Аннотация: И вновь я, преклонив колено, стою перед тобой как паж пред королевой.
Благословите женщину
... И такую я любовь ощущаю из всех концов Земли - не поверите! Именно
любовь! Ни признание, ни зависть, ни что-то иное, в именно тягу людей к чему-то
доброму и настоящему. И я по возможности, дарю им это!
(из письма счастливого человека)
Именно эти строки подвигли меня к написанию главы с которой начал повествование о встрече с объёмной работой автора "Мы свет несём!"
После того, как она убрала свои работы из конкурса "Дети и Несправедливость" тревога навалилась на душу:
- Неужели мы больше не встретимся?
Выйдя на её "прайс-лист" в журнале "Самиздат" увидел много для себя интересного. Быстренько, по диоганали, пробежав некоторые из работ остановился на той, которой решил посвятить себя на грядущие несколько дней, благо обязательства, перед всеми кому обещал содействие, выполнил. Асе Котляр ничего не обещал. То, что вторгся на её страничку без ведома автора, то наглость по отношению к женщинам вообще. Да и не женщина она! Такая же "ремесленник" как и все мы на Самиздате. Только сюжеты её взяты из реальной жизни, а это дорогого стоит.
Бытует мнение, что в литературе, как и в живописи, все сюжеты выбраны. Писать придумывая уже невозможно. Всё написано до нас. Об этом сказал "Чёрный квадрат" Малевича и попробуйте с ним не согласиться .
Только музыка вечна на протяжении веков прожитых человечеством и, хочется думать, не изсякнет никогда. Опираясь на эти размышления хочется сказать всем, кто не может не писать:
- Пишите о прожитом. Пусть собственная жизнь ваша станет сюжетом для написательства и вы увидите, что зазвучит он словно музыка про которую сказано единственно верно:
Ночи не будет будет вечная музыка
Скорби не будет будет музыка
Смерти не будет - будет музыка
Музыка навсегда
Ты слышишь - это музыка.
Музыка-а-а
(Таривердиев Микаэл)
Вот такую музыку я почувствовал ещё в одной работе Аси Котляр. И считаю, что промолчать об ощущениях впитанных душой и сознанием - не допустимо. А вдруг это поможет кому-то почувствовать всё, или частичку всего, что ощутил я.
Да и самому автору не плохо было бы поработать с текстом, чтобы убрать из него встречающуюся местами какофонию слов.
В качестве примера, если позволите, возьмём анонс написанного:
Это моя вторая книга о Школе, продолжение книги "Кто ты, учитель?" Современные
дети требуют современных учителей. Как нам, пришедшим оттуда,практически из 20
века, стать учителями для совершенно новой формации учеников? В этой книге много
личного, пропущенного через мою Душу, много того, о чём писать не совсем удобно.
Это наше школьное закулисье, которое я до сих пор, работая в школе вот уже почти 30
лет, обожаю...
- пишет автор в анонсе.
А если чуть-чуть подправить текст? Например вот так:
Это вторая книга о школе. Продолжение ранее написанной "Кто ты, учитель?".
Современным детям нужен современный учитель. Как нам, пришедшим из ХХ века, стать
учителями для совершенно новой формации учеников?
Здесь много личного, пропущенного через душу и того, о чём писать не совсем удобно.
Это школьное закулисье, которое до сих пор, проработав в школе почти тридцать лет, обожаю.
Что изменилось?
- Ушли в небытиё "слова-тараканчики";
- местоимения, которые не уместны при повествовании от первого лица;
- никчемушние повторы слов.
- "Заливка" текста позволяющая разделить главное и акцентировать на этом внимание читателя.
- Текст, если его сравнивать с музыкой, сформировался в аккорды.
Вот такие дела, Ася Котляр. И если вы согласитесь с моим видением написательства, то благословляю вас на правку текста. В случае к.л. затруднений готов оказать всяческое содействие.
В дальнейшем остаюсь верен себе: читая буду высказывать своё мнение, ощущения, вспоминать аналогичное из прожитого, давать оценку прочитанному.
И последнее на сегодня: если всё сложится так как хочу, то завтра продолжу читку. Есле не сложится, то тогда до понедельника - в школе я более свободен распоряжаться временем.
Не прощаюсь - Е.Д.
* * * * * * * * * * *
Итак, передо мной огромный труд учительницы общеобразовательной школы.
Это проза, но не рассказ и не повесть. Это дневник о повседневной жизни человека
Человек сам выбрал это призвание. Посвятил ему тридцать лет и сегодня делится прожитым со всеми, кому это интересно.
Не скрою, когда открыл страницы первой книги - "Кто ты, учител?", улыбнуло
воспоминание о давнишнем - 'История Аси Клячиной, которая любила..." И изначально
настроился на весёлую волну. Но, с первых строк прочитанного сказал себе:
- Здесь не до шуток. Читать надо вдумчиво, серьёзно, без подначек.
Если к.л. захочется побеседовать с автором, то делать это надо только тогда, когда
обогатишь и ум, и знания тем богатством, которое, по крупицам, вобрала в себя Ася Котляр.
Пусть ей во всём сопутствует удача.
На запись от 27.08.14.
Праздник или как?
Прочитал 'Хочу в Школу(!?)' и вспомнилось из семидесятых: - 'Трудовые будни - праздники для нас'.
Эту песню пели из репродукторов всего города в дни празднования 'красного дня календаря'. Только звучала она из уст рабочего класса, как насмешка над лживостью, которой окружили ортодоксальные коммунисты всех и каждого.
Однако ничего фанатичного в словах автора, написавшего эти строки, не увидел. Здесь явно просматривается:
- Чтобы оптимистично воспринимать труд, надо быть специалистом. Быть одухотворённым трудом, который ты выбрал. Любить своё дело.
И остаётся порадоваться с некоторой толикой белой зависти за такого учителя.
Ну, а теперь о своих воспоминаниях из школьной жизни.
Не помню, чтобы с душевным трепетом ждал первое сентября. Тревога, страх перед посещением школы присутствовали всегда. И поселил эти ощущения в себе я сам. Появились они от неумения учиться.
Не помню, чтобы учителя нам говорили об этом. Они должны были учить, а мы должны знать чему нас учат - вот и вся ариХметика с математикой. Какая тут может быть радость от встречи с учителем, когда тебе не оставляют выбора в осознании необходимости познания.
Должен! - и вся недолгА.
Здесь, обижайтесь - не обижайтесь, но вспомнилось:
Вовочка, впервые вернувшись из школы, забросил портфель
и со злостью cпрашивает радителей:
- Почему вы не сказали, что эта бодяга на десять лет?!
Чтобы не останавливаться на неприятной ноте, позвольте, Ася Котляр, подарить вам из воспоминаний не сбывшихся, но приятных:
Моя Танька
С Танькой мы давно знакомы. Ещё с первого класса.
Мы тогда на школьной линейке стояли и за руки держались. У каждого ранец за плечами и букет в руках.
В тот день Танька наряженная была, красивая - глаз не отвести.
Банты у неё были с обеих сторон головы и размером больше, чем сама голова. Ну, точно так, как у Чебурашки уши. Из-под бантов ноги торчат - честное пионерское. Потому, как тела у ней, кажется, и не было. Юбчоночка от воротничка кружевного ниспадала. А дальше ноги в гетрах беленьких и туфельки лакированные на каблучках. Танька, из-за этих каблучков, выше меня казалась. А я в детском садике самый высокий был.
И вот зашли мы в класс.
Марь-Ванна, учительница наша, за парты всех рассадила. Поздравила с новой жизнью, которая в школе началась и себя разрешила поздравить.
Когда до Таньки очередь дошла, так у неё слёзы на глазах почему-то появились. Я сперва не понял, что это она реветь собралась. А когда она букет Марь-Ванне отдала и назад пошла, то уже в голос разрыдалась. Тогда я понял, что ей цветов жалко было. Букет у неё действительно замечательный был. Она из-за него, как Дюймовочка выглядывала.
Жалко мне стало Таньку. И я, вместо Марь-Ванны, ей свой букет отдал. У неё сразу глазки просохли и засияли ещё ярче. Так началась наша дружба.
Но только она недолго длилась.
Училась Танька лучше меня, а списывать не давала. Я тогда, ей назло, к Маринке подался. Она тоже отличницей была, но уж очень приставучая. Прежде чем списать, всё выпытывала меня:
- Ты меня любишь? Ты меня любишь?...
А я мороженное люблю. Ещё в хоккей играть. Ну и Таньку, наверное. Однако пришлось Маринке говорить, что люблю. Кому охота пару получать?
С Танькой же у нас отношения были почти никакие. Она со всеми была и ни с кем.
Помню, на школьном вечере, она стихотворение рассказывала. Там, какой-то неряха был. От него ещё и брюки убежали, и всякая утварь домашняя, и книги. Он ещё от мочалки убегал в сад Таврический. Это, который, против нашей школы. Там в то время крокодил гулял со своими детишками.
Танька, когда стишок рассказывала, руки за спину заложила и по сцене прогуливаться стала - будто это она крокодил. А когда тот крокодил неряху повстречал, то Танька на бас перешла и на меня глазищи вытаращив говорит:
Уходи-ка ты домой
Да лицо своё умой.
А не то, как налечу,
Растопчу и проглочу...
А я что - виноват, что мы перед этим в футбол играли? Вот я и испачкался.
Танька все десять классов косички заплетала. И всегда с бантами неимоверной величины. За это её и прозвали Чебурашкой. Так-то она мало изменилась. Если только ноги у неё длиннее стали. Мне эти ноги покоя не давали. Особенно на физкультуре. Когда мы бегали - кто быстрее. Танька всегда самая первая прибегала. А я второй.
Так мне вторым и пришлось быть всю жизнь. Даже тогда, когда мы поженились. В доме у нас всё она командовала - что купить, куда пойти... Но я не в обиде - пускай командует. Моё дело деньги зарабатывать. Чтобы она не нуждалась ни в чём. Ни она, ни дети наши, которых мы очень любим.
Такие сорванцы растут. Их Танюшка, в шутку правда, зовёт, - одного Тотошей, а другого Кокошей. А меня Геннадием.
Вот и всё.
На запись от 28.09.14.
Возвращение в семидесятые
Благоустройство утопающего,
дело рук самого утопающего.
Да-а-а! Напомнила Ася Котляр о семидесятых прошлого столетия.
Канули они в вечность и, хочется думать, навсегда. Не приведи Господь такому повторится.
Вернувшись с северов в город-герой Ленинград продолжил мостостроительную деятельность в Мостотресте. Мастером по реконструкции, содержанию, ремонту всему, что входило в заведование вышеназванного треста. Мосты, мосточки, набережные со спускми к Неве и прочим рекам и каналам, тоннели. Всё бы ничего, но вот вагончика-бытовки для работяг не было. Переодевались они, хранили инструмен, материалы - в контейнере металлическом. Из благоустройства в нём была лампочка электрическая. А перевозился контейнер методом погрузки его на трейллер. Очень неудобно.
Я к управляющему трестом:
- Эдуард Иванович, не дело железным ящиком обходиться. Летом - ладно, а зима придёт...
На что управляющий, с хитрецой прижмурив глаза, сказал:
- Евгений, этих вагончиков-бытовок по городу - пруд пруди. Выберай любой.
- Так это воровством называется. А если попадусь, что тогда?
- А ты не попадайся?..
Работяги, благо есть с кого спросить, начали роптать. Оно и понятно - лето закончилось. Сентябрь на дворе. Пришлось пойти по пути указанному начальством:
- Благоустройство рабочего места рабочего класса, есть дело рук самого класса.
Вечером поздно украл я вагончик стоящий рядом с домом у которого фасад ремонтировали. Притащил автокраном на базу и поручил работничкам благоустраиваться. Вагон перекрасили, внутреннее помещение перепланировали и поди докажи, что он уварованный.
Управляющий, приехав как-то с проверкой, сказал посетив наши апартаменты:
- Ну и что ты меня доставал? Ведь можешь, когда захочешь.
Прочитал запись автора сделанную 28 августа 2014 года и жутко стало от реалий сегодняшнего дня. Когда же каждый из нас будет заниматься своим делом? - пироги - это пирожник, а сапоги - это сапожник.
Наверное никогда. Поскольку не могут взять в толк власть придержащие, что в противном случае они обкрадывают сами себя.
Но ещё обидно то, что в переквалификации невольной, некому порадоваться в случае успешно выполненной тобой работы.
В Питере сегодня, со скрипом, но отвоёвывает народ места под площади, зелёные зоны парков и скверов для отдыха проживающих в каменных джунглях. А какой парк без памятника к.л. или статуйки. Вот и придумали коммитетчики объявить конкурс среди воятелей прекрасного. Художественной школе, в которой я числюсь 'Оператором газовой котельной', вменили участвовать в конкурсе в обязательно порядке. И если скульпторов разных направлений в школе штат законопачен, то сделать постаментик под скульптурку некому. Поручили мне, как энтузазисту всего прекрасного. Посмотрев на статуйку, прикинул 'на глазок' форму и размеры и через неделю представил творение. Ничего не сказали преподаватели и 'владычица талантов'. Отвезли в выставочный манеж и... никто не ожидал - приняли наш вариант к отливке и увековечиванию во времени в одном из парков города.
Всех наградили. Кого премией, кого грамотой, кого словом добрым с пожеланием удачи в творчестве. Только исполнителя постамента никто не вспомнил.
Обидно, досадно, да ладно.
На запись от31.08.14.
Чтобы вы хотели...
Работу малую висок еще вершит.
Но пали руки,
И стайкою, наискосок,
Уходят запахи и звуки.
А напоследок я скажу:
Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
К высокой степени безумства.
(Валентина Понамарёва)
Посмотрел видеоролик и ничего ужасающего в нём не увидел.
Всё к тому идёт, что Россия-матушка воспитует для себя новое поколение. Но не потребителей, как вы, Ася Котляр, полагаете, а быдло для процветания кучки-вонючки олигархической надстройки. И, поверьте, уважаемый автор, что не стоит 'копья ломать' прививая быдлу то, что вы называете разумным, добрым и вечным. Ведь корова не страдает комплексом неполноценности, что её доят по два, а то и три раза на дню.
И то, что посмотрел меня в какой-то мере вдохновило на некоторое будущее россиян.
Вспомните,что и кого процитировал А.Паршин в 'Почему Россия не Америка':
- Маргарет Тэтчер, будучи премьер-министром Англии, выступая в ООН обмолвилась,
что России, дабы поддерживать экономику лидирующих стран Мира сырьевыми ресурсами,
достаточно иметь пятнадцать миллионов населения. В развитии своей экономики
россияне не заинтересованы, а посему остальные сто двадать пять миллионов населения
могут безболезненно исчеснуть, дабы и не являться балластом мешающим лидерам
экономики продолжать развиваться.
И ничего! - Россия не возбухнула по поводу этого заявление 'железной леди'. Значит Родина моя с ним согласна.
Вспомните из Чаадаева:
- Россия, как блудная мамка - нарожала прорву детей, а озаботиться о них не желает.
Т.ч. всё закономерно в нашем королевстве.
И то, что мы с вами увидели в видиоролике, говорит не о несостоятельности учителей из-под крыла которых вышли неучи, а о максимализме привнесённом вами в учебный процесс.
Полноте, матушка, стоит ли донкиходствовать? Откажитесь если можете. А если не можете, то будьте готовыми к неудачам в воспитательном процесе с которым пришли в школу.
Человек, в массе своей, ленив в познаниях вечности. И, как говорилось выше, именно таким и нужен для дальнейшего процветания кучки-вонючки.
Из видеоролика одно не ясно - почему не спросили интервьюэры о Михайло Васильевиче Ломоносове? Ведь он из тех, Арханьгельских краёв.
На запись от 01.09.15.
Каждый человек достоин своей звезды
На планете Земля проживает столько народа, сколько звёзд на небосводе. Каждый человек живёт под своей звездой. Каждая звезда прекрасна по своему.
И вот что интересно - когда день наполнен красками жизни, светит Солнце, согревая всех теплом, а небосвод ясен, то люди не могут любоваться красотой звёзд сплочённых в созвездия.
Только тогда, когда над землёй сгущается зловещая тьма, звёзды приобретают всю прелесть красоты и смысл расположения в бесконечности.
Так и люди.
Когда планета наполнена светом, покоем, красками жизни - 'западло' замечать прелести жизни. Для того, чтобы прелесть обозначилась, явилась необходимостью, потребно пройти через катаклизм. Чтобы на землю спустилась тьма разделившая народы. Только тогда они обратят свой лик к Творцу и будут молить о мире, тепле, добре.
Но человеческая натура лжива. И в ответ на отпущенную благость среди людей начинаются распри. Хочется больше благости для себя-любимого. Таким не понять то, что отпущенное Творцом имеет конечность и распределено поровну между всеми. Для того, чтобы кто-то довольствовался большим, он должен обездолить ближнего. Но тот не желает жить в лишении и восстаёт против несправедливости.
Это то, что происходит на Украине. То, что ожидает Россию. Что присутствует, явно или не явно, в каждом из сообществ, в каждой стране. Однако где-то народ долготерпим, а где-то не может и мига прожить без благости. Здесь всё зависит от исторического прошлого каждого из народов.
Евреи в полной мере вкусили лишения, не пожелав жить по заповедям Ягве. А испытав лихо сегодня живут в согласии между собой и всеми кто не покушается на их благо - жить свободным и независимым народом.
Даже те, кто мыслит себя магнатом на Земле Обетованной, сидят и не питюкают дабы не озлобить народ против себя. Ну, а те, кто не относит себя к сверх-человекам, благосостояние строит трудом, весьма доволен жизнью и не покушается на благость ближнего.
Так и надо жить.
Чего магнаты Украины не учли возвысившись над народом. Они забыли 1555 год - год зарождения Дикого Поля. Территории неподвластной никому и ничему. Территории заселённой Запарожцами и их деяния супротив полона некогда свободного народа. Забыли Стеньку Разина поднявших сарынь на кичку. Богдана Хмельницкого, который, будучи Гетманом, обратился к Руси за помощью в борьбе за самостийность Малороссии. (Украины, как Государства, тогда не было.)
Каждый из народов достоин жить свободным. А за свободу сарынь жизни не пожалеет. Так что не долго осталось 'пировать' тем, кто пожелал возвеличиться. Остаётся надеяться, что украинский народ сделает правильные выводы из того, что происходит на его земле сегодня.
С Россией сложнее.
Сложнее потому, что чрезвычайно малый срок удалось ей пожить при капитализме. Оставаясь в подсознании крепостными, народ российский не созрел до понятия, что 'труд и только труд и его реальные результаты определяют благосостояни всех и каждого'. Народ российский и сегодня уповает на помещика, князя, царя, вождя, президента, Всевышнего. И, прежде чем сделать ч.л. полезное для себя, подобострастно смотрит вверх. Не скоро он избавится от этой привычки. И властвующие над народом это понимают. Они уверены в своём будущем и будущем своих потомков. Потому, как поднять такие массы людей на сопротивление ч.л. практически не возможно. Если только через Гражданскую войну. А она не избежна. Чтобы 'откреститься' от такого катаклизма, нужно вспомнить о чём сказано в 'крижалях' российского Моисей - Льва Николаевича Толстого: - 'Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего. '
И это хорошо, что РФ сегодня ввязывается в вооружённые конфликты с кем ни попадя. В конечном итоге конфликты приведут к войне Государств. А дальше всё по Ленину - международная война переходит в Гражданскую и Россия возрождается как птица Феникс из пожарища войны. Хочется верить, что российский народ сделает правильные выводы и поймёт кто его погнал на смертойбийство. И примет другую форму правдения своего Государства.
Я бы хотел, чтобы Россия взяла пример с Великобритании. Хотя и в Израиле народ живёт неплохо.
Теперь о Притче.
Любовь, если это настоящая любовь, не подчиняется временному фактору.
Как это так - сегодня люблю, а завтра нет?
Любовь возможна только тогда, когда любящие созревают до страстного желания
принадлежать друг другу на протяжении всей жизни.
Тоже относится к любви Отечества.
Для меня это ясно, как солнечный день.
На запись от 02.09.14.
Последний рубеж
Всякий раз, когда Евгений Николаевич преодолевал последний рубеж разделявший его с художественной школой он, невольно, задумывался над превратностями подстерегавшими его ежедневно. Давно смирившись с недосыпом по утрам, отсутствием аппетита, не мог привыкнуть к несоблюдению графика движения автобусов первого маршрута. Он так и не привык, сидя у окна в салоне, рассматривать ярко освещённые неоновыми огнями витрины магазинов и окружавших его сонных пассажиров. Поэтому возил с собой чтиво, которому предавался всякий раз, когда удавалось занять освободившееся место.
И к мучительно долгому интервалу светофора, который не давал перейти ему Каменоостровский проспек, привыкнуть не мог. Но больше всего его доставало прохождение по буеракам парка с глупым названием "Тихий уголок".
Ну скажите, какой может быть тихий уголок в центре города, тем более Петербурга? Не прекращающийся в любое время суток шум машин на проспекте, вой сирен эскорта 'слуг народа' облюбовавших себе места для резиенций в парке с вековыми тополями, лиственницами, зарослями сирени. И ворОны...
ВорОны давно считают парк своей вотчиной и без крикливого сопровождения не пропускали Дворкина проходившего по их территории. Крик висел в кронах деревьев в любое время года и ежедневно до тех пор, пока он не скрывался за дверью школы.
Зайдя в помешение котельной, где Евгений Николаевич 'правил службу' оператором, скинув пальто и повесив его на манометр системы отопления, записывал показания работы котла в вахтенный журнал и считал себя свободным от 'ратных дел'. Доставал папку с работами Аси Котляр - писателя журнала 'Самиздат' - и перелистывая страницу за страницей погружался в мир общеобразоватнльной школы и жизнь учителей.
Чтение наваливалось на Дворкина воспоминанием детства, размышлениями о сегодняшнем рабочем дне учителя, и мыслями о том, как бы он поступил на месте автора в случае, если аналогичные проблемы стали перед ним.
Скорее всего он начал бы с того, что сузил само понятие слова 'учитель'.
Учитель это тот кто учит. Учит на первичном этапе присутствия школяров в учебном заведении. Чему именно? - об этом, лучше, чем в песне не скажешь:
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать,
К четырём прибавить два,
По слогам читать слова.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть.
Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг.
И не путать никогда
Острова и города.
Про глагол и про тире
И про дождик на дворе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить.
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Но это начальный этап общего образования из школьной программы. А дальше пойдут специальные предметы - физика, химия, математика...
Вот из этого и давайте исходить.
Я согласен с тем, что 'округляя' всех, кто так или иначе связан с преподавательским процессом, можно назвать учителями. Но в действительности ведь это не так. Учитель, это тот кто учит школьника в начальных классах. И здесь от человека, который посвятил себя этому делу, требуется неимоверный труд, чтобы донести до ребёнка правила обшественной жизни паралельно с начальным курсом образования.
В этом случае Учитель и врач, и художник, и актёр, если хотите, и, даже, 'убийцей' может оказаться, если не разовьёт в ученике влечение к знаниям.
Но когда закончен курс начальной школы и ребята переходят в старшие классы (в наше время курс начальной школы прекрашался в четвёртом классе), то ученики начинают работать со специальными предметами и познают их от пре-по-да-ва-те-лей.
Чем они отличаются от учителей? Ну, хотя бы тем, что не находятся со школьниками одного класса на протяжении всего времени пребывания детей в школе. И, что главное в преподавательской деятельности, это узкопрофильное образование. Никто не станет перемешивать математику, например, с воспитательной психологией отдельного балбеса. Здесь право выбора воспитателя остаётся за учеником. И это может быть историк, географ... кто угодно из преподавателей. И мне жалко тех из них, кто внутренней сушностью своей не приблизил к себе никого за всё время преподавательской деятельности. Значит такой преподаватель, как человек, оказался невостребованный. Хотя у каждого из них есть причина не быть воспитателем, другом, наставником - он преподаватель и только.
Ну, а кто является организатором классного коллектива? - классный руководитель. Вот тот, находясь в контакте с преподавателями и является судьёй, чиновником, клоуном, палачём, священником... Или, как принято говорить, - повелителем душь не сформировавшихся личностей.
Но для этого, сударыня, 'мелких', как вы пишите, 'разговоров в учительской' недостаточно. Преподаватель не имеет права мимоходом предъявить притензии к ученику через классного руководителя. Этот разговор должен быть предметным, объёмным, с приведением фактов подтверждаюших несоблюдение правил обежития. Так мне представляется. И, к сожалению, моё несогласие с вашим самопожертвованием ради создания человека из несмышлёныша, является не последним рубежом, который разделяет наши видения на то о чём выпишите.
' Никто не обнимет необъятного' - Козьма Прутков.
И 'на заедочку', Ася Котляр, позвольте представить вам отрывок из:
Пензенское братство
(маленькая повесть)
Наедине с тобою, брат, Хотелось мне побыть.
У моей бабушки, Екатерины Матвеевны, детей было невесть сколько. В живых остались шестеро: два дядьки, три тётки и мать. Слышал я, что были ещё родственники, но кто ещё до войны помер в голодное лихолетье, а кого война прибрала.
Тех кто выжил, жизнь разбросала по городам и весям. Так что со своими двоюродными братьями, сёстрами по материнской линии, общаться мне не привелось. Родители наши жили каждый своей жизнью, и жизни эти не пересекались. Однажды, только, в доме нашем появился долговязый парень с улыбчивым лицом и добрым взглядом. Это был Лёвка - сын тёти Шуры проживающей в Сердобске.
Лёвка вошёл в мою жизнь как "луч света в тёмном царстве". Именно с момента его появления в нашей семье начались свершения в жизни, которой я пребывал, характере, мироощущениях. Всё это происходило на фоне становления страны, жившей по "идиомам" послевоенного времени.
Сегодня невозможно поверить в то, какими методами воспитывались мы, малолетние, в те годы. Про детский садик не скажу - плохо помню, а вот про школу...
Стоять чуть в стороне от классной доски лицом к классу и на коленях - считалось в порядке вещей.
- "За свои проступки надо уметь отвечать перед коллективом!"
А за плохо выученный урок наказание следовало в первую очередь. Во время урока Тамара Тимофеевна успевала вызвать до пяти человек. Трое из них, как правило, несли позор до тех пор пока не наступало время что-то записывать в тетрадях.
В послевоенные годы детей, которым подошёл срок учиться грамоте в пятьдесят третьем году, было значительно больше, чем могло поместиться в школах. Кое-как ребятня доучивалась до пятого класса, в который переводили только тех, кто проявлял достойную успеваемость. Остальных переводили в ремесленные училища. Считалось, что четыре класса общеобразовательной школы вполне достаточно для того, чтобы работать на заводах, стройках.
Я был "достойно успевающим" и поэтому прошёл общеобразовательный курс до седьмого класса. Именно тогда в нашем доме появился Лёвка . Приехал поступать в ВВМУ - туда, о чём я и мечтать не мог. В высшее мореходное училище, да ещё в военное, могли поступать только отличники - внушали мне и учителя, и родители. Поэтому в школе я просто учился, не задумываясь над тем кем мне предстояло стать. А тут узнаю, что у человека должна быть цель в жизни и что она из себя представляет.
А ещё Лёвка рассказал мне, что "человек создан для счастья, как птица для полёта". И, что в Ленинграде люди живут несчастливо. Почему? - он не знает. Но знает точно, что счастливый человек улыбается, а здесь люди смеются очень редко.
В седьмом классе нас перевели учиться в утреннюю смену. Это была привилегия старших классов, среди которых все были пионеры, а встречались, даже, и комсомольцы. Я же пионером не был и поэтому выделялся среди тех кто степенно, парами и по трое, ходил по коридору во время перемен.
Слух о том, что в 7"а" классе учится "не пионер" пронёсся по школе. И ответ на вопрос : - "Почему?", был прост: - Потому, что Женька - "гаванская шпана".
Странное дело, но именно это придало моему авторитету положительный окрас. Я против ничего не имел, хотя к шпане не относился. Слишком затюкан был воспитанием послевоенного времени. Но когда узнал, что "за счастье надо бороться", то это помогло мне стать на "тропу войны" за осознание себя человеком.
Естественно, что познания я черпал от двоюродного брата. И это не могло отрицательно сказаться на нашем общении. Нам запретили встречаться. А без брата я оказался в неуправляемом плавании. В результате "тропа войны" чуть не привела меня в ремесленное училище, где обучали на сантехников для Жилищно-Коммунальных Хозяйств (ЖКХ).
Однако, волею судеб, я оказался в посёлке Возрождение, Хвалынского района, Саратовской области. Именно здесь, начиная с июня 1961-го года, началось моё осмысленное становление человеком. И помогла мне в этом преподаватель Истории - Иолла Павловна Суркова. Меньше чем за год с меня сошла "шелуха" городского пижонства, которая наросла на мне в отместку всем, кто считал своим долгом вставить меня в рамки советского школьника. Я начал впитывать в себя радость труда, по результатам которого ценился человек. Но первые зачатки такого мышления были заложены в меня братом, летом 60-го в Ленинграде.
Теперь вы, Ася Котляр, скажите к какой категории можно отнести учителей, представителем которых являлась Тамара Тимофеевна - 'учительница первая моя'.
Есть у меня ещё вопрос к Сухомлинскому, но воздержусь, чтобы не омрачать его авторитета перед вами.
P.S. Вчера у меня был ""красный день календаря" - получил пенсию. А посему
позволил себе расслабиться и не посмел в непотребном виде предстать перед вами.
Поэтому задержался с публикацией ответа на очередную вашу главу.
На запись от 09.09.14.
Как носить бескозырку
'Жене передай мой прощальный привет,
А сыну мою бескозырку...'
(из флотского репертуара)
Во времена теперь уже далёкие служил Евгений на Балтийском флоте.
Но, как сейчас, помнит проведение строевых смотров. Проводились они с целью 'направить в истинное русло' поведение и соблюдение формы одежды нижними чинами после длительного отсутствия 'в морях'.
Там, 'в морях', нижние чины находились в своей стихии и напрочь забывали о том, что в акватории гавани соблюдение 'Устава внутренней службы' есть законное требование чинов верхних. Вот и выстраивался экипаж корабля 'на стенке, во фрунт'(по стойке 'смирно'). А какой нибудь лейтенантик, из только что приписанных к дивизиону, проходил вдоль фронта строя и внимательным образом осматривал каждого.
Замечания по осмотру личного состава корабля записывал кто-то из штабных писарчуков следовавшим за летенантиком. Причём записывал дотошно, с указанием воинской части, названия корабля, звания матроса, фамилии, имени, отчества и... само замечание.
(А вы, Ася Котляр, знаете разницу между матросом и моряком, между кораблём и
судном, в каком случае говорят "во флоте", а в каком - "на флоте"? Обращайтесь,