Аннотация: "Желанья свои и надежды/ Связал я навеки с тобой" - дорогой конкурс.
"Немало я дум передумал..."
Обзоры рассказов литературного конкурса "РР_2018"
Бытует мнение, что для рассказов, ввиду малости объёма изложения, писать обзоры не обязательно. Для этого достаточно и комментарий.
Кто согласен с этим заявлением? - Поднимите руки.
Впервые услышал об этом от мэтра конкурсов, фамилия которого встречается в перечне организаторов наиболее часто. Чувство самосохранения не позволили мне тогда вступить в спор со столь авторитетным человеком. Но сегодня, когда преноминированные рассказы вышли на самосудную тропу, не могу удержаться. Не претендуя на звание "Король обзоров", позволю высказаться по всем произведениям. По всем, с учётом времени отпущенного мне организаторами конкурса.
Что побудило меня к этому? - Отвечаю.
В одном из рассказов известной писательницы нашего журнала встречаю такой эпизод:
- Девушка, взявшись за руки с любимым, поднялись на площадку минарета, и отдались созерцанию красот раскинувшихся перед ними.
Как вам такое? Здорово?
Вот только не ведомо автору, что ни то чтобы на площадку минарета, а в вообще в мечеть женщинам заходить запрещено.
А читательница, прочитавшая такое, вздумает вкусить все прелести обзора с высоты. И что получим в итоге? - Ничего хорошего! Дай Б. если без кровопролития обойдётся. И таких нескладушек встречаешь в прочитанных рассказах часто. Рассказ "Житейское дело" не исключение.
Если сопоставить написанное с требованиями Правил конкурса, то надо отдать должное рассказу - всё в нём "Так!"
"Покажите нам его мир, эпоху, в которой живет герой, и непременно раскройте особенности Русской Души." - говорится в Правилах.
Прочитав рассказ, приходишь к заключению, что это пожелание выполнено и перевыполнено. Душа не одного, а многих действующих лиц сюжета раскрыта автором. И это здорово!
Одно вызывает сомнение - реальность рассказа.
Произведение, написанное в жанре реализма, как мне представляется, не должно нести в себе ни каких придумок. Это при условии, если герои повествования, на протяжении всего рассказа, живы и здоровы. Если кто-то из героев повествования "в бозе почил", автор имеет право преподнести его читателю так, как ему представляется. Согласны?
Ну, а дальше, друзья мои, если в рассказе, выданном за реализм, присутствует толика сочинительства, то оно покажет свои "уши", кто бы не старался их спрятать. В том, что преподнесено нам автором, "уши" заключаются в тайне родства отца наших героев с Клавдией и Степаном.
В деревне ничего скрыть нельзя! Ни в стародавние времена, ни в советские, ни во времена "рыночной экономики". Сегодня, когда деревня выродилась, как место жительство множества селян, скрывать стало нечего и не от кого. Два, три, максимум пять престарелых человек - вот и вся деревня. Остальные владельцы каменных усадьб, коттеджей, подворий.
Но, чтобы в годы военные, послевоенные, с учётом "грозного законодательства" того времени, можно было скрыть родословную при рождении ребёнка ... В это верится с трудом.
Но если отбросить требования законодательства, то молва людская всё равно докопается до истины любого факта произошедшего на селе. В каждой из деревень была своя Питкертониха и скрыть ч.л. от неё было невозможно. Тот, кто знает жизнь в деревне не понаслышке, со мной согласится.
Однако не будем осуждать автора за милое лукавство. Сам по себе рассказ настолько многогранен, что не перестаёшь удивляться способности автора несколькими фразами, словами, раскрыть сущность всех, о ком он решил рассказать. И рассказ это обрамлён не только избой, в котором прошли детство наших героев и молодость их родителей. В рассказе в достаточной мере описана жизнь деревни в военные и послевоенные времена. Как деревня поднималась из руин сельского хозяйства. Как, вместе с ней, становились на ноги жители деревень. Как, достигнув отпущенного деревне благосостояния, она вновь стала нищать. Нищать после того, как дворы деревенские стали покидать работоспособные парни и девчата. Уехав в города, они выучились на бухгалтеров, повыходили замуж за городских пьяниц и не помышляли возвращаться "под крышу дома своего".
Это и не только затронул автор в своём произведении. Затронул так, как оно было и есть на самом деле. Поэтому рассказ вполне можно считать реалистичным. А что до души человеческой то...
Раскрыта она здесь достаточно, чтобы принять, или не принять сторону людей встреченных в рассказе. И дай Б. тем, кто сегодня готов уйти в мир иной, не докучать своим уходом никому. Детям в том числе. А вот как это сделать? - Пока не знаю.
Ещё один рассказ, прочитав который не могу избавиться от размышлений. На мой взгляд, это притча. Или, как толковал это слово В. Даль, 'поучение на примере'.
Написан рассказ так, что в процессе чтения ни одна фраза, ни одно предложение не вызвало недоумения. Классически, я бы сказал, написано.
Соответствует ли работа теме конкурса?
Да, соответствует. Хотя к.л. переездов героев повествования не наблюдается. Однако вспомним обманное ощущение от близости гор, когда находишься на черноморском побережье. Смотришь на их белоснежные вершины и кажется, что вот они - рядом. А на самом деле, только чтобы попасть в предгорье придётся преодолеть километры пути. И путь этот, кроме как путешествием не назовёшь.
Показана ли в рассказе душа человека?
Да, показана. И не единожды. Здесь вам и малолетний Юрка ворующий у Юсупихи клубнику, и зрелые парни покоряющие вершины гор, и стон женщины провожающей мужа на очередное восхождение, и осознание прожитого человеком не сыскавшего прощения за погибших товарищей.
Не берусь судить, насколько достоверно описано пребывание альпинистов в горах, на стоянках в лагерях, в жизни. Не было у меня знакомых из этого рода-племени.
Если что и вызвало сомнение в рассказе, так это не реальность того, что произошло с Юркой:
'Решил остановиться и Юрка. И тут только обнаружил, что в пылу событий вынес
собой секцию городьбы и бежал вместе с ней...'
'Секция городьбы' длиной около шести метров, да со штакетником... Такое 'вынести' и бежать - мальчонке вряд ли под силу.
Но оставим это на совести автора. Я о другом хочу сказать: о не мужском поведении мужиков, с которыми повстречался в рассказе. И подтолкнуло меня к этой мысли:
'Перед глазами возникла жена. Обычно робкая, однажды взбунтовалась:
- Не пущу! Хоть раз можешь не уезжать? С детьми побыть! Жена я или кто - всё одна
и одна, - плача, она повалилась на колени. А он поднял её, усадил на стул и
уехал.'
А сколько таких мужиков на свете, которые собственные удовольствия ставят превыше семейной жизни.
- Вы для чего своих любимых в ЗАГС тащили? - хочется спросить у этих мужиков. - Вы так и не поняли, что семейный мужик обязан во все времена находиться при жене - матери своих детей, при детях?
Жалко мне вас, мужики. С кем останетесь, когда пройдёт ваша ретивость, и вынуждены будете вернуться в семейную гавань? Дождутся ли вас жёны и дети? Как бы не пришлось уподобится отшельнику живущему в лесной заимке.
Полностью жить семейной жизнью, отваги требуется не меньше, чем покорять вершины гор. Постарайтесь это понять.
Бытует мнение, и частично я с ним согласен, что современные TV программы лучше не смотреть. От боевиков с экрана подташнивает, от вранья политологов 'уши вянут', а посмотришь 'Жить здорово!' так помереть хочется.
И все-таки, по выходным дням, если супруга не завалит делами домашними, с удовольствием смотрю 'Обыкновенный концерт с Эдуардом Эфировым'. В репертуаре концерта песни, музыка времен шестидесятых, семидесятых годов в исполнении артистов моей молодости. Многие из них уже не живые, а увидишь их на экране, и на душе становится светлее.
Отдельно хочу высказаться о ведущем концерта - Эдуарде Эфирове.
Классно он это делает. Спокойно, без эмоционального надрыва, как будто разговаривает со мной. От того, сидя перед TV, получаешь расслабончик и на душе и в теле, и мозгами отдыхаешь.
А тут, под вечер очередного выходного дня, взял в руки распечатку рассказа "Воздушный извозчик". Начал читать и, буквально с первых строк, как будто вновь повстречался с ведущим 'Обыкновенного концерта'. Повествование ведётся без напряга, умиротворённо. Как будто рассказывает тебе о событиях начала девяностых годов человек никому ничего не должный, никуда не спешащий, несколько равнодушный ко всему, что в стране происходит. А тот, кто знает, как в девяностых выживали, тот и сегодня без содрогания вспомнить об этом не может. Лично я отношусь к этой категории людей.
Замечательно написанный рассказ! По другому не скажешь.
Кого заинтересуют детали сюжета, того прошу к первоисточнику, к рассказу т.е. Уверяю всех, что не пожалеете потраченного времени. Если кто соприкоснулся с тем временем, тому будет интересно вспомнить пережитОе. Для тех кто помоложе, рассказ станет реальной историей родного отечества. В учебниках такого не прочитаете. Для вас, молодых, невероятным покажется, что находясь в самолёте, на высоте десять тысяч метров, можно запросто поменять маршрут полёта. Нужно только скинуться по тысяче тех рублей, и передать, через стюардессу, надлежащую сумму командиру экипажа. Всё просто и закономерно.
 Прочитал рассказ с целью составить мнение о сюжете и вздрогнул от неожиданности, увидев в конце:
 'Произведение предназначено для личного прочтения.'
 Задумался над этой фразой и жуть меня обуяла:
 - 'А что как покусился я на чужую собственность?'
 Потом вообще 'шарики за ролики' зашли:
 - "...личного прочтения" кого - автора, читателя, того, кто собрался обзор написать?
 - Не нашёл ответа.
 
 И решил не трогать прочитанное. Пусть висит в преноминационной группе отдельно от всех. Здоровее буду. А то случится непоправимое и 'руки за спину. Шаг влево, шаг вправо, прыжок на месте - расстрел без предупреждения!'
 
 И, все-таки, два слова об ощущении от прочитанного:
 'Хоть поверьте, хоть проверьте, это был чудесный бал.
 И художник на манжете мой портрет нарисовал...'
 Всё! Молчу. Потому как нет у меня 'указания Автора' высказаться по поводу этой работы.
Прочитал и настолько был шокирован сюжетом, что дал себе слово ничего не писать о нём. Есть среди реалистичных рассказов такие, которые бьют в сердце. И от тяжести ощущения, после того, как перевернёшь последнюю страницу, долго не избавиться. 'Карусель' относится к ним в полной мере.
Сильный рассказ! Настолько сильный, что потребовалось время придти в себя от прочитанного.
История молодой женщины. Женщины, судьба которой поломата в самом начале жизненного пути. Причин здесь несколько. Начальную искать не буду. Всё скомкалось в бесформенную массу и задавило своей безысходностью человека. Сколько таких женщин влачат существование на земле. Да, разве только женщин? Думаете мужиков меньше? Тоже хватает! Только удача в конце тернистого пути мужикам улыбается реже. Почему?.. А чёрт его знает. Может потому, что женщина готова довольствоваться малым?
Вот и в этом рассказе: потеряв всё, Валентина оказывается на краю пропасти. Обретя право быть как все свободной, не находит себе прощения. И кто-то, возможно который живёт на небесах, приводит её в женский монастырь. А в монастыре, правильно акцентирует автор на этом внимание читателя: - '...здесь не курорт. У нас все работают.'
Валентину это не страшит. Сама из деревни, да срок в заключении, это ли не школа для неё. И тот, кто на небесах, заметил душу не падшей ещё женщины. Она встречает мальчоночку, который на миг сделал её счастливой. А может быть и не на мг, а на всю оставшуюся жизнь. Здесь автор предлагает читателю самому распорядиться судьбой Валентины.
Хороший рассказ. Прочитав, долго не мог отважиться написать то, что написал.
Сказать, что рассказ сильный, это не сказать ничего.
Рассказ жизненный. Из реальной жизненной современности. Только не надо думать, что во времена былые подобного не происходило. Не писали об этом нигде. Ни в книгах, ни в прессе. Но помню как сейчас, когда мать, в истерике, кричала малолетнему сынишке:
- Все беды у меня от тебя. Уж лучше бы я ещё грудным придушила тебя подушкой!
А история у соседей по коммунальной квартире... Когда невестка привезла свекрови годовалую внучку и сгинула на все времена? Хорошо, что отец, будучи в разводе, не отказался от дочки. Но чтобы он мог без помощи матери?
Нет, ребята, - подобное было, есть и будет. И в этом вся реальность жизни, которую конкурс поставил во главу угла. А мы должны благодарить Господа, что не надоумил он Светку лишить Богдана жизни и выбросить в полиэтиленовом пакете в контейнер с мусором. Пусть живёт пацан. Может, улыбнётся ему судьба и станет он по-настоящему счастлив. Недаром у автора припасён второй вариант концовки этого рассказа.
Вот я и говорю, родные мои: - А что если собраться нам рядком и поговорить ладком о том, как каждый из нас представляет себе судьбу героев рассказа - Светки, Виктории, Владимира, Богдана. Можно и детишек в сюжете разместить, у кого душа щедра на благие дела. Я про тех детишек говорю, с которыми автор нас уже познакомил - Сережа, сестрёнка его и племянница Володи - Анечка.
Ну, как вам такое предложение? Годится? Или сошлётесь на занятость ежедневную?
А как же Богдан?
P.S. Предложение моё только тогда подлежит реализации,
Прочитал 'Письмо к другу' и родным повеяло от каждой строчки, от каждого слова в тексте. Мне ли, для кого Саратов далеко не глушь и не деревня, не любить город, с которым связаны воспоминания из юности. О городе этом, о людях Поволжья, о бескрайней саратовской степи не так давно написал повесть и горжусь тем, что её читают. Читают те, кому места эти запали в душу.
Какой это город сейчас сказать не могу. Давно не посещал заветных мест. Но, судя по содержанию, присутствует в Саратове то, о чём болит душа у автора письма. А таких городов по Руси множество. Во многих из них есть свои вокзалы. А где, как не на вокзале предоставляется возможность вглядеться в людей ждущих поезда в свои города. И через людей этих, метафизически (термин взятый из письма) составить представление о том, как и чем живут россияне.
Утешительного мало! В этом готов согласиться с текстом письма. Много пройдёт времени прежде, чем люди наши почувствуют себя по-настоящему счастливыми. Им, для этого, не хватает самой малости - интеллекта в достаточном количестве и качестве. Не интеллигенции, нет! А именно относительно устойчивой структуры способностей, которые позволят каждому размышлять, сопоставлять, делать выводы. А на базе этих выводов отбрасывать отжившее и стремиться к передовому.
И делать это надо без надрыва личности, а постепенно, следуя эволюционным путём. Так что много времени пройдёт, прежде чем на свет появится письмо, в котором будет написано:
- Мы живём лучше всех! А поэтому, Аркадий, бросай Новую Зеландию и возвращайся. Будем обзаводиться новыми друзьями. Теми, которым нечего делить между собой.
- 'Короткий рассказ, всего на шесть страниц печатного текста, а сколько информации в себе несёт' - промелькнуло в голове, когда закончил читать. Здесь и бытовые особенности переезда в поездах дальнего следования, сохранившиеся со времён 'построения социализма в отдельно взятой стране', и портреты людей едущих в плацкартном вагоне, их социальный статус, и темы разговора для скоротания утомительного пути, и внутренний мир каждого. Подобного ни в одном из рассказов в подсудной группе не встретил.
С чего начать?
Начну, пожалуй, с профессора. Зачинщика разговора действительно дилетантского, несмотря на статус человека едущего, как ни странно, в вагоне 'общего для всех стриптиза'. Человек он, конечно же, не заурядный. Если и есть в нём что-то от пижонства, так это завышенное самомнение о своей значимости. Человек самодостаточный никогда не станет представляться в компании малознакомых людей - профессор.
Следующий по рангу - полковник в отставке. Ну и что же? Если отслужил своё, то, должно быть, едет 'по гражданке'. Но значимость важности своего статуса и этого человека обязывает представляться именно так. А кому это интересно? Ни-ко-му! Мужик с военной выправкой само за себя говорит. Потому, как полковники, в основном, сплошь пузатые.
Не удивительно, что 'молодой человек лет тридцати', который, несмотря на относительную молодость, 'держался прямо и уверенно' никак не представился. Чхать он хотел на профессоров и полковников, когда у него такой козырь имеется - молодость.
Про девчушку и проводниц говорить не буду. Их в достаточной мере описал сам автор.
И о чём попутчики беседу ведут?
О том, о чём люди с зачатками интеллигенции никогда разговаривать не станут. Бог и всё, что с ним связано - это внутреннее дело каждого. Не обсуждаются такие темы дискуссионно. Тем более походя, от необходимости 'заполнить паузу' в общении. В цивилизованных обществах для этого существуют соответствующие заведения. Однако полковников на интеллигентов не обучали, а профессор и интеллигент понятия, зачастую, несовместимые.
Вспоминаю, что ответил академик Д.С. Лихачёв на вопрос:
- Дмитрий Сергеевич, вы интеллигент?
- Боже вас упаси так думать!
А тут какой-то профессор из плацкартного вагона. Из рассказа видно, что затеял он эту 'бодягу' от нечего делать - притомился в дороге, а поболтать хочется.
Так и завис бы этот разговор на стадии профанации, если бы не проводница, которой до всего есть дело. На то она и проводница, чтобы знать настроение в вагоне.
Рассказ, которым она поделилась с пассажирами, занимающихся словесным онанизмом, прекратил словоблудство, настроив мужиков на темы вполне житейские. И выясняется, что темы эти действительно значимые. Только касаться их, обсуждать со случайными попутчиками не принято на постсоветском пространстве.
- 'Мы чужие на этом празднике жизни' - сказал Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер-бей будучи компаньоном с Кисой Воробьяниновым. И в это трудно поверить. Он, Остап Бендер, который всегда находил выход из труднейших жизненных ситуаций, спасовал перед реальностью банальной бытовухи? Этого не может быть! Но если такое случилось, значит он не читал рассказ 'Чужая сказка'. Жаль, что "великий комбинатор" не может узнать как надо устраивать праздник "себе любимому".
От наших женщин и сегодня требуют способностей 'коня на скаку ... , в горящую избу ...'. Вот если обладает девушка такими способностями, то, безоговорочно, обладает русской душой. Но во времена нынешние пусть этим другие занимаются (если им заняться нечем). А женщина разумная, купив билет на самолёт, полетит устраивать себе праздник в жаркие страны. И пускай это будет 'берег турецкий' или Африка - не всё ли равно где вкусить осознания, что ты женщина и достойна обыкновенного счастья.
А что ещё остаётся делать если не дождёшься этого от вершителей нашей жизни? Самим приходится искать радость в ней.
Хороший рассказ. Понравился оптимизмом и умением доставлять себе удовольствие в той мере, которого требует душа. А какая она, русская или не русская - не всё ли равно. Главное, что она есть и стремиться к совершенству в познании жизни во всей красе, которой женщина достойна.
Вокруг рассказа 'Чужая сказка' можно нагородить такого, что жутким покажется сама женская сущность. Но реальность бытия забитых повседневностью наших девчонок влечёт к счастью. Маленькому, мимолётному, но счастью, которого невозможно ощутить 'в буднях великих строек'.
Автору удалось приоткрыть щёлку в тот мир, где женщины упиваются радостью от того, что они женщины. Жизнь прекрасна теми мгновениями, которые женщины себе создают. А потом - гори всё синим пламенем вместе с избами, в которых нет элементарного - удобств: сходить в туалет, принять душ, включить кондиционер, настроиться на любой сайт интернета.
Удачи, Раевская Злата! Никто и никогда не осудит ваших героинь и вас за столь откровенный рассказ. А кто осмелится на это, того мне от всей русской души жаль.
Взялся читать этот рассказ с мыслью: - Интересно, что можно ещё про меня написать?
Однако это не обо мне. О другом Женьке - с поломанной судьбой.
И не знаешь, как к этому парню отнестись - виноват он, или нет?
А тут пришли на память слова Глеба Егорыча Жиглова: - Наказания без вины не бывает.
И наоборот: - Если виноват, то должен сидеть в тюрьме.
Тем более, что вина доказана, суд состоялся и бежать куда либо бессмысленно.
Это когда на карту глянешь, то Россия огромная страна. А на самом деле: - Велика Россия, а бежать некуда. Потому, что в ней все против тебя и, в первую очередь, население.
В старину если, во времена каторжан, народец, из простых, подкармливал этапы на пересылках. Считалось за благо дело. Что Боженька грехи отпустит, если поможешь чем обездоленным.
Именно тогда и появилась песня со словами:
- Хлебом кормили крестьянки меня,
- Парни снабжали махоркой.
Но это до поры, до времени. Настали времена 'красного террора' и прикрыли лавочку. К заключённым близко не подпускали. А если кому и удавалось бежать, то это до ближайшего селения - мужики да бабы сгробастуют беглого и сами в околоток доставят. За что им почёт и уважение. Вот такие времена были, други мои. Они, по-моему, и сегодня по России властвуют.
А вы мне про Женьку, которого за убийство привлекли, рассказываете. Смешно слушать такое. С такой статьёй ты хоть переродись - всё равно сыщут. А не сыщут, так сам попадешься, на чём ни-будь. Что с Женькой и произошло.
Нет, ребята, пусть ваш рассказец и замечательно написан, но с реальностью сегодняшнего дня он не вяжется. Да и какая 'русская душа' сокрыта в ваших героях повествования? У пенсионера, к которому Женька прибился? Глупость одна, несмотря на возраст. Его, дядьку этого, самого 'за сокрытие беглеца' привлечь можно на законном основании. А у Женьки, каким бы симпатичным он парнем не показался, будущего нет. Ни завтра, ни через год... Никогда! Укатает парня нашего лагерный режим. И выйдет он оттуда (если выйдет) моральным уродом. В этом можете мне поверить. Или я ничего в этой жизни не понимаю.
Ценный по своей значимости рассказ. Тем более, что не придуман, не является плодом фантазии, а записан со слов человека, которому пришлось испытать на себе всю 'дьявольскую ярость' гор на оконечности России.
Сам я в тех краях не бывал. Духа не хватило забраться на верхотуру и предаться удовольствию бросать камешки с крутого бережка в воды Татарского пролива. Однако Саяны изъездил, исходил вдоль и поперёк, находясь в археологических экспедициях в истоках Енисея. Некоторое представление о горах получил и готов подписаться под описанием ландшафта Сихоте-Алиня. Очень похоже.
Так о чём рассказ?
В одночасье и не скажешь. Весьма многоплановый сюжет: об армейской юности рассказчика, который сегодня пребывает в доме-интернате для престарелых и инвалидов; о первой любви к девушке русско-японских кровей с простым именем Катя; о тяготах армейской службы, которых, если не глупость офицеров, можно было избежать; о безвременно погибших солдатиках по вине нарушителей Устава внутренней службы...
А если обобщить всё, о чём написано в рассказе, то о безалаберности забравшейся, даже, на самую оконечность России - за горные перевалы величавого Сухоте-Алиньского массива раскинувшегося на полторы тысячи километров в длину и около трёхсот километров ширину.
Да-а-а, велика ты Россия-матушка. Нет тебе ни конца, ни края. Жизни не хватит, чтобы побывать во всех потаённых твоих местах. И где бы не находился человек желающий познать твои красоты, везде его встречает внутренняя напряжённость от осознания того, что вокруг происходит. Не зря говорят, что мы герои своей страны. Преодолеем все невзгоды, свалившиеся на нас с дьявольской яростью. Выживем, продлим род свой, чего бы нам это не стоило.
А там можно и в интернат для престарелых и инвалидов, где сгорим ярким пламенем, освещая путь тем, кто идёт следом за нами.
Михаил Иосифович Веллер является для меня авторитетной личностью сегодняшнего времени. Есть что у него почитать и послушать. Читать проще. Здесь он, как бы, со мной наедине. Слушать сложнее. Ни разу не видел, чтобы в разговорах с кем-то он соглашался и вёл беседу 'на равных'.
Но не о нём беседу беседуем. И не о Гермогене - роли церковника в истории России.
Здесь, без напряга, можно всякого и о всяком написать. Любит народец наш, застыв заворожено, слушать о том, о чём ему в школе не рассказывали. А не рассказывали ему о многом. От того и не знает он историю Отечества. И, как только появится что в печати о временах былинных, вмиг хватает и читает, читает.
Кто бы возражал.
Последним, на моей памяти, сказочным авторитетом пользовались исторические романы написанные Валентином Саввичем Пикулем. Романы эти шли нарасхват. Читали их и днём и ночью. Лёжа на диване и без отрыва от служебного времени. Читали и продолжали читать даже после того, как академик Лихачёв Дмитрий Сергеевич вовсеуслышание сказал: - Это тот, кто спекулирует на незнании народом своей истории.
Правда, к этому он ничего не добавил. Где можно почитать исторически достоверный материал, например. Так и унёс с собой эту тайну.
Но 'свято место пустым не бывает'! На смену Пикулю пришло множество писателей, историческая тема для которых 'живее всех живых'. Настоящая работа тому доказательством.
Однако к героям 'всех времён и народов' я отношусь никак. Сегодня он герой, а завтра? Сколько памятников посносили за минувшее столетие. А были среди них и великомученики сродни Гермогену. Т.ч. еще неизвестно как история повернётся в конце нынешнего столетия. И радость меня окрыляет от осознания, что 'жить в эту пору 'прекрасную' уж не придётся'.
Но, 'коль пошла такая пьянка', вопрос у меня по сути этой статьи.
Однако, прежде чем его задать, обращусь к истории.
Первобытно общинный строй. На облюбованном местечке, близь реки, настроив шалашей, обустроив землянки, а то и под кроной деревьев, живёт племя хомо сапиесов. И напали на них вороги проклятые. Враз, попрятав детишек в места укромные, все, кто способен поднять дубину, булыгу, кинулись отражать нападение. Освобождать землю обихоженную. А добиться победы можно только сплотившись в рать. Так, уважаемые?
Вот тогда и появился термин - ополчение. Впоследствии этих ополчений было столько, сколько раз вороги нападали на Русь.
Во время войны 1812 года, когда регулярные войска отступали аж до Москвы, кто защищал деревни и сёла на оккупированной территории? - Отряды крестьян и крестьянок сплочённые в отряды. И как мы назовём эти отряды? - Народным ополчением. Так?
А во время войны 1941-45 годов, когда партизаны создавали свободные от оккупации территории, возвернув на них власть Советов, к какому роду войск отнесём эти отряды?
Правильно! - к народному ополчению.
- Ну и что? - спросит меня докучливый читатель.
- А то, уважаемые, что ополчения эти не скидывались 'по рублю', чтобы взяться за оглобли, вилы, шпалеры, и гнать ворога со своей земли.
Вот и вопросы подоспели для любознательных:
- Это что за поборы устроили Минин и Пожарский с народа Нижегородского? Разве защита Отечества не является священной прерогативой народов во все времена?
А из повествования статьи следует, что стоят ратники, чуть подале от веча народного и, этак - скося глазоньки, наблюдают, во что народец оценивает свободу свою и Отечества. И вот когда набралась нужная сумма, тогда и всколыхнулось ополчение(?). И пошло громить ляхов, отвоёвывая у них пядь за пядью некогда брошенной землицы.
Складывается мнение (Господи, прости мне мысли грешные!), что Гермоген этот, выступил в качестве посредника и собрал дань народную, чтобы откупиться от ляхов проклятущих.
После чего долго ещё грызли глотки бояре друг другу, выдвигая свои кандидатуры на пост Царя-батюшки.
Ничего не поделаешь. Не было тогда избирательной комиссии, и Эллы Панфиловой не было. А были времена дикие, неразумные...
Если говорить о сюжете рассказа, то остаётся с грустью вспоминать о былом, когда жили люди одним миром, независимо от того, в каком дворе, какого города.
Не сомневаюсь, что рассказ реалистичный. И написан славно. И память о дяде Боре, после прочитанного, останется надолго. Сейчас такого не встретишь. Изменились и люди и время. Изменились не в лучшую сторону, если говорить об отношениях между ними. Но, может быть это и хорошо?
Люди перестали довольствоваться малым: перелицованным пальто, костюмом, отремонтированной обувью...
Посмотрите, на улицах исчезли мастерские по пошиву и ремонту верхней одежды, обуви. Парикмахерские и те приютились при косметических салонах. А в те времена, когда дядя Боря был в фаворе, неимоверные очереди скапливались в душных помещениях. На то чтобы постричься уходило до часа времени. А сейчас?
Может народ стричься перестал? Оглянешься вокруг и если только шизанутого кого увидишь с космами из-под бейсболки. Значит стригутся где-то.
Ещё, что отнесу в приметам времени настоящего, это то, что мужики перестали следить за состоянием морды-лица. Сплошь и всюду небритыми стали ходить. Но это можно списать на отсутствие парикмахерских и неумения мастеров брить клиентов.
А было сядешь в кресло, расслабишься... Девушка вокруг тебя как воробушек порхает: компресс, мылом ароматным, пенистым, лицо покроет и, прикасаясь к височкам нежными пальчиками, брить начинает.
Потом снова компресс, массаж и одеколоном щедро из пулевизатора. Блаженство!
А когда простынку с тебя, словно фокусник, отбросит - глянешь в зеркало и себя не узнаёшь.
Вот такие были мастера. Куда всё подевалось?
Вот и дядя Боря был такой. Мастер, каких сколько не ищи, а не встретишь. За любую работу брался и делал её так...
На совесть делал. За что и заслужил почёт среди соседей и клиентов к нему приходящих. И остался в памяти людей на долгие, я так думаю, годы.
Ушёл дядя Боря тихо, скромно. Как жил, так и ушёл, оставив некоторую грусть о себе и о тех временах, когда люди друг на друга с любовью смотрели.
В какой-то мере порадовался за дядю Борю - вовремя ушёл. Задержись он ещё ненадолго и обидно бы ему стало от невостребованности своей. Потому, как стоптанную обувку проще стало выкинуть и купить новую, нежели обременять себя хлопотами ходить по мастерским.
А что до слов заковыристых, которые в рассказе 'слух корябают', то пускай будут.
Вдруг это дань старине города Одесса. Однако трудно представить, что машины в славном городе паркуются на обочинах.
Прочитал рассказ и, как будто, в высоченную отвесную скалу упёрся. Обойти её нельзя. Это всё равно как спасовать перед ведущей вперёд дорогой. И взобраться вверх, чтобы обозреть мир вокруг тебя раскинувшийся, нет возможности - слов не хватает, чтобы высказать ощущения от рассказа.