Это последний из рассказов, вошедших в сборник автора "Дети судьбы".
Я неоднократно говорил, что каждый из них, после прочтения, понуждает задуматься над сюжетом. Это говорит о способности Владислава Игоревича вложить в написанное смысл, что является основополагающим в рассказе. Не будем останавливаться на некотором несовершенстве в написании текста. Совершенство придёт. Здесь необходимо только работать над собой, текстом, манерой изложения и всё станет по своим местам.
Рассказ "Как когда-то" повествует о встрече друзей, которым есть что вспомнить.
Они достигли вершин благополучия в жизни. Пройдя через неустроенную, беспечную молодость обрели самодостаточность. И воспоминания о прошедшем времени приходят к ним с теплом и радостью. Только некая Алиса, подруга юности, объект общей влюблённости, вызывает ощущение грусти от отсутствия её в собравшейся компании.
И остаётся с благодарностью отнестись к душевной доброте автора, который, в самом конце рассказа, воссоединил вместе наших героев, наполнив их сердца счастьем "как и когда-то, в дни своей давно минувшей юности".
Прочитав рассказ, невольно задумался: - Как так получилось, что любя женщину, никто не позволил себе свести с ней судьбу? Что это - самовлюблённость, боязнь потерять свободу холостяцкой жизни?..
Возвращаясь к прожитому из собственной жизни, вспомнились слова из песни:
Ну что ж сказать нам, старый друг,
Мы в этом сами виноваты,
Что много есть невест вокруг,
А мы с тобою не женаты.
Это были времена, когда по жизни шагало поверье о "священном мужском союзе". Когда мужская свобода ставилась выше семейных отношений. Зачем? Сегодня невозможно ответить на этот вопрос. Времена были такие.
Им на смену пришли времена, когда мужчины, не переставая любить, ставили на первое место в жизни "дело которому ты служишь". Испытывая себя в экстремальных условиях, они хранили в памяти образ возлюбленной:
Поёт морзянка за стеной весёлым дискантом,
Кругом снега, хоть сотни вёрст исколеси.
Четвёртый день пурга качается над Диксоном,
Но только ты об этом лучше песню расспроси.
Проходит некоторое время и эту песню сменяет:
Иду я бульваром знакомым,
Вот новый наш дом,
Три окна горят в вышине.
Я знаю, что ты уже дома,
И это наш свет
На седьмом этаже.
И, как триумфальный аккорд в отношениях любящих, звучат слова песни:
Топ топ топает малыш
С мамой по дорожке милый стриж
Маленькие ножки не спешат
Только знай себе твердят
Топ топ очень нелегки
В неизвестность первые шаги.
Перелистав в памяти - что и как нас связывало с любимыми, хочу ответить на вопрос:
- Как так получилось, что любя женщину, никто из героев рассказа не позволил себе свести судьбу с Алисой? Ради чего каждый из них отказался от человеческого счастья в годы юности?
Думаю и прихожу к выводу, что только от желания обрести роскошь, в которой состоялась описываемая в рассказе встреча.
Не уж-то по этому?!
Как же изменились нравы мужчин со временем.
P.S.
В Эстонии, где приходилось бывать, как в "братской республике", услышал поговорку:
-" Трудись, трудись, построй свой дом, смотри на девушек потом".
А может прав был автор прочитанного рассказа? Может, рассказ написан, как наставление для тех, кто идёт за нами?