Удивительная и прекрасная все таки наша планета! (И это, наверное уважаемый читатель со мною согласится, слова не "кулика, который хвалит свое болото").
А все благодаря нашей звезде, и тому , что Земля вокруг нее вертится на удачном расстоянии от светила, и тому, что у нашей планеты есть магнитное ядро. Да еще и такое, каких нет у других спутников Солнца.
Все эти факторы ( и наверное какие то еще неизвестные автору) и дали возможность, как известно, расцвести сначала в водной среде бактериям и другим микроорганизмам, потом существам посложнее структурой и побольше, затем кое какие водоросли ( предполагаю) перебрались жить на сушу и изменились, и только после этого смогли некоторые живые существа водную стихию постепенно поменять на земную, питаясь листьями и плодами выросших на суше растений или преимущественно другими обитателями послабее их... и вот ( как известно, совсем недавно в истории развития живого на Земле) появились всеядные человекоподобные существа, веточка от которых и привела наконец-то(!) со временем к созданию человека разумного.
Вопрос первый: как понимать возникшее у автора это слово "наконец то"? Как восторженное или наоборот, минорное? После затухания или мгновенного исчезновения нашей нынешней цивилизации придет конец всему живущему и растущему? Или все таки выживет малая часть людей, дети и внуки которых превратятся (за отсутствием после разрушения всех благ цивилизации) снова в первобытных , или сохранится культура речи, навыки (медицина народная, умение дом построить , сшить одежду и т.д., воспоминания, легенды, мифы и сказки), и пойдет и в том, и в другом случае новый виток в развитии человеческих обществ? И появятся другие цивилизации. А потом и они уйдут.
СТОП! Есть шанс, что когда-нибудь дойдет до такой сильной в духовном смысле цивилизации, где культуры разных народов НАКОНЕЦ ТО (послабее которые) будут не притесняться, не разрушаться, а наоборот, участвовать в развитии и процветании всего человечества. Где войны и серьезные, приводящие к разрушениям и массовым бедам конфликты сами по себе умрут за ненадобностью, где разберутся с экологией, где ученый мир и мир искусства будет везде в приоритете, где деньги будут только в роли слуг, но не хозяев душ человеческих, где богатство будет цениться духовное, но не материальное, и поэтому никто не будет по черному стремиться к денежным излишкам ( ведь это только неразвитые духовно, расчетливые стремятся к излишеству в вещах, в золоте, в деньгах и потому, что увлечений настоящих нет, нет страсти к созданию нового и прекрасного, к открытию в любой области наук, к философским размышлениям о вечном, например о человеческом духе. А ведь значимыми, уважаемыми (важно и перед самим собой) людьми все хотят быть!).
Вопрос второй : это утопия? К сожалению, может быть. Но если есть кто то , кто пишет и думает об этом, если есть кто то, кто читает и хочет верить, что так когда-нибудь будет, что возникнет цивилизация, где мудрецы или просто развитые духовно и нравственно люди правят, где спортивные игры ( и другие игры по интересам) и соревнования заменитель всякой неразумной агрессии, где отклонения в развитии мозга на генетическом уровне ( особенно опасные для общества) будут пресекаться. И многое будет сделано в формировании самостоятельного мышления, и внимания ко всему... И где особое внимание будет к детям, к их нравственному, умственному и физическому развитию.
На самом деле нормально рожденных от природы людей гораздо больше, чем уродов.
И почти все зависит от воспитания. Нормально рожденных (имеющие положительные задатки от природы) и нормально воспитанных (автор сообщил, что значит для него здесь слово "нормально", в это понятие входит и всестороннее достойное образование) существенное большинство. Это задумано природой.
Следовательно, шанс не только создания наконец то духовно развитой цивилизации, но и живущей и процветающей (поэтому ) значительно дольше иных по своему устройству и доминантам цивилизаций есть! Смысл здесь в слове "наконец то" наконец то)) мажорный.
Сейчас пока живет ( сами знаете, как) наша цивилизация и пока здравствует планета Земля (сами знаете, как).
Эта подвижная, цветущая и неунывающая, одна на всех жителей Роза (пока ее пытаются охранять любящие и разумные "маленькие принцы", есть такие, их много ) родилась, образовавшись несколько миллиардов лет назад на таком ( и гениально ведь смогла расположиться!) расстоянии от Солнца (повторю сказанное), что возможным оказалось на ней появление и процветание жизни!
Вопрос третий : Почему Роза?
Потому, что она удивительна и прекрасна во всем, на что успели обратить внимания ученые и их ученики. Потому что гениальна! И гений еще в том, что она каким то чудом смогла родить сильных, духовно развитых, стремящихся к достойному образованию людей, благодаря которым и может возникнуть государство, существовать цивилизованное человеческое общество.
Поэтому Земля - королева всех известных ученому миру планет , поэтому, согласитесь, она - Роза среди планет!
2 глава
Ближе к философии.
А теперь представьте: эти (пока непонятые ищущими учеными и философами) загадочные ментальные образы возникают на нашей Розе в больших, маленьких и очень маленьких мозгах всех живых существ, населяющих ее.
И везде на этой уникальнейшей планете есть разумная жизнь (потому, что она основана на воображении и субъективном опыте, ... и главное: на способности мыслить ) : на поверхности ее, в воде (пресной и морской, на разной глубине), в земле. Повсюду "светится" жизнь существ, имеющих разные размеры, формы, мозги...
Жизнь разнообразных существ с ее особенностями исследователь наблюдает, но есть и такая жизнь ( в таком виде, где никакой микроскоп не поможет разглядеть, и никакая техника не дает и не может дать прямое открытое наблюдение за ней ), существование которой все люди ощущают самым ярким образом , и олицетворяют ее со своим "я", и не подозревают, что это другой вид жизни.
ГИПОТЕЗА: Природа сознания(или онтологический статус сознания) - это скрытая от всех , кроме его обладателя особая жизнь живых нейронов, выражающаяся у владельца-субъекта в ментальных образах, во всех видах квалиа, в схватывании смыслов ( как проявление высшей, наиболее сложной функции сознания)и являющаяся активнойформой проживаемого момента у соответственных объединений из нейронов головного мозга (каждая группа нейронов специализированы на определенные квалиа, образы, смыслы для руководства к действию, у человека - благодаря возникшей речи еще и понятия, более сложные группы организуют смыслы и мысли , сотканные из понятий) во время их возбуждения, когда благодаря электрохимическим процессам, электрической проводимости с помощью синапсов (контактов между аксонами одних и дендридами других) возникают в каждой задействованной нервной клеточке потенциал действия, и, что важно тоже - "клубки" из "малых"электромагнитных волн, образующихся в среде электрических "цепей" изнейронных переплетений.
Особая жизнь у нейронов потому, что возникает и протекает, но не питается и не размножается, как это делает многоклеточный или одноклеточный организм.
Особая жизнь (это самое включенное сознание) еще и потому, что у существа, имеющего мозг например, протекает только там, где расположен мозг. А все остальные части тела и органы связаны своими нервными клетками с нейронами, участвующими в образовании квалиа, ментальных образов и смыслов, (и эта связь необходима для жизнедеятельности всего организма), но жизнь их объединенных клеточек проявляется совсем по другому.
Благодаря этому особому виду жизни и могут существовать все многоклеточные организмы. И механизм образования такой формы жизни есть достижение живой природы в ее развитии.
Простейшая нервная система безголового червячка уже может сообщить телу сигнал боли, (я писала ранее об одном эксперименте с червяком).
Червяка, когда он поворачивал налево, ударяли током, а направо - нет. Плоть его чувствовала боль, но все равно подопытный безмозглый поворачивал и налево, и направо без разбору. Сигнал в виде боли говорит о наличии нейронных клеток, рецепторов, которые активизируются от удара током, живым клеточкам тела червяка это неприятно.
Механизм памяти в простой нервной системе червячка возникает только после 500 ударов тока. Потому, что такое количество неприятных воздействий на плоть сформировало наконец первый субъективный опыт!
Нервная система образовалась у простых организмов неслучайно, а закономерно в процессе возникновения жизни.
За 500 повторов нервная система червяка поворот налево стала ассоциировать с болью, а направо - нет. Механизм возникновения ассоциации - это и есть появление новых связей между нейронами, и новое в связи с этим взаимодействие и возникает более сложное регулирование.
Необходимость в более сложном регулировании у многоклеточного организма и дает толчок в развитии. Механизм памяти связан с разными рецепторами ( обоняние, осязание, зрение , слух, и др.), и он нужен для простого выживания.
Память заложена и в механических неосознанных действиях, и присутствует в основе сознательных актов, внутреннего мира: нашего субъективного опыта , нашего воображения, способности к фантазиям, нашей речи, нашего мышления..
Для того, чтобы возник ментальный образ предмета ( которого представляешь), нужна память о ранее виденном, на которое когда то было направлено внимание. Такое возможно ( акт внимания) только при наличии включенного сознания ( иначе говоря , во время бодрствования). Значит, ментальные образы есть здесь эффект памяти, котораяявляется производной от (механизма) сознания.
Система сознания первична по отношению к системе памяти. Ничего непонимающее существо может чувствовать, ощущать квалиа ( что обеспечивает простейший уровень сознания у малых существ).
На одних механических действиях "далеко не уедешь", без осознанности невозможны многие функции организма, без осознанности, например, хищник не добудет себе пропитание, а травоядное не сможет обмануть нападающего, ловко убежать. Без осознанности самец не завоюет самку, а самка не вырастит потомство. И так далее...
О разумности животного мира ученые и другие любознательные умы с каждым годом все больше узнают интересного и удивительного благодаря развитию техники наблюдения за поведением. Нашим братьям меньшим не чужды любовь настоящая (есть примеры), верность, дружба, альтруизм, смекалка, сопереживание и многое другое, что раньше считалось признаком человека разумного.
Удивляет меня многие видео, где заснята настоящая любовь и дружба даже между разными видами животных!
3глава
"А что же человек ? С людьми оказывается все гораздо сложнее.
Вид гомосапиенс ( если смотреть на немалый процент неоправданно жестоких, переживающих только за своих близких, за свой маленький мирок и способных на издевательства просто над тем, кто в слабой позиции, выпячивающих свое превосходство над всеми другими, кто не такой или говорит не на их языке, клеветников, подлых предателей, завистников...да и просто продажных) является человеком обыкновенным, и неразумным.
Но среди людей есть альтруисты, добрые простые граждане, верные и непродажные, светлые творческие личности, увлеченные своим мирным делом: философы, ученые, богословы, поэты и писатели (все мыслители), художники, композиторы, благодаря идеям и искусству которых и существует цивилизация, человеческое общество с его правовыми законами, которое должно охранять мирных граждан, обеспечивая тем самым нормальную жизнь и процветание.
Как сказал Б. Шоу: " среди людей думающих только два процента тех, кто думает, три процента думают, что они думают, а остальные лучше умрут, чем будут думать."
Б. Шоу был прав.
Сейчас цивилизация наша "трещит" по швам, расшатывают ее власти западных стран, в особенности США и Англии. В мировой политике стало, к сожалению, больше таких, кто думает, что они думают.
И это крайне опасно для всего мира.
Маленькое лирическое отступление: Гегель писал: "все, что действительно - разумно". В слове "действительно" заложен особый смысл. Все, что умеет , например, выживать и дает здоровое, плодовитое потомство, не противоречит законам природы и есть действительное. Уродство на всех уровнях (для человечества имеет значение и нравственное, и духовность, и отношение к природе, способность беречь окружающий мир и др.) не является разумным, соответственно , оно недействительно!
Уроды конечно могут появляться ( есть же поговорка "в семье не без урода"), но они не самостоятельны по сути и не жизнеспособны, т.к. могут продлить недолгое свое существование только за счет кого то другого, сами же в здоровую систему войти не в состоянии, то есть недействительны.
Извините, уважаемый читатель, автора за эту лирику. Очень бы хотелось, чтоб его Роза долго-долго цвела, и чтоб взаимное уважение между людьми разных национальностей и культур существенно преобладало.
Всем знающим хорошо генетику известно: родственные скрещивания часто дают нежизнеспособное, слабое потомство . И "полукровки" всегда умнее и сильнее. Намек автора на то, что чем больше намешано у человека "разной" крови ( то есть предки разных национальностей), тем больше у него потенциальных возможностей. Дело в том, что гены, передающие генетические болезни, слабоумие, рецессивны. И проявляются у потомства в фенотипе только тогда , когда папа и мама имеют слабый ген (отвечающий за одну и ту же функцию) в хромосоме. Поэтому родители разной национальности имеют значительно большую вероятность рождения здорового и одаренного ребенка.
И еще: каждая культура вносит что то ценное в духовное наследие человечества. И разные народности процветают только тогда, когда они в согласии!
Вывод: невежество и ограниченность националистов (не уважающих и не ценящих другие народы с их культурами и особенностями) налицо, отсюда их недействительность и бесперспективность процветания такой "культуры".
Победа над нацизмом , этим уродливым мировоззрением, даст шанс остаться жить всей нашей цивилизации.
Наша Роза должна цвести! Для всех народов и культур с нравственной основой в морали!
4 глава
Внутренний мир нам дан непосредственно, он самый близкий каждому живущему, но наблюдение за ним ( интроспекция) возможно только благодаря воспоминаниям, которое основана на памяти об ушедших внутренних состояний нашего сознания.
Повторю: ментальные состояния живого существа (то есть его внутренний мир) - это и есть другой вид жизни. И ее вид: клубки из электромагнитных волн от электрических нейронных нейронных цепей, каждая законченная конфигурация ( как некая фигура) наделена ментальным образом или смыслом..
Сами многоклеточные состоят из активных живых клеточек, которые образуют свои "поселки и города" с "инфраструктурой", свою добывающую и перерабатывающую промышленность, свою полицию и армию ( это кожа и иммунная система например) образуя единое государство. Это единое государство и есть многоклеточный организм. Все в нем интересно и ничего нет скучного!
Активность живых клеточек когда то привела к образованию самой элементарной нервной системы.
Все живое имеет сознание, никаких роботов среди рожденных естественным природным путем нет. Почему такое утверждение? Потому что для того, чтоб жить ( т.е. питаться, двигаться, размножаться, стремиться выжить) . Даже инфузория туфелька по последним наблюдениям ученых оказалась в своем поведении не такая примитивная, как думали раньше.
И мысленный эксперимент ( аргумент представимости у философа сознания Д.Чалмерса) "философский зомби" считаю надуманным, так как не может быть живого действующего человека, у которого отсутствует внутренний мир ( то есть нет ментальных образов, нет квалиа, нет субъективных переживаний и опыта).
Знаю, что электромагнитные волны не имеют массы.
Ведь известно, что энергия связана с массой. Автор статьи еще в школе ( когда обучение дошло до строения атома, но пока не до знания знаменитой формулы Эйнштейна) задумываясь над природой электрона, самостоятельно, без влияния другого, представил в воображении электрон ( и другие элементарные частицы) не шариком, а скрученной (в одну кучку) волной. Может быть это представление в виде неделимой "кучки" из волн является лишь ненаучной фантазией, но именно с помощью работы умозрения, без формул и расчетов, внутренний мир школьницы заметил тогда связь массы с энергией, что вся материя сшита из разнообразных волн.
И любой "клубок", в зависимости от того, какой длины в нем "нитки", имеет ту или иную массу, и чем больше этих ниток, тем больше энергия.
Например (извините, господа ученые, это представление всего лишь в воображении старшеклассницы) , закрутка у электрона и протона в разные стороны ( представьте, что векторы завихрения их волн направлены навстречу друг другу, как если бы встретился поток северного ветра с южным) и поэтому при столкновении друг с другом эти частицы аннигилируют.
В общем, масса - это и есть энергия, а точнее сказать - инобытие энергии.
Еще одно маленькое лирическое отступление: Для несведущего ребенка гусеница, куколка и бабочка - разные существа, однако куколка - инобытие пожившей и наевшийся сколько надо гусеницы, а бабочка - инобытие и гусеницы , и куколки, из которой она вышла на свет, расправив "новоиспеченные" крылышки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Достоинства теории автора:
--
Реальность сознания утверждается
--
Не нарушается принцип каузальной замкнутости
--
На взгляд автора, (говоря словами философа В.В.Васильева) "нет ударов со стороны здравого смысла"
--
Говоря словами философа: " Демонстрация материального единства мира"
--
Понятно, почему необходимо сознание.
И отвечает (простите, в своей манере, пишу как письмо в течении нескольких часов и отсылаю, чтоб не передумать) на проблему "сознание - тело" , раскрывая (до глубокой ночи) свое понимание в этом.
Автор благодарит философа сознания В.В.Васильева за подробный, хорошо изложенный материал в курсе лекций "Философия сознания. Новейшие тенденции".
Философ в конце этого курса обратился к слушателям с пожеланием, чтоб они задумались и при возможности дали ответ на вопросы философии сознания.
Автор дает ответ в форме письма, так как записаны здесь отрывки из размышлений. На философский трактат, к сожалению, письмо не тянет ( не умею много и долго просиживать с одной темой, вот только во время прогулок, или за столом, или в дороге, в пути задумываюсь и записываю на отдельных листочках).
Но есть надежда, что присутствующие здесь идеи, мысли возможно кого-то взбудоражат, и выведут на настоящий трактат.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Это письмо автор частично закончил в 4 утра 26 декабря, но его ему у не удалось послать по техническим причинам. Сейчас второй час ночи , уже 30 декабря. Компьютер "барахлит" и надо срочно отправлять, иначе, неизвестно, что дальше будет.
Через два дня автор задумался глубже ( чем тогда, когда писал статью) о сложном поведении одноклеточной инфузории туфельки, которое заметили совсем недавно исследователи.
В одноклеточном этом существе нет места ни "коллективу" из нейронов, ни ( может быть) соответственно малым электрическим токам, ничему тому, что обеспечивает существование простейшего сознания ( как, к примеру, у малюсенькой, но многоклеточной мушки ). Однако инфузория удивляет своим реагированием на вызовы внешней среды. Значит, у нее есть тоже элементарное сознание, благодаря которому существо реагирует, получая квалиа (конечно, ограниченные, связанные с запахом или светом).
Может, есть разные типы природы сознания? То есть онтологический статус сознания млекопитающих отличается от онтологического статуса сознания малюсеньких живых существ, начавших свое развитие с других форм живой материи?
Да и мозги у птиц, например, по своему строению в своей основе отличаются от мозгов млекопитающих. Семейство врановых (ворона, сорока , галка, черный ворон...) и попугаи разных видов отличаются удивительной сообразительностью , и никакой коры головного мозга у них нет, природа из какого-то другого "пластилина" мозг птичий сотворила. Выражаясь технически: совсем другие алгоритмы применила.
А если заглянуть в океан? Каракатицы , кальмары , некоторые виды рыб не меньше поражают исследователей и всех интересующихся животным миром людей своим интеллектом. Без сомнения, есть сознание и у них, но если у них другой способ создания и развития интеллекта, то, может , и сознание организовано совсем по другому?
И может быть, протекающие электрохимические процессы в живых тканях по разному созданных организмов образуют потоки из "завихрений" электромагнитного происхождения, которые в свою очередь в виде обратной связи воздействуют на те же самые ткани, регулируя процессы, заложенные в основе деятельности сознания и мышления.
И возникают ментальные образы, воображение, смыслы, в человеческом мозге отдельные понятия , а потом мысли, идеи ( в частности и мифы, и фантазии, и гипотезы научные, и открытия) , сформулированные с помощью речи,... и философские вопросы, которыми могут заинтересоваться ученые в своем продвижении.
Вопросы: 1.Как организуется процесс, связанный с вниманием (активным актом сознания)?
2.Почему нельзя одновременно уделять внимание двум и более направлениям? Мой ответ: потому что для выживания надо сконцентрироваться на чем то одном.
Заканчивается 2022год, сильно взволновавший весь мир.
Автор обращается и к разумным людям всего мира, всех стран, имеющим власть и авторитет в политических кругах. От ваших решений зависит судьба нашей Земли, судьба нашей Розы.
Ваша значимость не в том (обращаюсь к западным политикам) , чтоб потакать обнаглевшему нацизму, а в том, чтоб суметь публично пристыдить, превратить его в "шагреневую кожу".
Нацизма не будет, и огромные проблемы ( и ваши личные, и населения вашей страны) с ним уйдут.
Глобально мыслить и глубоко! Так стараться, чтоб хотя бы одна ваша самостоятельная мысльсмогла попасть в "Энциклопедию мудрых мыслей" , в вечность. Рядом с высказываниями известных мыслителей из разных культур ( философов, ученых , политиков, поэтов, писателей, художников). Чтоб было за что уважать вас просвещенному человечеству. В этом значимость в мире!
Только благополучие всех существующих народностей на Земле, уважение ко всем культурам и спасет мир от разрушения.