Moore Mary : другие произведения.

Песня Asp - Sage Nein в контексте одного из рассказов В. Борхерта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сопоставительный анализ песни Sage Nein и рассказа "Тогда остается только одно"


   Песня ASP Sage Nein в контексте одного из рассказов В. Борхерта
  
   Творчеством ASP я увлекаюсь сколько себя помню очень давно. Здесь и прослушивание музыки, и переводы (основное направление читательской рецепции), в планах еще иллюстрации и клипы на их песни. Однако сегодня я создам не очередной перевод, а почти научную статью.
    
   0x08 graphic
   Коротко о группе. ASP (аббревиатура читается одним словом "АСП", а не по буквам) - Alexander Spreng Project - музыкальная рок-группа из Германии. Она была основана в 1999 году Александром Шпренгом (постоянный вокалист) и Маттиасом Амбре (ушедший гитарист). Что рок-музыка наполнена большим смыслом, чем поп или даже поп-рок, - общее место. Не стало исключением и творчество данных музыкантов: лейтмотивами, как и подобает готике, являются смерть, тоска, одиночество. Образный лейтмотив -- черная бабочка как символ смерти. "Изюминка" музыкальная - использование скрипок. "Изюминка" литературная, содержательная - обращение к фольклорным произведениям (целый альбом "Крабат"! - по лужицкой сказке), а также кафкианским превращениям (впрочем, перевоплощение -- это тоже смерть). Но какого же было мое удивление, когда оказалось, что сказки или мифы - не единственный источник вдохновения у талантливых немцев.
   Песня Sage Nein не вполне типична для ASP: не готика, а альтернатива. Не фэнтези, а стимпанк. Не скрипки, а барабаны. Да что я все о своем да о своем?! Вот, послушайте и посмотрите сами.
  
  
  
    []
 
   Коротко о писателе. Вольфганг Борхерт (1921-1947) - немецкий поэт, писатель, драматург. Один из основоположников экспрессионистского направления в западноевропейской литературе 40-х - 50-х годов. Узнала о нем совершенно случайно, сначала прочитала рассказ, одно из его программных произведений, на котором остановлюсь ниже, и сразу же решила, что он из Группы-49. Оказалось, нет, однако многое его сближает с писателями послевоенной поры: критика партии, государства, вермахта. "Среди пожаров, мороза, руин и Смерти родилось гуманистическое и одновременно нигилистическое мировоззрение писателей его поколения, пришедших в Германию в "час ноль": одновременно отвергающих и испытывающих скрижали заветов".
  
  
  
   Произведение, привлекшее мое внимание, - "Тогда остается только одно". Скорее воззвание, притча, декламация, призыв, нежели рассказ в полном смысле этого слова. Пожалуй, только слепой не сможет заметить сходства между творением Борхерта и песней ASP - Sage Nein. Конструкции, обращения, рефрен...
   Впрочем, обо всем подробнее...
  
   Синтаксис и композиция. Рассказ "Тогда остается только одно", несмотря на малый объем, делится на две части. В первой части писатель последовательно обращается в целом к разным людям (по профессии, званию, положению), находя для каждого вполне конкретную причину, сказать войне НЕТ! Эти же самые слова ("Скажи: НЕТ!") проходят через первую часть рефреном. В призывах используется сослагательный залог (если..., то...). Во второй части описываются катастрофичные последствия войны. Здесь синтаксический прием - однородные члены предложения, связанные бессоюзной связью.
  
   Песня Sage Nein - композиция, состоящая из трех (трех с половиной) куплетов и нескольких рефренов. Приведу их сразу, пронумерую, чтобы после не было путаницы.
    
   Рефрен N1 (первые строки варьируются)
    
   Dann steh auf und misch dich ein:
   SAGE NEIN!
  
   Mach dich stark und bring dich ein
   Zeig es diesem dummen Schwein:
   SAGE NEIN!
  
   Ohne zЖgern bring dich ein:
   SAGE NEIN!
  
   Tritt nicht ein in den Verein:
   SAGE NEIN!
  
   Hab dann keine Angst zu schrei'n:
   SAGE NEIN!
   Тогда встань и вмешайся:
   СКАЖИ НЕТ!
  
   Стань сильным,
   Покажи этим тупым свиньям:
   СКАЖИ НЕТ!
  
   Без промедления выступи:
   СКАЖИ НЕТ!
  
   Не вступай в их ряды:
   СКАЖИ НЕТ!
  
   Отринув страх, закричи:
   СКАЖИ НЕТ!
  
   Рефрен N2
    
   Ob als Penner oder SДnger,
   Bänker oder Müßiggänger,
   Ob als Schüler oder Lehrer,
   Hausfrau oder Straßenkehrer,
   Ob du sechs bist oder hundert,
   Sei nicht nur empört, verwundert
   Будь ты бомжом или певцом,
   Банкиром или тунеядцем,
   Учеником или учителем,
   Домохозяйкой или дворником,
   Будь тебе шесть лет или сто,
  
  
    Стихотворный размер - хорей, меняющий стопность, но в основном четыре удара.
    
   Куплеты, как и вторая часть рассказа, строятся на основе сослагательного залога (Если...), продолжение (то...) выносится в рефрен N1. Рефрен N2, - как и в рассказе, обращение к различным по статусу людям. Синтаксический прием - однородные члены предложения.
  
   В том же самом рефрене N1, как и в рассказе, возникают слова "Скажи: НЕТ!" (и на уровне графики: и у Борхерта, и у ASP используются заглавные буквы).
  
   Таким образом, уже на уровне синтаксиса и композиции мы видим повторяемость, практически зеркальность построения двух разных произведений с той только разницей, что песня вследствие "единства и тесноты стихотворного ряда" (с) более концентрична, соответственно, в отличие от рассказа части несколько иначе связаны между собой.
  
   Схематично это можно представить следующим образом.
  
   Рассказ
   Песня
   Часть 1
   Обращения, причины
   +
   Скажи: НЕТ!
   Куплет N1
   Последствия
   +
   Рефрен N1
   СКАЖИ НЕТ
   Часть 2
   Последствия войны
   Куплет N2
   Последствия
   +
   Рефрен N1
   СКАЖИ НЕТ
  
   Рефрен N2
   Обращения
   +
   Рефрен N1
   СКАЖИ НЕТ
   ___________________________________
   Куплет N3
   Последствия
   +
   Рефрен N1
   СКАЖИ НЕТ
   ____________________________________
   Куплет N4
   Последствия
   +
   Рефрен N1
   СКАЖИ НЕТ
   ___________________________________
   Рефрен N2
   Обращения
   +
   Рефрен N1
   СКАЖИ НЕТ
  
   Иначе говоря, вторая часть рассказа в песне "разрывается" на ряд куплетов (получается некое подобие "сюжета"). Обращения из первой части прозаического произведения повторяются несколько раз, и только основное воззвание, вынесенное в заглавие, проходит через весь текст. Как и подобает поэзии, стихотворный рисунок выглядит в итоге сложнее и интереснее, чем творение прозаика.
  
   Образы и картина мира. Теперь рассмотрим подробнее, к кому обращены лозунги, а также проанализируем картины мрачного будущего, рисуемые каждым произведением.
  
   Люди, к которым обращаются авторы
   Рассказ
   Песня
   человек у машины и человек в мастерской
   девушка за прилавком и девушка в конторе
   владелец фабрики
   ученый в лаборатории
   поэт в своем уединении
   врач у постели больного
   священник на церковной кафедре
   капитан на судне
   пилот на аэродроме
   портной у своего стола
   судья в мантии
   мужчина в городе и мужчина в деревне
   матери всех континентов, матери мира
   Penner (бомж)
   Sänger (певцы)
   Bänker (банкиры)
   MüßiggДnger (бездельники)
   Schüler (ученик)
   Lehrer (учитель)
   Hausfrau (домохозяйка)
   Straßenkehrer (дворник)
   Ob du sechs bist oder hundert (шестилетний = любой ребенок; столетний = любой взрослый)
   Итого в рассказе упоминается 15 разных человек, в песне, что логично, меньше - только 10. Сопоставить их по званиям и профессиям сложно, повторяющихся нет, разве что матери и домохозяйки, с натяжкой еще певцы и поэт. При этом Борхерт практически везде использует единственное число, достигая тем самым большей конкретики (обращается к отдельно взятому человеку, девушке, ученому, за счет чего возрастает сила убеждения). У ASP нет тенденции к определенному числу (примерно поровну и единственное, и множественное); что касается профессий, внезапно появляются бездельники и бомжи, но да бог с ними. Интересно здесь другое: если Борхерт берет только род деятельности, то немецкая группа упоминает еще и возрастное отличие, за счет чего их марш обращен к куда большему количеству человек.
  
   Теперь обратимся к последствиям войны.
   Рассказ
   Песня
   1. Транспортный коллапс (замрут корабли, трамваи будут валяться ненужные)
  
   2. Никого не будет ни в домах, ни на улицах (накатится тишина в школах, университетах, театрах...) - здесь упор на то, что не станет детей
  
   3. Нечего будет есть (рис зачахнет, картофель сгниет, коровы погибнут, хлеб покроется плесенью)
  
   4. Научная катастрофа (гениальные открытия заплесневеют)
   1. К власти снова придут фашисты (с маршами, лозунгами об исцелении остальных рас).
  
   2. Историю станут переписывать под новых правителей (в том числе в школах)
  
  
   3. Наступит век патриархата, женщины снова станут бесправными.
  
  
   4. Расцвет антисемитизма, расизма, шовинизма (евреи, секс.меньшинства, чернокожие останутся не у дел)
  
   В рассказе Борхерта будущее на редкость безрадостное, более того, - апокалиптичное, вплоть до того, что в ходе войны (видимо, уже Третьей мировой? ведь конкретизации здесь нет - речь идет о любой войне) на земле в живых останется лишь один человек. Один человек среди погубленной природы и цивилизации (культуры).
   В песне нас предупреждают об опасности очередной нацистской (фашистской) войны. Все последствия социальные, нежели экологические, экономические и демографические. Нельзя сказать, чтобы авторы сгущали краски, все достаточно сдержанно.
  
   Итак, песня Sage NEIN! показательна благодаря своему построению (но лишь потому, что это весьма хорошее стихотворение), это фантазия на тему, антифашистский марш по мотивам рассказа.
   Антивоенный рассказ Борхерта не столь интересен с точки зрения композиции. Зато он пронзителен, убедителен, ужасающ благодаря всеобъемлющему смыслу, вложенному во вторую часть (эти последствия войны касаются всех людей без исключения; да и сама война, любая, - проблема каждого человека), а также убедительным обращениям к каждому отдельному человеку в первой части, а не группе лиц, как в песне.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"