Аннотация: "Не прячьте ваши денежки по банкам и углам"
Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа!
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда.
(из репертуара Аркадия Севернго)
Вам интересно знать, что это за слово "искрема"?
Это псевдоним театрального деятеля давно прошедших дней. Расшифровывается - искусство революции массам.
Про революции говорить не будем. Надоело. А вот об остальном хотелось бы порассуждать.
Искусство массам! - Эти слова звучат как призыв. Как лозунг.
Они и сегодня должны иметь место потому, что не потеряли своей актуальности. Это можно наблюдать каждым летом, когда музеи объявляют "День открытых дверей". Когда наблюдаешь столпотворение на входе каждого из них. Про театры подобного сказать не могу - не знаю. Но знаком с теми, кто на встречу с любимым артистом, покупает билет на самолёт и летит "за тридяведь земель". И всё потому, что артисты эти по известным причинам не ездят по провинциальным городам - платят мало.
А вот изобразительное искусство денег не просит. Висит на стене картина молча и ждёт когда к ней подойдут и начнут разглядывать. А когда разглядят, то увидят, насколько она прекрасна. Насколько одухотворённым был живописец, когда создавал шедевр.
И шедевров этих столько, что представить трудно. Но, в большинстве своём, хранятся они не на музейных стенах, не в художественных манежах, а в тёмных подвалах, где-то на антресолях, или стоймя составлены вдоль стен на полу квартиры художника.
Жалко мне эти картины. И художников, которые их написали, жалко. Нет в них осознания, что искусство должно принадлежать массам. Так их воспитали в нашей стране. В которой правит постулат - искусство и деньги несовместимы. Даже закон вывели - "Художник должен быть голодным!"
Это ли не идиотизм?!
И что странно, к мыслям, к осознанию этого идиотизма, даровитых ребятишек приучают с момента, когда они, сдав вступительные экзамены, становятся полноправными участниками художественных школ.
Здесь их учат многому: грамматике живописи, лепке, искусствоведению... Только не учат тому, что создание картины, скульптуры - это труд. Труд, требующий от мастера концентрации всех духовных сил. В противном случае шедевра не создашь. А ещё не учат тому, что всякий труд материален и должен иметь цену. Цену выраженную в некоторой денежной сумме.
Я не призываю обучать детей стяжательству. Но я против того, что "художник должен быть голодным". Мастерство художника нельзя поставить на поток, установив цену на единственно выбранную композицию. Мастерство художника индивидуально всякий раз, когда он берётся за кисть и краски. Оно может быть оценено зрителем и только зрителем. А вот зрителей художнику и не хватает. Не хватает потому, что не приучен он сызмальства, с первых посещений художественной школы, к осознанию того, что, кроме духовного самоудовлетворения, его картины, скульптурные композиции, имеют материальную ценность.
Закончился май месяц. Вместе с ним окончились занятия в художественной школе. Ребята написали дипломные работы, скульпторы выставили на постаментах свои композиции. Всё это стало достоянием учеников младших классов, преподавателей, служащих школы, родителей учеников. Нет среди них не одного равнодушного взгляда, безразлично проходящего человека. Медленно, с вниманием и переживаниями известными одному созерцателю, люди проходят по залам, классам, вестибюлям. В каждой из работ зрители видят своё, но всех их объединяет восхищение способностью даровитых ребят воспроизвести то, что называется одухотворённостью.
А что дальше? Куда проследуют шедевры выпускников школы?
Они займут место на полках хранилища школы среди множества, ранее воспроизведённых скульптур и картин. Больше их никто не увидит. И будут они пылиться многие годы, не рассчитывая встретиться со зрителями после первой и последней выставки в своей жизни.
Справедливо ли это?
А как сложатся в дальнейшем судьбы ребят, которых преподаватели одарили знанием, умением видеть прекрасное?
Единицы из них продолжат обучение на высших ступенях развития художественного промысла. Большинство, получив Свидетельство об окончании художественной школы, удовлетворив тем самым посыл родителей, так и останутся созерцателями прекрасного, сотворённого не их руками.
Как жаль!
И всё это потому, что за всё время обучения в школе им никто, ни разу не поведал, что их творения может одухотворять массы. Принося, тем самым, материальное вознаграждение автору работ. "Искусство и деньги не совместимы!" - сказал какой-то идиот. И постулат этот звучит сегодня во благо низвержения искусства как составляющей сущности человечества.
Обидно!
В одной из стран, которые в России называют цивилизованными, зашёл в лавку художественных промыслов изобразительных студий. В ней, в огромном количестве, на полках, стеллажах, в шкафах и на витринах находилось то, что наблюдаю ежегодно на выставке в конце мая месяца. Каждая из работ имела свою цену в конвертируемой валюте. И, что меня поразило кроме того, вдоль выставленных на продажу работ медленно, вглядываясь в товар, ходили покупатели. Многие из них выходили из лавки с аккуратно завязанными пакетами приобретённых скульптур или картин. Это ли не здорово!
Приобрёл и я себе статуэтку в порядке сувенира на память. А выходя на улицу подумал:
- "Если мы, у себя в России, такие умные, нравственно возвышенные, то почему у нас художники голодные?"