Никогда в жизни не писал обзоров на столь большие произведения. Но каждый из нас что-то делает впервые. Так что не обессудьте, друзья и недруги.
Постараюсь, в меру сил и возможности, "объять необъятное" и высказаться по всем работам, авторы которых выскажутся и по моему творению. Ну, а если таковых не найдётся, то оставляю за собой право выборочно подходить к тому, что размещено на странице конкурса.
С Татьяной Буденковой связывает меня многолетнее знакомство. Когда-то она откликнулась на мои "Тувинские рассказы". Потом я, желая познакомится с ней поближе, увлёкся её описанием Красноярского края. И вот передо мной роман, вышедший из-под руки вполне приличного автора - "Женская верность".
Об этой верности и написано, и говорено много. Татьяна Петровна преподносит читателю свой вариант этого понятия. И согласиться с тем, что понятие женской верности может носить ещё и такой характер, нельзя. Поскольку всё, что и как написано в романе - правда, истина в первой инстанции.
Прочитав роман, осмыслив его, не могу не высказаться по существу написанного автором. И назову своё восприятие от прочитанного:
Генеалогия судеб
Прочитал роман "Женская верность" и никак не могу успокоить взбунтовавшуюся душу:
- Это что за страна такая, в которой люди, из поколения в поколение, словно отверженные Всевышним, живут в мытарствах?
- Откуда силы берутся у этих людей, чтобы выжить в условиях "из огня да в полымя"?
- Как можно радоваться не то, что благополучию, а тому, что на столе есть чугунок с картошкой?
- И труд, труд на все времена, "от зари и до зари". Труд до изнеможения, до необратимой потери здоровья.
- И при всём этом сохранять чувство любви к ближнему своему? Любви до самопожертвования. Любви во имя сохранения отдельно взятого рода, семьи.
По истине: - Я другой такой страны не знаю, кроме той в которой живут Родкины. А сколько таких Родкиных проживают в этой стране? А сколько таких семей сгинуло, исчезло, не перенеся жизненных мытарств, в которые их окунула страна проживания?
Во времена не столь давние, люди позажиточней обзаводились генеалогическим древом. На каждом ответвлении его, на каждой веточке, находился листик. На листике том писалось "кто есть кто". И, следуя вниз, по веточке, по ответвлению, можно было узнать "откуда есть, пошёл род" той или иной фамилии.
Следуя дальше, всё ниже и ниже, исследование отдельно взятого рода переходит в ствол древа, а тот в корневище.
В корневище свои ответвления, свои корешки и каждый из них, это история эпох, из которой род возродился.
Человек, имеющий отношение к генеалогическом древу, мог всегда узнать о том, кто были его предки. Кто были предки его предков. И так до "начала начал".
Людям от земли - тем, кто жизнь прожил в трудах во имя выживания рода, было не до "древа вечности". Рождались, знали мать с отцом, бабушек, дедушек... Может быть прабабушек. С трудом, но можно предположить, что знали и прапрабабушек с их мужьями, сёстрами, братьями...
Но всё это переходило из поколения в поколение по памяти, в пересказах. А если память не сохранилась, то и не знало поколение "откуда есть, пошла" их родословная.
Печально, но именно так выглядят, в большинстве своём, семьи современные. И совсем непонятным становится, как так получается, что чуть повзрослев, листочек срывается с древа и предпочитает жить своей, отдельной жизнью. Жизнью, ни коим боком не соприкасающейся с жизнью даже родителей своих. А кто был до родителей, это не интересно. И появляются в стране без прошлого и будущего "Иваны, не помнящие родства". Уходят ввысь, к своим свершениям, влекомые одним:
- Жить надо завтрашним днём! А что до прошлого - на то оно и прошлое. Не след, когда оно "цепляется за штанину" и тормозит каждый шаг к будущему.
Хорошо это или нет, кто его знает. Жизнь сегодняшняя течёт по другому, не ведомому из вчерашнего дня, руслу.
Поэтому, вчитываясь в главы романа "Женская верность", не перестаёшь удивляться тому, что есть ещё люди, для которых родословная не пустой звук. Пусть не вся, пусть малая частица её, но именно она позволяет заглянуть в далёкие годы бытия поколения, которое сходит не "нет".
И когда представляешь себе жизнь ту, через которую прошло человечество, сравниваешь её с жизнью сегодняшней, пусть даже и непутёвой, то хочется преклонить колено перед памятью той, которая написала сей роман. Которая из рассказов, услышанных в незапамятные времена, приступила к возрождению своего генеалогического древа.
И, обладая некоторой фантазией, попробовала прикоснуться к истокам рода, который считает своим. Который пришёл из исторических времён царя Алексея Михайловича.
А начинался род этот от боярыни Морозовой. Которая, будучи бунтаркой, сгинула в монастырской тюрьме, но не отказалась от "святая-святых" - веры, переданной ей пращурами своими.
И вот потомки, по женской линии, боярыни этой, стоят пред картиной, как пред иконой, и боятся вслух возгордиться своей причастностью к сильной женщине. Боятся до сего времени. Боятся по истечению веков, разделяющих женщин прошедших немыслимые мытарства ни за что - жизнь такая была. Боятся потому, что только так можно было выжить и сохранить род свой, возродить древо жизни.
И что же это за страна такая, в которой женщины пребывают в страхе за будущее?!
Но, несмотря на страх, несмотря на мытарства - лишения, голод, утрату ближних в навязанной им войне.
И снова - несмотря на лишения, голод, труд сравнимый с каторжным, смерти в мирное время, они остаются верными предначертанью своему - рожать, растить, воспитывать тех, кто продолжит род. Род той, которая не смирилась, ни пала ниц перед сильными мира сего, а, поддерживаемая народом сирым и убогим, избрала путь в вечность.
Поистине, такими женщинами следует гордиться. С такими можно сделать жизнь человечества достойной.
И это потому, что нашлась одна женщина, которая донесла до нас, до читателей, горькую правду прошлого в вперемежку с пьяной действительностью, в которую опускаются те, которые не способны на самопожертвование.
А то, что автор имеет касательство ко всему описываемому в романе, узнаёшь из записей, размещённых в конце повествования:
>Вы одна из внучек - Татьян, правильно я поняла? И скорей всего, старшая.
*Старшая, и единственная, оставшаяся в живых.
Так воздадим должное автору романа. Эта женщина исполнила свою миссию - не дала уйти в небытиё своему роду. Реанимировала прошлое, связала его с настоящим и передала всё это тем, кто будет после неё.
Вот так и надо жить. Жить связывая в единое целое времена на долгие годы. И как бы не повернулась жизнь, какое бы лихолетье её не угнетало, но каждый, отдельно взятый род, история его, будет жить вечно. Вечно, если только мы этого захотим. Автор романа захотела.
Вот и всё по части многогранного сюжета, с которым нас познакомили.
Переходим к тому, что не всем нравится - к пожеланиям.
Всякий раз, когда читаю то или иное произведение со страниц журнала "Самиздат", держу в руках карандаш и, время от времени произвожу правку в тексте. Не скажу, что в прочитанном этих правок много, но местами встречаются. И тут, как бы мне хотелось донести эти места до автора, но ... Нет у меня ни полномочий на это, ни разрешения со стороны автора. Остаётся надеяться, что со временем она сама ещё ни раз вернётся к написанному и поправит всё так, как считает нужным. Очень на это надеюсь.
И по"заливке" текста пару слов.
Не всё здесь благополучно, уважаемый автор. Текст романа воспринимается как тот барак в котором проживали героини повествования - читать можно, но какой-то неказистый он. А вот если "взять на вооружение" ту самую заливку, которая именуется архитектурой, то текст будет восприниматься как здание Московского университета - величаво, устремлённое в высь, наполненное множеством очаровательных деталей.
Но это отдельный разговор и мне немножко жаль, что нас разделяет расстояние. Будь мы рядышком, то, пройдя через споры за вечерним чаем, сделали из текста "конфетку".
Всего вам доброго, Татьяна Петровна. До будущих встреч.
P.S.
А слабебо ответить взаимностью и высказаться по поводу моей работы выставленной на конкурс?
Давно это было. Тому почти шестьдесят лет минуло. Шёл я шестнадцатилетний в потоке сотен мужчин и женщин, пожилых и молодых, на завод. Что двигало людьми идущими рядом - не знаю. Но лично меня вело к станку осознание того, что впереди у нас всех 'светлое будущее'.
Работал тогда фрезеровщиком на п/я 822. Учился в ШРМ (школа рабочей молодёжи). Был влюблён до умопомрачения в фельдшерицу заводского медпункта. И впереди у меня была целая жизнь.
Жизнь бесконечная, радостная, счастливая, одна на всех, кто шёл каждое утро рядом со мной.
Именно тогда мне в руки попала книга с тремя романами написанная Эрих Мария Ремарком: 'На западном фронте без перемен', 'Возвращение', 'Три товарища'. Я настолько погрузился в её недра, что прекратил посещение школы и ещё больше стал любить свою первую в жизни женщину.
Это потом, после службы во флоте, открыв страницы журнала 'Юность' прочитал, у кого - не помню, что книга эта о потерянном времени молодёжи Германии. Что 'в романах Ремарка герои столько пьют, что из каждой страницы прочитанного можно выжать стакан коньяка' (не дословно).
И вот передо мной роман 'Увидеть море'.
С трудом, из-за ежесуточной нехватки времени, прочитал его, и грустный осадок остался от прочитанного. Вспомнил того, кем зачитывался в молодости, сравнил его романы из далёкого прошлого с только что прочитанным и понял, что ничего не изменилось во времени. Если только коньяк уступил место виски, а бренди заменила водка.
Были у человечества всплески на поверхности жизни. Но это были всплески перед тем, как погрузиться на дно. Погрузиться в безысходность несмотря на то, что многие из нас предприняли всё, весь арсенал своих возможностей, для того чтобы каждый прожитый день был светлым. И завтрашний день был лучше, чем прожитой.
Не получилось. И невесть когда получится.
Наступила новая эра нового потерянного поколения. Точно такого же, как это было во времена Ремарка, Даниила Гранина... И вот теперь у Павла Сергеевича Зайцева.
С первых строк повествования автор не обещает читателю красивой, беспечной жизни своих героев. Но, чтобы не распыляться на всех участниках повествования, с которыми мы проходим 'Per aspera ad astra!', автор концентрирует наше внимание на главном - Павле Зайцеве.
Судя по сходности метрических данных героя романа и его автора, повествование биографично. Это сильно усложняет написание обзора. Писать о реальном человеке и отвлечённом герое произведения - 'Две большие разницы'. Но не станем заморачиваться. Представим себе на всё время работы с романом, что автор где-то там и отвернулся, чтобы не смущать нас своим присутствием. А мы начнём. Я шлёпать по клавишам, а вы читать о моих ассоциативных восприятиях возникших за время знакомства с романом 'Увидеть море'.
Читая страницу за страницей, удивляешься философской способности автора подвести под описание событий неопровержимый базис его рассуждений. С ним нельзя не согласиться, если только воспитывался ты не в лицее благородных отроков, а в обыкновенной советской школе того времени, в которое погружает нас автор.
Да! - советское образование лучшее в мире. И сомневаться в этом не приходится.
Именно в советской школе из советских детей делали людей, которые с образованием впитывали в себя то, что необходимо для выживания. Для выживания уже в детском возрасте. Одни занимались зубрёжкой таблицы умножения, чтобы понравиться учителям. Другим, наряду с качественной соображалкой, необходимо было нарастить кулаки в борьбе за 'место под солнцем'. С этого и продолжается повествование о мальчике Паше, который боролся за существование на земле с первого дня своего рождения. И читая об этом, каждый раз вздрагиваешь, перелистывая страницы с откровенным рассказом о своём герое автора.
Первые радости, первые разочарования, первые клятвы в верности дружбы, первая любовь приходящая на смену играм 'кто кого переглядит'.
День за днём, год за годом и 'вот и закончились школьные годы'. На смену им пришли годы студенческие. Со своими тревогами, надеждами, переживаниями. И вот, что поразило в описании того студенческого времени в сравнении с тем, которое испытал на собственной шкуре.
Как же тяжело было поступить в ВУЗ нам - ребятам 'от сохи'. Школьных знаний не доставало тем, которые совмещали учёбу с работой. Не работать было можно, но вечный недостаток денег в семье понуждал многих из сверстников идти к станку. И это считалось престижным.
Насколько выгодней отличались те, кто получал среднее образование без отрыва от семьи. И как же было тяжко нам, кто поступал в 'университеты' без отрыва от станка.
Поэтому с некой брезгливостью воспринял временной этап, пройденный Пашей Зайцевым связанный с получением высшего образования.
Быть студентом и 'мотать пары'? - этого мы себе не позволяли никогда.
Вгрызаться в науку и 'Лабать музон'? Менять эфемерное на вечное?
- Как такое можно? - кричало внутри меня, когда перелистывал страницу за страницей из студенческой жизни Павлика.
И что же?! - Павлик заканчивает 'ликбез' по английскому языку 'на успешно'. И не просто успешно, а настолько успешно, что в Штатах его принимают за своего всякий раз, когда он общается с аборигенами.
- "Почему так?! - вопиёт всё во мне. - Не уж то мы, с которыми Павлика разделяет малая толика времени, были 'дремучей', тупее, с заторможенной соображалкой?"
Не-по-нят-но!
Всё стаёт на свои места, когда, как бы со стороны, наблюдаешь за Пашей в Америке.
Меня и сегодня, после неоднократного посещения Штатов, Европ и Ближнего Востока, не покидает мысль:
- "Если бы я, за 'бугром', трудился также самозабвенно как в Союзе, то жил 'богаче всех евреев' проживающих в стране, в которой был бы востребован."
Но, как говорил Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей:
- Эх, Киса, мы чужие на этом празднике жизни.
Однако - 'шутки в сторону'!
У поколения следующим вслед за нами уже не было способности приспосабливаемости к жизни. Понятие теории 'нескольких точек опоры' для них не существовало. Они и помыслить не могли о том, что 'мужчина это тот, который приносит в дом мясо'. Если он не способен на это, то превращается в самца. Именно таким, ассоциативно, видится мне главный герой повествования в его вояжах при 'освоении цивилизационного Запада'.
И получается, что разделяют нас не только времена, но и сущность наша в тех временах. Мы никогда не жили 'одним днём'. Девиз Дж. Лондона: - "Молодость - это лишь средство обеспечить себе старость." - неустанно довлел над нами.
Но это не мешало и нам хлестать водку стаканами. И были попойки как с друзьями - во время великих радостей, так и в одиночестве - во время тяжких невзгод. Но протрезвев, нам хватало отчаянности смирится с радостью, или наступить 'на горло' невзгодам. И жизнь продолжалась.
Продолжалась такой, какой мы хотели её видеть.
Только одно вставало на пути к достижению намеченных целей - партийная идеология страны проживания. Многих она сделала проститутками. Многие 'свернули шеи' пренебрегая ею. Но это были те, кто не ведал о теории 'нескольких точек опоры'. Те, кто был с ней знаком, достойно вышел из 'неравной схватки со временем'.
Здесь главное, не опуская смиренно голову, отказаться от того, что перестаёт создавать 'благосостояние в отдельно взятой семье'. И, 'если тебе мужчина имя - имя крепи делами своими'! Был рабочим - стал инженером. Был инженером, занимал должностя брошенные тебе 'с плеча' барствующих партийцев, - стал водителем автобуса, который челночит от проспекта КИМа до площади Ленина. И заплата твоя становится в разы большей, чем в 'Дирекции строительства мостов и искусственных сооружений'.
Слабебо было Павлику такое уразуметь. Но даже если и сообразил бы, как приблизить Светку к 'отдельно взятому благополучию', то нет у меня уверенности, что отважится главный герой романа на такой поступок. Как говорила Маврикиевна* сидючи у стены Петропавловской крепости:
- Нет, не та молодёжь пошла. Помню, князь Нехлюдов с Прарижу приезжал, так тридцать три способа самолично показывал.
И вот, на сто двадцать пятой странице, что-то проскальзывает.
Паша, перебирая струны гитары 'пьяными пальцами' поёт из Высоцкого.
- 'Не уж-то осознал? Не уж-то понял? Дошло до него, что 'времена не выбирают, в них живут и умирают'.
Но умирают, это потом. А пока ты дышишь, ты живёшь!
А пока ты живёшь, то должен понимать:
Если в сердце другом зажечь не смог
Ни мечты, ни надежд, ни тревог,
Если ты, человек, так бесследно идешь -
Для чего ты живешь?
Но деяния твои, это не 'бла-бла-бла' под звон гитарных струн и исполнение речитативов на аглицком.
Не записи на СD дисках для услады пары десятков фанатов.
И не 'трудовые будни' во имя 'светлого будущего' страны проживания.
Деяния твои, целиком и полностью должны быть направлены на то, чтобы Светка твоя, или моя, или чья либо - женщина, принадлежащая только тебе - должна жить и ни в чём не нуждаться.
Чтобы ничто не омрачало их жизней в этой жизни. А как ты это сделаешь - никого не волнует.
Умри, но сделай. Тогда память о тебе будет всегда светлой.
Такой, как имя тобой любимой женщины.
Дошло до тебя, Паша?!
Любить женщину, это ещё ничего не значит.
Только тогда осознаёшь свою причастность к жизни, когда душа твоя наполняется нежностью к дорогому тебе человеку. Без неё любовь ничего не стоит. Поверь мне на слове.
Сколько раз удавалось влюбляться, но остановился только на той, для которой нежность плескалась через край.
Однако и это чувство не является гарантом радужной жизни.
Часто, очень часто бывает так, что женщина не знает где то, что ей нужно. Мечется в поисках раз и навсегда единственного ощущения и, перепробовав ряд из них, только тогда понимает, где оно находится.
Как помочь ей в этом?
Уйти! Уйти несмотря на то, что 'на сердце камень и холодно в груди'.
Уйти, уехать как можно дальше.
Тем самым проверишь и свои чувства к 'небесному созданию' и дашь возможность созданию осознать, что ты для неё единственный.
А когда пути ваши вновь пересекутся, то, как можно чаще, дарить женщине цветы.
Здесь, о философии в отношениях полов отлично сказано у Ремарка:
'- Ты хочешь знать, как быть, если ты сделал что-то не так? Отвечаю, детка: никогда не проси прощения. Ничего не говори. Посылай цветы. Без писем. Только цветы. Они покрывают все. Даже могилы.'
Если бы ты, Паша, знал об этом, то не надо было тратить время на компьютерные посиделки в поисках решения по вопросу о том: - Как вернуть жену?
Именно в этом и различаются времена наших с тобой проживаний отрезков жизней и связанные с ними проблемами.
Всё ближе и ближе к концу повествования романа 'Увидеть море' не перестаю удивляться той огромной пропасти пролегающей между тем, что было и чем живёт поколение шагающее следом.
Деньги... Как много смысла вкладывают в это слово сегодня.
Как же слово это стало во 'главу угла'?
Как мы (чуть не сказал 'Я') могли существовать и не думать о них?
Может быть потому и 'существовали', а не жили?
Нет! Всё, чем бы человек ни располагал, должно удовлетворять его душевные потребности. В наши потребности, безапелляционно вписывался один постулат - быть нужным. И если наше присутствие, наш потенциал и возможности его реализации шли на благое дело, то понятие денег не существовало. Довольствовались результатом своей деятельности, и этого хватало на то, чтобы чувствовать душевный комфорт.
А деньги... Скорее всего наше поколение относилось к тому большинству, которое довольствовалось малым.
То, что за счёт нас кто-то стал 'сильным мира сего', сегодня ни сколько не угнетает.
Не угнетает потому, что сколько бы денег ни было в закромах, они ни в коем разе не повлияют на наш завтрашний день. Потому, что нам уже ничего не нужно: ни славы, ни почестей, ни дорогого пойла, ни с ног сшибающих блондинок. Всё это настолько примитивно, что необходимости расходов на примитивизм не наблюдается.
У Ремарка в 'Трёх товарищах' описывается случай:
- В ресторан заходит вполне респектабельный мужчина. Усаживается за столик, опирается на трость и устремляет взор в никуда.
- Что желаете? - спрашивает подошедший услужливый официант.
Мужчина, чуть помедлив с ответом, повернулся к гарсону и произнёс:
- Молодой человек, я бы очень желал иметь желание.
Желаю и тебе, Паша, прожить свою жизнь так, чтобы впереди у тебя не было никаких желаний. Достичь этого можно без особых трат. Поверь мне на слове.
У меня получилось. А вот получится ли у тебя...
Поживём - увидим.
Единственно, чтобы хотелось, это 'воткнуть кол осиновый в глотки' сдохнувшего коммунизма и, ещё 'танцующего на костях' своих соплеменников, олигархического капитализма.
А там пускай закапают меня сырой землёй - возражать не буду.
* * * * *
Вот и всё, что ассоциативно нахлынуло при чтении романа 'Увидеть море'.
Признаюсь, что изначально, когда только-только взял его в руки, полагал увидеть бескрайние просторы Балтики, которые пробороздил на протяжении трёх компаний, проходя срочную службу в рядах ВМФ.
Служить пришлось в дивизионе спасательных судов. Насмотрелся на трупы, почивших в море, предостаточно. Даже сверх того. Поэтому к концовке романа, так же как и к его 'закваске' отнесся философски - все под Богом ходим.
Но сам роман восхитил. И пусть то, к чему прикоснулось 'перо' автора особого ажиотажа не вызвало, но, надо признать, написано произведение классно. Настолько классно, профессионально, качественно, что свои способности в написательстве, как-то померкли в осознании собственных возможностей.
Не хочу сказать, что считал себя корифеем, но не тягаться мне со столь философском сюжетом, какой преподнёс своим читателям автор.
Его способность объёмно формулировать сущность бытия, на базе которого построено повествование, поражает точностью. Такого можно достигнуть, только познав жизнь. И я ни в коей мере не состязаюсь с автором в этом. Всё, на чём базируется обзор, может говорить о начитанности и не более того. А вот предложить читателю свою точку зрения на бытиё, так её сформулировать...
Но, это я уже повторяюсь.
Вот то, что особенно тронуло меня в романе.
Написано так, как будто автор знал всю мою подноготную задолго до того, как взялся описывать жизнь своего героя:
Света лепила Счастье по образу и подобию всех женских счастий от начала
времен, я же, как это обычно бывает с мужчинами, был занят поисками себя и своего
места в этом мире. И пока то, что мир имел предложить, меня не устраивало...
Весь этот размеренный цикл ежедневных усилий и достижений не манил и не звал в прекрасное далеко.
В детстве я смотрел на своего отца - строительного прораба, на его подчиненных -
простых работяг, и с содроганием думал: "Неужели меня ожидает то же самое?". Они
казались мне заживо погребенными. Похоронив юношеские мечты, неподвижно гнили,
стиснутые со всех сторон могильной землей однообразия и повседневности.
Каждое утро поход на работу, и один день неотличим от другого. Место у станка или
на строительном участке. План выточенных деталей, проложенных проводов, подключенных
светильников. Диван. Телевизор. Пиво на лавочке у подъезда. И так год за годом до
предсказуемой развязки.
Я хотел жить ярко. А о том, как я хотел умереть, думать было рано.
В пятнадцать лет я часами лежал в ванне, листая журнал "Ровесник" с портретами
рок-звезд или взахлеб зачитывался книгами фэнтази о героях, путешествующих по
параллельным мирам, и без остановки мечтал. Моя жизнь должна была стать чем угодно,
но только не серой однообразной жвачкой.
Всё, что написано в этом маленьком отрывке текста в равной степени касается героя романа, меня в годы былого совершенства и многих читателей, которые захотят познакомиться с повествованием 'о времени и о себе'.
А значит, что не такая большая пропасть пролегла между нами, друзья.
Или как говорил В.В. Маяковский:
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь".
У каждого из нас свой груз на плечах.
Каждый из нас достигает совершенства на выбранном пути.
Роман, последнюю страницу которого приходится перевернуть, именно об этом.
О том, каким выбирает свой путь поколение за поколением, не считаясь со временем.
Остаётся пожелать удачи каждому, который идёт своим путём.
Прочитал, сложил аккуратной стопкой листы романа, взглянул ещё раз на титульный лист и вздохнул тяжело:
- Как же так получилось, что купился на столь неказистое произведение?
Купился не будучи знакомым ни с автором, ни с аннотацией, ни с синопсисом для конкурса литературных работ. Кинулся читать словно 'в омут головой'.
Но, ведь, были к тому предпосылки!
Первой: это название романа - 'Степная империя'.
Вы только вслушайтесь : - 'Степ-на-я-я-я ...'.
И крик этот растворяется в неохватном пространстве.
Мне, прожившему в степи ни один год, местность равнинная, без края и конца, свободная настолько, что манит и манит в необъятные дали, запомнилась на всю жизнь. Покоем, простором, необъятностью своей запомнились края проживания в далёком от сегодняшнего дня времени.
Вот и вспыхнула в душе надежда, что вновь окунусь в некогда пережитое.
Второе: это комментарий оставленный человеком, к которому проникся доверием, прочитав роман 'из-под его руки':
- Занимательно. Такой себе добротный археологический роман.
Когда прочитал этакое, то 'взыграло во мне ретиво':
- Ведь это то, что нужно! То, с чем, в конце семидесятых годов, связал жизнь ни на один сезон - археологическая экспедиция.
В те годы строилась Саяно-Шушенская ГЭС. Енисей необходимо было перегородить, чтобы создать подпор воды, которой надлежало вращать турбины станции. И, как следствие, земли выше по течению сибирской реки, подлежали затоплению.
Но земли эти носили историческую ценность для, мало известной тогда, Республики Тува. Вот и создали археологическую экспедицию на базе РАН (российской академии наук). В одном из отрядов этой экспедиции, под руководством доктора исторических наук Анатолия Максимилиановича МАНДЕЛЬШТАМА, я и работал геодезистом. Раскопы на карты наносил. А карты были основанием, для выплаты компенсации Республике Тува, за потерю исторических земель.
И прошли мы тогда 'с 'лейкой' и блокнотом', с геодезическими приборами и всяческим археологическим скарбом, затопляемые районы Каа-Хема, Бий-Хема, которые и сегодня являются 'родоначальниками' Енисея. Реки, про которую А.П. Чехов сказал:
"Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не
видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная
красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать
свои силы и молодость..."
Много курганов тогда было потревожено в степных долинах Саянских гор.
Курганы, курганы ... Одни курганы и ни одного поселения, ни одного городища.
- Почему так? - спрашиваю у руководителя отряда. - Захоронения есть, а места проживания усопших нет?
- Потому, что люди степей городищ не строили, - отвечал мне доктор исторических наук.
- Вели они кочевой образ жизни. Пасли овец и, по мере того, как трава была съедена, грузили на верблюдОв юрты, поклажу и перебирались на другие пастбища.
Из-за пастбищ этих случались войны между племенами. А если были войны, то были и убиённые. Вот их и хоронили под курганами. Кого просто так - обложив каменными плитами естественного происхождения, кого положив к деревянные срубы. Но над каждым из них каменные россыпи возводили. Чтобы ни зверь, ни люди не могли потревожить 'вечный сон' усопшего.
- А не прогневим ли мы богов своим вмешательством в 'вечный сон' предков?
- Ну, во-первых, это не наши предки. А во-вторых, то, что открывается нам как учёным, произошло так давно, что опасаться не стоит. Боги те, которым поклонялись покойнички, давно уступили место Оббо, что стоят истуканами на каждом горном перевале. Коль гнетут кого непроизвольные грехи, то достаточно задобрить ближайшее изваяние предметом, что в карманах или рюкзаках без надобноти валяется.
Много разговоров было между нами у чуть тлеющего костра по вечерам. Из разговоров этих и вынес я то, что никак не вяжется с сюжетом романа 'Степная империя'.
- Не было таковой! Если только в фантазиях автора Евгения Белякова.