Аннотация: Впервые позволил себе ответить на вопросы корреспондента из Москвы. Надеюсь, что наше содружество продолжится.
"Особое мнение" с Евгением Грошевым-Дворкиным
"Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка
не способны сейчас вступить в управление государством..
Но мы [...] требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто
управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления
в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники.
Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось
сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно
немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать
всех трудящихся, всю бедноту".
( Ленин "Удержат ли большевики государственную власть?"/ПСС. т. 34. стр. 315.)
Радио "Эхо Москвы". 02 ИЮЛЯ 2014, 19:07
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:Здравствуйте. Это программа "Особое мнение". Меня зовут Татьяна Фельгенгауэр. Я рада приветствовать Евгения Грошева-Дворкина. Здравствуйте, Евгений Николаевич.
Е. ГРОШЕВ-ДВОРКИН:Добрый вечер, Татьяна.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:Тут за неделю, еще неполную, уже столько всего накопилось. В плане экономики. Больше, наверное, в вопросах с налогами. В Минэкономразвития говорят, что возможное введение налогов с продаж является вынужденной мерой. Таким образом можно профинансировать растущие дефициты региональных бюджетов. Это говорит замминистра экономразвития Андрей Клепач. В то же время господин Силуанов, глава Министерства финансов, говорит, что вопрос введения налога с продаж еще не решен, возможны и другие решения. Тем не менее, эта тема очень всех взволновала. Перспективы, плюсы-минусы, подводные кaмни?
Е. ГРОШЕВ-ДВОРКИН:Система налогообложения в современной Росси создана в корне неверно. Вот вы говорите о "налоге с продаж". Это подразумевает, что если к.л. субъект Федерации, бизнесмен, предприниматель, ч.л. продал, то должен уплатить налог с выручки, которую он получит от продажи. Так?
Но, как говорит кот Матроскин: - Для того чтобы что-то продать, нужно что-то иметь. А что сегодня имеет наш субъект Федерации? - Ничего, чтобы он мог преподнести на рынок сбыта.
По всей России стоят и не работают заводы, фабрики, сельскохозяйственные предприятия. Россия, в лице олигархических промышленников, не желает развивать собственное производство ввиду того, что для этого необходимо выделить финансовые средства на средства производства. А где вы найдёте такого имущего производителя, который взялся бы помочь подняться промышленности к.л. субъекта. Для этого необходимо сделать отчисления из собственного кармана, развить это производство, вынести товар на рынок сбыта, продать с выгодой и вот с этой выгоды заплатить налог в бюджет государства. Это оч. длинный путь. А нашему производителю результат своей деятельности необходимо получать немедленно. А быстро только котята рождаются.
Так что нет у нового витка роста "налога с продаж" перспектив. Говорить о плюсах можно: народ, при развитии промышленности на местах, будет сам себя кормить.
Минусы тут только для монополистов - на рынки сбыта поступает конкурентно способный товар из других источников производства.
Подводными камнями является наша врождённая леность, приобретённая развращённость от ничегонеделания, нежелания государства приобщить народ к процветанию собственной жизни.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:Транспортный налог вызвал больше возмущения.
Е. ГРОШЕВ-ДВОРКИН:Проблемы транспорта мне наиболее знакомы - с 1979 года я за рулём. Двадцать восемь лет проработал водителем автобуса на городских и междугородних маршрутах. И вот что я хотел бы сказать: транспортная отрасль в России не развита, как и многие отрасли народного хозяйства. Необходимо так составлять бизнес-план транспортной отрасли, чтобы она давала максимальную прибыль с каждой транспортной единицы. А для этого транспорт должен постоянно "крутить колёса".
Что мы имеем сегодня - транспорт большую часть суток простаивает. Это касается и автотранспорта, и РЖД, и морфлота. Про аэрофлот говорить не буду - не знаю.
А вот когда заставим транспорт "шевелиться", тогда он станет и рентабельным, и давать прибыль. А вот тогда можно будет говорить и о "транспортном налоге", как одной из составляющей пополнения бюджета государства. Только не надо забывать, что транспортная индустрия, это не только подвижной состав. Это ещё и транспортные сети и инфраструктура вокруг них. Деятельность транспорта должна позволять всё это создавать и содержать. А вот потом можно будет говорить о "транспортном налоге".
Причём, если говорить о налогах вообще, то необходимо исключить накопительскую тенденцию в собирании денег. Деньги должны работать, как должно работать всё в цивилизованном государстве. Всякое накопительство - создание финансовых фондов, это есть нe что иное, как кормушка для лихоимства. Примером тому является накопительный пенсионный фонд, который вдруг взял и испарился.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:Просто все были в шоке.
Е. ГРОШЕВ-ДВОРКИН:Я согласен, что пенсия каждого гражданина РФ, является тем самым спасательным кругом, который позволит человеку "быть на плаву", когда он будет не в состоянии работать. И тут уместно сказать, что "спасение утопающего - дело рук самого утопающего". Следовательно, каждый человек должен быть обеспокоен накоплением денег потребных ему "после того". Хранить эти деньги дома можно, но не разумно. Для этого есть банки, которые под накопительский процент обязан(!) принимать суммы от вкладчика. И открытый счёт на каждого гражданина РФ, в любом из банков, должен быть финансовой тайной за семью печатями для всех фискальных органов. Никто, кроме банка, не имеет права пользоваться суммами, лежащими на этом счету.
Но для этого законодательство РФ должно гарантировать неприкосновенность этих денег для любой вертикали власти. Никакие Указы Президентов не имеют права распространятся на кровные деньги народа.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:Надежда спрашивает: налог с продаж через 4 посредников уже не 5%, а 20. . Как же не паниковать.
Е. ГРОШЕВ-ДВОРКИН:Это неверное представление о налогообложении с продаж. Он взымается на конечной стадии процедуры доставки товара потребителю. И мне понятно недоумения Надежды. Чтобы их не было, необходимо полностью исключить посредников из этой цепочки, оставив одно звено - товарную биржу. Только она имеет право торговать оптом продуктами народного производства и потребления. Розничную продажу можно разрешить и предприятиям. Однако мне представляется, что для предприятия это будет не выгодно. Это отвлекает его от основной деятельности - производить.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:Но все равно. На той неделе "Ведомости" написали, что планируется поднять ставки НДФЛ и НДС. Как-то это...
Е. ГРОШЕВ-ДВОРКИН:В России неправильное представление о "Доходах физических лиц". Если человек работает и получает за это зарплату, то это есть не что иное, как компенсация за его труд, которая должна быть соразмерной с затратами. А вот всё, что выше этой соразмерности - это и есть "Доход". Который, как правило, является накопительской статьёй - сбережения физического лица. Так вот, налог на "Доход" имеет право быть. И должен быть прогрессивным - чем выше "Доход", тем выше налог. И налог этот обязан быть прозрачным. Это позволит физическому лицу осознать гордость за самого себя: - "Вот насколько я возвысил благосостояние своего Отечества!".
А вот НДС должен быть исключён из обихода в нашей стране. При производстве любого товара предприниматель, поэтапно, рассчитывается с государством перечислением тех сумм, которые необходимо затратить на это производство. Он платит за сырьё, из которого товар будет произведён; платит за энергоресурсы, которые государство выделяет на производство товара; платит за землю на которой стоят его производственные мощности... Причём, скажите, здесь ещё и косвенный налог, который взымается на всех стадиях производства товара?
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:Про региональные бюджеты, которые можно будет хорошо профинансировать, их растущие дефициты.
Е. ГРОШЕВ-ДВОРКИН:Давайте вспомним кинофильм шестидесятых годов "Председатель" по Юрию Герману. Там председатель колхоза Трубников говорит с надрывом в голосе: - Колхозник должен жрать!
Я с ним полностью согласен: - Регионы нашего государства должны максимально находиться на самообеспечении. Нужно ли их финансировать? - Да, нужно! Но нельзя допускать, чтобы регионы были дотационными. При царе-батюшке не было понятия отчисления финансов на благосостояние "инородцев". Они сами себя кормили, поили и ещё торговали с Москвой или с Петербургом. Вот и сегодня надо так наладить промышленность того или иного региона, чтобы он давал прибыль, а не паразитировал на государственном бюджете.
Уместен вопрос: - А для чего тогда финансировать регионы?
- Для того, чтобы вернуть ему государственные долги. Государство их развалило, государство и должно поставить их на ноги. И не надо "песен", что на всех никакого бюджета не хватит. Буквально за несколько часов до начала визита на Кубу Владимир Путин подписал закон о списании 90% долга Острова Свободы перед Россией (около $32 млрд). Это рекордный показатель. Ранее первые места по прощению задолженности занимали Афганистан, Северная Корея, Монголия (примерно по $11 млрд), Сирия и Вьетнам (по $10 млрд), Ирак ($8 млрд). Далее - по нисходящей. Например, Алжиру списали $4,7 млрд, Ливии - $4,5 млрд. Да за эти деньги можно поднять не только Удмуртию, но и все регионы от "Москвы до самых до окраин".
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:Если говорить про пенсии. За прошедшие несколько дней встык шли новости и про налоги, и про пенсионные накопления. Насколько я поняла по реакции, тема пенсий тоже начала волновать. Если сначала нам говорили, что "не волнуйтесь", как-то это все прошло ровно. То сейчас, когда Кабмин что-то говорит про пенсии, все реагируют уже гораздо острее. Вот сегодня господин Топилин, глава Минтруда, сказал, что кабинет министров рассматривает возможность продления моратория на пенсионные накопления еще на год. Посчитали, что таким образом высвободится 280 млрд рублей. Что это означает для простого россиянина? Похоже, нам всем уже нужно повышать нашу финансовую грамотность.
Е. ГРОШЕВ-ДВОРКИН:Беда российская в том и заключается, что народ в ней деградирует в части грамотности. И не только финансовой.
Это понятно - безграмотным народом легче управлять. А власть имущим страшно подумать, что народом вообще управлять не надо. Нужно только научить его думать. А вот когда народ научится думать, то тогда поймёт, что все эти топилины, кремлёвские прихвостни, "вешают народу лапшу на уши". Сегодня они так говорят, завтра иначе... А в результате 280 млрд рубликов тю-тю.
Накопительный пенсионный фонд, созданный государством Россия под 100% годовых, это та же самая лажа, что и ГКО при Черномырдине. Пора бы уже разбираться и видеть всю лживость нашего "КабМина" возглавляемого всеобщим избранником.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:Приличная сумма. И что в таком случае делать молчуну?
Е. ГРОШЕВ-ДВОРКИН:А где вы у нас видели ораторов-праведников? Немцов, Явлинский... Кто и где? Весь народ "молчун". Порой смотрю и удивляюсь: как же можно быть таким пофигистом, по отношению к самому себе. Складывается мнение, что поведут завтра народ "стройными рядами" на заклание - никто не вякнет. Рысцой побегут выполнять "Решения партии и правительства". Ничему народ наш не научила перестройка. Потому, что перестройка должна начинаться с мышления. А российский народ думать не привык. Раньше за него царь и церковь думала, потом самозваные большевики, теперь Путин - наш рулевой.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:И что делать гражданину? Кроме как собирать чемоданы, вокзал...
Е. ГРОШЕВ-ДВОРКИН:Что делать? - спрашиваете. Здесь я вам так скажу: - Не верьте тому, кто громогласно заявит о том, что он знает, что и как делать. Этот человек либо провокатор, либо из тех, кому самому "порулить" захотелось.
Конечно, заманчиво собрать чемодан и свалить, как это сделал писатель А.М. Горький (Пешков) в Италию, например. Но вся Россия там не поместится. И не нужны мы никому за границей. Надо самим наводить порядок в собственном доме. Но не так, как это сделала Украина. Только через выборность власти, только через её подотчётность и сменяемость. Выбрали Путина под программу всенародную с указанием сроков её реализации, и пускай он представляет "глас народа" от границ и до границ. Но если не справился со сроками, если отклонился хоть на йоту от принятой народом программы - пожалуйте вон.
Но всё должно быть рассчитано с учётом действующих на сегодняшний день реалий. В экономике и политике, если рассматривать их как науку, а не кликушество, есть формулы на все случаи жизни, во всех ипостасях.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:А это та самая загадочная формула, которую никто не знает до сих пор! Мне кажется, даже сам господин Топилин не уверен, что она есть.
Е. ГРОШЕВ-ДВОРКИН:Есть! Поверьте мне на слово. Слушая выступления "мудрейших" на волне "Радио "Эхо Москвы" убеждался в этом не раз. Но знать "формулу", это не всё. Надобно ещё быть, как минимум, порядочным человеком по отношению к своему народу. Про патриотичность я не говорю.
Исчезновение сумм накопительного пенсионного фонда является примером всей той непорядочности, которую "КабМин", как правительство, проявило к своим соотечественникам.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:Так чего, в негосударственные [банки] идти какие-то?
Е. Грошев-Дворкин: Взаимоотношения наших людей с банками, мною воспринимаются как взаимоотношения человека с чемоданом без ручки - и нести неудобно, и бросить жалко.
Ведь вы согласитесь со мной, что всяческие накопления рядовых граждан России являются ничем иным, как созданием "стабилизационного фонда" для отдельно взятого человека. Не верит наш обыватель в социальные программы Правительства. Но тут возникает вопрос: - А где хранить этот "стабилизационный фонд"? Дома? - Совсем не выгодно. Инфляция, о борьбе с которой нам талдычат изо дня в день, обесценивает накопления. Значит необходимо хранить деньги в банках. Хоть какая-то защита вложенных сумм от инфляции. Пусть даже частичная.
А в каких банках хранить? Коммерческих или государственных? И там, и там гарантий никаких.
Коммерческие банки, в своём существовании, сродни владельцам ларьков. Сегодня тебе позволяют вести коммерческую деятельность, а завтра "бабушка надвое сказала". Всё будет зависеть от учредителя - захочу и "перекрою кислород" этой деятельности в любой момент. Только не надо забывать, что деятельность большей части учредителей находится "под колпаком" у государственных деятелей. Как правило, отзыв лицензии на ведение банковской деятельности происходит тогда, когда государство нуждается в деньгах. Примером тому является сегодняшняя волна отзывов лицензий у банков. Причина тому: - "Крым наш!"
Значит надо хранить сбережения в государственных банка? Здесь можно обзавестись необходимыми гарантиями?
Можно, но только до какого-то момента времени. Если банк, вдруг, начинает повышать проценты по вкладам - самое время "навострить ушки". Это первый признак банкротства банка. Люди, одержимые недугом накопительства, моментально ринутся со своими кровными именно в такие банки. И пренебрегая предупреждением о том, что страхуются только вклады не превышающие 700 тыс руб, понесут последнее, что у них есть в заначке. А спустя некоторое время этому банку приходит "кирдык". Всё, что свыше гарантируемой суммы переходит во владение государства. И хорошо если только государства. А то могут "прилипнуть" и к рукам чиновников.
Взаимоотношение вкладчиков с российскими банками - игра в "русскую рулетку". Помните об этом. И нет никакой возможности избежать "рокового выстрела". К пользованию иностранными банками вас не допустят, а про отечественные банки вы уже в курсе. Вам решать, как выбираться из подобной ситуации.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:Давайте сделаем перерыв 3 минуты. А про то, где кто что делает в Госдуме, в СФ поговорим после новостей.
НОВОСТИ
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:Мы видели, что в последние дни ГД и СФ просто со свистом все принимали, без особых рассуждений, без всего.
Е. Грошев-Дворкин:Между количеством и качеством не всегда возможно поставить знак равенства. Скорее наоборот - нельзя поставить. Вызывает недоумение, что не все Законы, рассматриваемые Верхней и Нижней палатами, доводятся до каждого из нас. Очень многие из них принимаются кулуарно. А то, что нам известно - не что иное, как "накипь" от деятельности наших избранников.
Гонка в принятия Законов, в данном случае, это показание официозности - значимости своей в структуре власти. Депутаты наши напрочь забыли о своём предназначении - являться слугами народа. Они настолько переплелись с властными структурами, что возомнили себя звеном в её вертикали. Понятно, что ничего хорошего нас от такой деятельности не ждёт. Это своего рода самоутверждение через ту структуру деятельности, которая им доверена. Грядут выборы и каждый из них, вмести и по отдельности, старается набрать побольше очков, которые позволят им сохранить за собой "насиженные" места.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:Мы потом по этим законам живем.
Е. Грошев-Дворкин:Нет! Это не так. Наши парламентарии делают вид, что принимают Законы, а мы делаем вид, что по ним живём. Вы проанализируйте каждый день из собственной жизни - часто ли задумываетесь над тем, что вам можно, а что нельзя, когда вы выходите на улицу? А, живя в собственной квартире, сколько раз за день вы Законы нарушаете?
Законы те хороши, которые не привносят в нашу жизнь дискомфорта. А то, что "выдаётся на гора" нашими "слугами", это показушность для тех, кто законы подписывает. А подписывают их далеко неразумные люди.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:Давайте про нашу любимую тему. Каждый эфир, без этого уже никак и никуда. Мы все время считаем, во что нам обходится Крым. Это наша постоянная рубрика. Мы каждый раз пытаемся все это посчитать. И каждый раз ставим галочки: вот тут сказали про такие млрд, там - про сякие. Глава Минфина Антон Силуанов сказал, что до 40% средств на мост в Крым через Керченский пролив можно выделить из фонда национального благосостояния ,если проезд через этот мост будет платным. Понятно, что проект пока еще не выбран. И схема финансирования обсуждается. Но те цифры, которые называются, почему опять из нашего кармана?
Е. Грошев-Дворкин:По поводу денег. - Правительство не откажет себе в удовольствии пополнить поступления в бюджет "из нашего кармана". Здесь, конечно же, хочется, чтобы эти поступление шли на процветание Отечества и нас с вами, но появился Крым. Следовательно, о собственном благосостоянии придётся забыть на неопределённое время. Но давайте подумаем о будущем спорного до сего времени полуострова. Почему спорного? - Потому, что Украина никогда не откажется от своей территории. Вот покончит с Донецком и Луганском в свою пользу и примется за Крым. Я не исключаю необходимости, которая заставит Россию его вернуть. Интересно знать в какой "фантик" он будет завёрнут при возвращении.
Но если произойдёт то, что Украина смирится с потерей, тогда другой интерес, а в каком качестве Крымом будет пользоваться Россия? Чем экономически он для неё интересен? По большому счёту - ничем. Для отдыха российского населения на черноморском побережье? Сомневаюсь. Сегодня, без ложного патриотизма, можно отдыхать на побережьях любой из стран мира. И будет это несколько дешевле, нежели поездка в Крым. Тогда для чего? - Для власть имущих и олигархов.
Из Крыма сделают ещё один Лас-Вегас. Зону, где напрочь исключат нравственные понятия. Улицы его городов, отелей, кемпингов будут освещать красные фонари. Огни реклам в сопровождении одуряющей музыки обозначат игральные дома, казино, дома свиданий, фешенебельные рестораны. Крым станет отстойником для "новых русских", которых доставят на полуостров любым, по желанию, транспортом. Вы себе представить не можете, сколько денег сможет выкачивать государство из закромов увеселительных заведений созданной империи разврата. И отчисления эти будут в конвертируемой валюте. Но империю необходимо создать. Для этого нужны вложения. Вот мы и подзатянем кушаки и создадим то, до чего нас не допустят.
Крым, это "подушка нашей экономической безопасности". Подушка, на которой можно будет лежать и ничего не делать. Это будет ещё одна "игла", на которую подсядет Россия. Две иглы у нас уже есть - нефть и газ. Должна быть и третья. Для большей устойчивости во внешнем мире.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:Нельзя не сказать хотя бы одно слово про ЧМ. В следующий раз, когда мы увидимся, никакого ЧМ уже не будет.
Е. Грошев-Дворкин:Футбольный Чемпионат мира - это праздник на все времена. Вы обратили внимания, что комментаторы матчей постоянно возвращались в историю проведения предыдущих чемпионатов, сравнивая их с чемпионатом этого года. Каждая из встреч на зелёном поле показывала истинное мастерство спортсменов всех участвующих в чемпионате стран. Именно на этом чемпионате и мы, и весь мир увидал несостоятельность финансовой составляющей, как основы основ, в профессиональной подготовленности российской команды.
С экранов телевизоров можно было услышать о том, что немцы "унизили" бразильцев, разгромив её команду со счётом 7:1. Это не унижение, нет! Это показание профессионализма одних и доказательство другим, что нельзя почивать на лаврах предыдущих побед. Каждая из этих команд получила то, что заслуживала.
А вот настоящему унижения подверглась сборная России. Чемпионат торкнул наших миллионеров ФС в "лужу" как котят. Хочется верить, что этот чемпионат пойдёт на пользу осознанию всему РФС. Но этого не произойдёт. "Отмажут" от ответственности всех, кто показушничал на протяжении всего отпущенного времени, которое было предназначалось для того, чтобы наша футбольная сборная, наши футболисты стали в один ряд с достойными соперниками.
В спорте побеждает сильнейший. Сильнейший, это тот, кого можно назвать мастером своей профессии. Среди российских футболистов таковых не оказалось. А вот немцы показали всем, что такое мастерство и по достоинству завоевали высшую награду Чемпионата. Я рад за них.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР:К сожалению, Евгений Николаевич, наше эфирное время истекло и остаётся только попрощаться.
Спасибо, что нашли для нас время. Спасибо за ваше "Особое мнение". До свидания.
Е. Грошев-Дворкин:До свидания. Буду рад, если окажусь полезным и в дальнейшем.