Грошев-Дворкин Евгений Николаевич : другие произведения.

Мосты в никуда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вспомнить поимённо.

  
  
   "Ваня, в кучерском армячке.
   Папаша! Кто строил эту дорогу?
  
   Папаша, в пальто на красной подкладке.
   Инженеры, душенька.
  
   Разговор в вагоне."
   ("Железная дорога."
   Н.Некрасов.)
  
   Петербург по праву называют городом музеев. Чего-чего, а музеев здесь хватает. Впервые приехавшему все сразу и не обойти. Придётся ещё раз приезжать. Ну и на здоровье. А чего не походить по историческим закромам города, если интересно. Ходите. Не жалко. Мне так эти музеи уже вот где сидят. В последний раз я регулярно их посещал, когда сына малолетнего к возвышенному приобщал. Потом он уже сам по музеям бродить стал. И, надо сказать, не без толку. Попробуй сегодня с ним поговорить о "высоких материях" - враз за "пояс заткнёт". Грамотным стал. Ну и на здоровье...
  
   Есть в эстетическом понятии такое выражение - музей под открытым небом. (Как буд-то небо может быть закрытым. Небо оно и есть небо - бескрайнее, бездонное. Ладно, не будем придираться. Но правильней было сказать просто - музей под небом, если мы все к этой самой эстетике ломимся.)
   И здесь не надо объяснять, что в музее этом увидеть можно. Да всё, что на улице увидишь, то и является экспонатом этого музея. В этом музее тоже есть, что в Питере посмотреть. Правда, он, музей этот, в основном, в центре города сосредоточен. Здесь и планировка улиц, и архитектура домов, и памятники всякие-разные. И, конечно же, мосты и набережные города. У музея этого особенность одна есть. Какая? А вот послушайте.
  
   Если вы в какой-либо музей входите, то у каждого экспоната табличку видите: - "Экспонаты руками не трогать." Оно и правильно. Если каждый яйца Фаберже руками трогать начнёт, то от этих яиц ничего не останется - сотрутся. Это ко всем экспонатам, всех музеев относится. Только не к тем, что под "открытым небом" находятся.
   Про дома исторические говорить не буду. Дома эти вроде бы как под охраной ГИОПа (инспекция охраны памятников) находятся. А вот набережные, мосты - охраняй, не охраняй, а от повседневности никуда не денешься. Люди, машины всех мастей по ним и днём и ночью швендают. И пока мост, какой до критического состояния не доведут, про него и не вспомнит никто, кроме работников Ленмосттреста...
   В общем, заморочек с мостами да набережными хватает этим самым работникам. Хорошо ещё, что специалисты там не перевелись среди этих самых инженеров. Вот Фельдмана Владимира Ильича возьми - не знаю я других, более знающих специалистов по мостам с исторической давностью.
  
   А давности у Питерских мостов хватает.
   Вот напрягитесь - когда Шурик Пушкин жил? Вот я и говорю - чёрте знает как давно. А вы помните эти строчки: - "Мосты повисли над водАми..." Ведь это он, "сукин сын", писал.
   Так вот мосты некоторые, про которые мы речь ведём, они до сих пор стоят. И ездят по ним не кареты золочёные, не брички ядрёные, лихие, а машины с грузоподъёмностью небывалой. И ничего, стоят мосты, не разваливаются. Знать инженерА в те годА былинные соображалку имели и вперёд глядели, чуть ли ни в век ХХ1-ый. Значит, не зря ихние фамилии золотом на чугунных досках при тех мостах отображены.
   Взойдёшь на Троицкий мост, глянешь - и вроде бы как умнее становишься, читая поимённо ваятелей вечности. То же самое и на мосту "Петра Великого" (что Больше-Охтинским звался).
   Но всех перещеголял Благовещенский мост. Его из моста "Лейтенанта Шмидта" переделали. Нового в конструкции ничего не преподнесли. Ту же конструкцию, что при царе-батюшке была, воссоздали. Правда, материалы современные применили. Уже хорошо. И вот, несмотря на то, что закончили его строительством уже в ХХ1-ом веке, на будках механиков-смотрителей ещё те - былинные мемориальные доски укрепили. Оно, конечно же, верно. Нельзя жить, не помня родства своего.
   О предках своих помнить надо обязательно. Чтобы было кем потомкам гордиться. Только вот что я в толк не возьму... А что, нынешние мостостроители с инженерAми во главе уже не стоят ничего?
  
   Напротив моста Благовещенского, сразу за Академией художеств чуть выше по Неве, Румянцевский садик расположен. А в нём стела памятником стоит Румянцеву-Задунайскому Петру Алексеевичу. Генерал-фельдмаршалу, и победам, одержанным под его водительством при реках Лаге и Кагуле в русско-турецкой войне 1770 года. Памятник этот, по предложению Карла Росси "Румянцевым победам" обозвали. Смотришь на этот памятник и думаешь: - 'Видать доблесть воинская повыше ценится, чем труд инженеров-ваятелей, которые Питер-град в список ЮНЕСКО помогли внести'.
   Странно всё это. Я бы, будь моя воля, рядом с каждым мостом, что в Питере находятся, так же стелу воздвиг. И на постаменте стелы этой золотыми буквами поимённо всех инженерОв вписал, что к данному мосту касательство имели. Здесь как не крути-верти, а мост в Петербурге, каждый из них, такую уникальность имеют, что второго такого во всём мире не сыщешь.
  
   А мостов этих по городу - и не сосчитать. И в каждом из них чья-то жизнь, судьба заложена. И в первую очередь Главного инженера проекта. Потому как если что, то он за всё ответчик. И за то, что мосты наши из поколения в поколение в историю входят. И стоят веками, хотя им по СНиПу всего сто лет предписано. А они стоят, и стоять будут творениями гениальных инженеров в веках.
  
   Жаль только, что имена этих инженеров знают только в Ленмоттресте.
   Да и то не все и не всех.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"