Грошев-Дворкин Евгений Николаевич : другие произведения.

"Лёд и пламя". Обзор работ выставленных на конкурс "Ск-8"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ничего личного. только восприятия от прочитанного.

  
  
  'Лёд и пламя' в рассказах выставленных на конкурс СК-8
  
  Гололед на земле, гололед, целый год напролет - гололед.
  Гололед на земле, гололед, будто нет ни весны, ни лета,
  Чем-то скользким одета планета, люди падая, бьются об лед.
  Гололед на земле, гололед, целый год напролет - гололед.
  
  
  Почему остановил свой выбор на работах номинированных в разделе 'Вне конкурс'?
  Потому, что 'терпеть ненавижу' всяческую анонимность. Такой нечистоплотностью от нее веет, что пересилить себя не могу с советских времён.
  Ничего не имею против фантазёрства в рассказах. Если что и коробит в нём, то это абракадабра на базе которой рассказы написаны. Во всех остальных случаях стараюсь увидеть в написанном то, что связывает сюжет с действительностью прожитОго. Если связь наблюдается, то готов высказаться о восприятии от прочитанного. Если нет, то значит 'нет', - такой рассказ считаю бумагомаранием. Хочу верить, что подобного на этом конкурсе не встречу. И последнее:
  - править ошибки в написании и стилистике не буду. Коль работа допущена до конкурса, то орги считают их несущественными. Зачем же мне быть мудрее 'Папы римского'?
  Итак ...
  
  Богданов Б.Г.  СПП
  
  Хороший сюжет. Понятный, доходчивый и, я бы сказал, перекликается с сегодняшним временем. Именно сегодня, знакомясь с тем, что преподносят нам СМИ, открываются ранее скрытая от нас действительность.
  Кто сейчас вспомнит, что во времена становления социализма 'в отдельно взятой стране' общество ратовало за создание общин (лагерей), где дети будут жить отдельно от родителей. Будут воспитываться в духе превосходства себя над окружающим миром. Будут обучаться борьбе(!) с теми, кого посчитают мутантами. Теми, кто живёт в тёплых странах в то время, когда социум отдельно взятой страны, проживает в северных широтах.
  О становлении такого социума хорошо написано в первой главе рассказа.
  Ничто не может воспрепятствовать направленности мышления 'мальков'. Ни юношеская увлечённость девушкой, ни сообщение о 'без вести пропашем' родителе. Только в борьбе обретут они счастье своё! - внушается им наставниками. И мальки свято воспринимают то, к чему их готовят.
  
  И вот главный герой рассказа становится во главе отряда непобедимых. Этот отряд он сам организовал, сплотил и создал передовым в борьбе с 'мутантами'. Отбор в состав 'непобедимых' строгий. Решение о приёме в ряды отряда принимается командиром единолично. Так и должно быть в военизированной структуре 'отдельно взятой страны'. Многие из мальков, выпускников Интерната, желают служить под началом 'Чёрного охотника'. Командира завоевавшего репутацию 'бездушной машины холодной как лёд'. Окружившего его товарищами сравнение это воспринимается со смехом - 'счастливым и заливистым'. Воспринимается и мужчинами, и женщинами.
  И, всё-таки, 'Чёрный охотник', в глубине души своей, сохраняет чувство сострадания, милосердия. Когда узнаёшь это из рассказа, то некоторое чувство тревожной радости появляется на душе. Осмысливаешь это чувство и понимаешь, что 'бездушной машине' предстоят испытания, которые должны изменить то, чему его обучали, на что натаскивали.
  
  И события не заставляют себя ждать.
  Мутанты восстали! Устали они ощущать себя дичью для бездумных охотников. Ворвались в город 'отдельно взятой страны' с надеждой, что в сопротивлении обретут они независимость и счастье. Многие 'пали в борьбе роковой'. Свидетелем этого был и 'Чёрный охотник' вернувшийся из очередного похода. В стычках с мутантами он проявил себя хладнокровным убивцем тех, за кем охотился всю жизнь. Таким его воспитал социум, в котором он проживал. Но никак не ожидал он, что боль утраты близкого ему человека так защемит сердце. Сердце, которое было глухо к смерти тех, кого он считал врагами. В баталии, разыгравшейся во время его отсутствия, пропала Марьяна - девушка его мечты.
  Чувство мести взыграло в душе 'Чёрного охотника'. Он вновь в открытом море. Он предался уничтожению всех, встречаемых на пути, мутантов. И: - 'Удача не покинула его. Хотелось петь, но Алик только стиснул пальцы на рукоятках штурвала. Домой!'
  
  Потом была боевая платформа 'Морской лев'. Пленение команды 'Чёрного охотника' и его самого. Встреча с отцом, которого считал без вести пропавшим. Матерью, которую не помнил. Маришкой, которую спас отец во время баталии в городе, будучи на стороне мутантов.
  - 'Мы должны быть вместе, - сказал отец и улыбнулся, широко и искренне, как умел. - Я искал тебя.'... 'Война - жестокая штука ... Мы убиваем, нас убивают ... Надо её прекратить ... Места хватит всем. Надо, чтобы кто-то остановился первым. Помоги нам, сын.'
  Тщетны были надежды родителей. Сын, воспитанный на постулатах Интерната, не представлял себе мирного существования. 'Подняв руку' на родителей остался верен принципам войны с окружающим его миром.
  
  Вот и всё, если коротко пересказать суть рассказа.
  На чьей стороне окажется читатель - сказать не берусь. Но стыдно мне за 'отдельно взятую страну', где людей и сегодня приучают к мысли, что вокруг враги, которых надо уничтожать.
  
  
  Marcus Их можно убивать  
  
  По началу рассказ показался мне очередной абракадаброй. Терпеть ненавижу, когда текст наводнён словами смысл которых непонятен. Невольно воспринимаешь себя идиотиком. А думать так, ой как не хочется.
  Что ещё неприятно во всяком фантазёрстве, так это иностранные имена участников событий. Они навевают мысль о том, что события происходят, как говорил товарищ Саахов, 'не в нашем районе'.
  Но, стиснув зубы, заставил себя прочитать рассказ до конца. И, перевернув последнюю страницу, понял, что потратил время не зря. Правильный рассказ! Его бы переписать на русский манер, так многое прояснилось в голове у нашего читателя. Жаль, что читатели вырождаются как мамонты.
  
  О чём рассказ? О том, как жить не надо.
  Сложилось впечатление, что наряду со всеми нами, в конкурсе участвует небезызвестный Сергей Күжүгет оглу Шойгу. Тот, которому по должности своей, необходимо убивать, убивать и убивать. Без разницы кого и за что. Об этом в рассказе славно сказано в последних строчках повествования:
  - 'Кап! С кем мы воюем, вообще?!
  - Мейриг, их можно убивать. Остальное - не наше дело.'
  
  Славный рассказ. Славный для тех, кто разберётся в оборотной стороне повествования. Поймёт всю низость, животную сущность тех, кто летает в мирном небе, бомбит гражданские города, только потому, что людей можно убивать. И совершенно не важно где это происходит - на крайнем севере, или в жарких странах.
  
  
  Просвирнов А.Ю. Титанические хлопоты
  
  Это славно, что в фетезийном рассказе удалось повстречать не выдуманные названия особенностей рельефа планеты 'на которой ещё не бывал'. Но, читая, словил себя на мысли, что неправ был, когда говорил о никчемности абракадабры в текстах этого жанра. Переносить земные названия озёр (например) на неизученные планеты тоже надо с осторожностью. Представил себе, что жители городов Сартавала, Элинсервала, Лахденпохъя, прочитав 'Титанические хлопоты', узнают, что ожидает северное побережье Ладоги и неуютно стало на душе. Остаётся надеяться, что будут они внимательны к тому, что действие происходит не на планете Земля.
  
  Теперь о самом рассказе.
  Впечатлил. Увидел в написанном некоторое предупреждение для пионеров космоса. Осторожней надо быть, внедряясь во флору и фауну далёких планет. То, что человеку любопытно - 'а как там?!' - не является основанием для внедрения в тамашнюю природу с земными технологиями. Можно обрести 'титанические хлопоты'. Это в рассказе хорошо показано.
  
  Что ещё узрел в рассказе.
  То, что " толпой можно и Валуева завалить! " Кажется какие-то червячки, а смотри сколько хлопот Homo sapiens,у доставили. Вот бы и людям так сподобиться: - 'Один за всех и все за одного!' Так нет, позатихорились по своим фатерам и ждут, когда им жизнь развесёлую кто-то 'на блюдечке' принесёт. Как же?! Сильные мира сего об этом и не думают. Так что не дождётесь. Правда, и полёты в космос нам не грозят. Почему? - Сами догадаетесь.
  
  Ну, а заканчивается рассказ вполне оптимистично. Свалил Тит Титович с Титаника. И это хорошо. Останься он там, найди благоприятные условия для проживания человечества, так незнамо чего люди бы там натворили. А так, летит он с коллегой в 'Оплот-35' к Земле-матушке, попивает коньячок и ждёт его впереди встреча с женой любимой и детишками.
  
  Что до неточностей в тексте, то останавливаться на них не буду. Все мы учились в школе и знать особенности агрегатного состояния воды, чем отличается сегмент от сферы - обязаны.
  
  
  Голышев Г. Защитник
  
  Впечатлительный рассказ. Рассказ и из нашей жизни тоже. Только чего-то в нём не хватает.
  Чего?!
  Может быть этого?
  
  Квадратная камера два на два метра.
  Если развлечься, то, делая шаги короче, можно сделать два с половиной шага вдоль камеры и столько же поперёк. Можно было бы преодолеть эти расстояния и за два шага, но торопиться некуда. Впереди ещё не один год никчемной ходьбы.
  
  Две глухие стены, тщательно заштукатуренные и окрашенные в серый цвет. На одной из стен, скреплённая с нею дверными петлями, лежанка. Лежанка поднята и плотно прикреплена к стене болтами.
  Третья стена так же капитальная. В ней, на высоте - рукой не достать - оконце сорок на шестьдесят. Оконце заделано сварной решёткой с двух сторон - изнутри и с улицы. Решётка покрашена в серый цвет, который теряется на фоне лазурного небосвода.
  С противоположной стороны окна, вместо капитальной стены, решётка сверху донизу. Вделанная и в пол, и в потолок. Посередине дверь как одно целое с решёткой. Всё окрашено в серый цвет.
  Над дверью видиокамера. Подглядывает из коридора протянувшегося и вправо, и влево незнамо на какую длину. Узнать об это никогда не удастся.
  Всё! Больше ничего! Ни стола, ни стула... Вообще ничего.
  После одиннадцати можно будет лечь на лежанку, вытянуть гудевшие от целодневной ходьбы ноги и уйти в сон. Сон, который навряд ли принесёт утешение.
  
  Бывало, что человек просыпался среди ночи.
  Это случалось всякий раз, когда его убивали.
  Убивали те, которых он хотел вывести к свету, к солнцу, теплу и любви.
  Убивали потому, что привыкли убивать.
  Убивать себе подобных.
  Убивать, несмотря на то, что человек звал их к жизни.
  
  Ещё в школьном возрасте, прочитав 'Старуха Изергиль', он пожелал служить людям. Быть таким как Данко. Готовым вырвать сердце из собственной гуди и, освещая путь частицей своей плоти, вести за собой народ. Его народ! Народ, среди которого он народился, обрёл разум, видение счастливой жизни.
  Но, когда настал его черёд встать во главе измученных жизнью, время поменялось. Поменялось настолько, что народ определил местом его пребывания камеру для пожизненного заключения размером два метра, на два метра.
  
  Утром, когда оглушительно рявкнет сирена, он вскочит, прикрутит лежанку к стенке и за ним придут. Придут, чтобы задрав руки за спиной человека, 'мордой в пол', проволочь в туалетную камеру, где он сможет привести себя в порядок.
  
  
  Богданов Б.Г. Солнце
  
  Динамичный рассказ. Читал с удовольствием. Рекомендую всем, кто увлекается жанром фантастики.
  
  Что удивило в сюжете.
  Два мира. И там, и там - люди.
  Одни, проживая в условиях катаклизма, сохраняют общность, взаимоподдержку.
  Другие, проживая в неге, где полным полно всего - даже ананасы растут, кокосы - разделены на касты(?). Слабые, не подающие надежды на деторождения, отвергаются. Осыпаются насмешками. Подвержены иронии, как ничего собой не представляющие члены социума. А ведь они нужны обществу. Хотя бы потому, что умеют врачевать... Я о девушке говорю. Девушке по имени Тая.
  И юноша, герой повествования, не благодарности ради почувствовал в ней доброту души.
  Своё внимание он принёс с собой, из страны, где о Солнце давно забыли. Забыли, но сохранили в себе и сочувствие, и способность любить.
  Жаль, что в рассказе не полностью раскрыт внутренний мир людей проживающих в стране Солнца.
  
  Перелистнув последнюю страницу прочитанного, задумался.
  Вот вернётся в свои пещеры Валерка. Вот поведает соплеменникам о стране в которой удалось побывать. И захочется всем ощутить тепло космического светила. Захочется жить в благополучии, когда не надо будет 'в поте лица своего' добывать китовое мясо. Захочется видеть детей своих здоровыми и сильными. Когда не будет необходимости согреваться теплом энергии от ветряка.Сохранять его одеждой из пошитых звериных шкур.
  И что тогда?
  
  Не уж-то, живя в благоденствии, люди очерствеют душой? Перестанут с любовью относиться друг к другу?
  Не уж-то, для того, чтобы быть людьми, в полном смысле этого слова, нужно выживать в экстремальных условиях?
  Рассказывают, что после войны люди терпимей относились друг к другу.
  Так почему сегодня, когда 'Солнце светит всем!', встречаешь, порой, столько нетерпимости в общности людей? О чём ежедневно вещают СМИ? Особенно в отношении страны нашего проживания?
  
  Что-то не так 'в доме Облонских...'
  
  
  Крич Ж. Баллада о новом утёсе
  
  Хотите верьте, хотите не верьте, прочитав сей рассказ, себя увидел в нём.
  Сколько раз жизнь вынуждала быть попаданцем. Сколько раз, сотворив доброе вокруг себя, приходилось насильственно бросать всё и возвращаться в Ленинград 'на круги своя'. А 'круги' эти были далеко не радостными. Поэтому, наверное, и не люблю этот город.
  Но, 'ближе к телу', как говорил великий комбинатор. О рассказе будет разговор.
  
  Понравился. Очень легко и восприимчиво читалось. Если что и царапнуло, так это обилие местоимений.
  От первого лица вообще трудно писать. Здесь 'руку на пульсе' надо держать. А то потонет повествование в Ячестве.
  Как тут быть - каждый решает для себя сам. Мне кажется, что на абзац достаточно одного, в крайнем случае - двух 'Я'. Так же, как и местоимений 'мой, моя, мои...'.
  
  О сюжете.
  Часто приходилось ездить в Туву. Исключительно красивый край. Но люди-и-и... (читайте раздел 'Тувинские рассказы'). Мы, приехавшие из России, были для них 'не гражданами'. Приходилось мириться. Кончится командировка, сделаем свои дела и только нас тут и видали. Но красОты этой республики звали и звали вернуться. Звали остаться в Туве навсегда.
  Не получилось. И "Слава Богу!" Сегодня читаю и узнаю, что Тува самый криминогенный анклав на территории РФ.
  И невольно выплывает мысль о том, что если бы я остался среди гор и степей, то смог бы научить аборигенов светской жизни.
  Всё, как у героя рассказа 'Баллада о новом утёсе'.
  
  Нет, не получилось бы у меня ничего. И открыл мне глаза на подведение этого итога прочитанный рассказ:
  
  'Проявляющий милосердие по отношению к жестоким
  в конечном счёте проявит жестокость
  по отношению к милосердным.'
  
  В этих словах истинная правда жизни не только в Туве.
  Впервые о современном рабстве в России начали говорить в связи с войной в Чечне. Я же повстречал его в Туве в семидесятых годах. Украсть человека, увезти его в горы, - как 'два пальца об асфальт'. И никто его там не найдёт. Потому, что искать никто не будет. Если, только, сам не сбежит. А бежать некуда. До первого встреченного, который посадит тебя в свой зиндан.
  Так было. Как сейчас - не знаю.
  
  И ещё, что понравилось в рассказе - диалог между Хайрой и 'героем нашего времени'.
  
  '  - А ты сможешь? - охрипшим голосом спросил Хайра.   
    - Попытаюсь. Я ж всё-таки не какой-то там засрак.   
    - Засрак - это то же, что засранец?   
    Вот ведь нашёл время для филологических экзерсисов.   
    - Засранец, Хайра - это ты. А засрак - это заслуженный работник культуры. Дело в том, что в своё время я заканчивал не культпросвет, как мои сотрудники, а Дальневосточную Академию Путей Сообщения, Железку, то бишь. Так что, руки, а главное, мозги у меня находятся там, где положено.'
  
  Ну, как тут не восхититься правильности этих слов.
  Нынче, я в детской художественной школе работаю. Среди преподавалок все засраки. Пыжатся, что-то выдавливают из себя, а начнёшь с такой разговаривать и узнаёшь, что в искусстве она, 'как заяц в геометрии'. Это и по картинам ихним видать. Полный отрыв от действительности.
  Я, конечно, себя в эрудиты не записывал, но, простите мне мою нескромность, закончил Ленинградский институт железнодорожного транспорта. 'Железку, то бишь. Так что руки, а главное мозги у меня находятся там, где положено.'
  
  Хороший рассказ. Очень понравился.
  В нём, даже, архитектура заливки текста выполнена превосходно.
  
  
  Васильева Т.Н. Снег и лёд, малина и мёд...
  
  Девочка Маша училась в первом классе. Ей очень хотелось быть умницей и она много читала. Ещё она внимательно слушала, что говорит на уроках учительница Татьяна Николаевна. Она старалась с ней не спорить, но не всегда это получалось. К спорам её подталкивало то, что, иногда, учительница говорила неверно. А как на самом деле должно быть, Маша спрашивала у папы Жени.
  
  Однажды, на уроке, Татьяна Николаевна прочитала детям сказку 'Снег и лёд, малина и мёд...' и с улыбкой посмотрела на детишек.
  Те сидели за партами насупившись.
  - В чём дело? - спросила Татьяна Николаевна. - Вам не понравилась сказка?
  Дети ещё ниже опустили головы. Только Машенька встала и сказала:
  - Сказка очень добрая, Татьяна Николаевна. И суть её ясна - все, на земле, должны жить дружно. Только так не бывает даже в сказках, чтобы бурый мишка дружил с мишкой белым.
  На самом деле белые медведи вообще ни с кем не дружат. Даже между собой. Жизнь белого медведя проходит в таких суровых условиях, что он может только в одиночку прокормиться.
  И берлог они не делают. Потому, что не из чего. На севере, где живут белые медведи, их делать не из чего. Медведица, когда у неё маленький должен появиться, просто закапывается в снег и всё.
  И живёт мама с папой отдельно. Если папа-мишка повстречает на своём пути медведицу, то, просто, съест своего ребёночка. Потому, что для него всё, что движется - это еда: и тюлени, и нерпы, и, даже, моржи.
  И возомнил тогда белый медведь себя царём природы. Он, даже, на людей нападает, которые там в экспедициях находятся. Поэтому люди, когда выходят в бескрайнюю ледовую пустыню, всегда берут с собой самозарядные винтовки. И стреляют в белого медведя до тех пор, пока не убьют его.
  Вот так это бывает на самом деле.
  
  А про бурого мишку - отдельный разговор. Только я вам так скажу:
  - Бурые медведи запасов на зиму не делают. Это вам не хомячки с белочками.
  
  Машенька опустила головку, стесняясь своей решимости по-перечить учительнице, и села за парту. Ей очень не хотелось ссорится с Татьяной Николаевной, но истина превыше всего.
  
  
  Юрина ТМы рождаемся и умираем часто
  
  Прочитал рассказ. Вышел на улицу. Закурил и задумался.
  'Ох, не прост рассказ! С глубоким смыслом написанный. В назидание тем, кто живёт в наше смутное время. Всё охватил. И как было, и как есть, и как будет, если рождаться будем чаще, чем умирать.' 
  
  'Когда беда приходит,сильный, шибко сильный шаман нужен. А если весь род слабый - откуда ему взяться? И другие соседние роды зачахли... Многие улусы опустели,кипреем и полынью заросли. В некоторых - одинокие старики век доживают. ... Жадный Эрлик, наверное, доволен. Горсточка шорцев на земле осталось. ...'
  
  Боже мой! Как не хочется влезать во всё это. Отвоевал я своё. Не сегодня, так завтра - сам к Эрлику отправлюсь.
  
  Докурив сигарету вернулся к компьютеру.
  Да, тяжела ты шапка Маномаха! Не каждому дано воздействовать на судьбы людей. Для этого действительно надо быть великим шаманом. И пусть я не верую ни в бога, ни в чёрта, но, если это поможет народу моему, готов стоять на коленях и биться головой об пол с утра и до вечера.
  
  Михало Ломоносов, читал где-то, говорил:
  - Богатство России Сибирью прирастать будет!
  Странно, а разве Сибирь это не Россия? Сибирь является родиной великих шаманов.
  Остаётся подождать когда великий Мерген обратит свой взгляд на Русь-матушку.
  
  
  Марита Шаман из поселка Тура
  
  Хороший рассказ. Впечатлил.
  Рассказ о том, что ещё чуть-чуть и в Российской Федерации, сохранившиеся крохи малых народностей, будут выставлять как этакую невидаль. Как в Штатах индейцев выставляли. Теперь об этом не слышно. Индейцы, должно быть, перевелись.
  Зато в Питере таковые появились. У станции метро скучкуются, все в национальных одеждах, и музыку играют на манер индейской народной, но не хороводной. И слушает народ, денежку им бросает в футляры музыкальных инструментов. Чем не бизнес?!
  На этом бизнесе помешались все. Я говорю про тех, кто от него олигархами становится. Простой человек никогда не станет деньги ради денег зарабатывать. По потребности ежели и по возможности. Но не так, чтобы от бизнеса этого кто-то пострадал. Тем более, когда речь идёт о малых народностях. Тех же эвенках, например. 
  
  Прочитал рассказ и подумал:
  - 'А что это автор шамана пригласил в качестве главного героя повествования?'
  Оно, конечно, шаман - фигура впечатлительная. Но как-то не верится в его могущество. Вот если в другой Мир слетать или сплавать, родню умершую навестить - это он может. А, что, сердешный, против власти, которая народной именуется, может? Сомнения меня берут, однако, в результативности его действий.
  И тут вспомнил эпизод из кинофильма 'Они сражались за родину'.
  Там один из героев попадает под яростную бомбёжку. Сидит в окопе и молится:
  - Господи, не дай меня в трату.
  А когда бомбёжка прогрохотала, поднялся во весь рост и сам себе говорит:
  - Это до чего же надо человека довести, чтобы он в Бога поверил. Тьфу!
  
  Вот, сдаётся мне, что и в случае с Эвенкийской ГЭС, автор обратился к последнему, кто мог бы помочь спасти племя эвенков - к шаману. Больше ничего не остаётся.
  
  Ещё раз хочу сказать, что рассказ хороший - жизненный.
  
  
  Вербовая О.Л. Снежная Королева
  
  Путь от Балтийского вокала, что в Питере, до станции Прибытково, длинный. Более часа находишься в электричке. Это туда. Да, столько же обратно, когда возвращаешься из золотой осени в утихший, под ночь, город.
  Чтобы не тратить время зря, взял с собой распечатанный рассказ 'Снежная королева'.
  Притулился к стенке вагона у окошка и принялся читать. То, что повергло меня в смятение, с первых страниц повествования, - отсутствие фантазёрства как такового. 'Как оргии пропустили такое на конкурс?' - удивило. Но, поскольку читать было нечего, продолжил перелистывать страницы.
  Постепенно увлёкся. Даже интересно стало вчитываться в историю, происходившую с Игорем. Забавным показалось обихаживание старшим братом неразумной сестрёнки. 'Влюбилась, дурёха и разум застило. Не знает ещё, что любви этой встретит в жизни столько, что встретив очередную, будет смеяться над предшествующей.'
  Но первая любовь, как для парней, так и для девчонок, воспринимается с душевными муками. И никуда от них не денешься. Это потом, когда повзрослеешь, поймёшь смысл слов песни:
  
   Пусть будут встречи новые ещё,
   Пусть будет сердце биться, замирая
   На то она и первая любовь,
   Чтоб стала настоящая, другая...
  
  А пока события разворачиваются, устремляя свой бег во времени. Появляется 'некто', которая мстит тем, для кого любовь - забава. И месть эта, хоть и фантазёрская,, как ей и положено быть - холодная. Холодная настолько, что умерщвляет охальников. И, как кажется со стороны, вполне заслужено.
  Рассказ написан во времени, когда по свету ещё не бродила фраза: - Секс, это не повод для знакомства. О сексе, как о таковом, тогда не говорили и не думали. Даже слово такого не знали.
  И это были святые времена. Времена, которые сегодня воспринимаются молодёжью с иронией. А начались они вместе с укороченными, дальше некуда, юбками; расстегнутыми, дальше некуда, блузками: намазанными, дальше некуда, лицами. Всё это всколыхнуло мужскую плоть и мужики не заставили себя ждать. Получите, девчонки, то, на что нарывались. Но похоть всегда останется похотью, которая ничего общего с любовью не имеет. Вот только Сашенька этого не знала.
  
  Хорошо то, что хорошо кончается. Каждый из участников описываемых событий обретает 'почву под ногами'. Уходят прочь сердечные боли, тревоги за ближних... Уходит прочь похоть.
  И это - хорошо!
  Спасибо автору за столь замечательный рассказ.
  
  Только, уважаемая Ольга Леонидовна, перечитать его надо. Перечитать и избавиться от 'Ячества', слов 'тараканчиков', не сбиваться в повествовании, помня, что история эта рассказывается парнем.
  
  Всего вам, девчонки, хорошего.
  
  
  Филиппова Е.Л. И дольше века длится день
  
  Вот и повстречался на моём пути рассказ фантазёрский во всей красе. Ничего не понятно: ни где действие происходит, ни с кем именно. Те, о ком говорится в рассказе, даже не монстры. Они:
  
    'Вокруг опустевшей скалы остались в ошеломлении лежать взрослые и старики. Вытянутые, похожие на гигантские ледяные цилиндры, полупрозрачные фигуры замерли, просвечивающие через почти прозрачный лёд тел голубоватые кристаллы передавали сигналы недоумения, ужаса и начинающейся паники.'
  
  Вот и пойми-разбери с кем дело имеешь.
  И общение внутри 'племени' не ясно какое:
  
   'В проёме арки возникли две фигуры, робко затормозили на пороге. Так, внук с приятелем пожаловали.'
  
  Пока всё ясно. Люди пожилого возраста всегда рады, когда у внуков находится время для посещения престарелых родственников.
  Но дальше читаем:
   'Саар-тэн медленно последовал за своими гостями и остановился у входа.'
  
   Но 'гости', это не единокровные 'внуки'. Или я что-то не понимаю?
  'Приятель' - это гость, которого привёл внук. Так зачем, спрашивается, 'валить' их в одну кучу? Для меня внук ни в коем разе гостем никогда не будет. Мой дом - его дом!
  
  Что до места действия рассказа, так понял я, что всё это на планете Земля происходит. Только планета (с дуру, что ли?), изменила суточный режим вращения вокруг своей оси. Изменилась 'частота мигания Небесного Свода'. А это дискомфорт. Кому понравится, когда у тебя перед глазами лампочка (в данном случае Солнце) мигает?
  
  И вот тут начинаются непонятки не сочетающиеся с действительностью мышления человека разумного. Молодые люди говорят, что надо назад вернуться:
  
  'А если промчаться назад, на десять-двадцать стоянок ... Если там всё нормально, может быть, придётся возвращаться.'
  
  Такие эксперименты не для меня. Возвращаться в прошлое, это удел неразумных. Вперёд и только вперёд! А там посмотрим, 'что день грядущий нам готовит'.
  
  
  Морозко И. Ледяной Король
  
  Прочитал. Дал сыну почитать. Тот улыбнулся и передал рассказ внуку.
  
  - Здоровский рассказ! - были его первые слова, когда возвращал распечатанные страницы.
  - Одного не пойму: - Почему взрослые люди и сегодня сказками увлекаются? Надо, чтобы жизни была сказкой, а не сказку приурочивать ко всякому злодейству в ней происходящему.
  
  Что ответить внуку? Сказать со всем откровением?
  Нельзя! Озлобишь ребёнка.
  Промолчать?
  Как бы за труса не посчитал.
  
  - Эх, Дима, дорогой ты мой человек, в смутное время мы живём. И смуты всякой, разной много на земле побывало. Но перелистай страницы истории жизни и увидишь, что на смену смутному времени приходят времена радостные. Так всегда было и будет. Поверь мне.
  В смутное время главное, чтобы жить по совести. Чтобы не было мучительно больно за нечаянные подлости, когда всем заживётся славно.
  А бороться со злом ... Те, кто жизнь свою злом наполнил, тот от злости этой сам и погибнет. Расти с доброй душой и верь, что таких на свете не один ты. Понял, внучек?
  
  Дима, склонив голову, задумался над моими словами и, ничего не ответив, пошёл к компьютеру. Ему предстояло узнать, что и почему случилось в Керчи, в Политехническом колледже.
  
  И по рассказу.
  Славно написано. Мастеровито. И на тему дня.
  Но зачем, скажите, Ванюшке знать, что Гришка Морозов ' по бабам гулял'? Ни к чему это ребёнку. Пусть будет, например, - 'пил, дрался, словами не хорошими выражался.'
  
  
  Марганцовчик  Нерассказанная притча
  
  Прочитал и... Невольно рука к башке потянулась:
  - 'Да-а-а, к такому и не знаешь как подступиться.'
  
  Если кто-то поднял руку на родителя своего, то нет греха тяжелее. Прощения тот не сыщет во времени. Оправдания не найдёт, где бы не искал.
  
  Если кто-то, действием или бездействием, обречёт народ свой на вымирание, проклят будет на все времена. Чем бы не объяснял он поступок свой - проклят будет.
  
  Если кто-то вздумает одарить народ свой теплом. Если ради этого пройдёт путь нелёгкий, изматывающий. Славен будет во веки веков. Песнь о том сложат потомки и слова песни передадут своим потомкам.
  
  Здесь всё ясно. Поддаётся восприятию. Укладывается в голове.
  
  Понятен и позыв Тувума, подтолкнувшего его к погоне за братом кровным- Азакаем. Тот не только убил отца - вождя племени, но и похитил огонь из жилища народа своего. Огонь, без которого племя вымрет, как мамонты в ледниковый период на планете Земля.
  
  И вот оба брата предстают пред высоким ледяным троном. Предстают порознь, с интервалом во времени. На троне восседает Дух Ветра. И вот, что Тувум узнаёт:
  - Азакай бежал из племени туда, где огня и тепла так много, что хватит всем племенам на земле.
  Разве это плохо?! Хо-ро-шо!!
  
  Но зачем надо было убивать родителя своего? Он был против желаний Азакая жить в тепле и довольствии?
  А, что если Вождь знал о несчастьях приносимых огнём? Знал отчего на земли благостные холод пал?
  
  '  Заговорил дух с глубочайшей горечью в голосе:
  -Человеческое племя так любило огонь, что в один из дней захотело
  во что бы то ни стало слиться с ним.
  Долго я потом летал по небу, долго искал, но не было никого.
  Усталость сломила меня, а земля стала постелью.
  Потом пришел снег, и сон сковал мои очи.'
  
  Значит верно говорят, что старость, какой бы мудрой она не была, должна уступать дорогу молодости. Не уступит, то молодость не остановится ни перед чем. Руку поднимет на родителя, но пойдёт своим путём.
  Обидно думать так. Обидно, досадно, да ладно. Флаг вам в руки, молодые! Только потом не говорите, что вас не предупреждали о последствиях.
  
  Вот так, рассуждая сам с собой, добрался, кажется, до смысла 'Нерассказанной притчи'.
  
  Интересно, а как поступит Тувум, получив от Духа Ветра огненный плод. Вернётся домой, в пещеру? Останется с Азакаем?
  Нет ответа на эти вопросы в притче. Потому и называется она 'нерассказанной'.
  Пусть каждый, кто прочитает её, примет решение сам. А кто не найдёт его, обратится к старикам. Только не убивайте их раньше времени.
  
  
  Павлова Н.Н. В поисках нового Солнца
  
  Догадываюсь откуда пошла фантастика такого рода.
  Автор, будучи человеком любознательным, вооружённый интернетом, обогатил разум познаниями космоса. Дальше, само-собой, стали появляться вопросы. В поисках ответов на них появились гипотезы. Гипотезы сформировались в сюжет. Сюжет окрасили литературным смыслом и вот вам фантастический рассказ.
  Здорово! Я бы так не смог.
  
  Полагаю, что сюжет привязанный к действительности больше подойдёт. Чтобы не мифические инопланетяне солнце украли, а те кому это нужно очень.
  Зачем нужно? - Да, от вредности.
  У Корнея Чуковского крокодил этим занимался. Так детишки-ребятишки до сего времени об этом читают. А почему бы и в нашем случае не подыскать на роль захватчика кого-то. Из олигархов, например.
  Захватили, 'ни дна им, ни покрышки', все углеводороды и издеваются над народом. Что - не так?!
  А тут - Солнце! Подумаешь, невидаль какая. Его, если зашторить, то светло, тепло и лучи всякие-разные можно порционно потребителю выдавать. Заплатил - получи. Не заплатил - сиди в темноте и холоде.
  Здорово я придумал?
  
  Ну, а теперь серьёзно.
  Фантастика в рассказе получилась очень 'антинаучная'. Такую школьник почитает и растеряет представление о Солнечной системе нашей.
  Если планеты вокруг Солнца крутятся, то это потому, что 'Звезда по имени Солнце' их притягивает.
  Если 'Чёрная дыра' Солнце поглотит, то планеты эти вслед за ним нырнут. Земля в том числе. Т.ч. писать придётся не о поиске нового Солнца, а о том как Солнечной системе в утробе 'Чёрной дыры' живётся.
  Согласны со мной?
  
  
  Девятьяров Р.В. Сказка о Нойко, Илко и малом народце 
  
  Прочитал и вспомнилось из раннего детства:
  
  Дали Мурочке тетрадь, 
  Стала Мура рисовать. 
  'Это - ёлочка мохнатая. 
  Это - козочка рогатая. 
  Это - дядя с бородой. 
  Это - дом с трубой'.
  'Ну, а это что такое, 
  Непонятное, чудное, 
  С десятью ногами, 
  С десятью рогами?' 
  'Это Бяка-Закаляка Кусачая, 
  Я сама из головы её выдумала'.
  'Что ж ты бросила тетрадь, 
  Перестала рисовать?'
  'Я её боюсь!'
  
  Других ассоциаций прочитанное у меня не вызвало.
  
  
  Зотова С. Последняя битва
  
  Второй раз встречаю рассказ на литературных конкурсах.
  Познакомился в феврале семнадцатого и сегодня мнения о художественной составляющей сюжета не поменял. Подумал только, что неплохо бы почитать написанное Мудрой Татьяне Алексеевне. Услышать от любителя рун, саг и прочего исландского фольклора мнение об этом мистическом повествовании.
  
  В этот раз вот на чём хочу остановиться:
  
  1. В самом начале текста три абзаца, семь предложений и десять(!) местоимений от первого лица. И местоимений этих в тексте столько, что ...
  Ладно, пускай будут если другим это без разницы.
  
  2. 'Только тот, кому суждено скоро умереть, вспоминает всю прошедшую жизнь так живо, в таких подробностях...'
  
  Отчаянное заявление.
  Ладно, пускай будет. Узнать бы откуда это известно.
  
  3. 'Я разрыл могилу и увидел скелет со следами полусгнившей плоти, что черными и красно-коричневыми лентами оплетала кости рук, ног и ребра колдуна...'
  
  Перелистнув страницу читаю:
  
    'В полночь я увидел, как колдун встаёт из могилы ... Передо мной стоял хмурый старик, одетый в красно-коричневую кожаную куртку и штаны, руками он шарил за пазухой куртки, словно что-то искал.'
  
  А повествование идёт об одном покойничке. Странно.
  Ладно, пускай будет.
  
  
  Гораль В.В. Пурпур и кобальт
  
  Прочитал и знакомое почувствовал в сюжете. И фамилия автора встречалась когда-то.
  Перелистал ранее написанные обзоры к работам выставленных на конкурсы и нашёл - "Моя планета-2017".
  Повторяться не стану. Автору моё мнение известно, а читатели, если заинтересуются, заглянут в написанное полтора года назад.
  
  Что хочется дополнить к написанному:
  - царапнуло обилие местоимений. Писать от первого лица весьма сложно. Есть предпосылка скатиться в 'Ячество'. И здесь необходимо 'держать руку на пульсе'. Чего в прочитанном вновь тексте не заметил.
  Но это только моё мнение.
  
  
  Неспящая_в_берлоге Раб своего раба
  
  Глубокомысленный рассказ. Думаю, что и другим он таким покажется.
  
  Рассказ позволяющий заглянуть вглубь веков, во времена не столь отдалённые и оглянуться на то, что вокруг нас происходит в настоящее время. Расшифровка смысла сюжета заключается в записке того, кто разгадал первопричину коллапса обрушившегося на старушку Англию:
  
  '... пальцы правой руки сжимали клочок бумаги.
  ... комиссар решительно шагнул к покойнику и потянул клочок за край.
  - "Джек Фрост?" - прочел он. - Да, здесь так и написано
  с вопросительным знаком... "Жертвоприношение".
  И дальше: "Он пришел с севера.'
  
  На память приходит описание камлания шаманов всех времён и народов. Не зная первопричины природных явлений они, до исступления, колотили в бубен в надежде ниспослания сверху лучшей доли.
  Достучались, в рот им дышло, если взять во внимание прочитанный рассказ. Разбудили потусторонних духов.
  
  Во времена не столь отдалённые был свидетелем разговора владельцев приусадебных участков. Место действия - Северо-запад Ленинградской области. Время действия - жаркое лето, которое в тех местах бывает чрезвычайно редко.
  - Ой, солнце жарит нещадно! Ой, на грядках выгорает всё! Ой, дождя надо! Ой, дождя надо!
  - А вы, соседки, вместо того , чтобы причитать, лучше Всевышнему жертвоприношение поднесите. Глядишь, он и сжалится, ниспошлёт дождичка.
  - Так мы бы преподнесли, только что ему надобно не знаем.
  - А что мужику надо, чтобы он душой подобрел? Ясно дело - водовки пол-литра. Вот сейчас схожу в лабаз, куплю, боженьку к столу приглашу, и увидите, что завтра дождик пойдёт.
  Так и сделал. А после полуночи дождик зарядил. И шёл, напропалую, до самой осени. И осенью лил не переставая. Лил до самой зимы. А зимой такой мороз землю окутал... Но про это хорошо в рассказе написано.
  
  Ну, а теперь вернёмся к рассказу прочитанному.
  Какой вывод надо сделать из рассказа?
  Мне, так, кажется:
  - 'Не буди лихо, пока оно тихо.'
  А то случиться как в Англии и помрём все до единого.
  Дух Всевышнего во всех ипостасях пребывать может. И в виде холода лютого, убийственного. И никакими подношениями ты его не задобришь, если понравится Духу этому людей морозить и, тем самым, пополнять империю свою народонаселением.
  
  Почему автор выбрал местом действия Англию - затрудняюсь сказать. М.б. потому, что именно она, сколько уже времени, на Россию 'бочку катит'?
  
  
  Эскимоска Играть в человеков
  
  Замечательный рассказ.
  Написан, правда, неказисто, но сюжет ясен. Не ясно другое - почему тем, кто ратует за возрождение Империи военным путём, в голову не придёт, что победителей не будет. Мы - империалисты - окажемся в Раю, а остальные сдохнут. Браво!
  А нас спросили о том, что мы хотим в Рай? Чёрта с два!
  
  В рассказе ясно показано, что будет 'на финише'.
  Те кто останется будет рисовать человечков по памяти и для памяти тех кто придёт следом. Возможно, что рисунки будут на скалах пещер обустроенных под жилища.
  По рисункам этим возродятся игры, как когда-то, в детстве, мы играли в 'Дочки - матери'. Играли потому, что не хватало нам внимания со стороны родителей. Заняты они были на службе государевой. И не знали тогда, что занятость эта обернётся распадом семей. На смену семьям придёт осознание величия в отдельно взятой стране и...
  Те, кто останется после попытки создать Империю, будут играть в человечков.
  
  
  Болеутолитель к. Ск-8: Промёрзший трон
  
  Удивительно симпатичный рассказ. Теплом и юношеской наивностью повеяло от сюжета.
  Перевернул последнюю, из распечатанных, страницу и долго не мог успокоиться - улыбка не исчезала из души. Не уж-то максимализм ещё жив? Как же приятно его ощущать!
  
  Когда-то, во времена уже исторические,Орлеанская дева встала на путь освобождения Франции от заполонивших её войск английских рыцарей. Что из этого получилось известно из школьных учебников.
  Были ещё подобные герои описанные в литературе? - Были, наверное. Взять того же Данко из 'Старухи Изергиль'. Разве не герой своего времени?
  И вот перед нами Сатра. Обыкновенная девчоночка, дитя своих родителей и обстоятельств в которых проживает. И хоть помыслы Сатры несколько удивляют - продолжить изучение Северного полюса, но героического от неё не ждёшь. Сегодня эмансипацией, со стороны женщин, никого не удивишь. Примером тому является Ксюша Собчак - экзальтированный человек. Но как бы она не пыжилась, а нет ей места на троне. Для того, чтобы иметь право занять его, надо, сперва, очистить трон от ледяного безразличия, которое накопилось временем. Что Сатра и сделала. Не ожидал такого от юного создания.
  Почему юного? Концовка рассказа подтолкнула меня к этому ощущению:
  
  'Мама, папа, я жива и скоро прилечу.'
  
  Вспомнился 'дядя Фёдор' проживавший в Простоквашино. Он, избрав самостоятельность в жизни, писал родителям:
  
  - Мои мама и папа.
  Я живу хорошо. Просто замечательно.
  У меня всё есть...'
  
  
  Бердыев Твари
   Стрёмный рассказец показалось мне изначально. Ужастик, который, если во сне присниться, то в холодном поту проснёшься. Если проснёшься, а не кончишься прямо в постели. Время, место действия сюжета подобраны превосходно. И написано мастерски - впечатляет. Остаётся задуматься: - Для чего написано? Просто так? Стёба ради?
  А если нет?
  
  К размышлениям подобного рода подтолкнули меня эпизоды описанные в ужастике. Эпизоды связанные с действительностью сегодняшнего дня. А именно:
  - компашка выступавшая в сюжете в качестве действующих лиц. Их настрой, отношения к друг другу, лексикон, манера общения, связующая междусобойчика;
  - незнание молодыми людьми того, что с аварийного авто нельзя брать ничего. Это как нарвать букет цветов с могильного холмика;
  - отсутствие на севере крайнем картошки. Не знаю как при советах, а для РФ это закономерно;
  - поведение компашки на буровой. Всё, что не наше - наше! Потому, что хозяев нет, а значит 'что хочу, то и ворочу';
  - причина появления компашки на буровой носит меркантильную подоплёку. Это ли не говорит о том, что время действия - сегодняшние дни.
  
  Если суммировать моральную сторону этих, и не только, эпизодов, то невольно появляется мысль о возмездии за происходившее в жилом модуле буровой. И оно приходит в виде ёлочки. Приходит ещё больше нагнетая ужас происходящего.
  Избавиться от него можно только уничтожив первопричину его зарождения - цинизм поглотивший современность. Что Берды и сделал. Хочется думать, что сделал осмысленно. Иначе не сочеталось бы имя молодого человек с псевдонимом того, кто это написал. А сам рассказ не носил бы столь звучного названия.
  
  
  Бессонная А. Близкие контакты
  
  Давно это было. Ещё в доперестоичные времена. Мы тогда считали себя мужчинами, от которых зависит благосостояние семей наших.
  Помню лозунг того времени, который взяли себе на вооружение:
  - Если тебе мужчина имя - имя крепи делами своими!
  
  Вот, многие из нас, и позабрасывали дипломы в чемоданы. Пошли работать водителями автобусов, которые зарабатывали много больше, чем инженерА. И держались такие водители несколько обособленно от шоферюг, которым 'абы стакан залудить' после работы. Женщины, как жёны, их мало интересовали. Мы же, заработанное, всё до копеечки в дом приносили. Но это не мешало нам дружить с женщинами на стороне.
  
  Приятеля моего Вадимом звали. Работал он на заказном автобусе. Прикреплён был к команде баскетболисток. Развозил их на соревнования, тренировки и к станции метро от клуба имени кого-то.
  И познакомился Вадим с девчоночкой одной из этой команды. Подружился. На взаимностях отношения с ней построил. И, как понимаете, 'внезапно искра пробежала' между этими прекрасными людьми.
  Долго Вадим ходил словно 'горем убитый' после 'романтического свидания' с капитаншей баскетбольной команды. От сочувствий со стороны товарищей отмахивался и предпочитал уединение. Но, однажды, 'раскололся'. И вот, что поведал он мне, как лепшему другу:
  - Я, когда в постели к ней притулился, обнял её всю, то почувствовал рядом такой комок мускул, чего не ожидал, что каким-то неполноценным себя ощутил. А дальше...
  Дальше она делала со мной что хотела. Не я ей любовь свою дарил, а она мною наслаждалась словно болванчиком. Сколько так продолжалось - не помню. Порой мне казалось, что сознание теряю. А она... Словно тигрица ненасытная. Я уже не могу ничего, но, откуда только способы такие знает, через полчаса издевалась надо мной и стонет, стонет от удовольствия.
  Вот такие дела, Евгений. И, что удивительно, мне, неделю спустя, с ней опять захотелось встретиться. Но страшно стало и за себя, и за семью. А вдруг как привыкну к баскетболистке своей...
  
  Вот о чём вспомнилось после прочтения рассказа 'Близкие контакты'. И кажется мне, что написан рассказ не просто так, не 'от фонаря'. Написан как наставление для мужчин сегодняшнего времени. Для тех мужчин, которые позабыли о сущности своей - заботиться о благосостоянии семей.
  Сегодня, когда мужик не может заработать, он ищет женщину способную 'коня на скаку остановить'. Ту, которая, забыв о женской сущности, может противостоять катаклизмам сегодняшнего времени.
  Но это моё восприятие от прочитанного.
  
  
  Skier Ходок
  
  Странное название у рассказа. И рассказ ни о чём.
  Ходок, это кто: путешественник, бродяга, дервиш? В деревнях, где от людей не скроешься, ходоками прозывают блудливых мужиков. Никому не нужных, ни чем не обременённых...
  Ладно. Почитаем - узнаем.
  
  Опа-на!
  
  - 'опершись на стену, опустив ... лицо.'
  
  Это как? Может 'прислонившись к стене'?
  
  - 'ручьи станут ключами, бьющими из-под чёрных камней.'
  
  А это как? Задом наперёд: был ручьём, а стал ключом родниковым?
  И, потом, не бывает в горной местности ключей. Нет в скалах водоносного слоя.
  
  Знаю страну объятую солёными водами морей, а жизнь в ней процветает. Пресной воды в изобилии. Откуда? Страну эту, с севера, обрамляют горы известняковые. Горы высокие - тучи задерживают. И вот дожди, через известняк, просачиваются на километры и, обогащённые минералами, низвергаются водопадами к тем, кто живёт по другую сторону гор.
  Но из рассказа следует, что Ходок держит путь по гранитным горам. А гранит не гигроскопичен.
  
  - 'упирается озеро в нагромождение скал...'
  
  Опять 'загагулина' получилась. Озеро это не поток воды и упираться не моГЁт. Оно может быть обрамлено нагромождением скал и никак иначе.
   Продолжаю читать и столько ляпов нахожу, и это кроме как безграмотностью не назовёшь. Простите мне откровенность.
  
  Я бы и на это не стал обращать внимание, но поразили меня слова, произнесённые в конце повествования:
  
  - '... учителю не годится вводить ученика в заблуждение.' (!)
  
  А теперь о сути рассказа.
  Помнится, в песне одной есть слова:
  
  'Я спросил тебя: - Зачем идёте в горы вы...'.
  
  И дальше, куплет за куплетом, рассказывается зачем, не знающий гор, ломанулся вслед за Скалолазкой.
  А в рассказе зачем Ходок попёрся преодолевать гранитные и снежные торосы? Только затем, что 'Старший приказал'? И это должно являться примером для подражания читателем?
  Странно всё это.
  
  
  Друзья и недруги.
  К вам обращаюсь я - человек, так и не понявший жанра
  в котором вы пишите. Видит Бог, приложил немало усилий,
  чтобы быть с вами рядом. Не получилось.
  
  Смысл сюжетов написанных работ ясен.
  Но почему не осветить его в реалистическом жанре?
  Не придуманными словами больше похожими на абракадабру.
  Не понимаю. А то, что непонятно - тревожит.
  Устал от этих тревог. Поэтому прощаюсь.
  
  Не поминайте лихом. Е.Д.
  
  С.Пб.ноябрь.2018.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"