Было это - я ещё на автобусе работал. На городском, рейсовом. Пассажиров по установленным маршрутам развозил. Тем и сам кормился, и семью содержал. Содержал, надо сказать безбедно. В те времена водителям рейсовых автобусов неплохо платили. Уважали профессию нашу и народ, и в верхах.
Это сегодня водителя извозчиком числят. Никакого уважения со стороны владельцев автобусных предприятий: - Быдло! С ним и разговаривать не стоит. Крути баранку и молчи в ветошь. А выступать будешь - пошёл вон! На твоё место всегда узбеки найдутся. Те и за полцены работать будут.
Ну, так вот. Работаю я и год, и ещё... Всего двадцать восемь годков за баранкой отбарабанил.
А надо вам сказать, что тариф оплаты водителей тогда по категориям разделялся. Всего их три было. И зависело всё от возраста автобуса, на котором тебе предоставлялась возможность работать.
Если ты на новом автобусе работаешь, только что с завода пригнанном, то тариф твой самый маленький был. А дальше уж накрутки разные шли. Их, правда, тоже ещё заработать надо было. Если ты с руководством своим на "васях", как говорится, то волноваться нечего. Все накрутки твои будут. А уж если нет, то сам виноват. "Хочешь к начальству быть поближе - зад держи повыше, а голову пониже".
Дальше идёт тариф второй категории. Это если автобус у тебя с капитального ремонта пригнанный. (Этим ремонтом у нас завод в городе Тосно занимался.) Тут тариф на тридцать прОцентов повыше оказывался. А в остальном теже накрутки с "барского плеча". Хочу дам, хочу не дам. Ведь основания для того чтобы не платить работяге всегда можно сыскать.
А вот самый высокий тариф - это тариф третьей категории. Он, этот тариф, аж на шЕстьдесят прОцентов выше тарифа первой категории. С таким тарифом можно и перед начальством не лебезить. Хлопнул дверью и пошёл в свой автобус. Но если тебе накрутки бросят, как собаке кость, то уж в кассе, где зарплату выдавали, на тебя много разных завистников глядеть будут.
Только зависть это преждевременная. Для того, чтобы автобус после второго капитального ремонта поехал, нужно будет не мало своих (семейных, т.е.) денежек в него вложить. И потом, после каждой отработанной смены, часов по несколько под ним полазать. Чтобы с утречкА на линию выехать.
В общем, просто так денежки не доставались. "Рогом" упираться приходилось, чтобы в семье твоей всё было гладко и сладко.
Но это среди нас грешных - шоферни то есть. Мы всё-таки по твёрдой земле ездием, а не под небесами лЁтаем. Случись, что пикировать не с высоты придётся. Упёрся в поребрик со всего маху, или в сугроб зимой и остановился. Ну, покалечился кто-нибудь, но, как правило, все живёхонькими оставались. А вот если ты на са-ма-лё-те-е-е...
Получил я, как-то, разнарядку на 39-ый маршрут. "Аэрофлот-Аэропорт" называется.
Это, если кто не помнит, от Кирпичного переулка, где центральные кассы Аэрофлота находятся, до аэропорта "Пулково-1" и обратно. Три круга до обеда, три круга после обеда - и домой.
А обедали мы в аэропорту. Не в ресторане, конечно же, а в столовой лётного состава. Там пропуск показал при входе и обедай по умеренным, надо сказать, ценам. Вот и я в столовку эту наведался, когда моё времечко подошло. Взял поднос, затарился на раздаче, отыскал свободный столик и притулился у окошка на взлётное поле.
Тут ко мне двое подсаживаются. В форме лётнической.
- Разрешите вам компанию составить, - спрашивают.
- Присаживайтесь, - отвечаю. Что мне места жалко, что ли.
А эти двое, пилотами оказались. Промеж себя разговор продолжают, должно быть в очереди за жрачкой начатый:
- И всё-таки я бы на твоём месте подумал, прежде чем в этот аэроплан садится. То, что его из капитального ремонта пригнали, ещё ни о чём не говорит.
- Так, Николай, "пригнали" же. Своим ходом он к нам прилетел. Это что-то значит?.. Вон Василий вообще ТУшку с железнодорожной платформы получал. И ничего. С месяц проканаёбился с технарями и летает. И куда летает... Аж в Киев. А столичный рейс это тебе не на МурмАнск на "подхвате".
- Да, по нашим северАм летать безопасней, чем на международных маршрутах. Случись что, главное "голову не терять". Огляделся, аэродром подскока увидел какой и садись. Этих аэродромов, ещё с войны, знаешь, сколько осталось? Не мне тебе рассказывать.
- Так я начальнику сразу сказал, что возьму самолёт, но только чтобы он меня дальше севера не посылал. Я что - самоубийца по-твоему?
- Ага! Да, он от своих слов в миг откажется если ему "дырку" на каких ни будь Хельсинках заткнуть понадобится. И полетишь ты как фанера над Европой. С одной только надеждой на "авось"... Откажись от самолёта, Вовка. Откажись! Христом Бога тебя прошу. Ведь мне, ежели случится что, твоей Люське о гибели самолёта сообщать придётся. У нас все знают, что мы с тобой друзья ещё с лётного училища. Откажись!!
- Ты только Людмилу к нашим делам не "пристёгивай". Пускай живёт спокойно. Не зачем ей про наши служебные передряги знать. Я, если до тебя не доходит, обещал ей к зиме шубу купить. И слово своё сдержу. Чего бы мне это не стоило.
То, что я на летающий гроб сажусь - это мне и без тебя известно. Но мне так же известно, что на моём самолёте тариф чуть ли не в два раза выше. А я Людмилу уже кроме как в шубе и не представляю. А на "новье", да вторым пилотом у тебя, я эту шубу и не куплю никогда. Ясно тебе теперь, почему я "добро" дал когда "комэск" мне эту рухлядь предложил?
- Ну, а хочешь, я у тебя вторым пилотом буду...
- Не-а. Не хочу. Во-первых, сам знаешь, какие разговоры сразу начнутся. И потом переаттестация только в конце года будет. А мне шуба к зиме нужна. Но ты не думай, что я в обиде на тебя. К нашей дружбе мой уход из экипажа отношения не имеет... Поел?... Допивай компот и побежали. Мне ещё в 'Техотдел' за документами забежать надо.
Лётчики второпях проглотили по чашке компота и заспешили на выход.
Я же остался за столом и, ковыряя вилкой остывшую котлету, думал:
- Чёрт-те-что творится в России. Ну, ладно мы автобусники... A тут са-мо-лёт с сотней пассажиров на борту... И как у нас в космос ракеты летают? Тоже, небось, космонавты "присядут друзья перед дальней дорогой" и, вздыхая не очень громко, думают - где он аэродром-подскока...
' Да, что мне эти космонавты, лётчики-пилоты... У меня у самого из четырёх колёс только одно тормозит. Случись, кинется кто на перерез - так и соберу все машины на Московском проспекте. А что делать? - В ремонтную зону не пробиться. А семью содержать надо. Правда о шубе моя жена ещё не заикается... А вот если заикнётся, то придётся, как и этому Вове, жизнь свою и пассажиров на "карту" поставить.'
Вот такой разговор услышал я в столовой лётного состава аэропорта 'Пулково-1' сам того не желая.