывного (у Гагарина был 625) и дальше текст сообщения. Так вот в этой фразе не было сказано "625-ой" - только про "две тысячи". Я проанализировал обстановку. Два МиГ-21 в это время летали на высоте 5 тысяч. Андреев только что прилетел в свою зону и начал крутиться где-то на высоте 3 тысячи. А Гагарину дали разрешение возвращаться. Значит, эти три слова могли принадлежать только Гагарину. Помню, я несколько раз эту фразу прослушивал. Был взволнованный звонкий голос. То есть они в это время уже валились... Потом фразу из расшифровки переговоров исключили, так как неизвестно точно кто ее произнес...."
  
  Вообще бы, неплохо было бы изучить, кто бы мог произнести такую фразу на высоте 2000 м, сравнить голос, слышимый Мироновым, с голосом Гагарина, а также точное время произнесения фразы. Если это фраза имела место быть не в 10.30'50, а в 10.33 или 10.35, то мы имеем совершенно иную картину происшедшего. В одном случае Гагарин от волнения, попав в штопор, произносит слова "Высота 2000 метров", забыв произнести свой позывной 625. Но тогда почему в его крови не обнаружен адреналин? Ведь на высоте 2000 м по инструкции в случае штопора надо катапультироваться! В другом случае Гагарин, будучи в режиме вольного пилотажа, просто сообщает высоту своего полета, находясь в состоянии радостного возбуждения.
  
  см. иллюстрацию картина катастрофы по видению Миронова А.Д. - А.Милкус "Что скрыла госкомиссия, расследовавшая гибель Гагарина"
  
   Дорогие товарищи, вместе с Яковом Максимовичем Смирновым я понимаю, что ответы на поставленные здесь вопросы относительно трагического события 27 марта 1968г. придётся ждать очень долго. Однако память об Юрии Алексеевиче Гагарине и Владимире Сергеевиче Серегине вечна в наших сердцах, как бы не складывались обстоятельства в тот роковой день.
  
   Интервью Я.М.Смирнова О.Душину, Калининградская правда 27 апреля 2021
  
  "Потому что мы пилоты"
  
  Накануне Дня космонавтики я беседовал с ветераном войны и военной авиации, лётчиком-истребителем Яковом Максимовичем Смирновым, который живёт в Королёве.
  
  - Яков Максимович, вы очень много летали. Когда-нибудь вы пересекались с космонавтами?
  
  - Только однажды была такая возможность. Мне надо было перегнать из Чкаловского в Кировоград учебный самолёт МиГ-15УТИ спарку, на котором тренировались космонавты. Самих космонавтов я, к сожалению, не увидел. А этот самолёт отдали в нашу часть.
  
  - На этом же самолёте разбились Юрий Гагарин и Владимир Серёгин 27 марта 1968 года. Вы хорошо знаете МиГ-15УТИ (реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт)?
  
  - Я очень много летал и на МиГ-15 (УТИ) спарке - выводил лётный состав и контролировал пилотаж на этом самолёте. За четверть века в небе налетал 2750 часов на всех типах самолётов. Моя версия - они 'вольничали', пилотировали на малой высоте, и её не хватило для вывода из пике. Для выхода из любой вертикальной фигуры пилотажа есть минимальный зазор. Если это расстояние нарушишь, то столкнёшься с землёй. Что и произошло, по моей версии. Надо знать нижний край облачности в тот день и в том месте.
  
  иллюстрация последнее фото Гагарина
  
  - До 600 метров.
  
  - Ясно. В облаках они, видимо, потеряли пространственное положение, а из облаков выскочили резко. Вошли в пикирование, не хватило высоты. 600 метров - это же очень мало. Самолёт, может, удаётся вывести в горизонтальный полёт или даже перейти к набору высоты. Но всё равно на высокой скорости у самолёта есть просадка. Он своей тяжестью продолжает стремиться к земле.
  
  - В этот день им неправильно дали информацию о нижней границе облачности, сообщили, что она на высоте 900 м, а на самом деле - 600 м.
  
  - Тем более. 900 метров, может быть, и хватило для набора высоты. Возможно, лётчики вывели самолёт из штопора, пикировали, выводили самолёт из пике, но им не хватило высоты.
  
  - В 1998 году в 'Московском комсомольце' опубликовали свидетельские показания лесника, который видел, как 27 марта 1968 года какой-то истребитель пикировал над ним, вышел из пике, пошёл вверх. Лесник ушёл в дом и услышал взрыв.
  
  - Здесь возможна такая картина. Они шли с большим углом пикирования, но перед самой землёй вышли из него. Самолёт ушёл вверх, а лётчики потеряли сознание от перегрузки. Истребитель же (без управления) свалился в штопор и упал.
  Можно потерять сознание при 12-кратной перегрузке. Мы тренировались катапультироваться обычно при перегрузке 6, но один раз, правда, дали целых 12. Я, как и другие наши лётчики, сознание при этом не потерял. Однако при резком пикировании может быть и большая перегрузка, чем 12. А ещё при этом могло что-то произойти с рулями, погнуться или что-то ещё.
  
  - А вы на какой высоте обычно совершали полёты на МиГ-15 (УТИ)? - Обычно пилотируют самолёт на высоте 3000-4000 м. Я имел допуск выполнять фигуры на высоте 1500-2000 м, то есть должен был вывести свой самолёт в горизонтальный полёт, учитывая просадку, на высоте не ниже 1000 м. 1000-1500 м - это такой зазор. Я вам указываю допуски для МиГ-15. МиГ-21 - это ещё более тяжёлый самолёт, у него больше скорость вывода и просадка.
  Я сам ходил на разведку погоды, определял нижний край облачности - начинать в этот день полёты или нет. Например, на одном аэродроме нижний край 1000 м, а на другом 200. Если облачность на площадке ниже допустимого для данного аэродрома, то ищем для посадки другой. Это зависит от характера облачности, местности (котловина или гора). Даём лётчику команду, маршрут, он учитывает данные метеоразведки при заходе на посадку. Однажды взлетаю на разведку на спарке МиГ-21. Высота облаков 200 м, пока летал, на аэродром опустилась низкая облачность и закрыла его. И на другом аэродроме такая же ситуация, поэтому я должен был садиться на своём. Полосу для посадки я увидел, только пройдя ближний привод, который отстоит от начала полосы на расстоянии 1 км. Нижний край облачности в этот момент был на высоте всего 50 метров.
  
  иллюстрация Яков Смирнов в экипировке для средних высот
  
  - А почему вы не очень верите в версию космонавта А.А. Леонова, согласно которой самолёт Гагарина попал в облаках в спутную струю самолёта СУ-11 или СУ-15?
  
  - Не знаю. Я попадал в спутную струю пассажирского лайнера. Этот лайнер в облаках не видел и не знаю, на какой высоте он проходил.
  
  - Болтанку ощущали?
  
  - Да. Когда входишь в струю, получаешь удар. А когда уже находишься в струе, то ощущаешь болтанку. Самолёт корёжит. Ничего тут не сделаешь, просто стараешься удержать то положение, которое было. В тот раз я набирал высоту на МиГ-15 или МиГ-17. Надо понимать, что пилотирование при возмущении среды, а сзади самолёта идёт целый вихрь, занимает небольшой промежуток времени. Если случается лететь в облаках, то самолёт не должен идти, по идее, на сверхзвуковой скорости, дающей большое возмущение (и спутную струю). Так летают, если выполняют соответствующее задание.
  
  иллюстрация личный самолет Миг-15 Я.Смирнова. Германия
  
  - Вам же должны были сообщить о том лайнере? - Должны, но не сообщили. Был случай в моём полку. Лётчик столкнулся в облаках с другим самолётом, встретились в одной зоне...
  
  В целом я не очень верю в то, что полную истину о гибели Гагарина и Серёгина мы когда-нибудь узнаем.
  
  https://kaliningradka-korolyov.ru/news/40993/
  
  Дополнение
  
  Рассказывали ли что-то летчики-участники корейской войны 1950-1953гг.?
   - Рассказывали. В Китае (в месте базирования нашей части) поначалу авиамехаников кормили по лётной норме, а летчиков по обычной. Так они теряли даже сознание в полете. Пришлось доказывать корейскому начальству, что они неправильно поступают. Лётную норму надо давать летчикам, а техническую - техникам. А у тех свои аргументы. - Летчик в белых перчатках сел в кабину и полетел. А механик то руками работает. Удалось их убедить.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"